Аграрные боги
Боги земли.
ПОЛНЫЙ СПИСОК АГРАРНЫХ БОГОВ И БОГИНЬ
Было большое количество богов и полубогов, связанных с различными мистериальными культами. Однако их описания скудны из-за строгих правил секретности, окружающих эти древние таинства.
БАУБО или ЯМБА Элевсинская полубогиня, которая руководила непристойным юмором, практикуемым как часть культовых обрядов. Это была элевсинка, которая рассмешила растроенную горем Деметру своими шутками и обнажёнными гениталиями.
ВОЛОПАС. Сельскохозяйственный полубог, изобретатель повозки и плуга. Он был сыном богини Деметры. И он, и его повозка были помещены среди звезд как созвездия Волопаса и Медведицы в память о его благодеянии человечеству.
КАБИРЫ. Пара богов металлообработки, связанных с Мистериями Самофракии и Лемноса. Они были хранителями священного фаллоса мертвого бога Загрея.
КАБИРИДЫ. Нимфы самофракийских мистерий, женские аналоги кабиров.
КАДМИЛ. Отец богов-кабиров самофракийских мистерий.
КАЛЛИГЕНЕЯ. Кормилица Элевсинской Деметры или ее дочери Персефоны. Она была одной из младших богинь мистерий.
КАРМА. Критская богиня-нимфа, которая, вероятно, председательствовала на празднике урожая, ее имя означает «урожай» или «стрижка». Ее отец Карманор был супругом Деметры в местном культе, а Карме, вероятно, была дочерью богини.
КАРМАНОР. Критский бог урожая, чье имя происходит от слова «срезать» или «стричь». Он был супругом богини Деметры.
КАРПОС. Боги плодов (включая зерно) земли. Их изображали пухлыми младенцами в компании Деметры и Геи.
ХРИСОФЕМИДА. Критская богиня, дочь Карманора, чье собственное имя означает «золотой обычай». Она также была известна как Акакаллида в честь критского слова «нарцисс». Возможно, она была богиней культовых гимнов, поскольку миф гласит, что она выиграла первый музыкальный конкурс в Дельфах.
КОРА. «Дева», культовое имя богини Персефоны.
КИАМИТ. Полубог бобов. Он был одним из героев Элевсинских мистерий. По какой-то причине фасоль была запретной пищей для посвященных в культ.
ДАЙРА. Богиня-нимфа Элевсинских мистерий, связанная с Персефоной и Подземным миром. Возможно, она руководила тайным знанием Мистерий, поскольку ее имя означает «знающая».
ДЕМЕТРА. Великая олимпийская богиня земледелия и основных культур, кукурузы и ячменя, и их продуктов, муки и хлеба. Она была главной богиней Элевсинских мистерий, посвященным которой был обещан путь к благословенной загробной жизни.
ДЕСПОЙНА. Дочь богини Деметры, которой поклонялись в мистическом культе Акакесиона в Аркадии. Она была похожа на Персефону, но незначительно считалась отдельной богиней.
ДИОНИС. Бог виноградарства и вина, главный бог ряда мистериальных культов. В элевсинских мистериях Дионис был богом весны, тесно связанным с Персефоной.
ДИОСКУРЫ. Пара спартанских полубогов. Когда Зевс даровал Полидевку бессмертие, он настоял на том, чтобы разделить дар со своим братом-близнецом Кастором. В результате пара делила свое время между небесами и подземным миром. Пара была тесно связана с мистериями Деметры и Диониса.
ДИСАВЛ. Полубог Элевсинских мистерий, связанный с Полем Рара, где было посеяно первое зерно.
ЭЛЕВСИНА. Одна из нимф океанид. Она была одноименной богиней города Элевсина и покровительницей его мистерий.
ЭВБУЛЕЙ. Элевсинский полубог, связанный с пахотой и посевом семян.
ЭВМОЛП. Элевсинский полубог. Он был предком Эвмолпидов, жрецов Элевсинских мистерий. Его имя означает «прекрасная песня», что, по-видимому, предполагает, что он был известным автором гимнов мистерии.
ЕВНОСТОС. Богиня-покровительница мельницы и силоса для зерна. Ее имя означает «она с хорошим урожаем». Имя могло быть просто культовым эпитетом богини Деметры.
ГЕЯ. Изначальная богиня земли. Она была пассивной богиней в мистериях, уступив место великой олимпийской богине Деметре (Матери-Земле), с которой она была близко отождествлена.
АИД. Царь подземного мира и бог богатства земли, ее полезных ископаемых и плодородия. Он был тесно связан с Элевсинскими мистериями как бог, который похитил деву Персефону в подземный мир и согласился на ее возвращение. Его часто изображали изливающим плодородие из рога изобилия или рога изобилия, что указывает на его роль в мистериях как бога земного плодородия.
ГЕКАТА. Богиня магии и предводительница призраков. Она была служанкой богини Персефоны и третьей из великих богинь Элевсинских мистерий. Она особенно ассоциировалась с ночными обрядами и была изображена с парой факелов в руках.
ГЕРМЕС ХТОНИЧЕСКИЙ. Проводник мертвых. Весной хтонический Гермес выводил Персефону из подземного царства. Его представляли как фаллического бога, пробудившегося от вида богини.
ГЕСТИЯ. Девственная богиня домашнего очага, которая руководила выпечкой хлеба, неизменной пищи человечества. Она была тесно связана с богиней зерна Деметрой, и их часто изображали сидящими бок о бок среди богов Олимпа.
ОРЫ. Богини времен года, управляющие небесными циклами. Они были весенними спутницами Персефоны и Деметры. По отдельности они олицетворяли мир, справедливость и порядок, необходимые условия для процветания сельского хозяйства.
ИАКХ. Бог ритуального крика «иахе» элевсинских процессий. С факелом в руке он изображался выводящим Персефону из подземного мира. Бог отождествлялся с хтоническим Гермесом и вакхическим Дионисом.
ИАСИОН. Супруга Деметры в самофракийских мистериях. Он лежал с богиней на трижды вспаханном поле и за это был поражен молнией Зевса. Как и Персефона, он, вероятно, был представлен весной возвращающимся к Деметре из подземного царства.
ЛАМПАДЫ. Нимфы преисподней, несущие факелы. Они были служителями Элевсинской Гекаты и вероятно, представлялись проводниками призраков посвященных к их благословенному месту упокоения в Аиде.
МАКАРИЯ. Богиня «благословенной» смерти. Она была дочерью Аида и Персефоны, которая, вероятно, была связана с привилегированной загробной жизнью, обещанной посвященным мистерий.
ОКЕАНИДЫ. Богини-нимфы, которые руководили земными источниками пресной воды. Они были весенними спутницами богини Персефоны.
ПЕРСЕФОНА. Царица подземного мира и богиня зерна. Ее возвращение на землю ознаменовало наступление весны и появление всходов нового зерна. В культе Мистерий она руководила тайными обрядами, которые гарантировали посвященным путь к благословенной загробной жизни.
ПЛУТОС. Слепой бог сельскохозяйственного богатства и обильных урожаев. Он был сыном Деметры, которого изображали мальчиком, держащим рог изобилия, проросший зерном или плодами земли.
ПОСЕЙДОН. Бог как моря, так и источников пресной воды (рек, родников и колодцев). Он был отцом богини мистерий Деспойны от Деметры.
ТРИПТОЛЕМ. Величайший из элевсинских полубогов или героев. Он был послан Деметрой и Персефоной в крылатой колеснице, запряженной змеями, чтобы научить все человечество искусству земледелия. Его имя означает «тот, кто перемалывает шелуху», и, вероятно, в мистериях он ассоциировался со священным гумном.
ТРОХИЛ. Полубог Элевсинских мистерий. Его имя означает «тот, кто вращается», что предполагает, что он был связан с колесом, используемым для помола муки.
ЗАГРЕЙ. Мистический Дионис. Он был сыном Зевса и Персефоны, которого разорвали на части титаны, когда отец посадил его на небесный трон. Было восстановлено только его сердце, которое бог скормил Семеле, которая переродила ребенка богом Дионисом.
ЗЕВС. Царь богов и бог дождя. Он был одним из главных богов земледелия наряду с Деметрой (Земля), Персефоной (Зерно) и Аидом (Хтоническое Плодородие Земли).
ОПИСАНИЕ ЭЛЕФСИНСКОЙ ПРОЦЕССИИ АРИСТОФАНОМ
Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
[Комедийный спектакль, описывающий песню праздника Деметры Фесмофории ]
«Мнесилох
…Фракиянка, сюда!
Ты полюбуйся, как здесь факелы горят
И дым от них столбом уходит плавно вверх.
О [праздник] Фесмофоры, дивные богини две,
Пусть в добрый час приду сюда я и вернусь!
Поставь корзину здесь, рабыня, и подай
Мне хлеб: богиням в жертву я его воздам!
(Берет хлеб и кладет его на жертвенник.)
Деметра, славная и чтимая всегда,
И Персефона, будьте благостны ко мне,
Вам жертвы приносить позвольте или хоть
Неузнанным остаться дайте…Женщина-глашатай
Благоговение! Благоговение! Молитесь двум Фесмофорам [Деметре и Персефоне], и Плутосу, и Каллигении, и Питательнице молодежи, и Гермесу, и Харитам, чтобы наше теперешнее собрание и совещание были проведены хорошо и прекрасно на большую пользу Афинскому государству и к нашему счастью и чтобы взяла верх та женщина, действия и речь которой окажутся наиболее полезными народу афинян и женщин.
Об этом молитесь, прося и себе всяких благ.
Иэ! Пеан! Иэ! Пеан! Иэ! Пеан!
Да будет с нами радость!Первое полухорие
Строфа 1
Да будет так! О боги, молим вас смиренно
Призыв молитвенный услышать и явиться
С благоволеньем к нам.
Преславный Зевс и ты, бог с лирой золотой [Аполлон],
Священного Делоса повелитель,
И ясноокая всесильная богиня [Афина],
С копьем златым стоящая на страже
В великом городе, – на наш призыв явитесь.
Явись и ты, охотница-богиня [Артемида]
Многоименная, Латоны дочь прекрасной!
И ты, морей владыка полновластный
И досточтимый бог, покинь, о Посейдон,
Зовем и дочерей подводного Нерея
И вас, в горах блуждающие нимфы.
Звон лиры золотой
Пусть вторит песне нашей,
И пусть собрание гражданок благородных
Плод добрый принесет.
Женщина – глашатай
К вам, Олимпийские и боги и богини,
И к вам, Пифийские и боги и богини,
И к вам, Делосские и боги и богини,
И к остальным богам мольбу возносим нашу».