Культ Диониса — 2

Дионис был олимпийским богом вина и празднеств.

На этой странице описывается культ бога в центральной и северной Греции, на Эгейских островах и в греческих колониях. Возможно, самыми значительными из этих святынь были святыни города Фив и острова Наксос.

Его культ был популярен на островах Эгейского моря и во всех греческих колониях Средиземноморья. Дионис был тесно связан с несколькими негреческими богами, такими как фрако-фригийский Сабазий.

Скульптурные изображения на этой странице включают изображения его в более зрелом, бородатом боге, задрапированном тяжелыми одеждами.

Изображение справа — Дионис-Вакх, греко-римская мраморная статуя, Пергамский музей.

Содержание
  1. КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  2. I. ФИВЫ, главный город Беотии
  3. II. КИФЕРОН, гора в Беотии
  4. III. ПОТНИИ, местность в Беотии
  5. IV. ТАНАГРА, местность в Беотии
  6. V. АНФЕДОН, город в Беотии
  7. VI. АКРАЙФНИЙ, город в Беотии
  8. VII. ЛАРИМНА, город в Беотии
  9. VIII. КОПЫ, город в Беотии
  10. IX. ГЕЛИКОН, гора в Беотии
  11. X. КРЕВСИС, гавань в Беотии
  12. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  13. I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
  14. II. ПАНОПЕЙ, город в Фокиде
  15. III. АМФИКЛЕЯ, город в Фокиде
  16. IV. БУЛИС, город в Фокиде
  17. КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  18. I. КАЛИДОН, главный город Этолии
  19. КУЛЬТ НА НАКСОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  20. КУЛЬТ НА АНДРОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  21. I. АНДРОС, главный город Андроса
  22. КУЛЬТ НА ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  23. I. МЕФИМНА, город на Лесбосе
  24. II. МИТИЛЕНА, город на Лесбосе
  25. III. ТЕНЕДОС, остров возле Лесбоса
  26. КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  27. I. РОДОС, главный город Родоса
  28. КУЛЬТ В МАКЕДОНИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  29. I. ЛИБЕФРА, город в Македонии
  30. КУЛЬТ ВО ФРАКИИ (К СЕВЕРУ ОТ ГРЕЦИИ)
  31. КУЛЬТ В ТЕВФРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  32. I. ПЕРГАМ, город в Тевфрании (часть Мисии)
  33. КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  34. I. СМИРНА, город в Эолиде-Лидии
  35. II. ЛЕБЕДОС, город недалеко от Колофона в Ионии-Лидии
  36. КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  37. I. МИУНТ, город в Ионии-Карии
  38. КУЛЬТ В ВИЗАНТИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  39. I. ВИЗАНТИЙ, город на Босфоре (греческая колония)
  40. КУЛЬТ В СКИФИИ (ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА)
  41. I. Город БОРИСФЕНИТОВ в Скифии (греческая колония)
  42. II. ГЕЛОН, город в Скифии (поселение скифов и греческих колонистов)
  43. КУЛЬТ В АПУЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  44. I. ТАРЕНТУМ, город в Апулии (греческая колония)
  45. КУЛЬТ В ГАЛЛИИ (ЮЖНАЯ ФРАНЦИЯ)
  46. I. САМНИТЫ [НАМНЕТЫ], Галлия

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФИВЫ, главный город Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Говорят также [в Фивах] и следующее: будто вместе с молнией, упавшей с неба на чертог Семелы, упал с неба и деревянный чурбан. [Царь] Полидор, по их словам, отделал этот обрубок медью и назвал его Дионисом Кадмом. Поблизости находится статуя Диониса, которую Онасимед сделал из цельной бронзы. Жертвенник же соорудили дети Праксителя».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XVI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Около так называемых ворот Претид [в Фивах] выстроен храм и совсем рядом с театром есть храм Диониса, называемого Лисием (Освободителем). Когда некоторые из фиванцев были взяты в плен фракийцами и уже доведены до Галиарта, бог освободил их и дал им возможность избить усыпленных им фракийцев. Второе изображение, находящееся здесь, фиванцы считают статуей Семелы, и у них установлено открывать это святилище раз в год в определенные дни. Есть тут и развалины дома Лика и могильный памятник Семелы…»

 

II. КИФЕРОН, гора в Беотии

Место самой известной оргии Диониса. Более подробно оргии описаны на этом сайте в разделах о мифологии.

III. ПОТНИИ, местность в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. VIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть тут храм и Диониса Эгобола (Коз поражающего). Как-то раз, принося жертву богу, они под влиянием опьянения пришли в такое неистовство, что убили жреца Диониса; убившие тотчас же были поражены моровой язвой и вместе с тем из Дельф к ним пришло веление бога приносить Дионису ежегодно цветущего мальчика; немного лет спустя, по их словам, вместо мальчика бог разрешил приносить им как жертву козу».

 

IV. ТАНАГРА, местность в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В храме Диониса заслуживает осмотра статуя Диониса; она сделана из паросского мрамора и является произведением Каламида. Но еще большее удивление вызывает тритон. Исполненный большого благочестия рассказ о нем говорит, что танагрские женщины, перед тем как праздновать оргии в честь Диониса, спустились к морю для совершения очистительных обрядов; когда они купались, на них напал тритон. Тогда женщины взмолились Дионису, прося его явиться заступником им. Бог услыхал их мольбу и в борьбе одолел тритона. Второй рассказ уступает первому в величавости, но более правдоподобен. Говорят, когда танагрцы гнали свой мелкий скот к берегу моря, этот тритон устраивал на него засады и похищал его; нападал он и на легкие суда. Продолжалось это до тех пор, пока танагрцы не поставили для него целый кратер вина. Говорят, он тотчас же пришел сюда, найдя его по запаху; выпив, он свалился и заснул на берегу моря. Тогда один из танагрцев ударом топора отрубил ему голову, почему у него и нет головы. А так как им удалось захватить его только пьяным, то они и считают, что погиб он от Диониса».

 

V. АНФЕДОН, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед городом [Анфедоном], с той стороны, которая обращена к материку, построен храм Диониса с его статуей».

 

VI. АКРАЙФНИЙ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Лежит этот городок на горе Птой, и здесь есть храм и статуя Диониса, заслуживающие осмотра».

 

VII. ЛАРИМНА, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут есть храм Диониса и статуя его в позе стоящего».

 

VIII. КОПЫ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIV. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Если переплыть через [Копаидское] озеро, то придешь в Копы – этот городок лежит у самого озера. О нем упомянул и Гомер в «Каталоге»; в них находятся храмы Деметры, Диониса и Сараписа».

 

IX. ГЕЛИКОН, гора в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть на Геликоне медная группа Аполлона и Гермеса, борющихся за лиру; есть статуя Диониса, работы Лисиппа, а другую статую Диониса, в позе стоящего прямо, работы Мирона, посвятил сюда Сулла. После мироновского Эрехтея в Афинах эта его статуя особенно замечательна».

 

X. КРЕВСИС, гавань в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У тех, кто живет в Кревсисе, гавани феспийцев, общественных памятников нет никаких; но у одного частного человека есть статуя Диониса, сделанная из гипса и разукрашенная росписью».

 

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде

Эсхил. Эвмениды. 1-29. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 161-162) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Пифия

В молитвах именую прежде всех богов

[Гею, Фемиду, Фебу и Аполлона]…

Корикийских нимф семью, чей дом

В утесе полом – птице мил, богам приют.

Там Бромий [Дионис] обитает – не забыла я;

Менад оттуда поднял бог на брань…

Ключи потока Плейста помянув, и мощь

Владыки Посейдона, и тебя, о Зевс,

Вершитель вышний, верх всего, – иду гадать!»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«К священному округу [храма в Дельфах] примыкает заслуживающий осмотра театр. Если подниматься кверху от священного округа… тут стоит статуя Диониса, дар жителей Книда».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Что же касается отдельных одиннадцати женщин, которых тоже называют Дионисиадами, то для них они устраивают состязание в беге. Указание совершать все это они [в Спарте] получили из Дельф».

 

II. ПАНОПЕЙ, город в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. IV. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Его [Гомера] выражения я вначале никак не мог понять, почему он называет Панопей «с красивыми местами для плясок», пока мне не растолковали этого некоторые афинские женщины, так называемые фиады. Фиады – это женщины из Аттики, раз в два года отправляющиеся на Парнас и там вместе с женщинами из Дельф совершающие оргии (торжественное служение) в честь Диониса. У этих фиад установлено во время пути из Афин устраивать пляски во многих других местах, в том числе и у панопейцев. И толкование названия, которое Гомер дает Панопею, как мне кажется, объясняется этими плясками фиад».

 

III. АМФИКЛЕЯ, город в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Они [жители Амфиклеи] справляют заслуживающие всякого внимания оргии в честь Диониса, в тайник же святилища доступа нет никому из посторонних, и нет у них доступа также и для осмотра всех статуй бога. Амфиклейцы говорят, что этот бог дает им предсказания и при болезнях является им помощником: как у самых амфиклейцев, так и у их соседей он врачует болезни при помощи сновидений; а истолкователем его воли является жрец, и прорицает он по вдохновению от бога».

 

IV. БУЛИС, город в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXVII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Булисе нет каких-либо замечательных сооружений, есть только два святилища богов – одно Артемиды, другое Диониса. Статуи их сделаны из дерева, но кто был их создатель, я не могу сказать даже предположительно».

«Дионис Сарданапал», греко-римская мраморная статуя 1 век нашей эры, Капитолийские музеи.
«Дионис Сарданапал», греко-римская мраморная статуя 1 век нашей эры, Капитолийские музеи.

КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КАЛИДОН, главный город Этолии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Затем в этой части [ахейского] города [Патры] есть святилище Диониса, именуемого Калидонским, так как эта статуя Диониса была перенесена из Калидона. Когда Калидон был еще обитаем, то в числе других жрецов бога из среды калидонян был также и Корес, которому больше всех людей пришлось испытать незаслуженного горя от любви. Он любил девушку по имени Каллироя. Но насколько горяча была у Кореса любовь к Каллирое, настолько же было велико к нему у девушки отвращение. Когда ни все просьбы, с какими Корес к ней обращался, ни обещания всяких даров не могли изменить настроения девушки, Корес обратился с мольбой к статуе бога Диониса. Внял бог молитве жреца своего, и калидоняне тотчас стали сходить с ума, как бывает при опьянении, и в безумии они умирали. Тогда калидоняне прибегли за помощью к оракулу в Додоне… Пришел ответ бога из Додоны, что над ними тяготеет гнев Аполлона и он не прекратится, пока Корес не принесет Дионису в жертву или саму Каллирою или того, кто решится за нее умереть. Не находя никакого пути к спасению, девушка в конце концов прибегает к защите тех, которые дали ей жизнь; так как и от них она не увидала помощи, то ей уже больше ничего не оставалось, как отдать себя в жертву. Когда все уже было готово для жертвы, согласно веленью из Додоны, когда ее вели к алтарю подобно жертвенному животному и Корес стоял, готовый совершить эту жертву, то он под влиянием чувства любви, а не гнева, сам убил себя за Каллирою, тем на деле доказав свою самую искреннюю любовь, какая нам только известна среди людей. Когда Каллироя увидела мертвым Кореса, чувства девушки переменились; ее охватило чувство жалости к Коресу и стыд за то, что она сделала с ним; она умертвила себя, бросившись в источник, который протекал в Калидоне недалеко от залива и который потом в ее память люди назвали ручьем Каллирои».

 

КУЛЬТ НА НАКСОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. НАКСОС – главный город острова Наксос – был посвящен Дионису. Там проводились праздники, посвященные воспитанию бога (местные жители считали, что Дионис вырос на местной горе) и его браку с Ариадной.

КУЛЬТ НА АНДРОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. АНДРОС, главный город Андроса

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Жители острова Андроса говорят, что и у них раз в каждые два года в праздник Диониса само собой течет вино из храма Диониса».

КУЛЬТ НА ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. МЕФИМНА, город на Лесбосе

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Здесь я передал следующее сказание с Лесбоса. У рыбаков из Мефимны сети вытащили из моря изображение головы, сделанное из оливкового дерева. Черты лица этой головы носили на себе нечто божественное, но иноземное, необычное для греческих божеств. Тогда мефимнейцы обратились к Пифии с вопросом, кому из богов или героев принадлежит это изображение. Она же ответила им, чтобы они чтили его как Диониса Фаллена. Поэтому мефимнейцы оставили это деревянное изображение, добытое ими из моря, у себя и чтут его жертвами и молитвами, а медную его копию отослали в Дельфы».

II. МИТИЛЕНА, город на Лесбосе

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга XIII. 2. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Митиленец Макарий, жрец Диониса, казался добрым и порядочным человеком, на самом же деле был великим нечестивцем. Однажды какой-то чужеземец дал ему на хранение много золота. Макарий в глубине храма сделал яму и там зарыл клад. Через некоторое время чужеземец вернулся за своим добром, и Макарий под видом того, что собирается возвратить золото, привел его в храм, убил и, вынув из тайника золото, зарыл труп туда в надежде, что бог, подобно людям, ничего не узнает. Однако случилось не так. И как же могло быть иначе? Вскоре пришло время жертвоприношений Дионису, совершавшихся каждые три года, и Макарий был занят этим. Пока он был в храме, двое его сыновей, остававшиеся дома, желая подражать тому, что делает отец, подошли к алтарю, на котором еще чадил огонь. Младший положил на алтарь голову, а старший поднял лежавший рядом жертвенный нож и убил брата. Домашние страшно закричали; на вопли выскочила мать. Увидев, что один ее сын мертв, а второй еще стоит с окровавленным жертвенным ножом в руках, женщина убила его тлеющей головней. О несчастии передали Макарию; он бросил все и в ужасном гневе опрометью бросился домой. Тирсом, который он держал, Макарий убил жену. Вскоре весь народ узнал о злодействах, и Макария схватили. Под пыткой он признался в ранее совершенном преступлении и испустил дух. Память же коварно убитого им чужеземца митиленцы почтили: по велению Диониса тело его было предано погребению. Так сурово был наказан Макарий; он поплатился за все, по словам поэта, собственной головой, головой своей жены и головами детей».

III. ТЕНЕДОС, остров возле Лесбоса

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга XII. 34. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146]) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Народ Тенедоса держит корову, которая вынашивает теленка для Диониса Человекоубийцы, и как только она рожает, они заботятся о ней, будто это была женщина–роженица. Но теленку они обувают котурны и затем приносят его в жертву. А человек, который нанес удар топором, забрасываемый камнями, бежит, пока не достигнет моря».

 

КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. РОДОС, главный город Родоса

Страбон. География. Книга XIV. II. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 610) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Город родосцев лежит на восточной оконечности острова Родос… [Город Родос]… украсился множеством посвятительных даров, которые большей частью находятся в храме Диониса… Затем идут картины Протогена, именно Иалис и Сатир, стоящий у колонны, на вершине которой сидит куропатка. Как только картина была выставлена, народ смотрел с искренним удивлением на куропатку, словно на настоящую и дивился только ей, не обращая внимания на Сатира, хотя и эта последняя картина прекрасно удалась художнику. Еще большее изумление вызывали люди, разводившие куропаток, которые приносили с собой ручных куропаток и помещали их перед картиной: птицы начинали кричать, призывая нарисованную на картине куропатку, и собирали перед картиной толпу народа. Когда Протоген увидел, что его главное произведение стало второстепенным, он попросил разрешения у блюстителей священного участка прийти и стереть птицу, что он и сделал».

КУЛЬТ В МАКЕДОНИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЛИБЕФРА, город в Македонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… На склоне Олимпа, обращенном к Македонии, есть город Либефра, а недалеко от города есть могильный памятник Орфея. Как‑то от Диониса во Фракии пришло жителям Либефры предсказание, что, когда солнце увидит кости Орфея, тогда город у либефрийцев будет разрушен свиньею».

«Дионис Сарданапал», греко-римская мраморная статуя, 1 век нашей эры, Британский музей.
«Дионис Сарданапал», греко-римская мраморная статуя, 1 век нашей эры, Британский музей.

КУЛЬТ ВО ФРАКИИ (К СЕВЕРУ ОТ ГРЕЦИИ)

Фракийский бог Сабазий был тесно связан с Дионисом.

Геродот. История. Книга V. Терпсихора. 7. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 240) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса [Сабазия] и Артемиду [Бендиду]. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса [Залмоксиса] и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса».

 

Геродот. История. Книга VII. Полигимния. 111. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 342) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Что до сатров [фракийское племя], то они, насколько нам известно, никогда не были никем покорены. Только они одни из фракийцев сохранили свободу до наших времен. Они живут высоко в горах, покрытых разнообразным лесом и снегом, и отличаются воинственностью. В их владении знаменитое прорицалище Диониса [т. е. Сабазия]. Прорицалище же это находится высоко в горах, и бессы (один из родов сатров) толкуют прорицания при храме. Оракулы, как в Дельфах, изрекает главная жрица, и [вообще] все происходит, как и в других прорицалищах».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга шестая. 11. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 127) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Когда какие-нибудь эдоны [фракийское племя] или лидияне впадают в вакхическую ярость, ты готов верить, будто отверзаются для них молочные и винные источники и будто они из них пьют».

 

КУЛЬТ В ТЕВФРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ПЕРГАМ, город в Тевфрании (часть Мисии)

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XVIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Делать статуи из железа очень трудно, это требует очень много кропотливой работы. Поэтому творение Тисагора – кто бы он ни был – вызывает удивление; не меньшее восхищение вызывают и головы льва и кабана в Пергаме, тоже сделанные из железа; они принесены в дар Дионису».

КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга шестая. 11. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 127) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Когда какие-нибудь эдоны [фракийское племя] или лидияне впадают в вакхическую ярость, ты готов верить, будто отверзаются для них молочные и винные источники и будто они из них пьют».

I. СМИРНА, город в Эолиде-Лидии

Геродот. История. Книга I. Клио. 150. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 59) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Смирну же эолийцы потеряли вот каким образом. Жители Смирны дали убежище беглецам из Колофона, побежденным при восстании и изгнанным из своей родины. Впоследствии эти колофонские изгнанники воспользовались случаем, когда горожане справляли за городскими стенами праздник в честь Диониса, закрыли ворота и овладели городом».

II. ЛЕБЕДОС, город недалеко от Колофона в Ионии-Лидии

Страбон. География. Книга XIV. I. 29. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 602) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Лебедос, в 120 стадиях от Колофона. Здесь – место для собраний и поселение всех «художников Диониса» в Ионии вплоть до Геллеспонта; на этом островке происходят ежегодные празднества и игры в честь Диониса».

КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. МИУНТ, город в Ионии-Карии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. II. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В мое время в Миунте [в Карии] не было ничего, кроме храма Диониса из белого мрамора».

КУЛЬТ В ВИЗАНТИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ВИЗАНТИЙ, город на Босфоре (греческая колония)

Геродот. История. Книга IV. Мельпомена. 87. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 209) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«После обозрения Понта [персидский царь] Дарий отплыл назад к мосту, строителем которого был Мандрокл самосец. Затем, обозрев и Боспор, царь повелел воздвигнуть на берегу два столпа из белого мрамора и на одном высечь ассирийскими письменами, а на другом эллинскими имена всех народов, которых он вел с собой… Впоследствии же византийцы привезли столпы в свой город и употребили их на постройку алтаря Артемиды Офросии. Только одна каменная глыба осталась у храма Диониса в Византии, на ней были ассирийские письмена».

КУЛЬТ В СКИФИИ (ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА)

I. Город БОРИСФЕНИТОВ в Скифии (греческая колония)

Геродот. История. Книга IV. Мельпомена. 79-80. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 207) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Печальная участь, однако, была суждена Скилу [исторический персонаж – скифский царь, принявший греческие обычаи]. А произошло это вот по какому поводу. Царь пожелал принять посвящение в таинства Диониса Вакха. И вот, когда предстояло приступить к таинствам, явилось великое знамение. Был у царя в городе борисфенитов [в греческой колонии] большой роскошный дворец, обнесенный стеною (о нем я только что упомянул). Кругом стояли беломраморные сфинксы и грифоны. На этот-то дворец бог обрушил свой перун, и он весь погиб в пламени. Тем не менее, Скил совершил обряд посвящения. Скифы осуждают эллинов за вакхические исступления. Ведь, по их словам, не может существовать божество, которое делает людей безумными. Когда царь, наконец, принял посвящение в таинства Вакха, какой-то борисфенит, обращаясь к скифам, насмешливо заметил: «Вот вы, скифы, смеетесь над нами за то, что мы совершаем служение Вакху и нас охватывает в это время божественное исступление. А теперь и ваш царь охвачен этим богом: он не только свершает таинства Вакха, но и безумствует, как одержимый божеством. Если вы не верите, то идите за мной и я вам покажу это!». Скифские главари последовали за борисфенитом. Он тайно провел их на городскую стену и посадил на башню. При виде Скила, проходившего мимо с толпой вакхантов в вакхическом исступлении, скифы пришли в страшное негодование. Спустившись с башни, они рассказали затем всему войску о виденном.

После этого по возвращении Скила домой скифы подняли против него восстание…»

 

II. ГЕЛОН, город в Скифии (поселение скифов и греческих колонистов)

Геродот. История. Книга IV. Мельпомена. 108. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 214) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Будины – большое и многочисленное [скифское] племя… В их земле находится деревянный город под названием Гелон [заселенный и скифами, и греческими колонистами]… Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной».

 

КУЛЬТ В АПУЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. ТАРЕНТУМ, город в Апулии (греческая колония)

Платон. Законы. Книга первая. 637a-b / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 84) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«… Каждый, кто встретит пьяного гуляку, cейчас же налагает на него величайшее наказание, которое уж не снимут под предлогом Дионисийских празднеств. А у вас видел я как-то повозки с такими гуляками, да и в Таранте у наших [спартанских] поселенцев видел я во время Дионисий весь город пьяным».

КУЛЬТ В ГАЛЛИИ (ЮЖНАЯ ФРАНЦИЯ)

I. САМНИТЫ [НАМНЕТЫ], Галлия

Страбон. География. Книга IV. IV. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 188-189) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«В океане, говорит Посидоний, лежит островок, находящийся не особенно далеко в открытом море, прямо перед устьем реки Лигера [(Луара) в Галлии]; на острове живут самнитские женщины, одержимые Дионисом; они умилостивляют этого бога мистическими обрядами, так же как и другими священнодействиями; и ни один мужчина не вступает на остров, хотя сами женщины отплывают с него для общения с мужчинами и затем возвращаются обратно. Существует обычай, продолжает Посидоний, раз в год снимать крышу святилища и затем крыть ее снова в тот же день перед заходом солнца, причем каждая женщина приносит свой груз соломы для крыши; но женщину, у которой груз выпадет из рук, остальные разрывают

на куски; они носят куски жертвы вокруг святилища с криками «эу-а» и не прекращают хождения, пока не утихнет их неистовство; по его словам, обыкновенно кто-нибудь поражает [насмерть] обреченную женщину».

[Несомненно, речь идет о местном боге, который отождествлялся с Дионисом.]

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология