Культ Гермеса

Гермес был олимпийским богом стад, торговли, спортсменов и вестников.

Его культ был сосредоточен на Пелопоннесе. Возможно, его самой важной святыней была святыня на горе Киллена в Аркадии, предполагаемом месте его рождения.

В классическом и эллинистическом искусстве Гермес изображался красивым, спортивным юношей с короткими вьющимися волосами. Обычно его изображали обнаженным в мантии, перекинутой через плечо и руку, а иногда и в крылатой шапке. В более древнем греческом искусстве Гермес изображался как зрелый бородатый бог — изображение, которое оставалось популярным на Герме (фаллическом бюсте в виде колонн-статуй Гермеса) вплоть до классических времен.

Изображение справа — «Гермес Бельведерский», греко-римская мраморная статуя 1 век нашей эры, Музей Пио-Клементино, Музеи Ватикана.

Содержание
  1. ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
  2. КУЛЬТ ГЕРМЕСА У ГОМЕРА
  3. ГЕРМЫ (ПРЕДОРОЖНЫЕ КАМНИ)
  4. КУЛЬ В АТТИКЕ
  5. I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
  6. II. ОРОПОС ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
  7. III. ЭЛЕФСИН ГОРОД В АТИИКЕ
  8. КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  9. I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
  10. КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  11. I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ
  12. КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ
  13. I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ
  14. II. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
  15. III. МЕФАНЫ ДЕРЕВНЯ В АРГОЛИДЕ
  16. IV. ГОРА ПАРНОН НА ГРАНИЦЕ АРКАДИИ, ЛАКЕДЕМОНИИ & АРГОЛИДЫ
  17. КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  18. I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ
  19. II. БОЙИ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
  20. III. ЛАС ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
  21. КУЛЬТ В МЕССЕНИИ
  22. I. ГИЕРОТИСИОН В МЕССЕНИИ
  23. II. ИТОМА ГОРОД В МЕССЕНИИ
  24. III. ЭХАЛИЯ ДЕРЕВНЯ В МЕССЕНИИ
  25. КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  26. I. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
  27. II. КИЛЛЕНА ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
  28. КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  29. I. ФАРЫ ГОРОД В АХЕЕ
  30. II. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
  31. КУЛЬТ В АРКАДИИ
  32. I. МЕГАЛОПОЛЬ СТОЛИЦА АРКАДИИ
  33. II. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ
  34. III. ТРИКРЕНЫ ГОРЫ В АРКАДИИ
  35. IV. КИЛЛЕНА ГОРА В АРКАДИИ
  36. V. СТИМФАЛИЯ ОЗЕРО В АРКАДИИ
  37. VI. ГЕРМАЙОН ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  38. VII. РЯДОМ С ФЕДРИЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ
  39. VIII. АКАКЕСИЙ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  40. IX. ФИГАЛИЯ ГОРОД В АРКАДИИ
  41. X. ТЭГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
  42. КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  43. I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ
  44. II. ТАНАГРА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
  45. III. КОРСЕЯ ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
  46. IV. КОРОНЕЯ ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
  47. V. ГОРА ГЕЛИКОВ В БЕОТИИ
  48. КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  49. I. КНИД ГОРОД В ТРОАДЕ
  50. КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  51. I. ФЕМИСОНИОН ГОРОД РЯДОМ С ЛАОДИКЕЕЙ ВО ФРИГИИ

ОСНОВНОЙ КУЛЬТ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 32. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Там же сто­ят древ­ние тре­нож­ни­ки; Гомер назы­ва­ет их «не быв­ши­ми в огне»; а в гим­на­сии — ста­туи Гер­ме­са, Герак­ла и Тесея, тво­ре­ния еги­пет­ских масте­ров; не толь­ко у всех элли­нов, но теперь уже и у мно­гих вар­ва­ров при­ня­то возда­вать честь этим трем боже­ствам не толь­ко в гим­на­си­ях, но и в пале­страх [ста­вя их изо­бра­же­ния

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 5. 15. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

Многие другие приходили к Гермесу с тою же просьбою и несли в дар кто золото, кто серебро, кто слоновой кости жезл, кто иную кзмкую драгоценность, а Эзоп в своем именье подобного не имел, однако же приберегал для Гермеса, что было — возливал ему молока столько, каков у овцы удой, нес столько медовых сот, сколько вмещается в горсти, не забывал угостить бога миртовыми ягодами и возложить на алтарь розы или фиалки

 

КУЛЬТ ГЕРМЕСА У ГОМЕРА

Гомер. Одиссея. Песнь 7. 137. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

Дол­го на месте сто­ял Одис­сей в изум­ле­ньи вели­ком.
После того как на все с изум­ле­ни­ем он наглядел­ся, —

Быст­ро шаг­нув чрез порог, вошел он во внут­рен­ность дома.
Там феа­кий­ских вождей и совет­ни­ков в сбо­ре застал он.
Зор­ко­му Арго­убий­це [Гермеса] тво­ри­ли они воз­ли­я­нья:
Был он иду­щи­ми спать все­гда при­зы­ваем послед­ним.

 

Гомер. Одиссея. Песнь 14. 435. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

Тогда свинопас, по кусочку
Мяса сырого от каждого члена на жир положивши,
Все это бросил в огонь, посыпав ячменной мукою.

Прочее все на куски разделили, наткнули на прутья,
Сжарили их осторожно и, с прутьев потом поснимавши,
Кучею бросили их на столы. Свинопас же поднялся
Мясо делить: он обычаев был знатоком превосходным.
На семь частей разделив, разложил он готовое мясо.

Часть одну отложил, помолившись, для нимф и Гермеса,
Сына Майи, а прочие шесть поделил меж сидевших.

 

ГЕРМЫ (ПРЕДОРОЖНЫЕ КАМНИ)

Гермы были столбами или камнями, на которых были вырезаны голова и фаллос Гермеса. Они были сельскими маркерами, которые также должны были обеспечивать плодородие стада и отар и приносить удачу. Гермы возводились на границах, перекрестках и в гимназиях.

Геродот. История. Книга 2. 51. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 397) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

Эти и еще мно­го дру­гих обы­ча­ев, о кото­рых я так­же упо­мя­ну, элли­ны заим­ст­во­ва­ли у егип­тян. Напро­тив, обы­чай изо­бра­жать Гер­ме­са с напря­жен­ным чле­ном, элли­ны вос­при­ня­ли не от егип­тян, а от пеласгов. Пер­вым эллин­ским пле­ме­нем, пере­няв­шим этот обы­чай, были афи­няне, а от них пере­ня­ли уже все осталь­ные. Ведь в то вре­мя, когда афи­няне уже счи­та­лись элли­на­ми, пеласги посе­ли­лись в Атти­че­ской зем­ле, поче­му с тех пор и насе­ле­ние Атти­ки так­же ста­ло счи­тать­ся эллин­ским. Вся­кий, кто посвя­щен в тай­ное слу­же­ние Каби­ров, совер­шае­мое на Само­фра­кии и заим­ст­во­ван­ное от пеласгов, тот пой­мет меня. Ведь Само­фра­кию преж­де насе­ля­ли те пеласги, кото­рые впо­след­ст­вии посе­ли­лись сре­ди афи­нян, и от них-то само­фра­кий­цы пере­ня­ли эти таин­ства. Итак, афи­няне пер­вы­ми из элли­нов ста­ли делать изо­бра­же­ние Гер­ме­са с пря­мо сто­я­щим чле­ном и научи­лись это­му от пеласгов. А у пеласгов было об этом некое свя­щен­ное ска­за­ние, кото­рое откры­ва­ет­ся в Само­фра­кий­ских мисте­ри­ях.

 

Платон. Гиппарх 228d (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Сократ: Гиппарх [афинский государственный деятель, конец VI века до н. э.] … среди множества хороших доказательств мудрости, которые он показал …

Когда же граждане столицы и ее окрестностей стали у него достаточно образованными и все восхищались его умом, он, задумав дать образование жителям сел, расставил по дорогам, на полпути между городом и каждым домом, гермы и, выбрав из своей собственной мудрости и из той, коей он был обучен, самое, по его мнению, мудрое, переложил это в элегии и начертал стихотворные изречения на колоннах, дабы, eво-первых, его сограждане не дивились мудрым дельфийским надписям, таким, как «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», и другим, им подобным, но считали бы изречения Гиппарха более мудрыми, а, во-вторых, дабы, проходя туда и обратно мимо установленных герм и читая надписи, они отведали бы его мудрости и двинулись бы из сел в школы, где могли бы набраться и прочих знаний. Надписи же эти были двойные: с левой стороны каждой гермы начертано, что Гермес водружен на полпути между городом и демом; с правой стороны стоит:

Памятник этот — Гиппарха: шествуй путем справедливым.

На других гермах начертаны многие другие прекрасные стихи. Например, на Стирийской дороге сделана следующая надпись:

Памятник этот — Гиппарха: друга но ввергни в обман ты.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 17. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

В гим­на­сии, отсто­я­щем неда­ле­ко от пло­ща­ди [Афин] и назы­вае­мом Пто­ле­ме­е­вым по име­ни стро­и­те­ля, есть сде­лан­ные из мра­мо­ра гер­мы, заслу­жи­ваю­щие осмот­ра

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 24. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Афи­няне пер­вые ста­ли почи­тать Афи­ну под име­нем Эрга­ны (Работ­ни­цы), пер­вые ста­ли соору­жать стол­бы с изо­бра­же­ни­я­ми богов без конеч­но­стей, гер­мы

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 38. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

За эти­ми посел­ка­ми воз­вы­ша­ет­ся гора Пар­нон; по ней идут гра­ни­цы лакеде­мо­нян и гра­ни­цы арги­вян и теге­а­тов. На этих гра­ни­цах сто­ят гер­мы из мра­мо­ра и от них дано и назва­ние это­му месту (Гер­мы).

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 33. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Если идти доро­гой в Арка­дию, в Мега­ло­поль, то в воротах сто­ит изо­бра­же­ние Гер­ме­са атти­че­ской работы: гово­рят, афи­няне пер­вые ста­ли при­да­вать гер­мам четы­рех­уголь­ную фор­му, а от них эту фор­му заим­ст­во­ва­ли и дру­гие.

Гермес, греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс.
Гермес, греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс.

КУЛЬ В АТТИКЕ

См. Также ГЕРМЫ (выше)

Платон. Лисид 203a & 206d (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

Сократ, да кроме того, в честь Гермеса мальчики совершают все обряды совместно с юношами [праздник Гермеи в Афинах]. Он подойдет к тебе, конечно. Если же нет, то знай, что он знаком с Ктесиппом через его родича, Менексена [, последнему же он лучший друг. Итак, если он не подойдет сам, Ктесипп его подзовет.

– Так надо сделать, – сказал я.

С этими словами, увлекая за собой Ктесиппа, я направился к палестре; остальные последовали туда за нами.

Когда мы вошли, мы увидели, что мальчики уже совершили жертвоприношение, почти покончили с торжественными обрядами и, одетые все по-праздничному, играют в бабки. Многие резвились снаружи, во дворе, а некоторые в углу раздевальни играли в чёт и нечет с помощью кучи бабок, которые они извлекали из нескольких плетеных корзин.207 Их окружала толпа зрителей; среди последних был и Лисид: он стоял в кругу мальчиков и юношей, с венком на голове, выделяясь всем своим видом – не только заслуживающей хвалы красотою, но и явными внутренними достоинствами

 

I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 2. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Вто­рая из этих гале­рей заклю­ча­ет в себе свя­ти­ли­ща богов и так назы­вае­мый гим­на­сий Гер­ме­са.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 15. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Те, кто идет по направ­ле­нию к стое [На рыночной площади Афин], кото­рую назы­ва­ют Пест­рой по кар­ти­нам, нахо­дя­щим­ся в ней, встре­ча­ют мед­но­го Гер­ме­са, так назы­вае­мо­го Аго­рея (Покро­ви­те­ля рын­ков), а рядом ворота.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 17. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

В гим­на­сии, отсто­я­щем неда­ле­ко от пло­ща­ди [Афин] и назы­вае­мом Пто­ле­ме­е­вым по име­ни стро­и­те­ля, есть сде­лан­ные из мра­мо­ра гер­мы, заслу­жи­ваю­щие осмот­ра, а так­же мед­ная ста­туя Пто­ле­мея.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 22. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Уже у само­го вхо­да в акро­поль [Афин] нахо­дит­ся Гер­мес, кото­ро­го назы­ва­ют Про­пи­лей­ским

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 24. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Я уже рань­ше ска­зал, что афи­ня­нам боль­ше всех дру­гих свой­ст­вен­но почи­та­ние и выпол­не­ние все­го, что каса­ет­ся дел рели­гии: афи­няне пер­вые ста­ли почи­тать Афи­ну под име­нем Эрга­ны (Работ­ни­цы), пер­вые ста­ли соору­жать стол­бы с изо­бра­же­ни­я­ми богов без конеч­но­стей, гер­мы.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 27. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

В хра­ме (Афи­ны) Поли­а­ды нахо­дит­ся изо­бра­же­ние Гер­ме­са из дере­ва; как гово­рят, это посвя­ще­ние Кек­ро­па; он почти невидим из-под мир­то­вых вет­вей

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 28. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

А сто­ят здесь Плу­тон, Гер­мес и ста­туя Геи (Зем­ли). Здесь при­но­сят жерт­ву те, кото­рым уда­лось оправ­дать­ся от обви­не­ния на Аре­о­па­ге, и при­но­сят эти жерт­вы оди­на­ко­во как ино­зем­цы, так и горо­жане.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 30. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Есть тут [В Академии Афин] жерт­вен­ник Музам и вто­рой жерт­вен­ник Гер­ме­су; а внут­ри они сооруди­ли один жерт­вен­ник Афине, а дру­гой Герак­лу.

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 2. 41. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

В награ­ду боль­ше всех выпив­ше­му на Празд­ни­ке Кру­жек Дио­ни­сий назна­чил золо­той венок. Его заслу­жил Ксе­но­крат из Хал­кедо­на [глава Академии 339–312 гг. До н.э.]. Воз­вра­ща­ясь с празд­ни­ка домой, он по ста­рой при­выч­ке воз­ло­жил венок на ста­тую Гер­ме­са, сто­я­щую у две­рей; сюда он клал свои вен­ки из цве­тов, мир­та, плю­ща и лав­ра. Рас­ска­зы­ва­ют так­же, что Ана­хар­сис мно­го пил, будучи гостем у Пери­андра. Эту при­выч­ку он усво­ил у себя на родине, ибо ски­фы не добав­ля­ют в вино воду.

 

II. ОРОПОС ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

[Амфиарая в Оропосе] Его жерт­вен­ник разде­лен на отдель­ные части: одна посвя­ще­на Герак­лу, Зев­су и Апол­ло­ну Пэо­ну (Цели­те­лю), вто­рая посвя­ще­на геро­ям и женам геро­ев, третья — Гестии, Гер­ме­су, Амфи­а­раю и из сыно­вей его Амфи­ло­ху

III. ЭЛЕФСИН ГОРОД В АТИИКЕ

Гермес был одним из богов Элевсинских мистерий. Он был богом, который сопровождал Персефону на землю весной и возвращал ее в подземный мир осенью.

Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. 280. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2):

«[Элевсинские боги воспевались на фестивале Фесмофория в Афинах:]
Женщина-глашатай.
Благоговение! Благоговение! Молитесь двум Фесмофорам, и Плутосу,[Бог богатства] и Каллигении,[Деметры] и Питательнице молодежи, и Гермесу, и Харитам, чтобы наше теперешнее собрание и совещание были проведены хорошо и прекрасно на большую пользу Афинскому государству и к нашему счастью и чтобы взяла верх та женщина, действия и речь которой окажутся наиболее полезными народу афинян и женщин.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 3. 4 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Рас­сказ же, пере­да­вае­мый о Гер­ме­се и баране в таин­ствах Мате­ри <богов> [Деметры в Элевсине] , я хотя и знаю, но гово­рить об этом не буду».

«Гермес Ришелье», греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, Лувр.
«Гермес Ришелье», греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, Лувр.

КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 2. 8 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть еще ста­туи Гер­ме­са [в Коринфе] из меди, обе — пря­мо сто­я­щие во весь рост; для вто­рой есть соору­жен­ный храм».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 3. 4 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если вер­нуть­ся опять на пря­мую доро­гу в Лехей [порт Коринфа], то там встре­ча­ет­ся мед­ная ста­туя сидя­ще­го Гер­ме­са, а рядом с ним сто­ит баран, так как счи­та­ет­ся, что из всех богов Гер­мес осо­бен­но охра­ня­ет и уве­ли­чи­ва­ет ста­да; поэто­му-то и Гомер напи­сал в «Илиа­де»:

Отрасль Фор­ба­са ста­да­ми бога­то­го. Гер­ме­сом был он
Более всех из пер­гам­цев любим и богат­ст­вом ущед­рен.

Рас­сказ же, пере­да­вае­мый о Гер­ме­се и баране в таин­ствах Мате­ри <богов> [Деметры], я хотя и знаю, но гово­рить об этом не буду».

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 9. 8 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Рядом [с рыночной площадью Сикиона] нахо­дит­ся Гер­мес Аго­рей (Покро­ви­тель рын­ков)».

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ

I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 19. 6 — 7 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что каса­ет­ся дере­вян­ных ста­туй Афро­ди­ты и Гер­ме­са, то они рас­ска­зы­ва­ют, что послед­няя — про­из­веде­ние Эпея [Строителем Троянского коня]… Внут­ри хра­ма сто­ит… изо­бра­же­ние Гер­ме­са с чере­па­хою: это он, кото­рый из нее сде­лал лиру».

II. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 31. 10 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Там же [В Трезене, Арголида] есть ста­туя Гер­ме­са, назы­вае­мо­го Поли­ги­ем (Креп­ко­те­лым). Гово­рят, что к этой ста­туе Геракл при­сло­нил свою дуби­ну».

III. МЕФАНЫ ДЕРЕВНЯ В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 34. 1 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На пло­ща­ди сто­ят ста­туи: одна — Гер­ме­са»

IV. ГОРА ПАРНОН НА ГРАНИЦЕ АРКАДИИ, ЛАКЕДЕМОНИИ & АРГОЛИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 38. 7 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Воз­вы­ша­ет­ся гора Пар­нон; по ней идут гра­ни­цы лакеде­мо­нян и гра­ни­цы арги­вян и теге­а­тов. На этих гра­ни­цах сто­ят гер­мы из мра­мо­ра и от них дано и назва­ние это­му месту (Гер­мы)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 10. 6 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти по доро­ге [на границе Аргоса], веду­щей от при­гра­нич­ных герм, то вся эта мест­ность покры­та дуба­ми»

 

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ

Пиндар. Немейские песни. 10. 52. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 157) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«С Гермесом и Гераклом
Братья-блюстители [Диоскуры] Спарты, широкой в плясках,
Правят цветущие жребьи схваток»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 11. 11 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть у них здесь [на рыночной площади Спарты в Лакедемонии] [скульптура] и Гер­мес Аго­рей (Покро­ви­тель рын­ков), несу­щий на руках маль­чи­ка Дио­ни­са»

II. БОЙИ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 22. 13 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Раз­ва­ли­ны <Эти­ды> отсто­ят от Бой­ев не боль­ше, чем на семь ста­ди­ев, на этом пути нале­во сто­ит мра­мор­ный Гер­мес»

III. ЛАС ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 24. 7 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У источ­ни­ка [в Ласе, Лакедемонии] — гим­на­сий. Здесь сто­ит ста­рин­ная ста­туя Гер­ме­са».

КУЛЬТ В МЕССЕНИИ

I. ГИЕРОТИСИОН В МЕССЕНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 32. 1 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В так назы­вае­мом у мес­сен­цев Гиеро­ти­си­оне (Двор­це жертв) [в Мессении] нахо­дят­ся изо­бра­же­ния всех богов, кото­рых почи­та­ют элли­ны… а в гим­на­сии — ста­туи Гер­ме­са, Герак­ла и Тесея, тво­ре­ния еги­пет­ских масте­ров; не толь­ко у всех элли­нов, но теперь уже и у мно­гих вар­ва­ров при­ня­то возда­вать честь этим трем боже­ствам не толь­ко в гим­на­си­ях, но и в пале­страх [ста­вя их изо­бра­же­ния…»

II. ИТОМА ГОРОД В МЕССЕНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 33. 3 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти доро­гой в Арка­дию, в Мега­ло­поль, то в воротах сто­ит изо­бра­же­ние Гер­ме­са атти­че­ской работы: гово­рят, афи­няне пер­вые ста­ли при­да­вать гер­мам четы­рех­уголь­ную фор­му, а от них эту фор­му заим­ст­во­ва­ли и дру­гие».

III. ЭХАЛИЯ ДЕРЕВНЯ В МЕССЕНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 33. 4 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Напро­тив это­го поля нахо­дит­ся то, что в древ­но­сти назы­ва­лось Эха­ли­ей, теперь же это Кар­насская роща, осо­бен­но бога­тая кипа­ри­са­ми. Тут сто­ят ста­туи Апол­ло­на Кар­ней­ско­го, <Агны (Свя­щен­ной)> и Гер­ме­са, несу­ще­го бара­на».

«Гермес, завязывающий сандалию», греко-римская мраморная статуя из Рима, второй век нашей эры, Лувр.
«Гермес, завязывающий сандалию», греко-римская мраморная статуя из Рима, второй век нашей эры, Лувр.

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вся стра­на [Элида] напол­не­на хра­ма­ми… Мно­го свя­ти­лищ Гер­ме­са нахо­дит­ся на доро­гах»

I. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 1. 7 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Элей­цы рас­ска­зы­ва­ли, что Пелоп пер­вый воз­двиг в Пело­пон­не­се храм Гер­ме­су и почтил его жерт­ва­ми с целью отвра­тить гнев бога за смерть Мир­ти­ла».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 8 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«За ним [большим жертвенником Зев­са Олим­пий­ско­го] общий жерт­вен­ник Апол­ло­ну и Гер­ме­су, пото­му что у элли­нов есть о них ска­за­ние, что Гер­мес был изо­бре­та­те­лем лиры, а Апол­лон — кифа­ры».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 9 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Рядом с самым вхо­дом на ста­ди­он нахо­дят­ся два жерт­вен­ни­ка: один из них назы­ва­ет­ся жерт­вен­ни­ком Гер­ме­са Покро­ви­те­ля в состя­за­ни­ях, дру­гой жерт­вен­ник Кай­ро­су (Счаст­ли­во­му слу­чаю)»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 5 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти туда, где выпус­ка­ют лоша­дей на состя­за­ние, то увидим жерт­вен­ник и на нем над­пись: Мой­ра­ге­ту (Вер­ши­те­лю судеб); ясно, что это эпи­тет Зев­са, кото­рый зна­ет чело­ве­че­ские дела и все то, что назна­чи­ли Мой­ры (боги­ни судеб), и все, в чем они им отка­за­ли. Тут же длин­ный жерт­вен­ник Мойр, а за ним алтарь Гер­ме­са и под­ряд два жерт­вен­ни­ка Зев­са Гип­си­ста (Высо­чай­ше­го)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 11 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Один раз в месяц элей­цы при­но­сят жерт­вы на всех назван­ных алта­рях. Они при­но­сят их по ста­рин­но­му обы­чаю: жгут на алта­рях ладан вме­сте с пше­ни­цей, сме­шан­ной с медом. На них они кла­дут вет­ки мас­ли­ны, а для воз­ли­я­ния употреб­ля­ют вино… Что пола­га­ет­ся гово­рить при этих воз­ли­я­ни­ях в При­та­нее или о гим­нах, кото­рые там поют­ся, мне не сле­ду­ет пере­да­вать все­го это­го в сво­ем рас­ска­зе. Там дела­ют­ся воз­ли­я­ния не толь­ко эллин­ским богам, но и богу ливий­ско­му [Зевсу Аммону], и Гере Амо­нии, и Парам­мо­ну (от Аммона); Парам­мон — это про­зви­ще Гер­ме­са».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 17. 3 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Посвя­ти­ли в Герей­он [Храм Геры в Олимпии] мра­мор­но­го Гер­ме­са, кото­рый дер­жит в руках мла­ден­ца Дио­ни­са, тво­ре­ние Пра­к­си­те­ля. [Скульптура сохранилась, фото по ссылке.]»

 

 

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 20. 2 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Там же [В храме Геры в Олимпии] нахо­дят­ся и Гера, и Зевс, и Матерь богов, и Гер­мес, и Апол­лон с Арте­ми­дой; а сза­ди пред­став­лен весь порядок состя­за­ний».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 27. 8 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди посвящений в Олимпии есть] Ста­туя Гер­ме­са, несу­ще­го бара­на под мыш­кой, с шапоч­кой на голо­ве, в хитоне и хла­миде… это дар богу от арка­дян из Фенея. Над­пись гла­сит, что твор­ца­ми этой ста­туи были Онат из Эги­ны, а вме­сте с ним Кал­ли­тел; думаю, что этот Кал­ли­тел был уче­ник или сын Она­та. Неда­ле­ко от дара фене­а­тов есть дру­гая ста­туя Гер­ме­са с жез­лом. Над­пись на ней ука­зы­ва­ет, что в дар богу она при­не­се­на Глав­ки­ем, родом из Регия, а создал ее Калонн из Элей».

 

II. КИЛЛЕНА ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 26. 5 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Кил­лене… Ста­туя же Гер­ме­са, кото­ро­го мест­ные жите­ли почи­та­ют осо­бен­но, пред­став­ля­ет пря­мо под­ня­тый муж­ской поло­вой орган136, постав­лен­ный на пьеде­ста­ле».

 

КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФАРЫ ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 22. 2 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Посредине пло­ща­ди сто­ит мра­мор­ная ста­туя Гер­ме­са с боро­дой; эта ста­туя в виде четы­рех­уголь­ной колон­ны, сто­я­щей пря­мо на зем­ле, неболь­шой вели­чи­ны. Есть на ней и над­пись, что ее посвя­тил мес­се­нец Симил. Этот Гер­мес назы­ва­ет­ся Аго­ре­ем (Рыноч­ным); воз­ле него устро­е­но про­ри­ца­ли­ще. Перед ста­ту­ей нахо­дит­ся жерт­вен­ник, тоже из мра­мо­ра; к это­му жерт­вен­ни­ку при­креп­ле­ны свин­цом мед­ные све­тиль­ни­ки. Желаю­щий полу­чить пред­ска­за­ние от бога при­хо­дит к вече­ру, дела­ет на жерт­вен­ни­ке вос­ку­ре­ние лада­ном; затем, напол­нив све­тиль­ни­ки мас­лом и зажег­ши их, кла­дет на жерт­вен­ник напра­во от ста­туи мест­ную моне­ту — она назы­ва­ет­ся халк (медяк) — и шеп­чет на ухо богу тот вопрос, с кото­рым он сюда явил­ся. После это­го он ухо­дит с пло­ща­ди, заткнув уши. Уйдя за пре­де­лы пло­ща­ди, он отни­ма­ет руки от ушей, и то сло­во, кото­рое он услы­шит, он счи­та­ет отве­том бога».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 22. 4 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Фарах есть свя­щен­ный источ­ник; имя ему — ключ Гер­ме­са; в нем не ловят рыб, счи­тая их посвя­щен­ны­ми богу. 3. Совсем рядом со ста­ту­ей бога нахо­дят­ся четы­рех­уголь­ные кам­ни, чис­лом око­ло трид­ца­ти; жите­ли Фар почи­та­ют их, давая каж­до­му из них имя како­го-нибудь бога. В более древ­ние вре­ме­на и у всех осталь­ных элли­нов боже­ские поче­сти возда­ва­лись вме­сто ста­туй необ­де­лан­ным кам­ням».

II. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 27. 1 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«По пути в Пел­ле­ну у доро­ги есть ста­туя Гер­ме­са, име­ну­е­мо­го Доли­ем (Хит­рым), но он охот­но выпол­ня­ет молит­вы людей; он в виде четы­рех­уголь­ной колон­ны, с боро­дой, а на голо­ве у него шля­па».

Гермес, греко-римская мраморная статуя, Музей Пио-Клементино, Музеи Ватикана.
Гермес, греко-римская мраморная статуя, Музей Пио-Клементино, Музеи Ватикана.

КУЛЬТ В АРКАДИИ

I. МЕГАЛОПОЛЬ СТОЛИЦА АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 6 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Нахо­дя­щий­ся око­ло этой гале­реи [yа пло­ща­ди Мега­ло­по­ля] храм Гер­ме­са Ака­ке­сия при­шел в раз­ру­ше­ние и от него ниче­го не оста­лось, кро­ме мра­мор­ной чере­па­хи».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 31. 6 — 7 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ста­туи же, нахо­дя­щи­е­ся в хра­ме [Деметры в Мега­ло­по­ле], сде­лал Дамо­фонт: это выре­зан­ный из дере­ва Гер­мес и ксо­ан Афро­ди­ты, толь­ко у нее руки, лицо и ступ­ни ног сде­ла­ны из мра­мо­ра».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 32. 2 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«От хра­ма Муз, Апол­ло­на и Гер­ме­са, выстро­ен­но­го сооб­ща для них всех, не оста­лось ниче­го, о чем сто­и­ло бы упо­мя­нуть, кро­ме неболь­ших раз­ва­лин; все же оста­лась еще здесь ста­туя одной из Муз и ста­туя Апол­ло­на, по фор­ме похо­жая на четы­рех­уголь­ные гер­мы».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 32. 3 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Хра­ма, обще­го для Герак­ла и Гер­ме­са, кото­рый был за ста­ди­о­ном [Мега­ло­по­ля в Аркадии], уже боль­ше не суще­ст­ву­ет, остал­ся толь­ко один алтарь, посвя­щен­ный им».

II. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 14. 10 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из богов фене­а­ты [в Аркадии] почи­та­ют боль­ше все­го Гер­ме­са и устра­и­ва­ют в его честь игры, Гер­меи; у них есть храм Гер­ме­са и его мра­мор­ная ста­туя, работы афи­ня­ни­на Эвхей­ра, сына Эвбу­лида(3)20. Поза­ди хра­ма нахо­дит­ся моги­ла Мир­ти­ла. Об этом Мир­ти­ле элли­ны гово­рят, что он был сыном Гер­ме­са и был воз­ни­цей у Эно­мая».

 

III. ТРИКРЕНЫ ГОРЫ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 16. 1 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти нале­во от Герон­тей­о­на все еще по фене­ат­ской зем­ле, то встре­ча­ют­ся фене­ат­ские горы, так назы­вае­мые Три­кре­ны (Три источ­ни­ка); и дей­ст­ви­тель­но, на них есть три источ­ни­ка. Гово­рят, что в них гор­ные ним­фы купа­ли ново­рож­ден­но­го Гер­ме­са, и поэто­му эти источ­ни­ки счи­та­ют посвя­щен­ны­ми Гер­ме­су».

IV. КИЛЛЕНА ГОРА В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 17. 1 — 2 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За моги­лою Эпи­та нахо­дит­ся высо­чай­шая из гор Арка­дии Кил­ле­на, и на вер­шине горы нахо­дит­ся раз­ру­шен­ный храм Гер­ме­са Кил­ле­ния. Ясно, что и назва­ние горе и эпи­тет богу даны от име­ни Кил­ле­на, сына Эла­та. В древ­но­сти у людей, насколь­ко я мог иссле­до­вать, были в ходу для выдел­ки дере­вян­ных изо­бра­же­ний сле­дую­щие поро­ды дере­вьев: эбе­но­вое (чер­ное) дере­во, кипа­рис, кедр, дуб, тис и лотос. Ста­туя же Гер­ме­са Кил­ле­ния не сде­ла­на ни из одной из этих пород, а из туи (мож­же­вель­ни­ка). На глаз она при­бли­зи­тель­но в 8 футов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 17. 5 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«К горе Кил­лене при­мы­ка­ет дру­гая гора, Хелидо­рея, где, гово­рят, Гер­мес нашел чере­па­ху, содрал с нее пан­цирь и из него сде­лал лиру».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 225. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 18):

 

«Кто первый построил храмы богов. Ликаон [мифический первый царь Аркадии], сын Пеласга, построил [первый] в Аркадии храм Меркурия [Гермеса] Килленийского».

 

V. СТИМФАЛИЯ ОЗЕРО В АРКАДИИ

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Вызыватели дущ. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 281) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Мы, приозерный народ [Стимфалии в Аркадии], чтим Эрмия [Гермеса], нашего предка…»

VI. ГЕРМАЙОН ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 34. 6 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Отсюда доро­га ста­ди­ев в 20 идет до Гер­май­о­на [в Аркадии], где нахо­дят­ся гра­ни­цы земель Мес­се­нии и Мега­ло­по­ля. Тут на сте­ле есть изо­бра­же­ние и само­го Гер­ме­са».

 

VII. РЯДОМ С ФЕДРИЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 35. 2 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фед­рия отсто­ит при­бли­зи­тель­но на 15 ста­ди­ев от Гер­май­о­на (хра­ма Гер­ме­са), назы­вае­мо­го «у Дес­пой­ны»; это — гра­ни­цы Мес­се­нии с зем­лей Мега­ло­по­ля [в Аркадии]; тут постав­ле­ны неболь­шие ста­туи Дес­пой­ны (Вла­ды­чи­цы) и Демет­ры, а кро­ме того, Гер­ме­са и Герак­ла».

VIII. АКАКЕСИЙ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 36. 10 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Под этим хол­мом есть город Ака­ке­сий, а на хол­ме еще в мое вре­мя сто­я­ла ста­туя Гер­ме­са Ака­ке­сия, сде­лан­ная из мра­мо­ра. По пово­ду это­го хол­ма есть пре­да­ние, что мла­де­нец Гер­мес был выкорм­лен здесь, что Акак, сын Лика­о­на, был его вос­пи­та­те­лем».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 3. 2 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Город Ака­ке­сий осно­вал Акак. По пре­да­нию арка­дян, это тот самый Акак, по име­ни кото­ро­го и Гомер дал эпи­тет Гер­ме­су».

 

IX. ФИГАЛИЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 39. 6 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В нахо­дя­щем­ся здесь гим­на­сии есть ста­туя Гер­ме­са; он пред­став­лен как буд­то с наки­ну­тым на пле­чи гима­ти­ем56, но он не дохо­дит ему до ног, так как ста­туя окан­чи­ва­ет­ся четы­рех­уголь­ной колон­ной».

X. ТЭГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 47. 4 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«При­бли­зи­тель­но ста­ди­ях в трех от источ­ни­ка [в Тэгеи, Аркадия] нахо­дит­ся храм Гер­ме­са Эпи­та».

Гермес, греческая бронзовая статуя, 4 век до н.э., Национальный археологический музей, Афины.
Гермес, греческая бронзовая статуя, 4 век до н.э., Национальный археологический музей, Афины.

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 10. 2 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Преж­де все­го у вхо­да [в Храм Аполлона Исме­ни­я в Фивах, Беотия] сто­ят мра­мор­ные ста­туи Афи­ны и Гер­ме­са; их назы­ва­ют Про­наой (В при­тво­ре). Гово­рят, ста­тую Гер­ме­са изва­ял Фидий, а Афи­ны — Ско­пас».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 17. 2 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[в Фивах находиться статуя] Гер­ме­са, так назы­вае­мо­го Аго­рея (Покро­ви­те­ля рын­ков)»

 

II. ТАНАГРА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 20. 3 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть в Тана­г­ре моги­ла Ори­о­на и гора Кери­ки­он, где, по леген­де, родил­ся Гер­мес»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 22. 1 — . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что каса­ет­ся хра­мов Гер­ме­са, то один посвя­щен Гер­ме­су Крио­фо­ру30 (Несу­щий бара­на), дру­гой — Гер­ме­су, кото­ро­го они назы­ва­ют Про­ма­хос (Вои­тель). Отно­си­тель­но пер­во­го наиме­но­ва­ния они рас­ска­зы­ва­ют, что Гер­мес отвра­тил от них моро­вую язву, обне­ся вокруг их стен бара­на; поэто­му и Кала­мид создал ста­тую Гер­ме­са, несу­ще­го бара­на на пле­чах. Так и до сих пор на празд­ни­ке Гер­ме­са тот юно­ша, кото­рый будет при­знан самым кра­си­вым по внеш­но­сти, обхо­дит город­скую сте­ну с ягнен­ком на пле­чах. Наиме­но­ва­ние же Про­ма­хос дано, гово­рят, Гер­ме­су за то, что когда эре­трий­цы с Эвбеи на кораб­лях сде­ла­ли напа­де­ние на Тана­гр­скую область, то он вывел на бой всю моло­дежь Тана­г­ры и сам в обра­зе эфе­ба (юно­ши), воору­жен­ный скреб­ком, отра­жая вра­гов, был глав­ным винов­ни­ком того, что они обра­ти­лись в бег­ство. В хра­ме Гер­ме­са Про­ма­хос хра­нят­ся остат­ки дико­го зем­ля­нич­но­го дере­ва; счи­та­ют, что под ним был вос­пи­тан Гер­мес. Непо­да­ле­ку нахо­дит­ся театр, а рядом с ним постро­е­на гале­рея. Мне кажет­ся, что из всех элли­нов жите­ли Тана­г­ры луч­ше дру­гих орга­ни­зо­ва­ли свое почи­та­ние богов: их дома сто­ят отдель­но от хра­мов; хра­мы постро­е­ны отдель­но, выше их, на чистом месте, вда­ли от чело­ве­че­ско­го жилья».

 

III. КОРСЕЯ ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 24. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Горо­док Кор­сея [Беотия], а ниже его — роща из дико­рас­ту­щих дере­вьев, по боль­шей части это — веч­но­зе­ле­ный дуб. Под откры­тым небом в роще сто­ит неболь­шая ста­туя Гер­ме­са».

IV. КОРОНЕЯ ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Коро­нее име­ют­ся сле­дую­щие заме­ча­тель­ные памят­ни­ки: на город­ской пло­ща­ди нахо­дит­ся алтарь Гер­ме­са Эпи­ме­лия (Хра­ни­те­ля стад)»

V. ГОРА ГЕЛИКОВ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть на [горе] Гели­коне [в святилище Муз в Беотии] мед­ная груп­па Апол­ло­на и Гер­ме­са, борю­щих­ся за лиру».

 

КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. КНИД ГОРОД В ТРОАДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 12. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ее [Сивиллы-Герофилы] могила находится в роще Аполлона Сминфейского, и на надгробной стеле сделана такая надпись элегическими стихами:…
Волей жестокой судьбы скована в этой земле.
Но недалеко от нимф и от Гермеса здесь я покоюсь!
Дар это мне судьбы: бога хранила я храм.
Действительно, около ее могилы стоит Гермес в виде четырехугольной колонны»

 

КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ФЕМИСОНИОН ГОРОД РЯДОМ С ЛАОДИКЕЕЙ ВО ФРИГИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 32. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фемисонион над Лаодикеей; живут здесь тоже фригийцы. Когда войско галатов грабило и опустошало Ионию и соседние с Ионией области, то, по словам фемисонийцев, к ним на помощь явились Геракл, Аполлон и Гермес; они указали их начальникам в сновидении эту пещеру и приказали фемисонийцам скрыть в эту пещеру их женщин и детей. В воспоминание об этом перед пещерой у них поставлены небольшие статуи Геракла, Гермеса и Аполлона; они так и называются Спелаиты (Пещерные). Эта пещера отстоит от города приблизительно на тридцать стадий. В ней есть источники (сладкой) воды; (широкого) входа туда нет, и солнечный свет проникает туда на небольшое расстояние; большая часть ее потолка проходит очень близко от земли».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология