Дионис был олимпийским богом вина и празднеств.
У него было множество святынь и храмов по всей Греции, и ему широко поклонялись как богу плодородия. Фаллические шествия и состязания в его честь были обычным явлением. Его главными культовыми центрами были остров Наксос и гора Киферон в Беотии — знаменитое место проведения вахических оргий.
В древнегреческой скульптуре Дионис изображался в одной из двух форм. Самые старые изображения изображают его как зрелого бородатого бога, одетого в тяжелые одежды и держащего тирс (посох с наконечником из сосновых шишек). С другой стороны, в классическую и эллинскую эпохи его обычно изображали красивым женоподобным юношей, держащим гроздь винограда. Иногда его изображали пьяным, тяжело опирающимся на спутника. Диониса также часто изображали младенцем или ребенком на руках Гермеса или Силена.
Изображение справа — Дионис-Вакх, греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс.
- ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
- КУЛЬТ В АТТИКЕ
- I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
- II. МИРИНЫ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- III. АХАРНЫ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- IV. ЭЛЕВТЕРЫ ГОРОД В АТТИКЕ
- ФЕСТИВАЛЬ ДИОНИСА В АФИНАХ
- II. ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ДИОНИСА
- V. ФЕСТИВАЛЬ АНТЕСТЕРИИ
- КУЛЬТ В МЕГАРЕ
- I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАР
- КУЛЬТ В ЭГИНЕ
- КУЛЬТ В КОРИНФИИ
- I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ
- I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ
- II. ТИТАН ДЕРЕВНЯ В СИКИОНИИ
- III. ФИЛУНТ ГОРОД В СИКИОНИИ
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ
- I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ
- II. ЭРАСИН РЕКА В АРГОЛИДЕ
- III. ЭПИДАВР ГОРОД В АРГОЛИДЕ
- IV. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
- V. ГЕРМИОН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
- VI. ГОРА ПОНТИН В АРГОЛИДЕ
- VII. БОЛОТО АЛКИОНИЯ РЯДОМ С АМИМОНОМ В АРГОЛИДЕ
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ
- I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ
- II. АМИКЛЫ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
- III. БРИСЕИ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
- IV. ГИТИОН ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
- V. ГОРА ЛАРИСИОН В ЛАКЕДЕМОНИИ
- VI. БРАСИИ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
- VII. ГОРА ИЛИОН В ЛАКЕДЕМОНИИ
- VIII. АЛАГОНЯ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
- IX. ТАЙГЕТ ГОРА В ЛАКЕДЕМОНИИ
- КУЛЬ В МЕССЕНИИ
- I. КОРОНА ДЕРЕВНЯ В МЕССЕНИИ
- II. КАПАРИССИЯ ДЕРЕВНЯ В МЕССЕНИИ
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ
- I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
- II. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
- КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ
- II. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ
- III. БУРА ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
- IV. ФЕЛОЯ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
- V. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
- КУЛЬТ В АРКАДИИ
- I. МЕГАЛОПОЛЬ СТОЛИЦА В АРКАДИИ
- II. МАНТИНЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
- III. КИНЕФ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- IV. АЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- V. ВОЗЛЕ ФЕЛЬПУСА ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- VI. ГЕРЕИ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- VII. ФИГАЛИЯ ГОРОД В АРКАДИИ
- VIII. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
- IX. ВОЗЛЕ ТЕГЕИ ГОРОДА В АРКАДИИ
ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
Геродот. История. Книга II. 49 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. До н. э.):
«Ведь именно Мелампод [мифический провидец] познакомил эллинов с именем Диониса, с его праздником и фаллическими шествиями. Конечно, он посвятил их не во все подробности культа Диониса, и только мудрецы, прибывшие впоследствии, полнее разъяснили им [значение культа]. Впрочем, фаллос, который носят на праздничном шествии в честь Диониса, ввел уже Мелампод, и от него у эллинов пошел этот обычай. Я же того мнения, что Мелампод, этот мудрый человек, [не от богов] приобрел свой пророческий дар, а обязан им самому себе. Он услышал об этом египетском обычае и ввел в Элладе среди прочих обычаев также и служение Дионису с незначительными изменениями. Поэтому, мне думается, что совпадение обрядов служения этому богу [т. Е. Осирису] в Египте и у эллинов вряд ли случайно. Ведь тогда эти обряды более соответствовали бы эллинским нравам и не появились бы так поздно. Я не могу себе представить также, чтобы египтяне могли заимствовать этот или какой-либо иной обычай от эллинов. Скорее всего, думается мне, Мелампод познакомился с египетским служением Дионису через тирийца Кадма и его спутников, прибывших с ним из Финикии [современного Ливана] в страну, которая теперь называется Беотией.»
Геродот. История. Книга II.52 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. До н. э.):
«В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали еще имен богов. Имя же «боги» [θεοί] пеласги дали им потому, что боги установили [θέντες] мировой порядок и распределили все блага по своей воле. Только спустя долгое время они узнали из Египта имена всех прочих богов (кроме имени Диониса, с которым познакомились гораздо позднее).»
КУЛЬТ В АТТИКЕ
I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 2. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«От ворот до Керамика [в Афинах] идут крытые галереи и перед ними — бронзовые статуи… заключает в себе святилища богов и так называемый гимнасий Гермеса. Сюда же входит и дом Пулитиона, где, говорят, не какие-либо неизвестные лица, а самые знатные из афинян кощунственно пародировали Элевсинские мистерии; в мое время этот дом был посвящен Дионису. Этого Диониса называют Мельпоменом (Ведущим хороводы) в том смысле, в каком Аполлона называют Музагетом (Предводителем Муз). Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном — посвящение и создание Эвбулида, и из числа спутников Диониса — Демон Акрат (несмешанного вина): на стене изображено лишь одно его лицо.»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 14. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Входящим в афинский Одеон [музыкальный театр, посвященный Дионису] в числе многого другого бросается в глаза статуя Диониса, заслуживающая внимания.»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 20. 2 – 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«[Статуя] Сатир еще юный, протягивающий кубок; стоящего вместе с Сатиром здесь же Эрота и Диониса сделал Фимил. Самое древнее святилище Дионису находится около театра. В его ограде стоят два храма и два изображения Диониса; один называется Элевтерий (Несущий освобождение), а другой — это тот, которого сделал Алкамен из слоновой кости и золота. Здесь есть и картина: Дионис, ведущий на небо Гефеста. Все это было нарисовано, равно как и Пенфей и Ликург, несущие наказание за то, что они оскорбили Диониса; были там нарисованы и спящая Ариадна, и Тесей, уходящий в открытое море, и Дионис, пришедший, чтобы похитить Ариадну.»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 21. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Говорят, что лакедемоняне вторглись в Аттику в момент смерти Софокла. И вот их вождь увидал во сне явившегося к нему Диониса, который приказал ему почтить всеми почетными обрядами, которые полагаются мертвым, новую Сирену. И ему стало ясно, что это сновидение имеет отношение к Софоклу и к его поэзии… [другая] Изображение же Эсхила, я думаю, сделано много позднее его кончины и той картины, которая изображает Марафонскую битву. Сам Эсхил рассказывал, что, будучи еще мальчиком, он заснул в поле, сторожа виноград; и вот ему явился во сне Дионис, приказав писать трагедии. Когда наступил день, он пожелал выполнить волю бога, и когда он попытался, то ему очень легко далось писание стихов.»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 23. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Есть тут [в Афинах] и камень, не очень большой, такой, на котором может усесться маленький человек; говорят, что когда Дионис прибыл в эту землю [в Афинах], то на нем спал Силен.»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 29. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Ближе всего [к Афинам] — Академия, некогда владение частного гражданина, в мое время гимнасий.. Там есть небольшой храм, в который каждый год в установленные дни афиняне приносят изображение Диониса Элевтерия.»
II. МИРИНЫ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«У флийцев же и у мирринусиев [в Аттике] — у первых есть жертвенники Аполлона Дионисодота (Дионисом данного) и Артемиды Селасфоры (Светоносной), Диониса Антия (Весеннего цветения).»
III. АХАРНЫ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Есть еще [в Аттике] дем Ахарны; жители его чтут . . . Диониса Мельпоменом (Поющим) [т. Е. Мельпомене, музе трагедии], этого же бога они называют Киссом (Плющом), говоря, что тут впервые появился плющ как растение.»
IV. ЭЛЕВТЕРЫ ГОРОД В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«На этой равнине [Элевтеры в Аттике] есть храм Диониса; его древнее деревянное изображение перенесено афинянами к себе (в город); находящееся же в Элевтерах еще в наше время является (копией) прежнего.»
ФЕСТИВАЛЬ ДИОНИСА В АФИНАХ
Платон. Государство.Книга пятая. 475d. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. Ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. Вступит. Статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. / Перевод А. Н. Егунова. – М.: Мысль, 1994. – С. 155) (греческий философ 4 в. До н. э.):
«Зато, словно их [некоторых Афинян] кто подрядил слушать все хоры, они бегают на празднества в честь Диониса, не пропуская ни городских Дионисий, ни сельских.» [Обратите внимание, в дополнение к выступлениям, проводимым во время городской Дионисии, спектакли также исполнялись в других местах]
II. ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ДИОНИСА
Платон. Горгий. 472a. Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. Ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. Вступит. Статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 197) (греческий философ 4 в. До н. э.):
«Никий, сын Никерата, с братьями — это их треножники стоят один подле другого в святилище Диониса.» [Обратите внимание, эти треножники были призами, выигранными драматическими представлениями, поддержанными в качестве общественной услуги Никием и его братьями, и они были размещены в окрестностях храма Диониса.]
Платон. Законы. Книга первая. 637b/ Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. Ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. Вступит. Статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 197) (греческий философ 4 в. До н. э.):
«Дионисийских празднеств . . . А у вас [то есть в Афинах] видел я как-то повозки с такими гуляками, да и в спартанской Таранте у наших поселенцев видел я во время Дионисий весь город пьяным. У нас [спартанцев] же ничего подобного не бывает.» [Обратите внимание, на празднике Диониса в Афинах было принято, чтобы гуляки, сидящие на повозках, позволяли себе непристойные выражения во время процессий.]
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 2. 13. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Шли «Облака» во время Дионисий, и в Афины съехалось много греков из других областей, чтобы посмотреть на драматические состязания. « [Обратите внимание, иностранцы также приехали в Афины на фестиваль.]
V. ФЕСТИВАЛЬ АНТЕСТЕРИИ
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга четвёртая. 21 (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 70) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Передают также, что Аполлоний [Аполлоний Тианский, философ, 1-й год н. э.] корил афинян за Дионисии, которые совершаются у них в месяце анфестерии. Дело было так. Он полагал, что они собираются в театр послушать монодии или гармонические сочетания парабаз и ритмов, однако вместо этого услыхал, что они скачут и пляшут под дуденье флейты и что под звуки священных Орфеевых песен изображают из себя то нимф, то ор, то вакханок — и тогда воспротивился он подобному бесчинству, воскликнув: «Не переплясывайте славу [ваших предков] . . . видя такую едва не бабью разнеженность, что сказать . . . Откуда у вас все эти шафранные, пурпурные и багряноцветные одеяния?»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы.130(Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. Ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):
«Эригона повесилась на дереве над телом отца [убитого афинскими крестьянами]. За это Отец Либер [Дионис] подверг такой же каре дочерей афинян. Об этом они послали вопросить Аполлона и получили ответ, что это потому, что они пренебрегли смертью Икария и Эригоны. Получив такой ответ, они наказали пастухов и установили в честь Эригоны праздник качелей [т. е. Айора, третий день Антестерии] по причине той болезни, <которая поразила афинских девушек>. Они также постановили, чтобы во время сбора винограда первое возлияние было Икарию и Эригоне. »
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 2. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):
«Тем временем на афинской земле множество дев лишили себя жизни, беспричинно повесившись, ведь Эригона [мифическая поклонница Диониса] перед смертью молилась о том, чтобы тою же смертью, какую она намеревалась встретить, умирали и дочери афинян, если только они не установят причину смерти Икария и не отомстят за него. Поэтому, когда произошло вышеупомянутое событие, афиняне вопросили оракул Аполлона и получили ответ, что они должны исполнить требование Эригоны, чтобы избавиться от проклятия. Поскольку она повесилась, то они постановили подвесить на веревках доску и раскачиваться, подобно тому как повесившийся раскачивается ветром, и это празднество они решили торжественно справлять ежегодно [т. е. Айора на третий день Антестерии]. Они совершали его и частным образом, и публично, назвав Алетиды, ведь Эригону, искавшую с собакой отца и вынужденную оставаться неизвестной и одинокой, называли нищенкой – греки называют их aletides.»
КУЛЬТ В МЕГАРЕ
I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАР
Павсаний. Описание Эллады. 1. 40. 6(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«За священным участком, посвященным Зевсу [в Мегаре] . . находится храм Диониса Никтелия (Ночного); есть еще и святилище Афродиты Эпистрофии (Вызывающей склонность), так называемое прорицалище Никты (Ночи).»
Павсаний. Описание Эллады. 1. 43. 5(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Полиид [мифический царь Мегары] построил храм и Дионису и воздвиг деревянное изображение, которое в мое время все было закрыто (одеждой), кроме лица; оно одно только и было видно. Рядом с ним стоит Сатир, творение Праксителя, из паросского мрамора. Это изображение Диониса они называют «Отеческим»; другого же Диониса, которого они называют Дасиллием (Густолиственным), по их рассказам, посвятил Эвхенор, сын Койрана, внук Полиида.»
КУЛЬТ В ЭГИНЕ
Павсаний. Описание Эллады.2. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Недалеко друг от друга стоят храмы: один — Аполлона, другой — Артемиды и третий из них — Диониса.»
КУЛЬТ В КОРИНФИИ
I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
Страбон. География. 8. 6. 23. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. До н. э. – 1 в. Н. э.):
«Полибий же, описывая события, связанные со взятием Коринфа [римлянами], замечает в тоне сострадания при этом о пренебрежении солдат к произведениям искусства и к посвятительным дарам. По его словам, ему довелось самому видеть брошенные на землю картины и солдат, играющих на них в кости. Среди этих картин он упоминает одну работы Аристида, изображавшую Диониса, к которой, по словам некоторых писателей, относится поговорка: «Ничто в сравнении с Дионисом»; а также картину «Мучение Геракла в хитоне Деяниры». Я, однако, не видел последней, но видел Диониса — прекраснейшее произведение, выставленное в храме Цереры в Риме; но когда недавно храм сгорел, картина погибла вместе с ним.»
Павсаний. Описание Эллады. 2. 2. 6 – 7 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«На агоре <главной площади> [Коринфа], где особенно много святилищ, находятся . . . деревянные изображения Диониса, у которых все покрыто позолотой, кроме лиц: их лица окрашены красной краской; одного из них называют Лисием (Освободителем), а другого — Вакхом (Приводящим в безумие). То, что рассказывают об этих деревянных изображениях, сообщу и я: говорят, что Пенфей [мифический царь Фив] относился неуважительно к Дионису и позволял себе многое против него; в конце концов он отправился на Киферон, чтобы подсмотреть оргии женщин (вакханок) и, взобравшись на дерево, он увидел все, что там совершалось, но когда женщины увидали Пенфея, они тотчас стащили его с дерева и разорвали его на части. Впоследствии же, как говорят коринфяне, Пифия в своих пророчествах велела им найти это дерево и впредь воздавать ему почет, равный с богом. И вот потому-то они и сделали для себя эти изображения из дерева.»
КУЛЬТ В СИКИОНИИ
I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ
Геродот. История. 5. 67. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. До н. э.):
«Среди других почестей, которые сикионцы оказывали [их мифическому царю] Адрасту, они прославляли еще и его «страсти» [представлениями] трагических хоров. Вместо Диониса они таким образом почитали Адраста. Клисфен [тиран 6-го века до н. э.] же передал теперь [трагические] представления Дионису [как богу трагических хоров].»
Павсаний. Описание Эллады. 2. 7. 5 – 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«За театром [под цитаделью Сикиона] — Дионисион (храм Диониса); статуя бога сделана из золота и слоновой кости, а рядом с ним — вакханки из белого мрамора. Говорят, что это — женщины, посвященные Дионису и приводимые им во время своих праздников в экстаз. У сикионцев есть и другие статуи бога, хранимые в сокровенном и недоступном месте. Один раз в год, ночью, их переносят в храм Диониса из так называемого Косметериона (хранилища убранств), переносят с зажженными факелами и пением местных гимнов. Впереди несут то изображение бога, которое называется Вакхом и которое ему воздвиг [мифический царь] Андродамант, сын Флианта [сына Диониса]; за ним следует статуя так называемого Диониса Освободителя, которую фиванец Фанес, по слову Пифии, принес из Фив.»
II. ТИТАН ДЕРЕВНЯ В СИКИОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 2. 11. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«В портике [храма Асклепия в Титане, Сикония] стоят статуи Диониса и Гекаты, Афродиты.»
III. ФИЛУНТ ГОРОД В СИКИОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 2. 13. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Если от этого Омфала идти дальше, то придем к древнему храму Диониса . . . Статуя Диониса открыта для всех.»
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ
I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ
Павсаний. Описание Эллады. 2. 20. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Находящуюся недалеко могилу [в городе Аргосе] называют могилой менады Хореи; рассказывают, что она с другими женщинами участвовала в походе вместе с Дионисом против Аргоса, а что Персей, победив их в сражении, убил многих из женщин; все остальные похоронены в общей могиле, а для этой из уважения к ее высокому положению сооружена отдельная могила.»
Павсаний. Описание Эллады. 2. 22. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Перед ним [храмом Геры в Аргосе] могила женщин. Эти женщины погибли в бою против аргивян и Персея, двинувшись походом вместе с Дионисом с островов Эгейского моря, поэтому их и называют Галиями (Морскими).»
Павсаний. Описание Эллады. 2. 23. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Если отсюда [покидая город Аргос] идти по так называемой Глубокой дороге, то направо будет храм Диониса. Его статуя, как говорят, привезена из Эвбеи. Когда эллинов, возвращавшихся из Илиона, постигло кораблекрушение около (мыса) Каферея, то тех из аргивян, которым удалось спастись на землю, стал мучить голод и холод. Тогда они стали молиться богам, чтобы кто-нибудь из них явился для них спасителем при столь тяжелом положении. Как только они двинулись вперед, они увидали перед собой пещеру, посвященную Дионису; в этой пещере была статуя бога, а в это время собрались туда дикие козы, укрываясь от холода и непогоды. Аргивяне их перебили, мясо съели, а шкурами воспользовались как одеждой. Когда прекратилась непогода, и они, сделав себе корабли, собирались отправиться домой, они увезли из пещеры и деревянную статую и еще до сих пор продолжают оказывать ей почет.»
Павсаний. Описание Эллады. 2. 23. 7 – 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Есть в Аргосе много и других достопримечательностей, достойных осмотра, например . . . [включая] храм Диониса Критского. Дионис вел войну с Персеем, но затем они опять примирились и всякая вражда между ними исчезла настолько, что Дионис удостоился от аргивян многих различных почестей и между прочим ему был дан этот особый участок. Критским же он был назван впоследствии, потому что здесь умерла и была похоронена Ариадна. Ликей говорит, что, когда они готовились вторично перестраивать храм, они нашли глиняный гроб и что »
II. ЭРАСИН РЕКА В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В том месте, где Эрасин [река в Арголиде около границы с Аркадией] вытекает из горы рядом потоков, они приносят жертвы Дионису и Пану, а Дионису они справляют праздник, который называется Тирба».
III. ЭПИДАВР ГОРОД В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 29. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Храмы, находящиеся в городе… Диониса»
IV. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В этом храме [Артемиды в Трезене] находятся жертвенники богов, так называемых Подземных. И говорят, что сюда была приведена Дионисом (его мать) Семела из подземного царства и что будто сюда привел Геракл пса из Аида. Я лично убежден, что Семела, будучи женой Зевса, никогда вообще не умирала».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 31. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от храма Артемиды Ликейской [в Трезене в Арголиде] находятся жертвенники, отстоящие друг от друга на небольшом расстоянии. Первый из них — Диониса, в силу какого-то прорицания получивший прозвище Саота (Спасителя)»
V. ГЕРМИОН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 35.1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Гермионе, Арголида] храм Диониса Меланэгидного (со шкурой черной козы). В честь его они ежегодно устраивают соревнования в музыке и назначают награды за состязания в плавании и гонке судов».
VI. ГОРА ПОНТИН В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 37.1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Начиная от этой горы [гора Понтин в Арголиде], почти до самого моря, простирается платановая роща [внутри которой находятся различные храмы] . . . а в другом месте, в самом храме [внутри которого], есть деревянная статуя Диониса Саота (Спасителя)».
VII. БОЛОТО АЛКИОНИЯ РЯДОМ С АМИМОНОМ В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2.37.5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Видел я и так называемый . . . болото Алкионию [близ Амимона, Арголида], через которое, как говорят аргивяне, Дионис спустился в Аид, чтобы вывести на землю Семелу, а спуск сюда ему показал Полимн. Глубина этого болота беспредельна, и я не знаю ни одного человека, которому каким бы то ни было способом удалось достигнуть его дна, даже Нерон, предприняв этот опыт и приложив все усилия для его успеха, приказав связать веревку длиной в несколько стадий и привязать к ее концу свинцовую гирю, даже он не мог найти, какой предел его глубины.Я слыхал об этом болоте вот еще какой рассказ: если смотреть на его воду, то она кажется гладкой и спокойной, но кто, обманутый этим видом, решится плавать в нем, того эта вода влечет вниз и, захватив, уносит в бездну. В окружности это болото не больше трех стадий; на берегах его растут трава и тростник. Но то, что ежегодно ночью совершается на его берегах в честь Диониса, описывать это для всеобщего сведения, по моему мнению, было бы нечестием».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ
I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ
Платон. Законы. 637b / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 127) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Дионисийские празднества . . . А у вас [спартанской колонии] видел я как-то повозки с такими гуляками, да и в Таранте у наших поселенцев видел я во время Дионисий весь город пьяным. У нас [спартанцев] же ничего подобного не бывает. [т.е. спартанский фестиваль более сдержанный]»
Страбон. География. 8.5.1 (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Таким образом, земля города Спарты находится в более углубленной местности, хотя она включает в своих пределах горы; впрочем, ни одна часть ее не заболочена, несмотря на то что в древности предместье было болотистым и его называли Лимнами; и святилище Диониса в Лимнах стояло на сыром месте».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3.11.11 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть у них здесь [в Спарте] и Гермес Агорей (Покровитель рынков), несущий на руках мальчика Диониса».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3.13.7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте] Напротив находятся площадь, называемая Колона, и храм Диониса Колонатского, а рядом с ним участок героя, который, как говорят, указал дорогу в Спарту Дионису. И этому герою женщины, называемые Дионисиадами и Левкиппидами, приносят жертвы раньше, чем самому богу, что же касается отдельных одиннадцати женщин, которых тоже называют Дионисиадами, то для них они устраивают состязание в беге. Указание совершать все это они получили из Дельф».
II. АМИКЛЫ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3.19.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Из богов местные жители [Амиклы, Лакедемония] почитают Амиклея [Аполлона] и Диониса, очень правильно, по-моему, называя его Псилаком, — словом «псила» доряне называют крылья, а вино поднимает дух у людей и дает полет их мыслям ничуть не меньше, чем крылья птицам».
III. БРИСЕИ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3. 20.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В] город Брисеи [в Лакедемонии]; там еще и теперь остались храм Диониса и его статуя, стоящая под открытым небом. Статую же, стоящую в храме, можно видеть только одним женщинам: одни только женщины и совершают все связанное с жертвоприношениями, делая это втайне».
IV. ГИТИОН ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3. 21. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На площади [Гитиона, Лакедемония] есть статуи Аполлона и Геракла, а около них Диониса».
V. ГОРА ЛАРИСИОН В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3.22.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над Мигонием [в Лакедемонии] поднимается гора, посвященная Дионису, ее называют Ларисионом. В начале весны тут справляют праздник Дионису; они рассказывают многое относительно различных обрядов и будто они находят здесь <в это время> зрелый виноград».
VI. БРАСИИ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3. 24. 3 — 4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Здешние жители [Брасии в Лакедемонии] в противоположность всем другим эллинам рассказывают следующее: Семела, родившая сына от Зевса и уличенная Кадмом, была заключена в бочку вместе с Дионисом. Эта бочка была подхвачена волнами и, как говорят, была выброшена на эту землю; так как Семела не пережила уже всего этого, то они ее пышно похоронили, а Диониса, говорят, воспитали. Поэтому у них и город, до тех пор называвшийся Орейатами, был переименован в Брасии, вследствие того, что на эту землю была выброшена бочка. И до нашего времени здешний народ говорит о выбрасываемых волнами на берег вещах — «экбебрастай» (выкидывать). К этому жители Брасии еще прибавляют, что Ино, блуждая по земле, прибыла в их страну, а придя пожелала стать кормилицей Диониса. Они между прочим показывают пещеру, где Ино воспитала Диониса, а равнину называют садом Диониса».
VII. ГОРА ИЛИОН В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3.24.8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Из числа здешних гор на Илионе [недалеко от Лас, Лакедемония] находится храм Диониса».
VIII. АЛАГОНЯ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3.26.11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Осмотра заслуживают здесь [в Алагонии, Лакедемония] святилища Диониса и Артемиды».
IX. ТАЙГЕТ ГОРА В ЛАКЕДЕМОНИИ
Вергилий. Георгики. 2.487 (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 98-99) (римский поэт 1 в. до н. э.):
«Там, где Сперхий, Тайгет, где лакедемонские девы
Вакха славят!»
КУЛЬ В МЕССЕНИИ
I. КОРОНА ДЕРЕВНЯ В МЕССЕНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 4.34.6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут [в Короне, Мессения] есть храмы: Артемиды, так называемой Пайдотрофы (Детокормилицы), Диониса и Асклепия; на площади воздвигнуты статуи в честь Асклепия и Диониса из мрамора».
II. КАПАРИССИЯ ДЕРЕВНЯ В МЕССЕНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 4.36.7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти в Кипариссии из Пилоса [в Мессении], то по дороге у самого города, недалеко от моря, будет источник; говорят, что этот источник стал течь по воле Диониса, когда он тирсом ударил в землю, поэтому и этот источник они называют Дионисиадой».
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ
I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6.21.5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Элиде] находится святилище Диониса Левкианита, около которого протекает и река Левкианий. И она впадает в Алфей, а вытекает она из горы Фолои».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 26. 1 — 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Между площадью и <рекою> Мением [в городе Элиде] находится древний театр и святилище Диониса; его статуя — работы Праксителя. Из всех богов больше всего элейцы чтут Диониса; они говорят, что бог даже посещает их праздник Фийи. Место, где они справляют этот праздник, который они называют Фийями, отстоит от города приблизительно стадий на восемь. Сюда жрецами приносятся и ставятся в <определенном> здании пустые чаши, числом три, в присутствии горожан и случайно находящихся в городе иностранцев. На двери этого здания накладывают печати жрецы и кому угодно из присутствующих. На следующий день они имеют право осмотреть и признать свои печати, и после этого, когда они войдут в помещение, они находят эти чаши полными вина. Правильность этого рассказа под клятвою подтверждают самые уважаемые из элейцев, а с ними и иностранцы, так как сам я был здесь не во время этого праздника».
II. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 5.14.10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У Пелопиона (священного участка Пелопа) [в Олимпии, Элиде] — общий жертвенник Диониса и Харит».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 5.15.4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За пределами Альтиса [в Олимпии, Элида] . . . а перед так называемой Проэдрией — жертвенник Аполлона, именуемого Пифийским, а за ним — Диониса. Этот жертвенник, говорят, посвящен не так давно, и при этом частными лицами».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 5.16.7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Говорят, что Фискоя была родом из долины Элиды и что имя того дема (области), где она жила, было Ортия. Рассказывают, что с этой Фискоей сочетался Дионис и она родила от Диониса сына Наркея; когда он вырос, то он стал воевать с соседями и достиг огромной власти; говорят, что и храм Афины, именуемой Наркеей, основал он же. Сохранилось предание, что поклонение Дионису [в Элиде] первыми ввели Наркей и Фискоя».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 5.17.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Позднее они посвятили в Герейон [храм Геры в Олимпии, Элида] мраморного Гермеса, который держит в руках младенца Диониса, творение Праксителя.» [Обратите внимание, оригинальная статуя все еще сохранилась.]»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 5.26.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Посвященные народом Микитоса в Олимпии, Элис] Дионис, фракиец Орфей и статуя Зевса . . . Они все — творения Дионисия из Аргоса. Говорят, что вместе с этими были воздвигнуты Микифом и другие».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6.19.10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Сокровищница ливийцев из Кирены [в Олимпии, Элис]: . . . В ней находится Дионис, у которого лицо и конечности рук и ног сделаны из слоновой кости».
КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 19. 6 — 20. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Когда Илион был взят и эллины делили добычу, Эврипил, сын Эвемона, получил на свою долю ларец; в этом ларце было изображение Диониса, творение, как говорят, Гефеста, данное в качестве дара от Зевса Дардану. Об этом ларце есть еще два других предания — во-первых, что будто бы во время бегства Эней оставил его, и, во-вторых, как рассказывают другие, он был брошен Кассандрой на несчастье тому из эллинов, который его найдет. Так вот Эврипил открыл ларец, увидал изображение [Диониса] и тотчас, как только увидал, сошел с ума. И с тех пор он большую часть времени оставался безумным, редко приходя в себя. В таком состоянии он направил свое плавание не в Фессалию, но к Кирре, в залив, находившийся у этого города. Поднявшись оттуда в Дельфы, он спросил божественного указания относительно своей болезни. И, говорят, ему было дано предсказание: там, где он встретит людей, приносящих чуждые <эллинам> жертвы, там водрузить и ларец, и самому поселиться. Ветер пригнал корабли Эврипила к морскому берегу возле Арои. Выйдя на берег, он попал в тот момент, когда юношу и девушку вели к алтарю Артемиды Трикларии в [в Патрае, в Ахайе] жертву. И тут нетрудно было ему понять <слова бога> о жертвоприношении: и местным жителям пришло на память предсказание, когда они увидали царя, которого прежде они не видели, и относительно ларца они поняли, что в нем заключается некий бог. Так прекратилась болезнь у Эврипила, а у живших там эти <кровавые> жертвы богине, а реке было дано ее теперешнее название Мелиха (Милостивая). Некоторые раньше писали, что вышесказанное случилось не с Эврипилом из Фессалии, но с Эврипилом, сыном Дексамена, царствовавшего в Олене. Они хотят думать, что этот Эврипил ходил походом с Гераклом на Илион и получил этот ларец от Геракла. Обо всем остальном и эти говорят так же, как и другие. Я же лично убежден, что Геракл не мог не знать свойств этого ларца, если действительно было что-либо чудесное в этом ларце; зная же эти свойства ларца, по моему мнению, он не мог бы дать его в качестве дара своему союзнику. С другой стороны, и сами жители Патр не помнят другого Эврипила, кроме сына Эвемона, и каждый год, всякий раз как справляют празднество в честь Диониса, они чествуют его жертвами как героя. Бог, который находится в ларце, именуется Эсимнетом (Владыкой); тех, которые служат специально ему, всего девять человек, их выбирает народ по их достоинству из числа всех граждан; столько же выбирается и женщин. В праздничную ночь один только раз выносит наружу жрец этот ларец. Это особенность и торжественный акт специально этой ночи. Кроме того, часть молодых людей, детей местных жителей, украсив свои головы венками из колосьев, спускается к реке Мелиху: некогда так украшались те, кого вели на жертву Артемиде».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7.21.1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Патрах, Ахея] есть святилище Диониса, именуемого Калидонским, так как эта статуя Диониса была перенесена из Калидона».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7.21.6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Рядом с театром [В Патрах, Ахея] у патрейцев отведен священный участок в честь одной местной женщины… Здесь стоят статуи Диониса, числом равные числу старинных городов и одноименные с ними; им имена: Месатей, Антей и Ароей. Во время праздника в честь Диониса эти статуи приносят в святилище Эсимнета. Это святилище находится в приморской части города, направо от дороги, если идти с площади. Если идти дальше вниз от святилища Эсимнета к морю, то встретим другой храм и в нем мраморную статую. Называется она статуей Сотерии (Спасения), и говорят, что ее еще в древности воздвиг Эврипил, избавившись от безумия».
II. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7.23.9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Рядом с театром [в Патрах, в Ахее] у патрейцев отведен священный участок в честь одной местной женщины…Здесь стоят статуи Диониса, числом равные числу старинных городов и одноименные с ними; им имена: Месатей, Антей и Ароей. Во время праздника в честь Диониса эти статуи приносят в святилище Эсимнета. Это святилище находится в приморской части города, направо от дороги, если идти с площади. Если идти дальше вниз от святилища Эсимнета к морю, то встретим другой храм и в нем мраморную статую. Называется она статуей Сотерии (Спасения), и говорят, что ее еще в древности воздвиг Эврипил, избавившись от безумия».
III. БУРА ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7.25.9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Буре, Ахея] есть храм Деметры, другой храм, общий Афродите и Дионису, и еще храм Илитии. Их статуи сделаны из пентеликонского мрамора, творение афинянина Эвклида».
IV. ФЕЛОЯ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7.26.11 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Феллое, Ахея] есть святилища богов: Диониса и Артемиды . . . у Диониса статуя раскрашена киноварью».
V. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7.27.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Пеллене, Ахайя] находится святилище Диониса Ламптера (Светоносного); в честь его совершается праздник Ламптерии; в это время в его храм ночью несут факелы, а по всему городу ставятся чаши с вином».
КУЛЬТ В АРКАДИИ
I. МЕГАЛОПОЛЬ СТОЛИЦА В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.31.4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Внутри ограды есть храм Зевса Филия (Покровителя дружбы) [в Мегалополе, Аркадия] с его статуей работы Поликлета из Аргоса, похожей на Диониса; на ногах у него надеты котурны, в одной руке у него кубок, в другой — тирс, а на тирсе изображен сидящий орел. А это как раз и не согласуется со сказаниями о Дионисе».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.32.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Мегалополе, Аркадия] был устроен стадион: с одной стороны он доходил до театра, и там, где у них находится источник, который они считают посвященным Дионису, — а по другую сторону стадиона был, говорят, храм Диониса, в который ударила молния Зевса; это было поколения за два до меня, в мое же время от него еще оставались только небольшие развалины».
II. МАНТИНЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.6.5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Приблизительно стадиев семи есть так называемый источник Мелиастов; эти Мелиасты [в Аркадии] совершают здесь свои оргии (торжественное богослужение) в честь Диониса, и около источника есть помещение, мегарон, <где эти оргии совершаются>».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.9.7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У них [жителей Мантинеи, Аркадия] считается богом и Антиной [любимец римского императора Адриана]; из всех храмов в Мантинее самым новым является храм Антиноя . . . Вследствие этого император и установил поклонение ему также и в Мантинее; ежегодно в его память совершается религиозный праздник, а каждый пятый год устраиваются игры . . . большинство картин, украшающих его, относится к Антиною и изображает его главным образом в виде Диониса».
III. КИНЕФ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.19.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Самым замечательным в Кинефе [Аркадия] является храм Диониса и праздник, совершаемый ими в его честь зимою. Во время этого праздника мужчины, намазавшись маслом, подняв себе на плечи, несут в храм быка, взяв его из стада, а какого — это указывает им сам бог. Вот как совершается у них жертвоприношение».
IV. АЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.23.1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Алее, Аркадия] храм Диониса с его статуей. Каждый второй год они справляют в его честь праздник Скиерии, и во время этого праздника Диониса, согласно вещанию из Дельф, женщины бичуют себя».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.46.5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В императорских садах [в Алее, Аркадия] <на Палатине>, в храме Диониса».
V. ВОЗЛЕ ФЕЛЬПУСА ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.25.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Этот храм [Деметры] находится уже в пределах фельпусийских [в Аркадии]. В нем находятся статуи, каждая не меньше семи футов, Деметры, ее дочери [Персефоны] и Диониса, все одинаково из мрамора».
VI. ГЕРЕИ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.26.1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Около реки [Алфея в городе Гереи, Аркадия] устроены аллеи, отделенные от реки миртовыми и другими культурными деревьями; там же находятся и купальни. Тут есть и два храма в честь Диониса: одного из них называют Политом (Гражданином), а другого — Авкситом (Растущим). Есть у них и здание, где в честь Диониса совершаются оргии (праздники)».
VII. ФИГАЛИЯ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.39.6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Воздвигнут здесь [в Фигалии, Аркадия] и храм Дионису; местные жители называют его Акратофором (Несущим чистое вино). Нижней части статуи не видно из-за листьев лавра и плюща. Та же часть, которая видима, раскрашена…»
VIII. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.53.7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в Тегее [в Аркадии] также . . . два святилища Диониса».
IX. ВОЗЛЕ ТЕГЕИ ГОРОДА В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8.54.5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Дорога из Тегеи [в Аркадии] в Аргос . . . есть другой храм, Диониса Миста (Таинственного)».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Платон. Горгий. / Пер. С. П. Маркиша. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Платон. Законы. / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Платон. Государство. / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
- Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. ???-???):
- Вергилий. Георгики. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
Список используемой литературы