Местным рекам поклонялись по всей Греции и ее колониям. Они считались защитниками молодежи и богами плодородия.
В классической скульптуре речные боги обычно изображались в виде лежащих бородатых мужчин в рясах с обнаженной грудью. Их стандартные атрибуты включали рог изобилия, кувшин для воды и весло.
Изображение справа — Бог реки, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.
- КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)
- I. КУЛЬТ СТАТУЙ
- II. ПОСВЯЩЕНИЕ ВОЛОС
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ, главный город Аттики
- II. ОРОП, город в Аттике
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СИКИОН И ФЛИУНТ, города Сикионии
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АРГОС, главный город Арголиды
- II. НЕМЕЯ, город в Арголиде
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде
- КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СТИМФАЛ, город в Аркадии
- II. ПСОФИДА, город в Аркадии
- III. ЛИМАКС И НЕДА, реки в Аркадии
- IV. СТИКС, река в Аркадии
- КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. Рядом с городом ФЕСПИИ в Беотии
- КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
- КУЛЬТ В МАЛИДЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ТРАХИН, главный город Малиды
- КУЛЬТ В КАРИИ И ЛИДИИ (АНАТОЛИЯ)
- I. ЛИМОН, местность в Карии
- II. МЕАНДР, река в Карии
- КУЛЬТ В ЕГИПТЕ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)
- I. НИЛ, река в Египте
- КУЛЬТ НА СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. СИРАКУЗЫ, город на острове Сицилия (греческая колония)
- II. ГЕРАЯ, город на острове Сицилия (греческая колония)
- III. ЭГЕСТА, город на острове Сицилия (греческая колония)
- КУЛЬТ В ЭТРУРИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. ПИЗА, город в Этрурии (греческая колония)
- КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. РИМ, столица империи
КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)
I. КУЛЬТ СТАТУЙ
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Статуи всех рек делаются из белого мрамора; статую же Нила, так как он течет в море из страны эфиопов, они считают нужным делать из черного мрамора».
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне – Еврот, сикионцы и флиасийцы – Асоп, аргивяне – Кефис. Другие представляют себе реки в человеческом облике, например, псофидийцы – Эримант, герейцы – Алфей, жители Херсонеса Книдского – тот же самый Алфей. Афиняне ставят поясные изображения реки Кефиса; они представляют его мужчиной, однако с рогами, сиракузяне уподобляют сицилийскую реку Анап мужу, а источник Киану чтят в облике женщины, эгестийцы поклоняются Порпаку, Кримису и Тельмессу, которых они представляют себе в виде мужчин, жители Акраганта приностят жертвы соименной городу реке, представляя Акрагант цветущим отроком; они посвятили в Дельфийское святилище статую слоновой кости, на которой написали название своей реки. Статуя изображает отрока».
II. ПОСВЯЩЕНИЕ ВОЛОС
Реки почитались как защитники молодежи, и молодые люди при достижении ими совершеннолетия посвящали пряди своих волос, срезанных впервые, местному потоку.
См. «Речные боги – защитники молодых»
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ, главный город Аттики
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У самой реки [Кефис в Афинах] есть две статуи, одна – дар Мнесимахи, другая – посвящение, изображающее ее сына, обрезающего свои волосы в дар Кефису. В подтверждение того, что такой обычай издревле существовал у всех эллинов, можно сослаться на песню Гомера…»
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне – Еврот, сикионцы и флиасийцы – Асоп, аргивяне – Кефис… Афиняне ставят поясные изображения реки Кефиса; они представляют его мужчиной, однако с рогами…»
II. ОРОП, город в Аттике
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… У жителей Оропа есть храм Амфиарая и его статуя из белого мрамора. Его жертвенник разделен на отдельные части… Пятая [часть] предназначена нимфам, Пану и рекам Ахелою и Кефису».
Для получения дополнительной информации об этой афинской реке см. КЕФИС
КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СИКИОН И ФЛИУНТ, города Сикионии
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XXII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Флиасийцы посвятили (в Олимпию) статуи Зевса, дочерей Асопа и самого Асопа».
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«… Сикионцы и флиасийцы [уподобляют быку] – Асоп…»
Для получения дополнительной информации о этой реке в Сикионии см. АСОП

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АРГОС, главный город Арголиды
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Здание [в Аргосе], где аргосские женщины оплакивают Адониса. Направо от входа сооружен храм Кефису. Говорят, что у этой реки Посейдон уничтожил не всю воду [когда летом он высушил все потоки Аргоса], но что как раз там, где стоит храм, можно слышать, как она течет под землею».
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка… Аргивяне [уподобляют быку] – [реку] Кефис…»
II. НЕМЕЯ, город в Арголиде
Стаций. Фиваида. Книга шестая. 273-275. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 96) (римский эпос 1 в. н. э.):
«… Инах-родитель [среди других статуй в Немее]:
изображен на брегу, камышами заросшем, лежит он,
влево склоняясь, и льет из сосуда чеканного влагу».
Для получения дополнительной информации о реках Арголиды см. ИНАХ, КЕФИС, АСТЕРИОН
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
Страбон. География. Книга VIII. V. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 346) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«… Софокл где-то говорит:
Клянусь Лаперсами [т. е. Диоскурами], Евротом, третьим богом,
Богами Аргоса и Спарты…
(Фрг. 871. Наук)».
[Еврот (Эврот) и Диоскуры были местными богами Спарты.]
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне – Еврот…»
Для получения дополнительной информации об этой реке Лаконики см. ЕВРОТ
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде
Вакхилид. Песнь 5, олимпийская <«Мелеагр»>, Гиерону Сиракузскому. 5а. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 241) (5 в. до н. э.):
«… Песни твоей ждут
Зевс Кронион, первый меж олимпийцев,
И неутомимый поток Алфея…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). X. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Среди скульптурных фигур на фронтоне храма Зевса в Олимпии:]
На этой стороне у самого края лежит (бог реки) Кладей; он и во всех других отношениях почитается элейцами больше всех других рек, кроме Алфея… Фронтон к концу суживается, и поэтому здесь также изображен на нем Алфей».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Олимпии]… позади Герейона (храма Геры) будут жертвенники реки Кладея и Артемиды».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Олимпии:] Каждый год приставленные к этому жрецы… приносят собранный пепел… и, смешав его с водой реки Алфея, намазывают его на жертвенник. Смачивать пепел другой водой ни в коем случае не разрешается, и поэтому считается, что река Алфей из всех рек является наиболее приятной сердцу Зевса Олимпийского».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«После указанных мною богов они [в Олимпии] приносят жертвы Алфею и Артемиде на одном жертвеннике. Причину этого объяснил и Пиндар в своей оде, и я об этом буду писать, рассказывая о летринейцах».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XXIV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«И с той и с другой стороны этого Зевса [в Олимпии] стоят статуи Пелопа и реки Алфея».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Левкипп [мифический герой Элиды] отращивал свои волосы, собираясь принести их в дар Алфею».
[Юноши посвящали первые свои срезанные локоны местному речному богу.]
Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
«После победы в Олимпии, в благодарность реке Алфею, Геракл назвал в её честь букву «альфа», поместив в начале алфавита».
Для получения дополнительной информации об этой реке в Элиде см. АЛФЕЙ

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СТИМФАЛ, город в Аркадии
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу…»
II. ПСОФИДА, город в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У жителей Псофиды и самой реки Эриманфа есть храм, посвященный Эриманфу, с его статуей».
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка… Другие представляют себе реки в человеческом облике, например, псофидийцы – Эримант…»
III. ЛИМАКС И НЕДА, реки в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Стадиях в 12-ти вверх от Фигалии находятся горячие источники, и недалеко от них в Неду впадает река Лимакс; там, где сливаются их воды, стоит храм Эвриномы, чтимый с древнейших времен и малодоступный вследствие гористой, суровой местности. Около него густо и много выросло кипарисов. Фигалейский народ убежден, что Эвринома – это эпитет Артемиды; но те из них, которые являются хранителями древних сказаний, говорят, что Эвринома – дочь Океана; о ней и Гомер вспоминает в «Илиаде», что вместе с Фетидой она приняла Гефеста. Каждый год в один и тот же день они открывают двери храма Эвриномы. Все же остальное время у них установлено, чтобы этот храм не стоял открытым. В одно и то же время приносятся ей жертвы как от имени государства, так и от частных лиц. Мне не удалось быть на этом празднике, и я не видал статуи Эвриномы; а от фигалейцев я слыхал, что ее деревянная статуя вся опутана золотыми цепями и что сверху до самых бедер она представляет из себя женщину, а нижняя часть как у рыбы. Для дочери Океана, живущей вместе с Фетидой в пучине моря, это окончание рыбьим хвостом может служить хорошей эмблемой. А если бы она была Артемидой, то нет никакого основания, чтобы ее изображали подобным образом».
[Эвринома с рыбьим хвостом – речная богиня Лимакса или Неды.]
IV. СТИКС, река в Аркадии
Страбон. География. Книга VIII. VIII. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 370) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Около Фенея [в Аркадии] есть и так называемая «Вода Стикса» – небольшой ручей смертоносной воды, который считается священным. Столько нужно было сказать относительно Аркадии».
Для получения дополнительной информации об этих реках см. ЛАДОН, ЭРИМАНТ, СТИКС, ЭРАСИН
КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. Рядом с городом ФЕСПИИ в Беотии
Филострат Старший. Картины. Книга I. 23. Нарцисс. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«Юноша только что кончил охоту и стоит у источника… Этот грот посвящен Ахелою и нимфам; расписан он картинами вполне естественно, статуи сделаны плохо и из местного камня; одни из них изъедены временем, у других же многое поотбито детишками тех пастухов, которые гоняют тут коз и быков: еще несмышлены они и не могут понять, что в этих статуях есть нечто божественное [например, присутствие Диониса]».
[Источник Нарцисса находился в местности Донакон (Тростниковое ложе), недалеко от Феспий (ср. Павсаний, IX. XXXI. 6).]
КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
Эсхил. Эвмениды. 1-29. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 161-162) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«[Пифия, прорицательница из Дельф, призывает богов:]
В молитвах именую прежде всех богов
[Гею, Фемиду, Фебу и Аполлона]…
Корикийских нимф семью, чей дом
В утесе полом – птице мил, богам приют.
Там Бромий [Дионис] обитает – не забыла я…
Ключи потока Плейста помянув, и мощь
Владыки Посейдона, и тебя, о Зевс,
Вершитель вышний…»
Для получения дополнительной информации о региональных реках см. ПЛИСТОС и АХЕЛОЙ
КУЛЬТ В МАЛИДЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ТРАХИН, главный город Малиды
Гомер. Илиада. Песнь двадцать третья. Погребение Патрокла. Игры. 144-148. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 378) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Ахиллес говорит:]
Сперхий! напрасно отец мой, моляся тебе, обрекался,
Там, когда я возвращуся в любезную землю родную,
Кудри обрезать мои и тебе принести с гекатомбой
И тебе ж посвятить пятьдесят овнов плодородных,
Возле истоков, где роща твоя и алтарь благовонный».
Для получения дополнительной информации об этой реке в Малиде см. СПЕРХЕЙ
КУЛЬТ В КАРИИ И ЛИДИИ (АНАТОЛИЯ)
I. ЛИМОН, местность в Карии
Страбон. География. Книга XIV. I. 45. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 608) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Неподалеку от этого места [Лимон в Карии] находится вход в пещеру… при этом указывают на храм героев Каистрия и какого-то Асия и на реку Каистр, протекающую поблизости».
II. МЕАНДР, река в Карии
Страбон. География. Книга XII. VIII. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 542) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Как говорят, против реки Меандра возбуждают судебное дело всякий раз, когда река, унося участки земли, нарушает очертания страны; и после признания Меандра виновным на реку налагают денежный штраф, который и выплачивается из сборов за переправу».
Для получения дополнительной информации о реках Карии см. МЕАНДР и КАИСТР
КУЛЬТ В ЕГИПТЕ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)
I. НИЛ, река в Египте
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Статуи всех рек делаются из белого мрамора; статую же Нила, так как он течет в море из страны эфиопов, они считают нужным делать из черного мрамора».
Для получения дополнительной информации о персонификации Нила см. НИЛ

КУЛЬТ НА СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. СИРАКУЗЫ, город на острове Сицилия (греческая колония)
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка… Сиракузяне [на Сицилии] уподобляют сицилийскую реку Анап мужу, а источник Киану чтят в облике женщины…»
II. ГЕРАЯ, город на острове Сицилия (греческая колония)
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Другие представляют себе реки в человеческом облике, например… герейцы – Алфей…»
[Хибла Герая (нынешнее название Рагуза) было греческой колонией рядом с Сиракузами на острове Сицилия.]
III. ЭГЕСТА, город на острове Сицилия (греческая колония)
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«… Эгестийцы поклоняются Порпаку, Кримису и Тельмессу, которых они представляют себе в виде мужчин…»
Для получения дополнительной информации о реках Сицилии см. АЛФЕЙ, АНАП, КРИМИС
КУЛЬТ В ЭТРУРИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
I. ПИЗА, город в Этрурии (греческая колония)
Страбон. География. Книга V. II. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 209) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Писа расположена между двумя реками – Арном и Аусаром… Передают мифический рассказ о том, что, когда эти реки начали стекать с гор, местные жители запрудили их течение, боясь, как бы они, слившись в один поток, не затопили страну. Реки же обещали не производить наводнения и сдержали свое обещание».
[Миф, несомненно, связан с местным культом этих рек.]
КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
I. РИМ, столица империи
Цицерон. О природе богов. Книга III. XX (52). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Если это земля [божественна], то и море – бог… Стало быть, и реки и источники тоже боги? Оттого-то Мазон, завоеватель Корсики, и посвятил храм источнику, а в молитве авгуров упоминаются Тибр, Спинон, Анемон, Нодин и названия других близлежащих [возле Рима] рек».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эсхил. Эвмениды. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. ???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
- Филострат Младший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
- Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947. – №№ 1-4; 1948. – №№ 1-4; 1949. – №№ 1-4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
Римские
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
- Валерий Флакк. Аргонавтика. (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. ???-???):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
Список используемой литературы