Семья и возлюбленные Деметры

Деметра была олимпийской богиней земледелия, зерна и хлеба.

В этой части описывается семья и супруги богини, включая Зевса, Посейдона и смертного Иасиона.

Изображение справа — Деметра и ее сын Плутос, 4 век до н.э., Музей Дж. Пола Гетти.

ВВОЗЛЮБЛЕННЫЕ СРЕДИ БОЖЕСТВ

Посейдон – бог моря. Он преследовал Деметру, когда она оплакивала потерю своей дочери Персефоны. Деметра превратилась в лошадь и спряталась среди стад аркадского царя Онка. Посейдон нашёл её там и, приняв облик жеребца, овладел ей. Деметра родила ему двух детей – коня Ариона и богиню Деспину.

Зевс – царь богов и Деметра сошлись в виде змей, которые сплелись друг с другом. От этого союза родилась богиня Персефона.

СМЕРТНЫЕ ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ (ЛЮДИ)

Иасион – принц с острова Самофракия или Крит (в греческом Эгейском море). Он возлёг с Деметрой на трижды вспаханном поле. Взревновавший Зевс поразил его молнией. Деметра родила ему двух сыновей, Плутоса и Филомела.

Карманор – лорд Тарры на греческом острове Крит в Эгейском море. В него влюбилась богиня Деметра. Она родила Карманору сына Эвбула и дочь Хрисофемис. Возможно, это тот же персонаж, что и Иасион. [См:. Семья]

Мекон – человек, возлюбленной богини Деметры. Был превращён в цветок мака.

ДЕТИ-БОЖЕСТВА

Арион – бессмертный конь, чьим хозяином сначала был Геракл, а позже – Адраст. Он был рождён Деметрой, которой овладел Посейдон в форме лошади.

Деспойна – богиня некоторых аркадских мистерий. Она была рождена от Посейдона и Деметры.

Эвбулей – полубог, покровитель вспаханной земли. Он – сын Карманора и Деметры. Возможно, Эвбулей – тот же персонаж, что и Филомел.

Хрисофемида – полубогиня, покровительствовавшая празднику урожая. Она – дочь Карманора и Деметры.

Корибант – предводитель корибантов из Самофракии. Сын Деметры и Иасиона.

Персефона – царица подземного мира, дочь Зевса и Деметры. Аид, повелитель мёртвых, похитил её и унёс в подземный мир. Деметра неустанно искала дочь, а узнав о судьбе Персефоны, наслала на землю голод. Так продолжалось до тех пор, пока Зевс не согласился вернуть Деметре дочь.

Филомел или Бут – полубог, изобрётший повозку и лемех для плуга. Он был сыном Деметры и Иасиона.

Плутос – бог сельскохозяйственного благосостояния. Он – сын Иасиона и Деметры.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО

Дети

[1.1] Персефона (от Зевса) (Hesiod Theogony 912, Homeric Hymn 2 to Demeter, Apollodorus 1.29, Pausanias, Ovid Metamorphoses 5.501, Ovid Fasti 4.575, Nonnus Dionysiaca 5.562, et al)
[2.1] Плутос (от Иасона) (Hesiod Theogony 969, Diodorus Siculus 5.48.2)
[2.2] Плутос, Филомел (от Иасона) (Hyginus Astronomica 2.4)
[3.1] Корибант (от Иасона) (Diodorus Siculus 5.48.2)
[4.1] Арейон (от Посейдона) (Apollodorus 3.77)
[4.2] Деспойна (от Посейдона) (Callimachus Frag 652)
[4.3] Деспойна, Арейон (от Посейдона) (Pausanias 8.25.5)
[5.1] Эвбулей (Diodorus Siculus 5.76.3)
[5.2] Эвбулей ? (от Карманора) (Pausanias 2.30.3)
[6.1] Хрисофемида ? (от Карманора) (Pausanias 10.7.2 & 10.16.5)

 

СЕМЬЯ НА ОЛИМПЕ (ДОМ БОГОВ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ: 1. Зевс, царь богов

РОДИЛА: 1. Персефона, богиня зерна.

См. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДЕМЕТРЫ: ЗЕВС (на этой странице)

 

СЕМЬЯ НА КРИТЕ (ОСТРОВ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1. Иасион, критский властитель; 2-3. Карманор, властитель города Тарра.

РОДИЛА: 1. Плутос, бог богатства; 2. Эвбул, полубог; 3. Хрисофемис, полубогиня.

 

1) ПЛУТОС, бог сельского хозяйства

См. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДЕМЕТРЫ: ИАСИОН (на этой странице)

 

2) ЭВБУЛ, полубог сельского хозяйства

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Критяне рассказывают,… что у Карманора… был сын Эвбул и что от Зевса и Кармы, дочери Эвбула, родилась Бритомартис…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XVI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«…В городе Тарре, в доме Карманора».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 76. (3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Бритомартида, прозванная Диктинной, как гласит миф, родилась в Кено на Крите и была дочерью Зевса и Кармы, дочери Эвбула, рожденного Деметрой».

 

3) ХРИСОФЕМИС, полубогиня

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. VII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«…Хрисофемид из Крита, отец которого, Карманор…»

[разные источники по Хрисофемис называют ее то М, то Ж]

 

СЕМЬЯ НА САМОФРАКИИ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ: 1. Иасион, царевич Самофракии.

РОДИЛА: 1. Плутос, бог богатства.

См. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДЕМЕТРЫ: ИАСИОН (на этой странице)

 

СЕМЬЯ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ: 1-2. Посейдон, морской бог.

РОДИЛА: 1. Деспойна, богиня мистерий; 2. Арион (Арейон), бессмертный конь.

См. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДЕМЕТРЫ: ПОСЕЙДОН» (на этой странице)

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДЕМЕТРЫ: ЗЕВС

МЕСТО: не определено

Гесиод. Теогония. 912-914. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«После того он [Зевс] на ложе взошел к многокормной Деметре,

И Персефоной его белолокотной та подарила:

Деву похитил Аид у нее с дозволения Зевса».

 

Гомер. Илиада. Песнь четырнадцатая. Обольщение Зевса. 325-326. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 243) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«…Даже Семелой, родившею радость людей Диониса;

Так не любил я, пленясь лепокудрой царицей Деметрой…»

В орфических мифах Деметра и Зевс соединились в облике змей.

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДЕМЕТРЫ: ПОСЕЙДОН

МЕСТО: Аркадия (Южная Греция)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. VI. (8). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 58) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Этого коня [Ариона (Арейона)] родила Деметра, которая в образе Эринии сошлась с Посейдоном».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXV. 4-5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«…Когда богиня блуждала по земле, отыскивая свою дочь, говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. Сначала Деметра гневалась на то, что случилось, но с течением времени прекратила свой гнев и пожелала, как говорят, омыться в водах Ладона.

По преданию аркадян, Деметра родила от Посейдона дочь, имя которой они не считают себя вправе делать известным среди непосвященных, и коня Арейона… В доказательство справедливости своего рассказа они приводят стихи из «Илиады» и «Фиваиды». В «Илиаде» об этом самом Арейоне написано:

Даже хоть следом бы он на ужасном летел Арейоне,

Бурном Адраста коне, порождении крови бессмертной.

В «Фиваиде» же говорится, что Адраст, когда бежал из-под Фив

В грязных одеждах и рваных стремительно гнал Арейона,

Масти, как сталь вороненая, был этот конь темнокудрый.

На основании этих стихов они отстаивают мнение, что Посейдон (Темнокудрый) был отцом Арейона. Антимах же говорит, что он был сыном Земли…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXVI-XXXVII. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В 4‑х стадиях от Акакесия [в Аркадии] находится храм Деспойны (Владычицы)… Перед храмом есть жертвенник Деметре и другой жертвенник Деспойне… Деметра в правой руке держит факел, а левую она положила на (плечо) Деспойны… Эту Деспойну аркадяне почитают больше всех других богов и говорят, что она дочь Посейдона и Деметры. Ее общераспространенное имя – просто Деспойна (Владычица)… Выше рощи находятся жертвенник Посейдона Гиппия, как отца Деспойны…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLII. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Другая гора, Элайон (Масличная) [в Аркадии], находится от Фигалии приблизительно на расстоянии 30-ти стадиев; на ней есть священная пещера так называемой Деметры Мелайны (Черной). Всему тому, что рассказывают жители Фельпусы относительно сочетания Посейдона и Деметры, этому верят и признают и фигалейцы; только они говорят, что Деметра от этого брака родила не коня, а ту, которую аркадяне называют Деспойной. Говорят, что после этого Деметра в гневе на Посейдона и одновременно в печали о похищении Персефоны надела черные одежды и, уйдя в эту пещеру, на долгое время скрылась в ней. Когда вследствие этого погибло все, что производит земля, а также погибла от голода большая часть человеческого рода и в то же время никто из богов не знал, где скрылась Деметра, в это время Пан отправился в Аркадию и, охотясь в разных местах по горам, пришел и на гору Элайон и, (заглянув в пещеру), увидал Деметру и то, в каком она состоянии и в каких она одеждах. Таким образом, Зевс узнал об этом от Пана и послал к Деметре Мойр (богинь судьбы). Деметра послушалась Мойр, сложила свой гнев и перестала печалиться».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга X. XL. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности – дата обращения 27 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«В Скифии есть рогатые ослы, и их рога удерживают воду из реки в Аркадии, известной как Стикс; все другие сосуды эта вода разрушает, даже если они сделаны из железа… Это Деметра заставила бить ключом этот источник [подняться из подземного мира] в окрестностях Фенея [предположительно, после ее изнасилования Посейдоном]…»

 

Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). III. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):

«Что касается вод Стикса в Аркадии, он [Птолемей Гефестион] говорит следующее: в то время как Деметра оплакивала свою дочь, Посейдон вторгся в ее горе, и гневе она превратилась в кобылу и пришла в этом облике к источнику, злясь на который, она сделала его воды черными».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 118-119. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Кроткая Матерь [Церера (Деметра)] сама, с золотыми власами из злаков,

Знала тебя [Нептуна (Посейдона)] как коня…»

Для получения дополнительной информации об этом боге см. ПОСЕЙДОН

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДЕМЕТРЫ: ИАСИОН

МЕСТО: Самофракия (греческий остров в Эгейском море) или Крит (остров в Средиземном море)

Гесиод. Теогония. 969-974. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 49) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Плутос-богатство рожден был Деметрой, великой богиней.

С Иасионом-героем в любви сопряглась она страстной

В критской богатой округе на три раза вспаханной нови.

Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю,

Всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки,

Тот богатеет и много добра наживать начинает».

 

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 177. Оксиринхские папирусы, 1359, фр 2. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 145) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Дева Электра …

Чад родила покоренная облачномрачным Кронидом:

Сына Дардана …

С Ээтионом [Иасионом] …

Некогда оный на ложе взошел к многодатной Деметре,

Жизнь, однако, отринул отец бессмертных и смертных

Ээтиону-владыке, блестящую молнию бросив,

В кару, что лаской любовной и ложем сочелся с Деметрой».

 

Гомер. Одиссея. Песнь пятая. 116-128. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 474-475) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Калипсо, богиня богинь, содрогнувшись,

Голос возвысила свой и крылатое бросила слово

[когда боги потребовали, чтобы она отпустила Одиссея со своего острова]:

«Боги ревнивые, сколь вы безжалостно к нам непреклонны!

Вас раздражает, когда мы, богини, приемлем на ложе

Смертного мужа и нам он становится милым супругом.

Так Ясион [Иасион] был прекраснокудрявой Деметрою избран;

Сердцем его возлюбя, разделила с ним ложе богиня

На поле, три раза вспаханном; скоро о том извещен был

Зевс, и его умертвил он, низринувши пламенный гром свой».

[«На поле, три раза вспаханном» – создание трех борозд было частью ритуала плодородия в начале сельскохозяйственного года.]

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XII. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 65) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«От дочери Атланта Электры и Зевса родились Иасион и Дардан. Иасион влюбился в Деметру и хотел обесчестить богиню, но был убит перуном».

 

Страбон. География. Книга VII. 49. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 310-311) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Иасион и Дардан, два брата, жили на Самофракии. После того как Иасион был поражен ударом молнии за оскорбление Деметры, Дардан уехал из Самофракии и поселился у подошвы горы Иды; [основанный им город] он назвал Дарданией и научил троянцев самофракийским мистериям».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 48-49. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«После установления такого государственного устройства на Самофракии родились дети Зевса и Электры, одной из дочерей Атланта, – Дардан, Иасион и Гармония… Поскольку Зевс решил предоставить почести и второму сыну [Иасиону], он вверил ему обряд мистерий, который издревле существовал на острове [Самофракия], но тогда каким-то образом был передан [ему], однако о том не позволено знать никому, кроме посвященных. Считают, что [Иасион] впервые посвятил в мистерии чужестранцев, прославив их таким образом. После этого сюда прибыл в поисках Европы Кадм, сын Агенора, и пройдя посвящение в мистерии, женился на сестре Иасиона Гармонии, которая, согласно мифам эллинов, была дочерью Ареса.

На этой свадьбе впервые пировали боги, и полюбившая Иасиона Деметра подарила

урожай пшеницы… Иасион женился на Кибеле [здесь Кибела отождествляется с Деметрой, а не с Реей] и стал отцом Корибанта [предводителя корибантов Кибелы]. После ухода Иасиона к богам Дардан, Кибела [Деметра] и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились вместе во Фригию… От Иасона Деметра, как гласят мифы, родила сына Плутоса (Богатство), но в действительности богатство – пшеницу она подарила на свадьбе Гармонии, чтобы соединиться с Иасионом».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 77. (1-2). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Плутос родился в Триполе на Крите от Деметры и Иасиона, причем существуют две истории о его рождении. Одни говорят, что Иасион засеял землю, и после соответствующей

обработки взошел столь обильный урожай, что видевшие то дали множеству появившихся плодов особое название – богатство (πλουτος). Поэтому и позднейшие поколения о тех, кто имеет больше, чем достаточно, [говорят, что они] «имеют богатство».

Другие же рассказывают, что у Деметры и Иасиона родился сын Плутос, который впервые ввел обычай заботиться о жизни, а также собирать и хранить деньги, тогда как ранее к накоплению и тщательному сбережению множества денег все относились с прeнeбpeжeниeм».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 270. Кто был самым красивым. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 283):

 

«Иасион, сын †Илифия, которого, как говорят, полюбила Церера [Деметра], что явствует из самой этой истории».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Арктофилак. 4. 7. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 41):

 

«Но вернемся к начатому рассказу. Гермипп [греческий поэт 5 в. до н. э.], автор сочинений о небесных явлениях, рассказывает, что у Цереры был возлюбленный, Иасион, сын Электры. Многие согласны с Гомером, что именно по этой причине его поразил перун. Согласно критскому мифографу Петелиду, у них родились двое сыновей, Филомел и Плутос…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Близнецы. 22. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 69):

 

«Другие говорят, что это – Геркулес и Аполлон, некоторые же утверждают, что это – Триптолем, о котором мы рассказали выше, и Иасион, возлюбленные Цереры [Деметры], оба помещенные среди созвездий».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга девятая. 419-423. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«…Зашумели Всевышние разом,

Ропот пошел, почему у других нет прав на такую

Милость [омоложения властью богини Гебы] – и вот на года престарелого сетует мужа

Паллантиада; что сед Ясион – благая Церера [Деметра]

Сетует также…»

Для получения дополнительной информации об этом герое см. ИАСИОН

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология