Культ Речных богов

Местным рекам поклонялись по всей Греции и ее колониям. Они считались защитниками молодежи и богами плодородия.

В классической скульптуре речные боги обычно изображались в виде лежащих бородатых мужчин в рясах с обнаженной грудью. Их стандартные атрибуты включали рог изобилия, кувшин для воды и весло.

Изображение справа — Бог реки, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.

Содержание
  1. КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)
  2. I. КУЛЬТ СТАТУЙ
  3. II. ПОСВЯЩЕНИЕ ВОЛОС
  4. КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  5. I. АФИНЫ, главный город Аттики
  6. II. ОРОП, город в Аттике
  7. КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  8. I. СИКИОН И ФЛИУНТ, города Сикионии
  9. КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  10. I. АРГОС, главный город Арголиды
  11. II. НЕМЕЯ, город в Арголиде
  12. КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  13. I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
  14. КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  15. I. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде
  16. КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  17. I. СТИМФАЛ, город в Аркадии
  18. II. ПСОФИДА, город в Аркадии
  19. III. ЛИМАКС И НЕДА, реки в Аркадии
  20. IV. СТИКС, река в Аркадии
  21. КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  22. I. Рядом с городом ФЕСПИИ в Беотии
  23. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  24. I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
  25. КУЛЬТ В МАЛИДЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  26. I. ТРАХИН, главный город Малиды
  27. КУЛЬТ В КАРИИ И ЛИДИИ (АНАТОЛИЯ)
  28. I. ЛИМОН, местность в Карии
  29. II. МЕАНДР, река в Карии
  30. КУЛЬТ В ЕГИПТЕ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)
  31. I. НИЛ, река в Египте
  32. КУЛЬТ НА СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  33. I. СИРАКУЗЫ, город на острове Сицилия (греческая колония)
  34. II. ГЕРАЯ, город на острове Сицилия (греческая колония)
  35. III. ЭГЕСТА, город на острове Сицилия (греческая колония)
  36. КУЛЬТ В ЭТРУРИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  37. I. ПИЗА, город в Этрурии (греческая колония)
  38. КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  39. I. РИМ, столица империи

КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)

I. КУЛЬТ СТАТУЙ

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Статуи всех рек делаются из белого мрамора; статую же Нила, так как он течет в море из страны эфиопов, они считают нужным делать из черного мрамора».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне – Еврот, сикионцы и флиасийцы – Асоп, аргивяне – Кефис. Другие представляют себе реки в человеческом облике, например, псофидийцы – Эримант, герейцы – Алфей, жители Херсонеса Книдского – тот же самый Алфей. Афиняне ставят поясные изображения реки Кефиса; они представляют его мужчиной, однако с рогами, сиракузяне уподобляют сицилийскую реку Анап мужу, а источник Киану чтят в облике женщины, эгестийцы поклоняются Порпаку, Кримису и Тельмессу, которых они представляют себе в виде мужчин, жители Акраганта приностят жертвы соименной городу реке, представляя Акрагант цветущим отроком; они посвятили в Дельфийское святилище статую слоновой кости, на которой написали название своей реки. Статуя изображает отрока».

 

II. ПОСВЯЩЕНИЕ ВОЛОС

Реки почитались как защитники молодежи, и молодые люди при достижении ими совершеннолетия посвящали пряди своих волос, срезанных впервые, местному потоку.

См. «Речные боги – защитники молодых»

 

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ, главный город Аттики

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У самой реки [Кефис в Афинах] есть две статуи, одна – дар Мнесимахи, другая – посвящение, изображающее ее сына, обрезающего свои волосы в дар Кефису. В подтверждение того, что такой обычай издревле существовал у всех эллинов, можно сослаться на песню Гомера…»

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне – Еврот, сикионцы и флиасийцы – Асоп, аргивяне – Кефис… Афиняне ставят поясные изображения реки Кефиса; они представляют его мужчиной, однако с рогами…»

II. ОРОП, город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… У жителей Оропа есть храм Амфиарая и его статуя из белого мрамора. Его жертвенник разделен на отдельные части… Пятая [часть] предназначена нимфам, Пану и рекам Ахелою и Кефису».

Для получения дополнительной информации об этой афинской реке см. КЕФИС

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН И ФЛИУНТ, города Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XXII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Флиасийцы посвятили (в Олимпию) статуи Зевса, дочерей Асопа и самого Асопа».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«… Сикионцы и флиасийцы [уподобляют быку] – Асоп…»

Для получения дополнительной информации о этой реке в Сикионии см. АСОП

Бог-река, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя
Бог-река, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АРГОС, главный город Арголиды

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Здание [в Аргосе], где аргосские женщины оплакивают Адониса. Направо от входа сооружен храм Кефису. Говорят, что у этой реки Посейдон уничтожил не всю воду [когда летом он высушил все потоки Аргоса], но что как раз там, где стоит храм, можно слышать, как она течет под землею».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка… Аргивяне [уподобляют быку] – [реку] Кефис…»

 

II. НЕМЕЯ, город в Арголиде

Стаций. Фиваида. Книга шестая. 273-275. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 96) (римский эпос 1 в. н. э.):

«… Инах-родитель [среди других статуй в Немее]:

изображен на брегу, камышами заросшем, лежит он,

влево склоняясь, и льет из сосуда чеканного влагу».

Для получения дополнительной информации о реках Арголиды см. ИНАХ, КЕФИС, АСТЕРИОН

 

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА, главный город Лакедемонии

Страбон. География. Книга VIII. V. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 346) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Софокл где-то говорит:

Клянусь Лаперсами [т. е. Диоскурами], Евротом, третьим богом,

Богами Аргоса и Спарты…

(Фрг. 871. Наук)».

[Еврот (Эврот) и Диоскуры были местными богами Спарты.]

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне – Еврот…»

Для получения дополнительной информации об этой реке Лаконики см. ЕВРОТ

 

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде

Вакхилид. Песнь 5, олимпийская <«Мелеагр»>, Гиерону Сиракузскому. 5а. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 241) (5 в. до н. э.):

«… Песни твоей ждут

Зевс Кронион, первый меж олимпийцев,

И неутомимый поток Алфея…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). X. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди скульптурных фигур на фронтоне храма Зевса в Олимпии:]

На этой стороне у самого края лежит (бог реки) Кладей; он и во всех других отношениях почитается элейцами больше всех других рек, кроме Алфея… Фронтон к концу суживается, и поэтому здесь также изображен на нем Алфей».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Олимпии]… позади Герейона (храма Геры) будут жертвенники реки Кладея и Артемиды».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Олимпии:] Каждый год приставленные к этому жрецы… приносят собранный пепел… и, смешав его с водой реки Алфея, намазывают его на жертвенник. Смачивать пепел другой водой ни в коем случае не разрешается, и поэтому считается, что река Алфей из всех рек является наиболее приятной сердцу Зевса Олимпийского».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«После указанных мною богов они [в Олимпии] приносят жертвы Алфею и Артемиде на одном жертвеннике. Причину этого объяснил и Пиндар в своей оде, и я об этом буду писать, рассказывая о летринейцах».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XXIV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«И с той и с другой стороны этого Зевса [в Олимпии] стоят статуи Пелопа и реки Алфея».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Левкипп [мифический герой Элиды] отращивал свои волосы, собираясь принести их в дар Алфею».

[Юноши посвящали первые свои срезанные локоны местному речному богу.]

 

Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):

«После победы в Олимпии, в благодарность реке Алфею, Геракл назвал в её честь букву «альфа», поместив в начале алфавита».

Для получения дополнительной информации об этой реке в Элиде см. АЛФЕЙ

Бог-река, греко-римская мраморная статуя, Археологические музеи Стамбула
Бог-река, греко-римская мраморная статуя, Археологические музеи Стамбула

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СТИМФАЛ, город в Аркадии

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу…»

II. ПСОФИДА, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У жителей Псофиды и самой реки Эриманфа есть храм, посвященный Эриманфу, с его статуей».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка… Другие представляют себе реки в человеческом облике, например, псофидийцы – Эримант…»

 

III. ЛИМАКС И НЕДА, реки в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Стадиях в 12-ти вверх от Фигалии находятся горячие источники, и недалеко от них в Неду впадает река Лимакс; там, где сливаются их воды, стоит храм Эвриномы, чтимый с древнейших времен и малодоступный вследствие гористой, суровой местности. Около него густо и много выросло кипарисов. Фигалейский народ убежден, что Эвринома – это эпитет Артемиды; но те из них, которые являются хранителями древних сказаний, говорят, что Эвринома – дочь Океана; о ней и Гомер вспоминает в «Илиаде», что вместе с Фетидой она приняла Гефеста. Каждый год в один и тот же день они открывают двери храма Эвриномы. Все же остальное время у них установлено, чтобы этот храм не стоял открытым. В одно и то же время приносятся ей жертвы как от имени государства, так и от частных лиц. Мне не удалось быть на этом празднике, и я не видал статуи Эвриномы; а от фигалейцев я слыхал, что ее деревянная статуя вся опутана золотыми цепями и что сверху до самых бедер она представляет из себя женщину, а нижняя часть как у рыбы. Для дочери Океана, живущей вместе с Фетидой в пучине моря, это окончание рыбьим хвостом может служить хорошей эмблемой. А если бы она была Артемидой, то нет никакого основания, чтобы ее изображали подобным образом».

[Эвринома с рыбьим хвостом – речная богиня Лимакса или Неды.]

 

IV. СТИКС, река в Аркадии

Страбон. География. Книга VIII. VIII. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 370) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Около Фенея [в Аркадии] есть и так называемая «Вода Стикса» – небольшой ручей смертоносной воды, который считается священным. Столько нужно было сказать относительно Аркадии».

Для получения дополнительной информации об этих реках см. ЛАДОН, ЭРИМАНТ, СТИКС, ЭРАСИН

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. Рядом с городом ФЕСПИИ в Беотии

Филострат Старший. Картины. Книга I. 23. Нарцисс. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«Юноша только что кончил охоту и стоит у источника… Этот грот посвящен Ахелою и нимфам; расписан он картинами вполне естественно, статуи сделаны плохо и из местного камня; одни из них изъедены временем, у других же многое поотбито детишками тех пастухов, которые гоняют тут коз и быков: еще несмышлены они и не могут понять, что в этих статуях есть нечто божественное [например, присутствие Диониса]».

[Источник Нарцисса находился в местности Донакон (Тростниковое ложе), недалеко от Феспий (ср. Павсаний, IX. XXXI. 6).]

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде

Эсхил. Эвмениды. 1-29. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 161-162) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«[Пифия, прорицательница из Дельф, призывает богов:]

В молитвах именую прежде всех богов

[Гею, Фемиду, Фебу и Аполлона]…

Корикийских нимф семью, чей дом

В утесе полом – птице мил, богам приют.

Там Бромий [Дионис] обитает – не забыла я…

Ключи потока Плейста помянув, и мощь

Владыки Посейдона, и тебя, о Зевс,

Вершитель вышний…»

Для получения дополнительной информации о региональных реках см. ПЛИСТОС и АХЕЛОЙ

 

КУЛЬТ В МАЛИДЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ТРАХИН, главный город Малиды

Гомер. Илиада. Песнь двадцать третья. Погребение Патрокла. Игры. 144-148. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 378) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Ахиллес говорит:]

Сперхий! напрасно отец мой, моляся тебе, обрекался,

Там, когда я возвращуся в любезную землю родную,

Кудри обрезать мои и тебе принести с гекатомбой

И тебе ж посвятить пятьдесят овнов плодородных,

Возле истоков, где роща твоя и алтарь благовонный».

Для получения дополнительной информации об этой реке в Малиде см. СПЕРХЕЙ

КУЛЬТ В КАРИИ И ЛИДИИ (АНАТОЛИЯ)

I. ЛИМОН, местность в Карии

Страбон. География. Книга XIV. I. 45. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 608) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Неподалеку от этого места [Лимон в Карии] находится вход в пещеру… при этом указывают на храм героев Каистрия и какого-то Асия и на реку Каистр, протекающую поблизости».

II. МЕАНДР, река в Карии

Страбон. География. Книга XII. VIII. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 542) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Как говорят, против реки Меандра возбуждают судебное дело всякий раз, когда река, унося участки земли, нарушает очертания страны; и после признания Меандра виновным на реку налагают денежный штраф, который и выплачивается из сборов за переправу».

Для получения дополнительной информации о реках Карии см. МЕАНДР и КАИСТР

КУЛЬТ В ЕГИПТЕ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)

I. НИЛ, река в Египте

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Статуи всех рек делаются из белого мрамора; статую же Нила, так как он течет в море из страны эфиопов, они считают нужным делать из черного мрамора».

Для получения дополнительной информации о персонификации Нила см. НИЛ

Бог Река Тибр, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана
Бог Река Тибр, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана

КУЛЬТ НА СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. СИРАКУЗЫ, город на острове Сицилия (греческая колония)

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка… Сиракузяне [на Сицилии] уподобляют сицилийскую реку Анап мужу, а источник Киану чтят в облике женщины…»

II. ГЕРАЯ, город на острове Сицилия (греческая колония)

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Другие представляют себе реки в человеческом облике, например… герейцы – Алфей…»

[Хибла Герая (нынешнее название Рагуза) было греческой колонией рядом с Сиракузами на острове Сицилия.]

III. ЭГЕСТА, город на острове Сицилия (греческая колония)

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 33. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«… Эгестийцы поклоняются Порпаку, Кримису и Тельмессу, которых они представляют себе в виде мужчин…»

Для получения дополнительной информации о реках Сицилии см. АЛФЕЙ, АНАП, КРИМИС

КУЛЬТ В ЭТРУРИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

I. ПИЗА, город в Этрурии (греческая колония)

Страбон. География. Книга V. II. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 209) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Писа расположена между двумя реками – Арном и Аусаром… Передают мифический рассказ о том, что, когда эти реки начали стекать с гор, местные жители запрудили их течение, боясь, как бы они, слившись в один поток, не затопили страну. Реки же обещали не производить наводнения и сдержали свое обещание».

[Миф, несомненно, связан с местным культом этих рек.]

КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

I. РИМ, столица империи

Цицерон. О природе богов. Книга III. XX (52). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Если это земля [божественна], то и море – бог… Стало быть, и реки и источники тоже боги? Оттого-то Мазон, завоеватель Корсики, и посвятил храм источнику, а в молитве авгуров упоминаются Тибр, Спинон, Анемон, Нодин и названия других близлежащих [возле Рима] рек».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология