Эринии были тремя богинями-мстительницами за преступления, связанные с убийством, плохи поведением, нечестивостью и лжесвидетельством.
Эта страница описывает их роль как служителей божественного возмездия — разносчиков голода, безумия, а иногда и войн.
Изображение справа — Дионис, Ликург, Амброзия и Эриния, 4-го века до н.э., Государственное античное собрание.
- БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 1: БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ И ЗАСУХА
- I. ДЕМЕТРА ЭРИНИЯ И ВЕЛИКИЙ ГОЛОД
- II. АЛКМЕОН И ГЛОД В АРКАДИИ
- III. ЭДИП И ГОЛОД В ФИВАХ
- IV. БЕСПЛОДИЕ ЛЮДЕЙ
- БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 2: ЛИЧНОЕ МУЧЕНИЕ
- I. ПАТРИЦИД И МАТРИЦИД (Преступления против богов)
- II. ПРИЗРАКИ ПРОКЛЯТЫХ (Преступления против богов)
- III. ЗЕВС И ФИНЕЙ (Преступления против богов)
- IV. ЗЕВС И ПРОМЕТЕЙ (Преступления против богов)
- БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 3: БЕЗУМИЕ
- I. ГЕРА & ИО (гнев ревности)
- II. ГЕРА & СЕМЕЛА (гнев ревности)
- III. ГЕРА, АТАМАНТ И ИНО (гнев ревности)
- IV. ГЕРА И ДИОНИС (гнев ревности)
- V. ГЕРА И ГЕРАКЛ (гнев ревности)
- VI. ДИОНИС И ЛИКУРГ (Божественный гнев)
- VII. ДИОНИС И ПЕНФЕЙ (Божественный гнев)
- VIII. ДИОНИС & ОРФЕЙ (Божественный гнев)
- IX. АФРОДИТА И ЖЕНЩИНЫ ЛЕМНОСА (Божественный гнев)
- X. ГЕФЕСТ И АФРОДИТА (Гнев ревности)
- БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 4: ВОЙНА
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 1: БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ И ЗАСУХА
Эринии могут вызвать голод в стране, укрывающей безнаказанного убийцу. Этот недуг обычно ассоциировался со случаями отцеубийства и матереубийства.
Способность эриней сделать землю бесплодной и уничтожить посевы была тесно связана с историей их рождения — они были дочерьми Земли, рожденными, когда плодородный Небесный Отец стал бесплодным преступным сыном. Это также было связано с историей изнасилования Деметры Посейдоном и ее мести как гневной Эринии.
Вергилий. Георгики. Книга 3. 551. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 114) (римский поэт 1 в. до н. э.):
«Там когда-то беда приключилась от порчи воздушной,
Людям на го́ре жара запылала осенняя люто…
[то есть засуха, за которой последовали голод и болезни]
Бросив стигийскую тьму, свирепствует вновь [Эриния] Тисифона
Бледная, перед собой Боязнь гоня и Болезни,
И, выпрямляясь, главу что ни день, то выше подъемлет!
Блеяньем вечным овец, коров постоянным мычаньем
Оглашены берега и холмы, сожженные зноем.
Целые толпы зверья предает она смерти и в самых
Стойлах груды валит гниющих в гнусном распаде
Туш, пока их землей не засыплют и в яму не спрячут».
Сенека. Эдип. 160. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 89) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«[Моровая язва и засуха поразили город Фивы]
Толпа сестер [Эриний] взломала затвор
Темных Тартара бездн и факел несет;
Свое русло изменил Флегетон [огненная река],
Воды Стикса слились с сидонской струёй [то есть вызывать смертельную лихорадку]
Алчно открыт черной смерти [Танатоса] зев,
И широко ее распростерты крыла»
Стаций. Фиваида. Книга 1. 46. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«Пухнет набухшая плоть отравою; в огненных клубах
черная пасть: от нее [Эринии] болезни, жажда и голод
вместе со смертью идут к народам»
I. ДЕМЕТРА ЭРИНИЯ И ВЕЛИКИЙ ГОЛОД
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 25. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За Фельпусой река Ладон течет вниз к святилищу Деметры в Онкее [в Аркадии].; фельпусийцы называют эту богиню Эринией (Мстящей)… Наименование же богине «Эриния» дано по следующему случаю: когда богиня блуждала по земле, отыскивая свою дочь, говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. Сначала Деметра гневалась на то, что случилось, но с течением времени прекратила свой гнев и пожелала, как говорят, омыться в водах Ладона. Отсюда и пошли наименования, данные богине; вследствие ее гнева ее называют Эринией, потому что аркадяне на своем наречии вместо «быть гневной» говорят «быть Эринией», а по тому случаю, что она омылась в Ладоне, ее называют Лусией (Омывшейся) [например, как ритуальное очищение]».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 42. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Аркадийцы] Говорят , что после этого Деметра в гневе на Посейдона [который изнасиловал ее] и одновременно в печали о похищении Персефоны надела черные одежды [то есть обличье Эринии] и, уйдя в эту пещеру, на долгое время скрылась в ней. Когда вследствие этого погибло все, что производит земля, а также погибла от голода большая часть человеческого рода и в то же время никто из богов не знал, где скрылась Деметра, в это время Пан отправился в Аркадию и, охотясь в разных местах по горам, пришел и на гору Элайон и, <заглянув в пещеру>, увидал Деметру и то, в каком она состоянии и в каких она одеждах. Таким образом, Зевс узнал об этом от Пана и послал к Деметре Мойр (богинь судьбы). Деметра послушалась Мойр, сложила свой гнев и перестала печалиться».
Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о Деметре и великом голоде см. ГНЕВ ДЕМЕТРЫ.
II. АЛКМЕОН И ГЛОД В АРКАДИИ
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 7. 5. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Алкмеон убил ее [свою мать]… Но Алкмеона стала преследовать Эриния матереубийства, и он, впав в безумие, бежал вначале в Аркадию к Оиклею, а оттуда в Псофиду к Фегею… Последний очистил [безуспешно] Алкмеона от скверны убийства, и он женился на дочери Фегея Арсиное… Позднее, однако, когда из-за его присутствия земля перестала приносить плоды, бог [то есть оракул в Дельфах] повелел ему отправиться к Ахелою и у него получить новое очищение».
МИФ о проклятии Эринии и Алкмаоне см.:
Семейные проклятия: СЕМЕЙНЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 3: ЭРИФИЛА И АЛКМАОН (Призрак матери против сына)
III. ЭДИП И ГОЛОД В ФИВАХ
Эринии поразили Фивы засухой и эпидемиями, когда Эдип стал царем, чтобы наказать королевство за укрытие человека, убившего его отца и женившегося на его матери.
Миф о проклятии Эриний и Эдипе см .: СЕМЕЙНЫЕ ПРОКЛЯТИЯ: ЛАЙ, ИОКАСТА И ЭДИП (УБИЙСТВО)
IV. БЕСПЛОДИЕ ЛЮДЕЙ
Люди также могут стать бесплодными из-за проклятия Эриний.
О Миф о проклятии бесплодия людей см .: СЕМЕЙНЫЕ ПРОКЛЯТИЯ: ПРЕДАТЕЛЬСТВО В СЕМЬЕ. АМИНТОР И ФЕНИКС (Отец против сына)
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 2: ЛИЧНОЕ МУЧЕНИЕ
Эриньи иногда изображались как посланники божественного гнева, карающие тех, кто совершал преступления против богов. Это было продолжением их роли в отмщении убийцам и нарушителям клятвы — преступления, оскорбляющие богов.
I. ПАТРИЦИД И МАТРИЦИД (Преступления против богов)
Преступления отцеубийства и матереубийства были грехами против богов и автоматически вызывали гнев эриний. В случае других видов убийств богинь нужно вызывать проклятиями обиженных родственников.
Мифы об Эриниях как о богинях, карающих отцеубийство и матереубийство, см .: СЕМЕЙНЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 3: ПАТРИЦИД И МАТРИЦИД
II. ПРИЗРАКИ ПРОКЛЯТЫХ (Преступления против богов)
Эринии пытали мужчин и женщин, приговоренных к вечному наказанию в Аиде за преступления против богов.
Мифы о Эриниях как тюремщиков Проклятых см .: ЭРИНИИ ОЧИЩАЮТ ГРЕШНИКОВ И НАДЗИРАЮТ ЗА ПОДЗЕМЕЛЬЕМ ПРОКЛЯТЫХ
III. ЗЕВС И ФИНЕЙ (Преступления против богов)
Боги даровали Финею силу пророчества, но он нарушил свой завет, открыв их секреты. В гневе Зевс послал эриний, чтобы лишить его зрения, и гарпий, чтобы мучить его.
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 2. 220. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 122) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«[Финей обращается к аргонавтам]
Эриния мне надавила
Тяжкой пятой на глаза и старость влачу я до века».
IV. ЗЕВС И ПРОМЕТЕЙ (Преступления против богов)
Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Прометей освобождаемый. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 297) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«[Прометей сетует]
Что цепью вкован я в скалу жестокую…
Юпитер, сын Сатурна, пригвоздил меня…
Блюду я стан, где обитают Фурии [Эринии],
И каждый третий день ко мне, пронзенному,
Слетает страшным лётом страж Юпитера
Вонзить кривые когти в свой урочный кор».[В греческой вазописи Эринии иногда изображалась рядом с орлом, посланным мучить Прометея]
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 3: БЕЗУМИЕ
Как посланцы божественного гнева Эринии могли довести жертву до безумия. Этот недуг был сначала связан с чувством вины и горя, вдохновленным Эриниями в случаях отцеубийства и материубийства. Отсюда они стали рассматриваться как источник безумия в целом, особенно в более поздних версиях рассказов Диониса.
I. ГЕРА & ИО (гнев ревности)
Гера призвала Эриний на любовницу Зевса Ио, которая заставила ее безумно блуждать из Греции в Египет. В более старых версиях истории скорее овод, чем Эринии, мучали девушку в образе коровы.
Овидий. Метаморфозы. Книга 1. 722. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[Гермес убивает Аргуса Панопта, стража, поставленного Герой охранять девушку в форме коровы Ио]
И запылала она [Гера], отложить не изволила гнева
И, наводящую дрожь Эринию в очи и душу
Девы Аргосской наслав и в грудь слепые стремленья
Ей [Ио] поселив, погнала ее в страхе по кругу земному.
Ты оставался, о Нил, последним в ее испытаньях.
Только достигла его, согнула колена у брега
Самого и улеглась, запрокинув упругую выю.
Может лишь кверху смотреть и к звездам глаза подымает:
Стоном и плачем своим, мычаньем, с рыданьями схожим,
Муки молила прервать, Юпитеру [Зевсу] жалуясь будто.
Он же, супругу [Геру] свою обнимая вкруг шеи руками,
Просит, чтоб та наконец прекратила возмездие»
II. ГЕРА & СЕМЕЛА (гнев ревности)
Семела была лишена рассудка из-за Эриний, когда Гера обманом заставила ее попросить Зевса явиться перед ней во всей своей красе, что привело к ее смерти. Эринии не присутствуют в старых версиях мифа, но помещена сюда Нонном.
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 7. 180. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 102) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«И завидев Семелу, омытую влагой Асопа [чтобы очистить кровь жертвенного животного с ее одежды],
Мимо летящая дева Эринния громко смеялась,
Мысля Крониона подле, мысля их общую участь:
Ибо низвергнут обоих громы палящие Зевса».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 8. 389. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 102) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Звездной Кифары звуки Семелы брак воспевают!»
Гордая, так она молвит — и возжелала в объятья
Смертоносные громы заключить. Не противясь
Мойре, коснулася пястью смелой громов смертоносных.
Брак, погубивший Семелу, свершился. Во установленье
И костром и гробницей Эринния сделала ложе».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 8. 402. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 102) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Видя погибель, Семела [охваченная огнем молний Зевса] счастливой себя почитала,
Ибо родить успела [младенца Диониса]… Средь пламени видеть могли бы
Химероса, Илифи́ю с Эриннией в брачном покое!»
III. ГЕРА, АТАМАНТ И ИНО (гнев ревности)
Гера пришла в ярость, когда обнаружила, что Афамас и Ино тайно воспитывают молодого бога Диониса, сына ее ненавистной соперницы Семелы, и отправили Эриний, чтобы свести их с ума.
Каллистрат. Описание статуй. 14. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):
«[Из описания древнегреческой живописи] Афамас, доведенный безумием до бешенства. Он был изображен без одежды, черная кровь запеклась у него на лбу, в волосах; остальные же волосы развевались по ветру. Блуждающим был его взор; полон он был возбуждения. И не одно только безумие дало ему смелость для столь страшных поступков, не ужасный, «душу губящий» облик Эринний заставил его стать подобным дикому зверю, но и меч, который был уже поднят в его руке, как будто он обнажен для удара. Была там и Ино, дрожащая от ужасного страха; держала она на руках грудного ребенка и давала ему свою грудь; она позволяла вливаться в уста того, кто ею питался, питавшие его потоки молока».
Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 451. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[Юнона-Гера путешествует в загробный мир, чтобы поднять Эриний против Афамаса и Ино, приемных родителей ее ненавистного пасынка Диониса]
Неба покинув дворец, туда опуститься решилась, —
Столь была гнева полна, — Сатурново семя, Юнона [Гера].
Только вошла [в подземный мир],, и порог застонал, придавлен священным
Грузом…
А она призывает сестер, порожденных
Ночью, суровых богинь, милосердия чуждых от века.
Те у тюремных дверей, запертых адамантом, сидели,
Гребнем черных гадюк все три [Эринии] из волос выбирали.
Только узнали ее меж теней в темноте преисподней,
Встали богини тотчас. То место зловещим зовется.
Титий свое подвергал нутро растерзанью, на девять
Пашен растянут он был. А ты не захватывал, Тантал,
Капли воды; к тебе наклонясь, отстранялися ветви.
На гору камень, Сизиф, толкаешь — он катится книзу.
Вертится там Иксион за собой, от себя убегая;
И замышлявшие смерть двоюродных братьев Белиды
Возобновляют весь век — чтоб снова утратить их — струи.
После того как на них взглянула Сатурния [Гера] злобным
Взором, раньше других увидав Иксиона и кинув
Взгляд на Сизифа опять, — «Почему лишь один он из братьев
Терпит бессрочную казнь, Атамант же надменный, — сказала, —
Знатным дворцом осенен? — а не он ли с женой презирали
Вечно меня?» Объясняет свой гнев и приход, открывает
И пожеланье свое. А желала, чтоб рушился Кадма
Царственный дом, чтобы в грех Атаманта впутали сестры [Эринии].
Власть, обещанья, мольбы — все сливает она воедино
И убеждает богинь. Едва лишь сказала Юнона
Так, — Тисифона власы, неприбрана, тотчас встряхнула
Белые и ото рта нависших откинула гадин
И отвечала: «Тут нет нужды в околичностях долгих:
Все, что прикажешь, считай совершенным. Немилое царство
Брось же скорей и вернись в небесный прекраснейший воздух»…
А Тисифона, тотчас — жестокая — смоченный кровью
Факел рукою зажав, и еще не просохший, кровавый
Плащ надела и вот, змеей извитой подвязавшись,
Из дому вышла. При ней Рыдание спутником было,
Смертный Ужас, и Страх, и Безумье с испуганным ликом.
Вот у порога она: косяки эолийские — молвят —
Затрепетали, бледны вдруг стали кленовые створы,
Солнце бежало тех мест. Чудесами испугана Ино,
В ужасе и Атамант. Готовились из дому выйти, —
Выход Эриния им заступила зловещей преградой:
Руки она развела, узлами гадюк обвитые,
Вскинула волосы, змей потревожила, те зашипели.
Часть их лежит на плечах, другие, спустившись по груди,
Свист издают, извергают свой яд, языками мелькают.
Из середины волос двух змей она вырвала тотчас
И, в смертоносной руке их зажав, метнула. У Ино
И Атаманта они по груди заползали обе,
Мрачные помыслы в них возбуждая. Но тела не ранят
Вовсе: одна лишь душа уколы жестокие чует.
Также с собой принесла и ужасного жидкого яду,
Пены из Цербера уст и отравы из пасти Ехидны,
И заблужденье ума, и слепого забывчивость духа,
И преступленье, и плач, и свирепость, и тягу к убийству.
Все это перетерев и свежею кровью разбавив,
В медном сварила котле, зеленой мешая цикутой.
Перепугались они, а богиня неистовый яд свой
В грудь им обоим влила и глубоко сердца возмутила.
Ровным движеньем потом раскачивать стала свой факел,
Двигая быстро его и огнями огни догоняя.
Так, исполнив приказ, с победой в пустынное царство
Дита [Аида] она отошла и змею на себе развязала.
Миг, — и уже Эолид [Атамант], в серединном беснуясь покое
[и в своем безумии он сварил своего старшего сына заживо и попытался убить свою жену и маленького сына, которые прыгнули со скалы в море, чтобы спастись от него]»
Другие Мифы о безумии Атаманта вызванном Эриниями, см .:
(1) СЕМЕЙНЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 5: ФИЛИЦИД. ДЕТИ против АФАМАНТА (Дети-призраки против отца)
(2) СЕМЕЙНЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 5: ФИЛИЦИД. НЕФЕЛА против ИНО (Первая жена против второй жены)
IV. ГЕРА И ДИОНИС (гнев ревности)
Позже Гера поразила своего пасынка Диониса безумием Эриний.
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 31. 70. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 102) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Гера жалуется Персефоне]
Так ополчи же Эриний на гроздолюбивого Вакха [Диониса] —
Зреть не могу недоноска владыкою на Олимпе!…
Смилуйся над оскорбленной богиней…
Молвила — и пробудила сочувствие в Персефонейе,
Ибо притворные слезы струилися по ланитам
Средь обольщений… Богиня божеству одолжила
[Эринию] Ме́гайру в спутницы. Сердце злобное ликовало
Геры — свирепым оком Эриния будет ей в помощь!
[Дионис тогда вел войну против индмйцев]
Прянула Гера из бездны, шагнула бурной плесницей
Трижды и на четвертом шаге явилась у Ганга,
Мегайре с ликом суровым показывает на индов
Мертвых, на войска смятенье, на мощь и натиск Лиэя.
Мегайра видит деянья Вакха Индоубийцы,
В сердце гнев закипает больший, чем Геры небесной!
Радуется супруга Зевса Змееволосой,
И засмеявшись ужасно, молвит мрачно богине:
«Вот как свершают деянья новые боги Олимпа.
Недоноски Зевеса вот как воюют! Семеле
Зевс единого сына дал, дабы всех погубил он
Индов невинных и кротких — неправедному Зевесу
Вместе с Вакхом яви же могучесть Ме́гайры-девы…
Молвила так и в небо прянула. Тихо скользнула
Мегайра к высям кавказским, спряталась там в пещере,
Лик змеевласый сменила, грозного ужаса полный,
На совы оперенье; ждала там, пока величайший
Зевс не забудется сном — так велела державная Гера!
[Этот рассказ продолжается в следующем отрывке.]»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 32. 100. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 102) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Дева ж Эриния, скрыта под чуждым обличьем, по знаку
Геры с отрогов спустилась, чтоб выйти с Вакхом на битву.
Плеть засвистала во дланях богини пред оком Лиэя,
Громко шипели змеи, обвившие рукоятку —
Вот затрясла головою, и вздыбили волосы змеи,
Шип испуская ужасный, погибельный для живого,
И забили в скалистых склонах источники яда.
Время от времени снова облик она принимала
Львиный, безумный и страшный, с косматою пастью раскрытой,
Окровавленными клыками грозящей Лиэю!
Приступом злого безумья охваченного Диониса
Артемида узрела — безумье прогнать возжелала:
Но с высоты поднебесной, гневом ее устрашая,
Гера взгремела громами…
Ме́гайра, скрытая мраком, в коем тонула округа,
Воротилась в подземье, наславши на Бромия-бога
Призраков пестроликих. Над головой Диониса
Ливень вихрился обильный ядовитого зелья,
Ужас вокруг изливая. В слухе шип раздавался
Змей, лишающий Вакха разума, чувства и мысли.
Вот Дионис, изнуренный по чащам мрачным и диким,
По отрогам и скалам неверной стопой устремился…
[Затем он убил лесных зверей и погнался за своими нимфами, бассаридами и сатирами через холмы]»
V. ГЕРА И ГЕРАКЛ (гнев ревности)
Гера, разгневанная успешным завершением Геракла «Двенадцати подвигов», послала Эриний, чтобы свести его с ума и убить его собственных детей. В Еврипиде послаником безумия является богиня Лисса, а не Эриньи.
Филострат Старший. Картины. Книга 2. 23. Рождение Гермеса. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«Геракл в безумии. Он же не обращает на них никакого внимания; когда они к нему приближаются, он их отшвыривает и топчет ногами; пена бьет у него изо рта; с злой и чуждой улыбкой он смотрит пристальным взором на то, что делает… В горле у него клокотанье, шея надулась, и вздулись вокруг нее жилы, по которым вся сила болезни течет к самым главным местам головы. Ту Эриннию, которая все это сделала, ты часто видел на сцене; тут же ее ты не увидишь; она вселилась в Геракла и внутри его груди она пляшет, заставляя его метаться и мутя его разум».
Сенека. Геркулес в безумье. 75 & 100. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 118) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«[Гера возмущается Гераклом]
Спеши, мой гнев, смири надменный замысел…
Вас, евмениды, вас из бездны Тартара
Я кличу! Пусть рассыплют пламя волосы,
Пускай свистят в руках бичи змеиные…
За дело [Эринии], слуги Дита [Аида]! Выше факелы
Вздымайте! Строй, щетинящийся змеями,
Веди, Мегера, выхвати злотворною
Рукою балку из костра горящего!
Придите отомстить за Стикс [то есть кражу Цербера из подземного мира] поруганный,
Пусть потрясенный дух бушует пламенем
Неистовей, чем недра Этны полые.
Но чтобы, душу захватив Алкидову [Геракла],
Безумца мне направить, стать безумною
Должна я. Что ж, Юнона, ты не буйствуешь?
Меня, меня лишите, сестры, разума,
Меня терзайте, если что я сделаю
Как мачеха. Отныне изменю мольбы:
Пусть доблестен вернется, невредимыми
Сынов застанет. Время улучила я,
Чтоб мне служила доблесть ненавистная.
Он победил нас — пусть же победит себя
И умереть захочет. Он Юпитером [Зевсом]
Рожден — и это мне на пользу. Метко я
Направлю стрелы, с тетивы безумного
Слетевшие: помощницею пасынку
Я буду в битве. Пусть же оскверненные
Злодейством руки в небо вознесет отец!»
Сенека. Геркулес в безумье. 982. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 118) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«[Геракл доведен до безумия, Эриния кричит]
Свищут плети огненосной фурии [Эринии],
Она в костре обугленными кольями
Глаза мне колет. Тисифона гневная,
В венце из змей, ворота, из которых пес [Цербер]
Был выведен, загородила факелом».
VI. ДИОНИС И ЛИКУРГ (Божественный гнев)
Дионис натравил эриний на нечестивого царя Ликурга, который напал на бога и выгнал его в море. Эринии появляются в V веке до нашей эры. Афинская ваза, изображающая наказание Ликурга предполагает, что она сыграла роль в одной из трагедий в этой истории.
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 21. 106. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 140) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Женщины царста Ликурга сходят с ума от Эринии, посланной Дионисом]
В лачугах
Уединенных плетью Ме́гайры [Эринии] змееволосой
Возбуждены, все жены нисийские вдруг замычали,
Собственное потомство умерщвляя»
VII. ДИОНИС И ПЕНФЕЙ (Божественный гнев)
Пенфей, как и Ликург, отрицал божественность бога Диониса и пытался изгнать его и его последователей из страны. Бог поразил его безумием Эриний, доведя его до гибели. В более ранних версиях этого мифа сам Дионис является источником галлюцинаторного безумия Пентея».
Филострат Старший. Картины. Книга 1. 14. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«[Из описания древнегреческой живописи] А Киферон, в человеческом образе, охвачен скорбью, так как скоро на нем будут жуткие сцены; его украшает венок из плюща; соскользнул с головы у него этот венок, так как носить его совсем ему неприятно. Рядом с ним Мегера сажает сосну и заставляет бить из земли источник воды, предвидя, думаю я, что прольется здесь кровь Пенфея и Актеона».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 44. 198. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 65) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Дионис убеждает Персефону послать Эриний против Пенфея]
Если ты Персефонейя, вспомощница мертвым, владычишь
Душами у тартарийских пределов нашими в смерти,
Дай мне Пенфея мертвым увидеть.
О, бичом тартарийским Ме́гайры и Тисифоны
Пресеки поношенья безумные и пустые
Сына земного, Пенфея…
Коих и разум ничтожен, коли судьба уготовит
Бич Эвменид [Эриний], оглушая мысли смертных и чувства!…
Сердцем склонясь Дионису-Загрею, Персефонейя
Ополчила Эриний, грозна и ужасна во гневе,
Вакху пришла на помощь, самому младшему брату!
И соложницы Дия Подземного [Аида] исполняя
Волю, три Эвмениды [Эринии] дворец осадили Пенфея…
Вот уж выходит одна из пропасти темной и страшной,
Бич тартарийский, обвитый змеями в дланях вращая,
Черпая влагу горстями из Стикса и из Кокита,
Росною влагой подземной кропит покои Агавы…
Предвещанье исполнилось плача и слез для фиванцев!
Меч актейский, из Аттики, божество обнажило,
Коим Итил когда-то прирезан (оного матерь,
Львиносердая Прокна, с Филомелой-убийцей,
Плод возлюбленный чрева убила острым железом,
Яство сие предложивши съевшему сына Терею…)
Это орудье убийства кровавое подложила
В яму, вырыв ее когтями, Эриния-дева,
Спрятав аттический меч средь сосен высокогорных,
Под корнями деревьев, там, где менады, яряся,
Обезглавят Пенфея [обезглавленная мать обезглавила его]… В раковине с собою
Принесла она крови убитой Горгоны Медусы,
Сей росою ливийской пурпурной обрызгала корни…
Вот какое деянье Эриния сотворила!»
VIII. ДИОНИС & ОРФЕЙ (Божественный гнев)
Эринии довели фракийских вакханок до безумия, заставив их оторвать от барда Орфея конечность. В более старых версиях мифа виновником безумия является сам Дионис, а не Эринии.
Овидий. Метаморфозы. Книга 11. 14. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Но, между тем как леса и диких животных и скалы,
Пенью идущие вслед, ведет песнопевец фракийский,
Жены киконов, чья грудь, опьяненная вакховым соком,
Шкурами скрыта зверей, Орфея с вершины пригорка
Видят, как с песнями он согласует звенящие струны.
И между ними одна, с волосами, взвитыми ветром, —
«Вон он, — сказала, — вон он, — презирающий нас!» — и метнула
В полные звуков уста певца Аполлонова тирсом…
Мера уже прейдена, все безумной Эринии служат…
Плеск ладоней, тимпан и вакхических возгласов вопли
Струн заглушили игру, — тогда наконец заалели
Выступы скал, обагрясь песнопевца злосчастного кровью».
IX. АФРОДИТА И ЖЕНЩИНЫ ЛЕМНОСА (Божественный гнев)
Женщины Лемноса отказались поклоняться богине Афродите, и она наказала их, загнав их мужчин в объятия плененных рабынь. Позже богиня послала эриний, чтобы довести женщин до безумия, заставив их убить своих мужей и сыновей.
Стаций. Фиваида. Книга 5. 65. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Афродита была взбешена женщинами Лемноса, которые отказались от ее поклонения]
А по рассказам других, посреди полунощного мрака
чуждое пламя неся и сильнейшие стрелы, богиня
в сопровожденье сестер тартарийских [Эриний] по спальням летала.
Стоило ей запустить в глубины тайных покоев
цепкие когти и злой нелюбовью чертоги наполнить
брачные, жалость забыв к народу верного мужа [Гефеста]».
Стаций. Фиваида. Книга 5. 155. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«Здесь [женщины лемноса] освятили союз [убить своих мужей]: Энио бранолюбая, клятву
ты принимала, с тобой — Церера подземная [Персефона]; вышли
Стикса богини [Эринии], раскрыв Ахеронт; но тайная всюду
к битве Венера влекла, жгла Венера [Афродита], Венера ярила…
[Женщины убили своих мужей во сне]
Тут-то, пропитан насквозь темнотою родственной Леты [Танатоса],
Стикса росой увлажнен, обреченные кровли объемлет
Сон [Гипнос] и тяжелый покой изливает из грозного рога
и отделяет мужей; но готовы невестки и жены
к бойне, и сестры, смеясь, изощряют хищные стрелы.
Близко злодейство: своих Эриния, пылом исполнясь…
[На следующий день после резни]
И Эвмениды [Эринии] уже, и Венера [Афродита] бежали насытясь,
из покоренных твердынь».
X. ГЕФЕСТ И АФРОДИТА (Гнев ревности)
Гефест подарил Гармонии — девушке, рожденной в результате супружеской измены Афродиты с Аресом — проклятое ожерелье в день ее свадьбы. Он использовал гадюку из головы Эринии, чтобы связать ее силу и проклясть всех, кто ею обладал, включая ее последующих владельцев Семелу, Иокасту и Эрифилу.
Стаций. Фиваида. Книга 2. 280. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Среди ингредиентов, использованных Гефестом при ковке проклятого ожерелья Гармонии]
Язвы различные здесь помещает и снятого с черных
влас Тисифоны».
Для дополнииельной информации о проклятом ожерелье Гармонии см. ГАРМОНИЯ.
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОКЛЯТИЯ 4: ВОЙНА
Эринии иногда ассоциировались с войной, обычно как исполнители справедливого возмездия и посланцы семейных проклятий — например, в случаях Троянской войны и войны между братьями Полиника и Этеокла Фивским.
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 5. 25. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 112) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«[Изображено на щите Ахиллеса]
Были сраженья жестокие, гибель несущие войны,
толпы убитых густые…
Эрида и трое Эриний суровых,
та, что толкает мужей выходить на злосчастную битву…
с теми, кто дикое пламя, несущее смерть, раздувает.
Всюду жестокие Керы носились и сам между ними
необоримый Танат».
Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об Эриниях как богинях войны см.:
(1) ДРУГИЕ ПРОКЛЯТИЯ 3: МЕНЕЛАЙ, ПАРИС И ТРОЯ (Нарушение клятв)
(2) СЕМЕЙНЫЕ ПРОКЛЯТИЯ: ЭДИП И ЕГО СЫНОВЬЯ (предательство)
(3) ЭРИНИИИ ПОСЛАННИКИ ДУРНЫХ ЗНАМЕНИЙ
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
- Каллистрат. Описание статуй. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):
- Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Вергилий. Георгики. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Сенека. Геркулес в безумье. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Сенека. Эдип. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Валерий Флакк. Аргонавтика. (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. ???-???):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
Список используемой литературы