Дионис был олимпийским богом вина, растительности, удовольствий, празднеств, безумия и неистовства.
В этой части собраны истории Диониса из саги о богах, включая открытие вина, его убежище с Фетидой в море, войну с Персеем и аргивянами, путешествие в подземный мир, восхождение на Олимп и роль в Войне гигантов.
Изображение справа — Дионис, Менада и Силен, 4 век до н.э.
- ДИОНИС И ОТКРЫТИЕ ВИНА
- ДИОНИС ИЩЕТ УБЕЖИЩА У ФЕТИДЫ
- БЕЗУМИЕ ДИОНИСА: ДИОНИС И ОСЕЛ
- ОТВОЕВАНИЕ ДИОНИСОМ ГОРЫ КИФЕРОН
- ВОЙНА ДИОНИСА С ПЕРСЕЕМ И АРГИВЯНАМИ
- СОСТЯЗАНИЕ ДИОНИСА И ГЕРАКЛА В ВИНОПИТИИ
- ПУТЕШЕСТВИЕ ДИОНИСА В ПОДЗЕМНЫЙ МИР
- БОЖЕСТВЕННЫЙ АПОФЕОЗ ДИОНИСА
- ВОЗНЕСЕНИЕ ДИОНИСА И ГЕФЕСТА НА ОЛИМП
- ДИОНИС И ВОЙНА ГИГАНТОВ
- ДИОНИС В БАСНЯХ ЭЗОПА
ДИОНИС И ОТКРЫТИЕ ВИНА
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. IV. (3), V. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Гермес, взяв его [Диониса] на руки, отнес к нимфам, которые живут в Нисе, находящейся в Азии…
…
Дионис же нашел виноградную лозу. После того как Гера вселила в него безумие, он стал бродить по землям Египта и Сирии».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. II. (5). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Воспитанный нимфами в Нисе, Дионис стал изобрeтaтeлeм вина и научил людей выращивать виноград».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 130. Икарий и Эригона. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 161-162):
«Когда Отец Либер [Дионис] отправился к людям, чтобы показать им, как сладки и приятны его плоды, его радушно приняли в гостях Икарий и Эригона. Он дал им в подарок бурдюк с вином и повелел распространять его в других землях».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XII. 328-334. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 131) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«… Вспомнил
Вакх, узревший гроздовья, обильно текущие соком,
Данные в древности давней пророчества Рейи-вещуньи!
Стал он выравнивать камень скалы, углублять понемногу
Внутренность оной, железом равняя стенки изострым,
Ямки широкой в камне дно углубляя помалу!
Так сотворил он впервые прообраз винной давильни…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XII. 392-395. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 132) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«А Дионис после пира в честь сладостного гроздовья,
Направляется, гордый, в пещеру Кибелеиды –
Пясти его обвивают плети лозы виноградной,
Учит он меонийку, что значит праздник полночный!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIII. 466-468. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 143) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Люди земли вакхийской, с лозою, полной гроздовья,
Где Дионис виноградный чаши с винною влагой
Рейе впервые поднес, населявшие город Керассы [в Лидии]…»
Про МИФ о Дионисе и Ампелосе см. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДИОНИСА: АМПЕЛ (юноша, превратившийся в виноградную лозу»
ДИОНИС ИЩЕТ УБЕЖИЩА У ФЕТИДЫ
Царь Ликург изгнал Диониса и его товарищей из своей страны, вынудив их искать убежища у Фетиды и морских богов.
В «Илиаде» действие происходит в юные годы Диониса на горе Ниса (Киферон в Беотии), однако более поздние авторы помещают его во Фракию и относят к периоду скитаний бога.
О начале этой ИСТОРИИ этого см. «ГНЕВ ДИОНИСА: ЛИКУРГ»
Гомер. Илиада. Песнь шестая. Свидание Гектора с Андромахой. 130-137. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 112-113) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«… Могучий Ликург, знаменитая отрасль Дриаса,
Долго не жил, на богов, небожителей, руки поднявший.
Некогда, дерзкий, напав на питательниц буйного Вакха,
Их по божественной Ниссе преследовал: нимфы вакханки
Фирсы зеленые бросили в прах, от убийцы Ликурга
Сулицей острой свирепо разимые; Вакх устрашенный
Бросился в волны морские и принят Фетидой на лоно,
Трепетный, в ужас введенный неистовством буйного мужа».
Гомер. Одиссея. Песнь двадцать четвертая. 73-75. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 697) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«… Златую
Урну дала сокрушенная мать [Фетида, мать Ахиллеса]; Дионис ей, сказала,
Ту подарил драгоценную урну, созданье Гефеста».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Ликург же… первым оскорбил Диониса, изгнав его из своей страны. Дионис нашел прибежище в море у Фетиды, дочери Нерея…»
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга вторая. 437-444. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 66) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Самой же славной меж ними Фетиду молва полагает,
что принимала когда-то в чертогах своих Диониса,
мужеубийцы Ликурга гонимого лютою злобой…
Всё это помня прекрасно, всезрящие неба владыки
чтят мою матерь Фетиду на вечно священном Олимпе».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга третья. 736-739. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 92) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Матерь Пелида, меж тем, принесла им сосуд превосходный.
Некогда сам Дионис его дал среброногой Фетиде –
дивное чудо, искусного дланей Гефеста творенье.
Храброго кости в сосуд сей тогда положили Ахилла».
Афиней. Пир мудрецов. Книга первая. 26b. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 38):
«Некоторые даже толкуют бегство Диониса в море, как свидетельство давнего знакомства [древних] с виноделием, – ибо вино действительно приобретает приятный вкус после разбавления его морской водой».
Гигин (древнеримский мифограф 2 в. до н. э.) Астрономия. Книга вторая. Телец. 21.1. (Источник: Гигин. Астрономия / Пер. и комм. А. И. Рубана. Вступ. ст. А. В. Петрова. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 67):
«Ферекид из Афин утверждает, что это [звезды созвездия] – кормилицы Либера [Диониса]… Рассказывают, что Ликург обратил их в бегство, и все они, по словам Асклепиада [греческий поэт 3 в. до н. э.], кроме Амвросии, нашли пристанище у Фетиды».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XX. 343-363. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 208-209) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Затрепетали колена Вакха [Диониса]… Крониона [Зевса], мнилось,
Он прогневил и тот покровительствует Ликургу [который напал на Диониса],
С горних высот посылая грохот и пламень перунов!
И бесноватые ноги прочь его тут же уносят,
Дабы мог он сокрыться в зыбях эритрейских лазурных!
Тут его принимает на мягкое лоно Фетида
И увлекает бога под многошумную кровлю,
Гостеприимною дланью Нерей арабийский встречает
С дружбой и утешает словом кротким и тихим:
«О Дионис, промолви, что взор твой стыдливо опущен?
Нет, не рати арабов бежал ты, землею рожденных,
Нет, не смертного мужа, не пики его изощренной!
Дия Крониона, бога благая соложница, Гера
Ополчилася с высей и ободрила Ликурга,
Гера с ярым Ареем и меднозданное небо!
Сколь ни могуч Ликург – он четвертый, и высочайший
Повелитель эфира часто потворствует Гере
Славою ты прирастаешь, и все Блаженные скажут.
Что и сестра, и соложница Дия великого, Гера,
Ополчилась свирепо на кроткого Диониса!»
Так утешал Нерей речами Бромия-бога».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXI. 170-181. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 213-214) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Тем временем в эритрейском
Море Нереевы дщери в доме глубокопучинном
Лакомствами морскими потчевали Диониса [загнанного в море Ликургом].
…
Бог продлил пребыванье в струистых подводных жилищах,
Море стало просторным домом изгнаннику в безднах!
Часто средь водорослей качался в Фетидином лоне
Вакх…»
Для получения дополнительной информации об этой богине см. ФЕТИДА
БЕЗУМИЕ ДИОНИСА: ДИОНИС И ОСЕЛ
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. V. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«После того как Гера вселила в него [Диониса] безумие, он стал бродить по землям Египта и Сирии. Вначале ему оказал гостеприимство Протей, царь египтян [возможно, здесь Протея перепутали с аргосским царем Претом]…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Рак. 23. 2. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 70):
«Частью его фигуры [Рака] является изображение, называемое Ослы, которое Либер [Дионис] обрисовал на панцире Рака всего двумя звездами. Говорят, что Либер, когда Юнона [Гера] наслала на него безумие, бежал через Теспротию, намереваясь добраться до прорицалища Юпитера [Зевса] Додонского и вопросить оракул о том, как вернее обрести прежнее состояние разума. Когда он приблизился к некоему обширному болоту, через которое он не мог перебраться, тогда, говорят, ему навстречу попались двое каких-то ослов. Он поймал одного из них и переправился на нем через болото, даже не замочив ног. Поэтому, когда он прибыл к святилищу Юпитера Додонского и, рассказывают, тотчас же избавился от сумасшествия, он отблагодарил ослов, поместив их среди созвездий. Некоторые также говорят, что Либер наделил человеческим голосом того осла, на котором он ехал. Спустя время этот осел вздумал тягаться с Приапом относительно размеров детородного члена, но оказался побежденным и был им убит. Либер сжалился над ним и причислил к светилам, и чтобы все знали, что осел помогал богу, а не трусливому человеку, спасавшемуся бегством от Юноны, он поместил его на Раке, который причислен к созвездиям по милости богини».
ОТВОЕВАНИЕ ДИОНИСОМ ГОРЫ КИФЕРОН
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 131. Нис. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 163):
«Когда Либер [Дионис] повел войско в Индию, он передал власть над фиванским царством своему воспитателю Нису [возможно, Силену – богу горы Ниса (Киферон)], пока он сам не вернется. А когда Либер вернулся оттуда, Нис не захотел оставить царство. Поскольку Либер не хотел воевать с воспитателем, он позволил ему владеть царством до тех пор, пока не представится удобный случай вернуть себе царскую власть. И вот на третий год после того, как они помирились, Либер притворился, будто хочет совершить в пределах царства священнодействия, которые называются триэтеридами, потому что он совершал их каждый третий год, и, приведя вместо вакханок воинов в женской одежде, захватил Ниса врасплох и вернул свое царство».
Для получения дополнительной информации о боге Нисе см. НИС и СИЛЕН
ВОЙНА ДИОНИСА С ПЕРСЕЕМ И АРГИВЯНАМИ
Во время своих странствий Дионис подошел к Аргосу с войском женщин с Эгейских островов. Персей (или его дед Акрисий) закрыл город и вступил в битву с богом, убив Ариадну и разгромив его войско. В конце концов они помирились и культ Диониса прочно утвердился в Аргосе.
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. V. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Доказав фиванцам, что он действительно бог, Дионис прибыл в Аргос: так как там его тоже не стали почитать, он поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Находящуюся недалеко могилу [в Аргосе] называют могилой менады Хореи; рассказывают, что она с другими женщинами участвовала в походе вместе с Дионисом против Аргоса, а что Персей, победив их в сражении, убил многих из женщин; все остальные похоронены в общей могиле, а для этой из уважения к ее высокому положению сооружена отдельная могила».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Направо от храма Латоны находится храм Геры Анфии (Цветущей) [в Аргосе] и перед ним могила женщин. Эти женщины погибли в бою против аргивян и Персея, двинувшись походом вместе с Дионисом с островов Эгейского моря, поэтому их и называют Галиями (Морскими)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIII. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Дионис вел войну с Персеем, но затем они опять примирились и всякая вражда между ними исчезла настолько, что Дионис удостоился от аргивян многих различных почестей и между прочим ему был дан этот особый участок. Критским же он был назван впоследствии, потому что здесь умерла и была похоронена Ариадна. Ликей говорит, что, когда они готовились вторично перестраивать храм [Диониса], они нашли глиняный гроб и что это был гроб Ариадны; он говорит, что – и сам он и остальные аргивяне видали этот гроб».
Овидий. Метаморфозы. Книга четвертая. 604-613. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«… [Дионис] был покоренной им признан
Индией; славя кого, воздвигала Ахаия храмы.
Сын лишь Абанта один, Акризий, из рода того же
Происходящий, его к стенам арголийской столицы
Не допускает, идет против бога с оружьем, не веря,
Что Громовержца [Зевса] он сын. Не верил он, что Громовержца
Сын и Персей, от дождя золотого зачатый Данаей,
Вскоре, однако же, он – таково всемогущество правды! –
Горько раскаялся в том, что бога обидел и внука
Не захотел признавать».
Сенека. Эдип. 486-487. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 81) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«[О завоеваниях Диониса:]
Претиады в лес устремились, Аргос
Вакха [Диониса] начал чтить на глазах Юноны [Геры]».
Война Диониса и Персея подробно описана Нонном Панополитанским в книге «Деяния Диониса» (гл. XLVII). Здесь приводятся цитаты, описывающие смерть Ариадны:
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXV. 101-109. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 245) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«… Я и Вакха считаю доблестней много Персея!
Инах [река] обоим [Дионису и Персею] свидетель: когда пред плющом густолистым
И лозой смертоносной смирились микенские копья
Медные, ибо в бегство пред сатирами обратился
Серпоносный Персей, уступил тирсоносцу Лиэю,
Бурную пику метнувши в Эвия-браноносца,
Поразил Ариадны беззащитное тело!
Вот он, подвиг Персея! Убить единую деву,
Брачное платье которой еще любовью дышало…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 762-804. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 468-469) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Персей в ходе битвы с Дионисом:]
И воздымая главу смертоносной Медусы,
В гуще сражения в камень обратил Ариадну!
И бездыханную видя невесту, Вакх обезумел…
Резвоплесничный Персей непременно нашел бы погибель,
Если б, сзади напавши, не ухватил на златые
Кудри Вакха [Диониса] Гермес, прилетев на крылатых плесницах,
И не молвил бы слова ласкового Лиэю [Дионису]:
«Зевса истинный отпрыск, пасынок Геры гневливой,
Некогда – ведаешь это! – я спас тебя от зарницы
И поместил тебя к нимфам, дщерям Лама-потока,
Дабы младенца вспитали, а после тебя я доставил,
Снова в собственных дланях, в домы Ино кормящей!
Благодари же Майи сына ты за спасенье,
Родич, и это сраженье оставь, ведь оба вы братья,
И Дионис, и Персей, изошли вы от крови единой!
С войском аргивским не бейся и серп не брани Персея –
Ибо аргосцы не сами ввязались в распрю, но Гера
Их распалила..
Погибшую Ариадну
Должно восславить достойно, ибо убита героем,
Происходящим от крови небесной, не ратником смертным…
Ты же тирс опусти и брось во владение ветра
Брань, и лик Ариадны, смертной девы, на небо
Вознеси, где Геры лик небесный сияет!»
Про МИФ о Дионисе в Аргосе см. «ГНЕВ ДИОНИСА: ПРЕТИАДЫ»
СОСТЯЗАНИЕ ДИОНИСА И ГЕРАКЛА В ВИНОПИТИИ
Однажды Геракл вызвал бога Диониса на дружеское состязание: кто больше выпьет. Эта малоизвестная история отражена в классическом искусстве.
ПУТЕШЕСТВИЕ ДИОНИСА В ПОДЗЕМНЫЙ МИР
Дионис спустился в подземный мир, чтобы забрать оттуда свою мать Семелу (и, возможно, свою жену Ариадну) и вернуть ее к жизни.
Гесиод. Теогония. 940-942. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48-49) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Кадмова дочерь, Семела, в любви сочетавшись с Кронидом,
Сына ему родила Диониса, несущего радость,
Смертная – бога. Теперь они оба бессмертные боги».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V. (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Дионис же направился в Аид и вывел оттуда свою мать, назвав ее Тионой. Вместе с ней он поднялся на небо».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В этом храме [Артемиды Сотеры (Спасительницы) в Трезене] находятся жертвенники богов, так называемых Подземных. И говорят, что сюда была приведена Дионисом (его мать) Семела из подземного царства и что будто сюда привел Геракл пса из Аида. Я лично убежден, что Семела, будучи женой Зевса, никогда вообще не умирала…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Видел я и… болото Алкионию, через которое, как говорят аргивяне, Дионис спустился в Аид, чтобы вывести на землю Семелу, а спуск сюда ему показал Полимн… То, что ежегодно ночью совершается на его берегах в честь Диониса, описывать это для всеобщего сведения, по моему мнению, было бы нечестием».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На этом жертвеннике [в Амиклах; есть изображения:]… Рядом с Зевсом и Гермесом, беседующими между собою, стоят Дионис и Семела, около нее – Ино [после их вознесения на Олимп]».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. XXV. (4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Нечто подобное совершил и Дионис: миф гласит, что он вывел из аида свою мать Семелу и, дав ей бессмертие, нарек Фионой».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 251. Кто соизволением парок вернулся из подземного царства. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 270):
«Отец Либер [Дионис]. Он спустился к своей матери Семеле, дочери Кадма».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Венец. 5. 2. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 42):
«Авторы же «Истории Аргоса» предлагают такое объяснение [созвездия «Венец»]: когда Либер [Дионис] получил позволение отца [Зевса] вывести свою мать Семелу из царства мертвых, и, отыскивая туда спуск, прибыл в земли аргивян, ему встретился некий человек по имени Полимн, достойный сын своего века, который по просьбе Либера указал ему вход. А поскольку Полимн видел перед собой мальчика, удивительной красотой тела превосходящего всех прочих, он потребовал от него плату, которую хотел получить без задержки. Либер, тоскуя по матери, поклялся в том, что он, если выведет ее на свет, исполнит его желание, однако он сделал это так, как бог клянется бесстыдному человеку; за это Полимн указал ему спуск. Когда Либер пришел к указанному месту и намеревался сойти в царство мертвых, он оставил венец, полученный Семелой в дар от Венеры [Афродиты], наверху, в том месте, которое по этой причине стали называть Стефанос, ведь он не хотел нести его с собой и осквернить дар бессмертных прикосновением смертных. Когда он целой и невредимой вывел мать на свет, тогда он, рассказывают, поместил венец среди созвездий, чтобы увековечить в памяти ее имя».
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Глава вторая. §§ XXXIV. (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):
«Дионис желал спуститься в Аид, но не знал пути. Некто, именем Просимн, обещает указать его, однако, не даром. Плата же, будучи постыдной, устраивает Диониса. Любовным было вознаграждение, платой, о которой шла речь, был сам Дионис. Требование не вызывает возражений у бога, и он обещает Просимну, что рассчитается с ним, если вернется, подтверждая обещание клятвою. Узнав дорогу, ушел. Возвратился назад… Не застает Просимна (ибо тот умер). Исполняя «священный» долг перед любовником, спешит к могиле и предается там противоестественной страсти: срезав кое-как ветвь смоковницы, придает ей форму мужского члена и садится на нее, исполняя обязательство перед усопшим. Как мистическое воспоминание о сей страсти, по городам воздвигаются фаллосы Дионису. Так как если бы они не в честь Диониса устраивали процессии и пели фаллические песни, то это было бы позорнейшим деянием, – говорит Гераклит…»
Комедия Аристофана «Лягушки» (здесь цитаты из нее не приводятся) – это пародия на путешествие Диониса в подземное царство. Там бог отправляется в Аид, чтобы вернуть своего любимого писателя.
Для получения дополнительной информации о матери-богине Диониса см. ФИОНА
БОЖЕСТВЕННЫЙ АПОФЕОЗ ДИОНИСА
Дионис достигает полного апофеоза или признания богом после завершения его земных странствий. Его последнее восхождение на небеса совершается после путешествия в Аид (ниже), во время которого он показал свое превосходство над смертью. Забрав же и Гефеста, он приводит на Олимп двух богов (ниже).
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Доказав [чудесами, совершенными во время его земных странствий] фиванцам, что он действительно бог, Дионис прибыл в Аргос…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 224. Кто из смертного стал бессмертным. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252):
«Либер [Дионис], сын Юпитера [Зевса] и Семелы».
Сенека. Геркулес в безумье. 16-18. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 117) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«… Средь богов и Бромий [Дионис] с матерью [Семелой (Фионой)],
Но мало и того: чтоб опозорено
Все было небо, кносский в нем горит венец [Ариадны]».
Сенека. Геркулес в безумье. 66-67. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 118) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«Не кроткой, не как Вакх [Дионис] взойдет дорогою
Он [Геракл] к звездам…»
Сенека. Эдип. 496-502. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 82) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«Новобрачную [Ариадну] провожают в небе [вместе с Дионисом]:
Феб [Аполлон] распевает гимны,
По плечам распустивши кудри,
Потрясают факелом брачным
Два Купидона [эроты].
Огненный дрот отложил Юпитер [Зевс],
Ненавистный ему, когда Вакх [Дионис] подходит».
Про МИФЫ, относящиеся к апофеозу Диониса и его восхождению на небеса, см.:
1) ПУТЕШЕСТВИЕ ДИОНИСА В ПОДЗЕМНЫЙ МИР (он побеждает смерть)
2) ВОЗНЕСЕНИЕ ДИОНИСА И ГЕФЕСТА НА ОЛИМП (Дионис присоединяется к богам Олимпа)
ВОЗНЕСЕНИЕ ДИОНИСА И ГЕФЕСТА НА ОЛИМП
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Здесь [в храме Диониса в Афинах] есть и картина: Дионис, ведущий на небо Гефеста. И относительно этого эллины рассказывают следующее: когда Гера отвергла родившегося у нее Гефеста, то он по злопамятству послал ей в подарок золотой трон, имеющий невидимые оковы; когда она села на него, она оказалась связанной, Гефест же не хотел слушаться никого из богов, пока Дионис, к которому Гефест питал особое доверие, напоив его пьяным, не привел его на небо».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 166. Эрихтоний. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 199-200):
«Когда Вулкан [Гефест, живший на земле после того, как мать сбросила его с небес] сделал Юпитеру [Зевсу] и другим богам золотые престолы из адаманта, Юнона [Гера], сев свой престол, вдруг повисла в воздухе. Когда послали к Вулкану [Гефесту], чтобы он развязал скованную им мать, он, гневаясь на нее за то, что она сбросила его с неба, сказал, что у него нет никакой матери. <Но> когда Отец Либер привел его пьяным в собрание богов, он не смог противиться уговорам».
[Вероятно, эта история восходит к Эпихарму, драматургу 6-5 вв. до н. э.]
Изображения Диониса, ведущего Гефеста на Олимп, были популярны в 5 в. до н. э., о чем свидетельствуют росписи керамики.
Для получения дополнительной информации об этом боге см. ГЕФЕСТ
ДИОНИС И ВОЙНА ГИГАНТОВ
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. V. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 9) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«[Во время войны гигантов] [гиганта] Эврита убил Дионис тирсом…»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. XV. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Затем гиганты начали войну с бессмертными богами у Паллены, и Геракл, сражавшийся на стороне богов, одолел многих из гигантов, за что и удостоился величайших почестей. Ведь только тех из богов, кто участвовал в этом сражении, Зевс удостоил чести называться олимпийскими, чтобы благодаря этому наименованию лучшие отличались от худших. Этого же наименования удостоились рожденные смертными женщинами Дионис и Геракл не только потому, что отцом их был Зевс, но и потому, что оба они стремились к одному и тому же – оказывать великие благодеяния роду человеческому».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Рак. 23. 3. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 70-71):
«Эратосфен рассказывает, что в те времена, когда Юпитер [Зевс] объявил войну Гигантам и призвал всех богов на помощь, чтобы сообща напасть на врагов, Отец-Либер [Дионис], Вулкан [Гефест], Сатиры и Силены приехали верхом на ослах. Когда боги были уже недалеко от врагов, то ослы, говорят, страшно перепугались, и каждый издал столь громкий рев, неведомый дотоле Гигантам, что все враги их ревом были обращены в бегство и затем побеждены».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 17-18. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 3) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Стану я славить ту битву божью, где тирс плющеносный [Диониса]
Племя низвергнул ужасных змеевласых Гигантов!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXV. 84-94. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 244-245) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Нет, обильную жатву змееволосых Гигантов
Доблестный Вакх собрал сокрушительным тирсом нежнейшим,
Некогда плющ обрушив в сражении с Порфирионом,
Он Энкелада низвергнул и в бегство Алкионея
Обратил лишь листвою единой, метал он лишь тирсы,
Губящие землеродных, спасающие олимпийцев,
Племя Аруры когда, двухсотрукое [т. е. сто гигантов], кинулось к небу,
Многоглавое, звезды алча с высей низвергнуть –
Только пред хрупкой верхушкой тирса чудовища сникли;
Пред виноградным побегом, не пред огнем небесным
Пало дикарское племя, пред разрушительным тирсом!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXV. 201-206. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 247) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«… Тирсоносец
Изрубал, одинокий, сынов змеевласых Аруры [гигантов],
Эвий [Дионис], Дия поборник, всех он Гигантов низвергнул,
Хоть по плечам и змеились, клубками свивался, гидры,
Больше, чем Инаха змеи, и не в Лернейском болоте
Шип раздавался змеиный, а в звездоносном эфире!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 6-88. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 471-473) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Стала она [Гера] молиться, коварная, матери Гее,
О деяниях Дия вопя, о могуществе Вакха…
И ополчила на Эвия [Диониса] племя горных могутов,
Отпрысков высоковыйных, и гневное слово сказала:
«Дети мои, сражайтесь с гроздолюбивым Лиэем
Глыбами скал огромных, сгубите Индоубийцу,
Диева сына…
Мне Диониса доставьте, чтоб горевал Кронион [Зевс],
Видя в рабстве мною плененного Диониса!
Или его уязвите терзающим тело железом,
И убейте, как древле Загрея [«старшего Диониса»] убили, чтоб после
Говорили – о боге иль смертном! – что отпрыска Дия
Гневная Гея дважды убила за гибель двойную,
За низверженье Титанов, древнейшего рода земного,
За землеродных Гигантов, рожденных после Лиэя!»
Так рекла – и могутов войско она ополчила,
И могутов порядки в битву тотчас устремились!
Этот с глыбой нисейской земли, а тот, отрубивши
Высокооблачных гор скалы кусок преогромный,
Им тотчас же на битву с Бромием [Дионисом] ополчился.
Сей с прибрежья морского утеса вырвал громаду,
Оный взял с перешейка глыбу скалистую, с нею
Устремившись в сраженье. Бесчисленными руками
Вырвал пик пелионский Пелорей исполинский…
Ветвь лозовую вздымая, Гигантам смертельную, Бромий
Устремился на воя огромного, Алкионея,
Не метал он ни бурный дрот, меча не имел он,
Только разбил он длани многоруких Гигантов
Лишь единой лозою, гроздовьем, милым в застолье,
Раздавил он мгновенно змей, ползущих навстречу,
Обрубил он Гигантов змеевласые главы,
И они покатились во прах в мученьях предсмертных;
Множество воев убил он, в куски изрубил Гигантов,
Кровь потоком лилася, кровые токи стремились
Новые по ущельям, обагряя утесы!
И клубки землеродных змей заплясали повсюду
В ярости пред Дионисом аспидовласым и в страхе!
Бился Вакх и палящим пламенем – светоч вздымая
В воздух, разил супостатов, и огонь самородный
В небесах разливался искрою жгучей и яркой,
В пепел плоть обращая нападавших Гигантов.
Вот уж змей полумертвый какой-то, с пламенем в глотке,
Хочет огонь изрыгнуть, шипит, от жара свиваясь,
Но лишь чад выдыхает, не яд из погибельной пасти!
Шум великий поднялся. На главы врагов ненавистных
Вакх исполинский обрушил светоч свой смертоносный,
Жег он земным пыланьем жарким лики Гигантов,
Горнего отраженье пламени Дия земное,
Ярко пылал сей светоч: вот над челом Энкелада
Воздух вдруг возгорелся и жар текучий излился,
Но не низвергнул могута, пред веяньем жара земного
Не подогнулись колена, он невредимым остался
Алкионей устремился на Диониса, огромный,
Пик фракийский во длани вместо дрота сжимая,
Против Вакха воздвигнул скалу громадную Гема,
Но напрасно – скалою сей не попал в Диониса!
Вот уж другую он мечет гору – но о небриду
Вакха она разбилась, панцырь его нерушимый!
Вот Тифоэй уже младший громоздит Эматии
Глыбы, во всем он подобен прежнему, горы крутые
Вздыбившего когда-то матери милой Аруры!
Сулицы из утесов стал он метать в Диониса!
Выхватил меч у твари, вставшей пред ним над землею,
Вакх державный и главы стал сносить сих Гигантов,
На куски изрубая змей, плюющихся ядом!
Войско саморожденных даже и без оружья
Он низвергает, безумный, бьется плющом гибкоствольным
Вверх по стволам ползущим, сражая рати Гигантов!
Тирсом своим смертоносным всех бы врагов уничтожил
Вакх, когда бы из битвы сам же и не удалился,
Жизни и души Гигантов оставив в родителя воле!»
Для получения дополнительной информации о войне гигантов см. ГИГАНТЫ
ДИОНИС В БАСНЯХ ЭЗОПА
Эзоп. Басни из пересказов Бабрия. (Источник: Басни Эзопа / Перевод, статья и комментарии М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1968. – С. 145) (греческая басня 6 в. до н. э.):
«Спросил другой: откуда на земле взялись
Кинеды и трибады? Объяснил Эзоп:
Однажды Прометей, создатель глиняных
Людей, столь хрупких пред судьбы ударами,
Те члены их, что стыд прикрыл одеждою,
В теченье дня отдельно изготовивши,
Чтобы затем приладить их, как следует,
Внезапно Вакхом [Дионисом] позван был на пиршество
И, переполненный обильным нектаром,
Воротился поздно, шагом неуверенным.
Тогда-то, в полусне, напутав с пьяных глаз,
Мужскому полу он приладил женские,
А женскому — мужские дал он признаки.
С тех пор извращены утехи похоти».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эзоп. (Источник: Басни Эзопа / Перевод, статья и комментарии М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1968. – С. ???-???):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Еврипид. Вакханки. (Источник: Еврипид. Трагедии. Т. 2 / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. – М.: Ладомир-Наука. 1999. – С. 432):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):
- Оппиан. О псовой охоте. (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. – М.: Наука, 1964. – С. 35):
- Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (150 г., н.э.)
- Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Сенека. Геркулес в безумье. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Сенека. Эдип. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы