Дионис был олимпийским богом вина, растительности, удовольствий, празднеств, безумия и неистовства.
В этой части представлен обзор божественных и смертных детей бога. Большинство из них были связаны с ним лишь генеалогической ссылкой. Им часто приписывали его отцовство, чтобы подчеркнуть свою роль царей-основателей и принцев важных винодельческих регионов.
Изображение справа — Дионис на горе Везувий, греко-римская фреска из Помпеи 1 век нашей эры, Национальный археологический музей Неаполя
- ДЕТИ-БОЖЕСТВА
- СМЕРТНЫЕ СЫНОВЬЯ И ДОЧЕРИ
- ГЕНЕАЛОГИЯ
- СЕМЬЯ В НЕУСТАНОВЛЕННОМ МЕСТЕ
- 1-2) ХАРИТЫ и ПАСИФЕЯ, богини грации
- 3) ГИМЕНЕЙ, бог брака
- 4) МЕТА, богиня опьянения
- 5) ФИСА, богиня вакхических пиршеств
- СЕМЬЯ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- СЕМЬЯ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- СЕМЬЯ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- СЕМЬЯ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- СЕМЬЯ НА НАКСОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- СЕМЬЯ НА ТАСОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- СЕМЬЯ НА ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- СЕМЬЯ НА ЛЕМНОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- СЕМЬЯ НА ПЕПАРЕТОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- СЕМЬЯ НА ПАЛЛЕНЕ (ПОЛУОСТРОВ В СЕВЕРНОЙ ГРЕЦИИ, ФРАКИЫ)
- СЕМЬЯ В КИКОНИИ, ФРАКИЯ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- СЕМЬЯ В КАРИИ (АНАТОЛИЯ)
- СЕМЬЯ В МИСИИ (АНАТОЛИЯ)
- СЕМЬЯ В ВИФИНИИ ИЛИ ФРИГИИ (АНАТОЛИЯ)
- 1) ТЕЛЕТА, богиня посвящения в таинства
- 2-3) ИАКХ-САБАЗИЙ, фригийские боги таинств
- ДИОНИС И ЗНАТНЫЕ СЕМЬИ ГРЕЦИИ (ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА)
ДЕТИ-БОЖЕСТВА
Гименей – бог свадеб и свадебного Гимна. Иногда его называли сыном Афродиты и Диониса. Однако чаще Гименея описывали как сына Аполлона от одной из Муз.
Иакх – бог Элевсинских мистерий, известный как третий Дионис. Он был сыном Диониса и титаниды Ауры (либо Афродиты).
Хариты – богини изящества, которых иногда причисляли к дочерям Диониса. Но обычно их считали детьми Зевса и Евриномы.
Мета – нимфа, богиня пьянства, одна из дочерей Диониса.
Пасифея – одна из харит, жена Гипноса, бога сна. Дочь Диониса.
Приап – бог, дающий плодородие садам. Он был сыном Диониса от Афродиты или нимфы из наяд.
Сабазий – фрако-фригийский бог вина и растительности. Его тесно ассоциировали с Дионисом. Один из античных авторов называл его сыном Диониса.
Телета – богиня посвящения в вакхические таинства. Она была дочерью Диониса и нимфы Никеи.
Фиса – нимфа, богиня дикого неистовства, которое царило во время оргий вакханок. Она была дочерью Диониса.
СМЕРТНЫЕ СЫНОВЬЯ И ДОЧЕРИ
Деянира – царевна из Этолии в Центральной Греции, вторая супруга Геракла. Она была дочерью Алтеи и Диониса (или царя Ойнея).
Эвримедон – лорд Флиунта в Сикионии (Южная Греция), один из аргонавтов. Это один из сыновей Диониса и Ариадны.
Керам – лорд Керамика, «гончарного» района в Афинах (Аттика в Южной Греции). Один из сыновей Диониса и Ариадны.
Марон – жрец Аполлона, живший в Киконии во Фракии (на севере Греции). Он развлекал Одиссея после его возвращения с Троянской войны и подарил ему вино. Согласно некоторым текстам, это сын Диониса, хотя обычно его называют правнуком бога, сыном Еванфа. Отцом самого Еванфа был Энопион, сын Диониса.
Наркей – первый жрец Диониса в Элиде (Южная Греция). Он был сыном Диониса, рождённым от женщины по имени Фискоя.
Энопион – царь острова Хиос в Греции (в Эгейском море). Это один из сыновей Диониса и Ариадны.
Пепарет – царь греческого острова Пепаретос в Эгейском море. Это один из многочисленных сыновей Диониса и Ариадны.
Фан – аргонавт, который был родом с греческого острова Тасос в Эгейском море. Один из сыновей, рожденных Ариадной от Диониса.
Флиас (Флиант) – царь Флиунта в Сикионии (Южная Греция), один из аргонавтов. Это один из сыновей Диониса и Ариадны.
Стафил – царь Бубастиса в Карии (Малая Азия) или же острова Тасос в греческом Эгейском море. Входил в число аргонавтов. Один из многочисленных сыновей Диониса и Ариадны.
Фоант – царь греческого острова Лемнос в Эгейском море. Сын Диониса и Ариадны.
ГЕНЕАЛОГИЯ
БЕССМЕРТНЫЕ ПОТОМКИ
[1.1] Приап (от Афродиты) (Pausanias 9.31.2, Diodorus Siculus 4.6.1)
[1.2] Приап (от Нимфы Наяды) (Strabo 8.587)
[2.1] Мета (The Anacreontea Frag 38)
[3.1] Фиса (Euripides Palamedes frag, Strabo 10.3.13)
[4.1] Телета (от Никеи) (Nonnus Dionysiaca 16.392)
[5.1] Иакх (от Ауры) (Nonnus Dionysiaca 48.887)
[5.2] Иакх (от Афродиты) (Orphic Hymn 57)
[6.1] Пасифея (Nonnus Dionysiaca 15.87 & 33.37)
[7.1] Хариты (от Корониды или Геры) (Nonnus Dionysiaca 15.87 & 48.530)
[7.2] Хариты (The Anacreontea Frag 38)
[8.1] Гименей (Seneca Medea 110)
[9.1] Сабазий (Mnaseas of Patrae, Suidas s.v. Saboi)
СМЕРТНЫЕ ПОТОМКИ
АТТИКА (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
[1.1] Керам (от Ариадны) (Pausanias 1.3.1)
СИКИОНИЯ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
[1.1] Флиас (Pausanias 2.6.6)
[1.2] Флиас, Эвримедон (от Ариадны) (Hyginus Fabulae 14)
ЭЛИДА (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
[1.1] Наркей (от Фискои) (Pausanias 5.16.6)
ЭТОЛИЯ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
[1.1] Деянира (от Алтеи) (Apollodorus 1.64, Hyginus Fabulae 129, Theophilus To Autolycus 7)
ТАСОС (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
[1.1] Стафил (Apollodorus 1.113)
[1.2] Стафил (от Ариадны) (Apollodorus E1.9, Plutarch Theseus 20.2, Theophilus To Autolycus 7)
[2.1] Фан (Apollodorus 1.113)
ХИОС (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
[1.1] Энопион (Hesiod Catalogues of Women Frag 86)
[1.2] Энопион (от Ариадны) (Anacreon Frag 505e, Apollodorus E1.9, Diodorus Siculus 5.79.1, Plutarch Theseus 20.2, Athenaeus 1.26b-c, Theophilus To Autolycus 7)
ЛЕМНОС (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
[1.1] Фоант (от Ариадны) (Hesiod Catalogues of Women Frag 85, Apollodorus E1.9, Apollonius Rhodius 4.425, Quintus Smyrnaeus 4.385)
[1.2] Фоант (Theophilus, To Autolycus 7)
ПЕПАРЕТОС (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
[1.1] Пепарет (от Ариадны) (Apollodorus E1.9)
КИКОНИЯ, ФРАКИЯ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
[1.1] Марон (от Ариадны) (Theophilus To Autolycus 7)
КАРИЯ (АНАТОЛИЯ)
[1.1] Стафил (Nicaenetus Lyrcus Frag, Apollonius Rhodius Caunus Frag, Parthenius Love Romances 1)
Цицерон. О природе богов. Книга III. XXIII. (58). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Много у нас [народов Римской империи] и Дионисов [то есть богов, отождествляемых с Дионисом]. Первый [орфический Загрей] родился от Юпитера [Зевса] и Прозерпины [Персефоны]. Второй [египетский Осирис] – от Нила, этот, говорят, убил Низу. Отцом третьего [фригийского Сабазия] был Кабир, и он, говорят, был царем Азии, это в его честь учреждены празднества Сабазии. Четвертый [фракийско-орфический Сабазий] – сын Юпитера [фракийского бога неба] и Луны [Бендида]; в его честь, как считают, устраиваются орфические празднества. Пятый [фиванский Дионис] родился от Низа [Зевса] и Тионы [Семелы], его считают учредителем Триетерид».
СЕМЬЯ В НЕУСТАНОВЛЕННОМ МЕСТЕ
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1-2. Коронида, нимфа; 3. Афродита.
ПОРОДИЛ: 1. Хариты, богини грации; 2. Пасифея, богиня; 3. Гименей, бог брака; 4. Мета, богиня опьянения; 5. Фиса, богиня вакхических пиршеств.
1-2) ХАРИТЫ и ПАСИФЕЯ, богини грации
Коллуф. Похищение Елены. 174-175. (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. – М.: Наука, 1964. – С. 64) (греческий поэт 5-6 вв. н. э.):
«Гера, тобою Арес был рожден; и в трудах ты, как слышно,
Милых Харит воспитала святой хоровод…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 554-555. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 483) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…О Корониде-супруге молчу, родились от которой
Неразлучные три Хариты!»
[Имя «Коронида» было распространенным эпитетом Геры, которую Нонн в другом месте называет матерью Харит.]
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XVI. 129-130. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 168) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Я, Дионис] Дам охотно Харит из божественного Орхомена
В услуженье, детей моих, отнятых у Афродиты!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XV. 87-90. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 157-158) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Гипнос…
Их усыпил, уязвленных в разум винною влагой,
Угождая во всем [хариты] Пасифаи отцу Дионису!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXI. 186-187. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 302) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Не раздражай понапрасну
Матери Паситеи, Геры, владычицы брака!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXIII. 44-47. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 313) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Харита Пасифея обращается к Афродите:]
…Скорбь меня охватила по родителю Вакху [Дионису]
…И о бедах отца госпоже рассказала…»
Для получения дополнительной информации об этих богинях см. ХАРИТЫ, ПАСИФЕЯ
3) ГИМЕНЕЙ, бог брака
Сенека. Медея. 110-111. (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 8) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«Ты [Гименей], лучезарнейший бог, светоносного отпрыск Лиея [Диониса],
Время настало зажечь сосновый факел смолистый…»
Для получения дополнительной информации об этом боге см. ГИМЕНЕЙ
4) МЕТА, богиня опьянения
Для получения дополнительной информации об этой богине-нимфе см. МЕТА
5) ФИСА, богиня вакхических пиршеств
Страбон. География. Книга X. III. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 447) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В «Паламеде» [Еврипида] хор говорит:
Фису Диониса
Дочь, который на Иде
Тешится с матерью милой
Тимпанов под звуки».
Более подробную информацию об этой богине-нимфе см. ФИСА
СЕМЬЯ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
ПОРОДИЛ: Керам, афинский властитель
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. III. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Местность Керамик получила свое имя от героя Керама; говорят, что и он был сыном Диониса и Ариадны».
N. B. Афинский район Керамик была центром гончарного ремесла. В число наиболее важных товаров Керамика входили сосуды для хранения вина и чаши. Вероятно, по этой причине область была связана с Дионисом.
СЕМЬЯ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
ПОРОДИЛ: 1. Флиас [Флиант], властитель Флиунта; 2. Эвримедон, властитель Флиунта.
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. VI. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У Сикиона [сикионского царя] родилась дочь Хтонофила… Впоследствии на ней женился Флиант, сын Диониса…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 27):
«Флиас, сын Отца Либера и Ариадны, дочери Миноса, из города Флиунта, который в Пелопоннесе, а другие говорят фиванец».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 32):
«Эвримедонт, сын Отца Либера и Ариадны, дочери Миноса, из Флиунта».
N. B. Флиунт славился виноградниками и вином, поэтому его эпонимом и стало имя сына Диониса – бога вина.
Про МИФ о Дионисе и его сыновьях см. «БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНИСА: ВАКХИДЫ»
СЕМЬЯ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: 1. Фискоя, властительница Ортии в Элиде.
ПОРОДИЛ: 1. Наркей, жрец Диониса в Олимпии.
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Говорят, что Фискоя была родом из долины Элиды и что имя того дема (области), где она жила, было Ортия. Рассказывают, что с этой Фискоей сочетался Дионис и она родила от Диониса сына Наркея; когда он вырос, то он стал воевать с соседями и достиг огромной власти; говорят, что и храм Афины, именуемой Наркеей, основал он же. Сохранилось предание, что поклонение Дионису первыми [в Элиде] ввели Наркей и Фискоя».
СЕМЬЯ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: 1. Алтея [Алфея], царица Калидона.
ПОРОДИЛ: 1. Деянира, калидонская царевна.
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VIII. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 12-13) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Женившись на Алтее, дочери Тестия, он [Ойней] породил… и Деяниру, которую, как говорят, Алтея родила от Диониса».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 129. Ойней. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 161):
«…Либер возлег с Алфеей, которая родила Деяниру…»
Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. Книга II. 7. (Источник: Феофил Антиохийский, св. К Автолику. Три книги о вере христианской // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – С. 143) (раннехристианский апологет 2 в. н. э.):
«…В Дионисовом колене различаются роды: алтейский от бывшей жены Диониса, дочери Фестия, Алтеи; деианирский – от дочери Диониса и Алтеи, жены Геракловой».
Про МИФ о любви бога к Алтее см. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: АЛФЕЯ»
СЕМЬЯ НА НАКСОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: 1. Ариадна, критская царевна (брошенная Тесеем на острове Наксос).
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава I. (9). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 77) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и, доставив ее [с Наксоса] на остров Лемнос, сошелся с ней. От него она родила Тоанта, Стафила, Ойнопиона и Пепарета».
Плутарх. Тесей. 20. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк 2-3 вв. н. э.):
«Иные же утверждают, что Ариадна родила от Тесея Энопиона и Стафила. В их числе и хиосец Ион… Некоторые писатели с Наксоса тоже по-своему передают историю Ариадны. Было якобы два Миноса и две Ариадны, из коих одна сочеталась браком с Дионисом на Наксосе и родила Стафила…»
Про МИФ о браке бога с Ариадной см. «Возлюбленные Диониса: АРИАДНА»
СЕМЬЯ НА ТАСОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
ПОРОДИЛ: 1. Стафил, царь Тасоса; Фан, властитель Тасоса (?)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IX. (16). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 18-19) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«На помощь Иасону собрались следующие герои [аргонавты] …Фан и Стафил, сыновья Диониса…»
Остров Тасос был важным центром виноделия, поэтому его эпонимом стало имя сына Диониса – бога вина.
О Стафиле см. «Семья в Карии»
Про МИФ о Дионисе и его сыновьях см. «БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНИСА: ВАКХИДЫ»
СЕМЬЯ НА ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
ПОРОДИЛ: 1. Энопион, царь Хиоса.
Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 238. Схолии к «Одиссее», IX, 198. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 164-165) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«…Гомер якобы считает изобретателем вина не Диониса, а Марона, который был жрецом не Диониса, но Аполлона… Здесь имеется расхождение с Гесиодом, который говорит, что Марон был сыном <Эванфа, сына> Энопиона, сына Диониса».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава I. (9). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 77) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее [с Наксоса] и, доставив ее на остров Лемнос, сошелся с ней. От него она родила… Ойнопиона [Энопиона]…»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 79. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«[Радамант]… [остров] Хиос отдал Энопиону, сыну Ариадны, дочери Миноса…»
Афиней. Пир мудрецов. Книга первая. 26b-c. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 38):
«…Темное вино впервые появилось у хиосцев, потому что заселение этого острова возглавлял сын Диониса Энопион…»
N. B. Остров Хиос славился своими виноградниками и винами.
Про МИФ о Дионисе и его сыновьях см. «БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНИСА: ВАКХИДЫ»
СЕМЬЯ НА ЛЕМНОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
ПОРОДИЛ: 1. Фоант, царь Лемноса; 2. Евней, царь Лемноса.
Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 236. Георгий Хиробоск, «Комментарии к «Правилам» Феодосия Александрийского», I, 123, 22. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 164) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«У Гесиода встречаем:
Сына Фоанта она родила…»
[Предположительно, это был сын Ариадны и Диониса.]
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава I. (9). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 77) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и, доставив ее [с Наксоса] на остров Лемнос, сошелся с ней. От него она родила Тоанта [Фоанта], Стафила, Ойнопиона и Пепарета».
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Четвертая книга. 423-425. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 106) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«Пеплос багряный, который когда-то богини Хариты
Богу Дионису выткали на окруженном водою
Острове Дии. Бог вручил его сыну Фоанту…»
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга четвертая. 386-391. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 104) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Сам изготовил Гефест их [чаши] прекрасному в дар Дионису
оной порой, когда тот на Олимп молодую супругу [Ариадну]
дочерь Миноса привел…
Отдал затем Дионис, наполнявший их сладким нектаром,
чаши те сыну в подарок, Тоант [Фоант] передал Гипсипиле…»
Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. Книга II. 7. (Источник: Феофил Антиохийский, св. К Автолику. Три книги о вере христианской // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – С. 143) (раннехристианский апологет 2 в. н. э.):
«…В Дионисовом колене различаются роды… Затем роды их имеют еще наименования: род Ариадны от дочери Миноса, жены Диониса… Фоантов – от Фоанта, сын Диониса… Эвенский – от Эвноя, сына [обычно правнука] Диониса…»
N. B. Лемнос был винодельческим островом.
Про МИФ о Дионисе и Фоанте см. «БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНИСА: ВАКХИДЫ»
СЕМЬЯ НА ПЕПАРЕТОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
ПОРОДИЛ: 1. Пепарет, царь Пепаретоса.
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава I. (9). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 77) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и, доставив ее [с Наксоса] на остров Лемнос, сошелся с ней. От него она родила Тоанта, Стафила, Ойнопиона и Пепарета».
N. B. Согласно общему мнению, на острове Пепаретос делали вина низкого качества.
Про МИФ о Дионисе и Пепарете см. «БЛАГОСКЛОННОСТЬ ДИОНИСА: ВАКХИДЫ»
СЕМЬЯ НА ПАЛЛЕНЕ (ПОЛУОСТРОВ В СЕВЕРНОЙ ГРЕЦИИ, ФРАКИЫ)
ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: 1. Паллена, царевна Ситонии-Паллена.
Про МИФ о любви бога к Паллене см. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: ПАЛЛЕНА»
СЕМЬЯ В КИКОНИИ, ФРАКИЯ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
ПОРОДИЛ: 1. Марон,
Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. Книга II. 7. (Источник: Феофил Антиохийский, св. К Автолику. Три книги о вере христианской // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – С. 143) (раннехристианский апологет 2 в. н. э.):
«…В Дионисовом колене различаются роды [каждый из которых имеет свои названия]:… мароский – от Марона, сына Ариадны и Диониса [на самом деле Марон – правнук, сын Эванта, сына Энопиона, сына Диониса]».
СЕМЬЯ В КАРИИ (АНАТОЛИЯ)
ПОРОДИЛ: 1. Стафил, царь Бубастиса.
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IX. (16). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 18-19) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«На помощь Иасону собрались следующие герои [аргонавты] …Фан и Стафил, сыновья Диониса…»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава I. (9). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 77) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и, доставив ее [с Наксоса] на остров Лемнос, сошелся с ней. От него она родила Тоанта, Стафила, Ойнопиона и Пепарета».
Парфений. О любовных страстях. I. О Лирке. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)
«История содержится у [двух александрийских греческих поэтов 3 в. до н. э.] Никенета в «Лирке» и у Аполлония Родосского в «Кавне»… Когда же вскоре он [Лирк] прибыл (по пути) в Бибаст [Кария, Анатолия] к сыну Диониса Стафилу, тот очень сердечно его принял и напоил допьяна…»
Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. Книга II. 7. (Источник: Феофил Антиохийский, св. К Автолику. Три книги о вере христианской // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – С. 143) (раннехристианский апологет 2 в. н. э.):
«…В Дионисовом колене различаются роды [которые имеют свои названия от основателя, сына Диониса]: род Ариадны от дочери Миноса, жены Диониса, дочери отцелюбивой, которая совокупилась с Дионисом в виде корабельного кормчего… Стафильский – от Стафила, сына Диониса…»
СЕМЬЯ В МИСИИ (АНАТОЛИЯ)
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1. Афродита, богиня любви; 2. Нимфа из Лампсака, без имени.
ПОРОДИЛ: 1. Приап, бог плодородия в Лампсаке.
Страбон. География. Книга XIII. I. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 550) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Он [город Приап] назван по имени Приапа, чтимого там… жители пришли к почитанию бога оттого, что он считался сыном Диониса и нимфы; ведь как сама эта местность весьма богата виноградом…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«…Выше всех богов его почитают особенно жители Лампсака, говоря, что он сын Диониса и Афродиты».
Про МИФ о любви бога к Афродите см. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: АФРОДИТА»
Для получения дополнительной информации о боге Приапе см. ПРИАП
СЕМЬЯ В ВИФИНИИ ИЛИ ФРИГИИ (АНАТОЛИЯ)
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1. Никея, фригийская нимфа; 2. Авра, фригийская титанида.
ПОРОДИЛ: 1. Телета, богиня посвящения в таинства; 2. Иакх, бог мистерий; 3. Сабазий, фригийский бог.
1) ТЕЛЕТА, богиня посвящения в таинства
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XVI. 390-397. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 174) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Семенем божьим [Диониса] чревата, Никайя-дева носила
Бремя в собственном лоне, вот срок подошел и для родов –
Животворящие Хоры младенца женского пола
Приняли по истеченье девятого круга Селены.
И от союза с Бромием [Дионисом] народилась малютка,
Имя ей дали Телета [Посвящение]: предана празднествам вечно,
Пляскам полуночным дева, сопутница Диониса,
Радуется кроталам и двуударным тимпанам…»
Про МИФ о любви Диониса и Никеи см. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: НИКЕЯ»
Для получения дополнительной информации об этой младшей богине см. ТЕЛЕТА
2-3) ИАКХ-САБАЗИЙ, фригийские боги таинств
Орфический гимн LVII. Гермесу хтоническому (фимиам, стиракта). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 237) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«…Гермий [вероятно, Иакх], о сын хороводного Вакха и девы Пафосской,
Той Афродиты, чьи очи в изогнутых дивно ресницах!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 846-851. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 489) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Авра же корчилась в муках…
Вот появился младенец первый на свет, ибо речи
Артемиды родящим в схватках всегда помогают,
Вот уж двоим [Иакху и его брату] подарила жизнь упорная Авра…»
N. B. Под Иакхом здесь, видимо, подразумеваетя, фригийский бог Сабазий.
Про МИФ о любви бога и Авры см. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: АВРА»
Для получения дополнительной информации об этом второстепенном боге см. ИАКХ
ДИОНИС И ЗНАТНЫЕ СЕМЬИ ГРЕЦИИ (ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА)
Многие царские и знатные семьи Греции заявляли о своем происхождении от Диониса. Его различные мифические сыновья были основателями и однофамильцами таких династий, как фоантиды (от Фоанта), стафилиды (от Стафила) и маронийцы (от Марона).
Происхождение династии Птолемеев в Египте также восходит к Дионису и насчитывает более двадцати пяти поколений:
Дионис — Деянира — Гилл — Клеодем — Аристомах — Темен — Кис — Марон — Фестия — Акой — Аристомид — Каран — Кин — Тиримм — Пердикк — Филипп — Аерон — Алкет — Аминт — Вокр — Менагр — Арсиноя — Лагос Птолемей Сотир — Птолемей Эвергет — Птолемей Филопатр
Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. Книга II. 7. (Источник: Феофил Антиохийский, св. К Автолику. Три книги о вере христианской // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – С. 142-143) (раннехристианский апологет 2 в. н. э.):
«…Сатир [древнегреческий историк] повествуя о родах александрийцев, начав с Филопатора, по прозванию Птолемея, говорит, что Дионис был его родоначальником; почему Птолемей составил первое поколение. Вот что говорит Сатир: «От Диониса и Алтеи фестийской родилась Деианира, от нее и Геракла, сына Зевсова, – Гилл, от него – Клеодем, от него – Аристомах, от него – Темен, от него – Кис, от него – Марон, от него Фестия, от нее Акой, от него Аристомид, от него Каран, от него – Кин, от него Тиримм, от него Пердикк, от него Филипп, от него Аерон, от него – Алект, от него – Аминт, от него Вокр, от него Менагр, от него Арсиноя, от нее же и от Лага Птолемей Сотир, от него и Вереники – Птолемей Филадельф, от него и от Арсинои – Птолемей Эвергет, от него и от Вереники, дочери Мага, царя киренского, – Птолемей Филопатор. Таково родство между Дионисом и царями александрийскими. Поэтому в Дионисовом колене различаются роды: алтейский от бывшей жены Диониса, дочери Фестия, Алтеи; деианирский – от дочери Диониса и Алтеи, жены Геракловой. Затем роды их имеют еще наименования: род Ариадны от дочери Миноса, жены Диониса, дочери отцелюбивой; которая совокупилась с Дионисом в виде корабельного кормчего, – Фестиев – от Фестия, отца Алтеи, Фоантов – от Фоанта, сын Диониса, Стафильский – от Стафила, сына Диониса, Эвенский – от Эвноя, сына Диониса, мароский – от Марона, сына Ариадны и Диониса. Все это сыновья Диониса».
[Этот отрывок взят из работы раннехристианского ученого, критикующего религию язычников.]
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гесиод. Каталог женщин или Эои. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Парфений. О любовных страстях. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.): - Плутарх. / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):
- Орфические гимны. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
- Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):
- Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. (Источник: Феофил Антиохийский, св. К Автолику. Три книги о вере христианской // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999) (раннехристианский апологет 2 в. н. э.):
Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.): - Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
- Коллуф. Похищение Елены. (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий поэт 5-6 вв. н. э.):
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
- Сенека. Медея. (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы