Артемида была олимпийской богиней охоты и диких животных, а также покровительницей женщин и девушек.
На этой странице описывается ее культ на северо-западе Пелопоннеса. У нее было множество святынь на холмах Аркадии и Ахеи, наиболее важными из которых, возможно, были ее храмы в Патрах и на озере Стимфал. Во всем регионе ей обычно поклонялись как озерной богине — божеству, которое обеспечивало охотников и рыбаков обильным уловом.
Несколько изображений ниже изображают богиню как Артемиду Агротеру «Охотницу» — изображение с натягиванием лука, популярное на Пелопоннесе.
Изображение справа — Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, Капитолийские музеи.
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
- II. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
- III. СКИЛЛУНТ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
- IV. ПИСА ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
- V. ЛЕТРИНЫ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
- VI. ГЕЛОС РЕКА В ЭЛИДЕ
- VII. СЕЛИНУНТ РЕКА В ЭЛИДЕ
- КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ
- II. ЭГИОН ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
- III. ЭГИР ГОРОД В АХЕЕ
- IV. ФЕЛЛОИ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
- V. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
- КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕГАЛОПОЛИС СТОЛИЦА АРКАДИИ
- II. ГОРА АРТЕМИСИОН В АРКАДИИ
- III. ВОЗЛЕ ОРХОМЕНА ГОРОДА В АРКАДИИ
- IV. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ
- V. ГОРА КРАФИДА В АРКАДИИ
- VI. ЛУСЫ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- VII. АЗАНИЙСКИЕ ГОРЫ В АРКАДИИ
- VIII. СТИМФАЛ ГОРОД В АРКАДИИ
- IX. АЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- X. КАФИЯ & ГОРА КНАКАЛ. ДЕРЕВНЯ И ГОРА В АРКАДИИ
- XI. ТЕВФЕЙ И ДЕРЕВНЯ ТЕВФИДА НА ГРАНИЦЕ АРКАДИИ И ЭЛИДЫ
- XII. СКИАДИС ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XIII. ЗОЙТИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XIV. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ ТРИКОЛОН В АРКАДИИ
- XV. ЛИКОИ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XVI. АКАКЕСИЙ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XVII. ФИГАЛИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XVIII. ОРЕСФАСИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XIX. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вся страна наполнена храмами Артемиды, Афродиты и нимф, расположенными в священных рощах, где обычно много цветов вследствие изобилия воды».
I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 23. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Кто хочет из гимнасия пройти к купальням, тот должен идти дорогой по улице Молчания, мимо святилища Артемиды Филомеракии (Друга юношей). Богине дан такой эпитет вследствие ее соседства с гимнасием».
II. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В своем рассказе я прослежу их в том порядке, в каком элейцы считают своим долгом приносить жертвы на этих алтарях. Прежде всего приносят жертву Гестии, затем Зевсу Олимпийскому… Третья жертва, и при этом на одном алтаре, установлена в честь <Зевса Лаэта и Посейдона Лаэта>… четвертую и пятую жертву они приносят Артемиде и Афине Леитиде (Дающей добычу), шестую — <Афине> Эргане (Богине труда)… Есть и другой алтарь Афины, недалеко от храма, и рядом с ним алтарь Артемиды, четырехугольный, чуть-чуть суживающийся кверху. После указанных мною богов они приносят жертвы Алфею и Артемиде на одном жертвеннике. Причину этого объяснил и Пиндар в своей оде, и я об этом буду писать, рассказывая о летринейцах».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 4 — 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За пределами Альтиса, но направо от Леонидеона, сооружен алтарь Артемиды Агореи (Покровительницы рынков)… Наверх от этой галереи направо будет жертвенник Артемиде; а если идти обратно по улице шествий в Альтис, то позади Герейона (храма Геры) будут жертвенники реки Кладея и Артемиды, после них алтарь Аполлона, четвертый — Артемиды, именуемой Коккока (Дарующая плодородие), и пятый — Аполлона Фермия. почему Артемиду называют Коккока, никто мне этого объяснить не мог… Перед дверями Пританея находится жертвенник Артемиды Агротеры (Охотницы)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 17. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В храме Геры [В Олимпии] … Аполлон и Артемида; первые сидят одна против другой».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 19. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Среди изображений, изображенных на груди Кипсела, посвященной в Олимпии, была крылатая Артемида] Далее, не знаю, на каком основании, Артемида представлена с крыльями на плечах33; правой рукой она держит барса, а другой рукой — льва. [Аналогичное изображение Артемиды можно найти на сохранившейся вазе Франсуа]»
III. СКИЛЛУНТ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 6. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Поселившись в Скиллунте, Ксенофонт отвел священный участок и выстроил храм со святилищем в честь Артемиды Эфесской. [6] В Скиллунте есть хорошая охота на диких животных, на диких свиней и оленей».
IV. ПИСА ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 22. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если пройти от этой могилы приблизительно стадий, то там есть следы святилища Артемиды, именуемой Кордаки, потому что спутники Пелопа[1] у храма этой богини справили праздник в честь победы Пелопа и сплясали местный танец жителей Сипила кордак».
V. ЛЕТРИНЫ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вблизи устья реки [река Алфей в Элиде] находится священная роща Артемиды Алфионии или Алфиусы (ибо эпитет пишется и так, и этак), на расстоянии около 80 стадий от Олимпии. В честь этой богини, так же как и в честь Артемиды Элафии и Артемиды Дафнии, в Олимпии справляется ежегодное празднество. Вся страна наполнена храмами Артемиды, Афродиты и нимф, расположенными в священных рощах, где обычно много цветов вследствие изобилия воды. Много святилищ Гермеса находится на дорогах и храмов Посидона на мысах. В святилище Артемиды Алфионии находятся весьма прославленные картины Клеанфа и Арегонта, коринфских мастеров: «Взятие Трои» и «Рождение Афины» Клеанфа и «Артемида, уносящаяся на грифе».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 22. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В мое время зданий тут [в Летрине] осталось мало; но в храме сохранилась статуя Артемиды Алфееи. Говорят, что такое наименование дано богине по следующему поводу: Алфей влюбился в Артемиду, но, влюбившись и поняв, что ни убеждениями, ни просьбами ему не склонить ее на брак, он решился овладеть богиней насилием; он явился в Летрины на ночной праздник, справляемый самой Артемидой и нимфами, которые, веселясь, присоединились к ней и сопровождали ее на празднике; но Артемида, подозревая Алфея в злом умысле, вымазала лицо грязью и илом как у себя, так и у тех нимф, которые тут были; и когда пришел Алфей, он не мог отличить Артемиду от других и вернулся, не выполнив своего намерения, так как он так и не узнал Артемиды. Поэтому летринейцы назвали богиню Алфееей за любовь к ней Алфея; а элейцы, у которых искони была дружба с летринейцами, те обряды, которые были у них установлены в честь Артемиды Элафиеи, перенесли в Летрины и постановили совершать их в честь Артемиды Алфееи, и таким образом с течением времени одержал верх обычай, чтобы богиню Алфеею именовать Элафиеей. Элафиеей же элейцы называют богиню, как мне кажется, из-за охоты на оленей (элафой). Сами же они утверждают, что была местная жительница, по имени Элафион, и, как они говорят, она была кормилицей Артемиды».
VI. ГЕЛОС РЕКА В ЭЛИДЕ
Страбон. География. Книга 8. 3. 25. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Гелоса, то одни называют так какой-то участок близ Алфея [река в Элиде]… болото близ Алория, где было святилище Элейской Артемиды, которое находилось под властью аркадцев, ибо они занимали там жреческие должности».
VII. СЕЛИНУНТ РЕКА В ЭЛИДЕ
Страбон. География. Книга 8. 7. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Река Селинунт; она носит одно имя с рекой, протекающей в Эфесе мимо Артемисия, а также с рекой в нынешней Элиде, которая течет мимо местечка, купленного Ксенофонтом, по его словам17, для Артемиды по повелению оракула».
КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 4. 31. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Наименование Лафрии [Артемиды] проникло [от калидона в Этолии] только к мессенцам и ахейцам из Патр»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 18. 8 — 13. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У жителей Патр на акрополе есть святилище Артемиды Лафрии29. Это имя богини иноземное, да и сама статуя привезена из другого места. Когда император Август снял население Калидона и всей остальной Этолии, чтобы весь этот этолийский народ тоже объединить в одном городе, в Никополе, выстроенном немного севернее Актия, тогда-то и жители Патр получили себе эту статую Артемиды Лафрии. Равным образом из тех статуй, которые были взяты из Этолии и у акарнанцев, большинство их было доставлено в Никополь, а жителям Патр Август подарил в числе всего другого из калидонской добычи также и статую Артемиды Лафрии, которой еще и в мое время поклоняются на акрополе Патр. Говорят, что это наименование Лафрия дано богине по имени одного фокидского гражданина; что Лафрий, сын Касталия, внук Дельфа, создал для калидонцев эту древнюю статую Артемиды; другие же утверждают, что гнев Артемиды, вызванный Энеем, с течением времени по отношению к калидонянам сделался мягче (элафротера), и в этом хотят видеть причину наименования богини Лафрией. Богиня изображена в виде охотницы и сделана из слоновой кости и золота, работы навпактийцев Менехма и Соида. Предполагают, что они жили немного позднее Канаха из Сикиона и Каллона из Эгины. 7. Жители Патр каждый год совершают в честь Артемиды празднества, называемые Лафрии, во время которых они приносят жертвы по местному обычаю. Кругом у алтаря они вбивают колья еще зеленые, каждый в 16 локтей длиной, а в середину на жертвенник они наваливают самых сухих дров. При наступлении праздника они делают и подход к жертвеннику совершенно ровным, заваливая землей ступени жертвенника. Праздник открывается блестящей и великолепной процессией в честь Артемиды; ее жрица, девушка, едет в конце процессии на колеснице, запряженной ланями30. Жертвоприношение же у них установлено совершать во время этого праздника только на следующий день, причем и частные лица не меньше, чем государство, прилагают все усилия к тому, чтобы праздник был пышным и торжественным. Бросают на жертвенник живых птиц из тех, которых употребляют в пищу, и всяких других жертвенных животных, кроме того, диких свиней, оленей и косуль; другие приносят волчат и медвежат, а иные и взрослых животных. На алтарь кладут также плоды культивированных фруктовых деревьев. После этого поджигаются дрова. Я видел здесь, как медведи и другие животные, лишь только огонь начинал охватывать дрова, бросались за загородку, и некоторым удавалось силою прорваться; но те, которые их привели сюда, вновь заставляют их вернуться на костер. И никто не помнит, чтобы какой-либо зверь тронул хоть одного из присутствующих».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 19. 1 — 20. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Между храмом Артемиды Лафрии и жертвенником воздвигнут могильный холм Эврипила. Кто он был такой и почему прибыл он в эту землю, я, конечно, об этом сообщу, но сначала я расскажу, каково было положение дел у жителей этой области перед прибытием сюда Эврипила. Когда ионяне заселяли Арою, Антию и Месатис, у них был общий храм и священный участок Артемиды, именуемой Трикларией. И каждый год ионяне устраивали в честь ее праздник и ночное бдение. Должность жрицы при богине несла девушка до тех пор, пока она не знала мужа. 2. Говорят, как-то пришлось выполнять обязанность жрицы богини Комето́, девушке замечательной красоты. Случилось так, что в нее влюбился Меланипп, превосходивший своих сверстников красотой лица и другими качествами. Когда он равным образом добился любви девушки, Меланипп стал сватать ее у отца. Но обычно старости свойственно противиться многим желаниям юности, а также особенно оставаться глухими к страданиям их юной любви. То же случилось тогда и с Меланиппом: полный желанья жениться на желавшей того же Комето́, он встретил холодный отказ в этом и со стороны своих родителей и со стороны родителей Комето́. Тогда в печальном романе Меланиппа подтвердилось то, что подтверждалось много раз и в других случаях, а именно: что любви свойственно нарушать законы людские и попирать почтение к богам. Так и тогда Комето́ и Меланипп насладились полностью в самом храме Артемиды своей страстной любовью. Они собирались и в дальнейшем пользоваться храмом все так же, как своим брачным чертогом, но внезапно гнев Артемиды обрушился на людей: земля перестала приносить плоды, их поразили необычные болезни со смертными случаями, более частыми, чем прежде. Когда при этих бедствиях они прибегли к помощи божественного откровения в Дельфах, то Пифия открыла преступление Меланиппа и Комето́; и веление бога было — их самих принести в жертву Артемиде и затем каждый год приносить богине в жертву девушку и юношу, которые были самыми красивыми. Из-за этого жертвоприношения река у храма Артемиды Трикларии получила название Амелиха (Немилостивая), а раньше у нее не было никакого названия. Достойна сожаления судьба юношей и девушек, которые гибли как жертвы богине из-за Меланиппа и Комето́, сами неповинные ни в чем, достойны сожаления и их родственники; Меланиппа же и Комето́ я считаю не испытавшими такого чувства несчастья: ведь для человека одно только равноценно жизни — испытать счастье в объятиях любимого существа. 3. Говорят, что человеческие жертвоприношения Артемиде прекратились следующим образом. Еще раньше народу было предсказано из Дельф, что в их землю прибудет иноземный царь, везя с собой иноземное божество; он-то и прекратит все, что творится при жертвах Артемиде Трикларии. Когда Илион был взят и эллины делили добычу, Эврипил, сын Эвемона [получил сундук с изображением Диониса, которое свело его с ума]… Поднявшись оттуда в Дельфы, он спросил божественного указания относительно своей болезни. И, говорят, ему было дано предсказание: там, где он встретит людей, приносящих чуждые <эллинам> жертвы, там водрузить и ларец, и самому поселиться. Ветер пригнал корабли Эврипила к морскому берегу возле Арои. Выйдя на берег, он попал в тот момент, когда юношу и девушку вели к алтарю Артемиды Трикларии в жертву. И тут нетрудно было ему понять <слова бога> о жертвоприношении: и местным жителям пришло на память предсказание, когда они увидали царя, которого прежде они не видели, и относительно ларца они поняли, что в нем заключается некий бог. Так прекратилась болезнь у Эврипила, а у живших там эти <кровавые> жертвы богине, а реке было дано ее теперешнее название Мелиха (Милостивая). Некоторые раньше писали, что вышесказанное случилось не с Эврипилом из Фессалии, но с Эврипилом, сыном Дексамена, царствовавшего в Олене. Они хотят думать, что этот Эврипил ходил походом с Гераклом на Илион и получил этот ларец от Геракла. Обо всем остальном и эти говорят так же, как и другие… С другой стороны, и сами жители Патр не помнят другого Эврипила, кроме сына Эвемона, и каждый год, всякий раз как справляют празднество в честь Диониса, они чествуют его жертвами как героя… Бог, который находится в ларце [Дионис], именуется Эсимнетом (Владыкой); тех, которые служат специально ему, всего девять человек, их выбирает народ по их достоинству из числа всех граждан; столько же выбирается и женщин. В праздничную ночь один только раз выносит наружу жрец этот ларец. Это особенность и торжественный акт специально этой ночи. Кроме того, часть молодых людей, детей местных жителей, украсив свои головы венками из колосьев, спускается к реке Мелиху: некогда так украшались те, кого вели на жертву Артемиде. В наше же время они складывают свои венки из колосьев у статуи богини и, омывшись в реке, вновь возлагают на себя венки, но уже из плюща и так идут к храму Эсимнета. Так установлено у них совершать это торжественное служение. В священной ограде Артемиды Лафрии есть еще храм Афины, именуемой Всеахейской, ее статуя сделана из слоновой кости и золота».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 20. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если в Патрах идти дальше по площади, где стоит святилище Аполлона, то в конце ее есть ворота… Напротив площади и по тому же проходу есть священный участок Артемиды и храм Лимнатиды (Владычицы озера)».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 22. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от города Патр есть река Мелих и святилище богини Трикларии [Артемиде], в котором нет ни одной статуи».
II. ЭГИОН ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 24. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Эгионе [в Ахее] около площади есть храм, общий для Аполлона Артемиды, на самой же площади есть святилище Артемиды, которая изображена в виде стреляющей из лука».
III. ЭГИР ГОРОД В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 26. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Гипересийцы переменили имя своему городу на настоящее, в честь этих коз, а там, где легла самая красивая из коз, бывшая вожаком стада, они выстроили святилище Артемиде Агротере (Охотнице), полагая, что эту хитрость против сикионцев они придумали не без помощи Артемиды… Среди памятников в Эгире, заслуживающих описания… Храм Артемиды и ее статуя — это работа нашего времени; служительницей ее является девушка, пока не наступит для нее время замужества. Стоит в этом храме и древняя статуя, как говорят эгираты, Ифигении, дочери Агамемнона. Если они говорят об этом правду, то ясно, что в древности храм этот был построен в честь Ифигении».
IV. ФЕЛЛОИ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 26. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Местность вокруг Феллои очень удобна для разведения винограда. Там, где почва камениста, растут дубы и водится дичь, олени и дикие свиньи. [11] Феллою нужно считать в числе тех эллинских городков, которые особенно богаты проточной водой. В ней есть святилища богов: Диониса и Артемиды. Статуя Артемиды сделана из меди и изображает богиню, как бы вынимающей стрелу из колчана; а у Диониса статуя раскрашена киноварью. Если спуститься из Эгиры к гавани и вновь идти дальше, то направо от дороги будет святилище <Артемиды> Агротеры, где, говорят, легла коза, <о чем я рассказывал выше>».
V. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 27. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над этим храмом Афины есть обнесенная стеною роща Артемиды, именуемой Сотерой (Спасительницей), клятва которой считается самой торжественной; сюда вход запрещен всем, исключая жрецов, а жрецы выбираются из местных жителей главным образом по знатности рода… Около храма Аполлона есть храм Артемиды. Богиня изображена пускающей стрелу».
КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕГАЛОПОЛИС СТОЛИЦА АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В ней у мегалополитанцев находятся присутственные места, и таких зданий там выстроено шесть; в одном из них стоит статуя Артемиды Эфесской»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Мегалополисе] находится храм Зевса, именуемого Сотером (Спасителем). Храм этот со всех сторон окружен колоннами. Рядом с Зевсом, восседающим на троне, с одной стороны стоит фигура Мегалополя, а с другой, левой, статуя Артемиды Сотеры (Спасительницы). Эти статуи изваяли из пентеликонского мрамора афиняне Кефисодот46 и Ксенофонт».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 31. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Перед входом [храма Деметры в Мегалополисе] имеются два рельефных изображения: одно — Артемиды, другое — Асклепия и Гигиеи (Здоровья)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 32. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В этой части города [МЕгалополиса], к востоку, есть холм, а на нем храм Артемиды Агротеры (Охотницы), тоже приношение [Царя XI века до н. э] Аристодема».
II. ГОРА АРТЕМИСИОН В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 25. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Дальше за Эноей находится гора Артемисион и на вершине горы храм Артемиды. В этой горе находятся истоки реки Инаха. Действительно, тут есть источники, но вода течет недалеко».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 6. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Второй путь у́же, чем тот, что я сейчас описал, и ведет через Артемисион [в Аркадии]. Я уже раньше упоминал об этой горе, что на ней есть храм и изображение Артемиды; находятся здесь также и истоки реки Инаха. Этот Инах на всем протяжении этой дороги через горы является границей между Арголидой и областью города Мантинеи».
III. ВОЗЛЕ ОРХОМЕНА ГОРОДА В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 5. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть храм Артемиды, называемой Гимнией, находящийся на границе Орхомена [в Аркадии], поблизости от Мантинеи. С самых древних времен чтут все аркадяне Артемиду Гимнию6. Должность жрицы богини в то время, к которому относится мой рассказ, исполняла еще невинная девушка. Как ни старался Аристократ <соблазнить> эту девушку, он все время получал от нее отказ. В конце концов, когда она бежала от него в храм к статуе Артемиды, он обесчестил ее там. Когда этот дерзновенный его поступок стал известен среди народа, то аркадяне его побили камнями, и с этого времени был изменен закон: вместо девушки они дают Артемиде в качестве жрицы женщину, имевшую уже в достаточной мере общение с мужчинами».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 13. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Орхоменской области [в Аркадии], налево от дороги, ведущей от Анхизии, на склоне горы стоит святилище Артемиды Гимнии (Чествуемой гимнами). И мантинейцы принимают участие…(1) жрицу и жреца, которые в течение всей своей жизни должны соблюдать чистоту не только в половых сношениях, но и во всем остальном; ни в их купаньях и омовениях, ни в остальном образе жизни они не похожи на остальных людей; они даже не входят в дома частных лиц. Я знаю другой такой же случай, когда подобную жизнь, но не свыше года, проводят у эфесцев те, которые становятся гистиаторами (принимающими гостей) Артемиды Эфесской. Согражданами они называются эссенами14. Празднество в честь Артемиды Гимнии совершается ежегодно. У жителей Орхомена древний город был на вершине горы… Совсем рядом с городом есть ксоан (деревянное изображение) Артемиды; оно стоит в дупле большого кедра, и от этого кедра самую богиню называют Кедреатис (Кедровая)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 12. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Кроме тех дорог, о которых я упомянул, есть еще две дороги, которые ведут в Орхомен [в Аркадии]; на одной из них есть так называемый стадион Ладаса[3], на котором Ладас упражнялся в беге. Рядом с ним находится святилище Артемиды»
IV. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 14. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У Одиссея пропали лошади; отыскивая их, он обходил всю землю эллинов, и там, где он их нашел в земле фенеатов, он основал храм в честь Артемиды и назвал ее Гевриппой (Находительницей коней), посвятил и статую Посейдону Гиппию».
V. ГОРА КРАФИДА В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 15. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За храмом Аполлона Пифийского [в Эгирее, Ахайе], пройдя немного по фенеатской земле, попадешь на дорогу, которая ведет к горе Крафиде. На этой горе находятся истоки реки Крафиды… На горе Крафиде находится святилище Артемиды Пиронии (Огневицы); еще в древнейшие времена аргивяне брали у этой богини огонь для своих <жертвоприношений во время> Лернейских празднеств».
VI. ЛУСЫ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 233 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Также и Пройт [царь Тиринфа] два храма тебе, богиня, воздвигнул:
Первый «Девичьей» [эпитет Артемиды], когда ему в дом ты дев воротила,
Что в Азанийских блуждали горах; второй же, на Лусах [в Аркадии], —
«Кроткой» [эпитет Артемиды], затем, что у чад его отняла ты свирепость.
[Дочери Пройта были сведены с ума Дионисом, но излечены Меламподом в Лусой.]»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 18. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«в мое время не осталось даже развалин Лус. Когда Мелампод заставил дочерей Прета[4] спуститься в Лусы, он исцелил их в храме Артемиды; вследствие этого клиторийцы называют эту Артемиду Гемерасией (Укрощающей)».
VII. АЗАНИЙСКИЕ ГОРЫ В АРКАДИИ
Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 233 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Также и Пройт [царь Тиринфа] два храма тебе, богиня, воздвигнул:
Первый «Девичьей» [эпитет Артемиды], когда ему в дом ты дев воротила,
Что в Азанийских блуждали горах; второй же, на Лусах [в Аркадии], —
«Кроткой» [эпитет Артемиды], затем, что у чад его отняла ты свирепость.
[Святилище Азании, вероятно, было одним из тех, что описаны Павсанием в этом регионе ниже.]»
VIII. СТИМФАЛ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 22. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Стимфале есть древний храм Артемиды Стимфалийской; ее статуя — деревянная, большая часть которой вызолочена. На вершине храма изображены птицы стимфалиды; было трудно установить — сделаны их изображения из дерева или из гипса, но, насколько я могу судить, они, кажется, скорее сделаны из дерева, чем из гипса. Там же есть и статуи девушек, сделанные из белого мрамора, с ногами в виде птичьих28; стоят они позади храма. [8] 6. Говорят, что еще в наше время произошло здесь следующее чудо. При проведении праздника в Стимфале в честь Артемиды Стимфалийской стали не всё совершать с надлежащей тщательностью, опуская многие из обрядов, установленных для этого праздника. И вот лес, упавший и снесенный к устью той пучины, по которой река Стимфал уходит под землю, загородил доступ воде в это отверстие, и от этого, говорят, образовалось озеро вместо долины, площадью в 400(4) стадиев. [9] Говорят также, что в это время охотник преследовал убегающую от него лань, что она бросилась от него в эту стоячую воду и что охотник в пылу преследования последовал за ней и поплыл. И вот пучина поглотила сначала лань, а потом и охотника. Говорят, что за ними последовала под землю и вода реки, так что вся стимфалийская равнина в один день освободилась от стоячей воды. И с тех пор они справляют праздник в честь Артемиды с большим усердием».
IX. АЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 23. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За Стимфалом находится Алея… Тут находятся святилища богов: Артемиды Эфесской и Афины Алеи»
X. КАФИЯ & ГОРА КНАКАЛ. ДЕРЕВНЯ И ГОРА В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 23. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У кафиейцев есть святилища Посейдона и Артемиды, именуемой Кнакалесией. [4] Есть у них и гора Кнакал, где они ежегодно совершают мистерии в честь Артемиды».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 23. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Приблизительно на расстоянии стадия от Кафии находится местечко Кондилеи (Шишки). Тут есть роща, посвященная Артемиде, и ее храм. В древности эта богиня называлась Кондилеатидской; говорят, что переименована была богиня по следующему поводу. Группа детей — сколько их было, никто не помнит, — играла около храма богини. Найдя веревку, дети привязали ее на шею статуи и стали говорить, что Артемида удавилась31. [7] Когда кафиейцам стало известно, что сделано детьми, они побили их камнями. За такой поступок на их женщин напала болезнь: дети у них рождались до срока мертворожденными. Это продолжалось до тех пор, пока Пифия не предписала им похоронить <убитых> детей и каждый год приносить им жертвы как героям, так как убиты они были несправедливо. Согласно этому велению, кафиейцы совершают все это и до нынешнего времени; кроме того, богиню в Кондилеях они назвали на основании этого Апанхоменой (Удавленницей), говоря, что и это переименование входило в приказание, данное им божьим вещанием».
XI. ТЕВФЕЙ И ДЕРЕВНЯ ТЕВФИДА НА ГРАНИЦЕ АРКАДИИ И ЭЛИДЫ
Страбон. География. Книга 8. 3. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В этом городке [Тевфей в Элиде] есть святилище Немидийской Артемиды».
«Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 28. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Кроме того, в Тевфиде [В Аркадии] есть еще храм Афродиты и Артемиды».
XII. СКИАДИС ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 35. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«13 стадиев от Мегалополя до так называемого местечка Скиадис, где находятся развалины храма Артемиды Скиадитиды; говорят, его построил Аристодем, когда он был тираном».
XIII. ЗОЙТИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 35. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Зойтии остался только храм Деметры и Артемиды»
XIV. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ ТРИКОЛОН В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 35. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если держаться из Триколон прямого пути, идущего направо, то прежде всего крутая дорога приведет к источнику, называемому Крунами (Ключами); спустившись же дальше стадиев на 30 от Крун, встретишь могилу Каллисто́. Это высокая земляная насыпь, на которой растет много дичков, но много и плодовых деревьев. На вершине этого холма находится храм Артемиды, именуемой Каллистой (Прекраснейшей). Мне кажется, что <поэт> Памф, который первым в своих поэмах назвал этим именем Артемиду, заимствовал его у аркадян».
XV. ЛИКОИ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 36. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У подошвы этой горы есть следы находившегося здесь прежде города Ликои и храм Артемиды, а также медная статуя Артемиды Ликоатиды».
XVI. АКАКЕСИЙ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В 4 стадиях от Акакесия находится храм Деспойны (Владычицы). Отсюда первым по пути встречается храм Артемиды Гегемоны (Руководительницы) с ее медной статуей, держащей факелы. На мой взгляд, в ней приблизительно футов шесть. Отсюда вход в священную ограду Деспойны. [Внутри ограды] С одной стороны около Деметры — Артемида, накинувшая на себя шкуру лани, с колчаном через плечо; в одной руке она держит светильник, а в другой — двух змей. У ног Артемиды лежит собака из породы охотничьих».
XVII. ФИГАЛИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 39. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Фигалия лежит в местности, высоко поднимающейся и почти всюду отвесной; у них даже стены построены по обрыву; но если подняться наверх, то этот холм представляет гладкое и ровное плато. Там у них есть храм Артемиды Сотеры (Спасительницы), а в нем статуя Артемиды из белого мрамора. Из этого храма у них установлено совершать торжественное шествие».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 41. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Стадиях в 12 вверх от Фигалии [в Аркадии] находятся горячие источники, и недалеко от них в Неду впадает река Лимакс; там, где сливаются их воды, стоит храм Эвриномы, чтимый с древнейших времен и малодоступный вследствие гористой, суровой местности. Около него густо и много выросло кипарисов. Фигалейский народ убежден, что Эвринома — это эпитет Артемиды… Каждый год в один и тот же день они открывают двери храма Эвриномы. Все же остальное время у них установлено, чтобы этот храм не стоял открытым».
XVIII. ОРЕСФАСИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 44. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За Гемониями направо, посреди других развалин города Оресфасия, остались еще как памятник старины колонны храма Артемиды; эту Артемиду называли Жрицей».
XIX. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 47. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У тегеатов есть [святилище Артемиды]… Что же касается Артемиды Гегемоны (Водительницы), то <тегеаты> передают следующий рассказ. Тираном в Орхомене был Аристомелид. Он влюбился в одну девушку из Тегеи и, каким-то образом завладев ею, поручил сторожить ее Хронию. Но прежде чем ее привели к тирану, она лишила себя жизни из-за страха и стыда, что же касается Хрония, то Артемида, явившись к нему в видении, побудила его на восстание против Аристомелида; убив его и убежав в Тегею, он выстроил здесь храм в честь Артемиды».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Говорят, что тегеаты воздвигли статую Аполлону Агиею (Покровителю дорог) по следующему поводу. Они рассказывают, что Аполлон и Артемида ходили по всей стране и наказывали людей, которые не оказали никакого внимания Латоне в то время, когда она, беременная ими, блуждая по всей земле, пришла в эту страну. И вот, когда боги пришли в страну тегеатов, то сын Тегеата Скефр, подойдя к Аполлону, стал тайно разговаривать с ним. Тогда Леймон, другой из сыновей Тегеата, подумав, что Скефр говорит, жалуясь на него, напал на брата и убил его. Леймона тотчас же постигло возмездие за убийство: он был поражен стрелой Артемиды; хотя Тегеат и Мэра немедленно принесли жертвы в честь Аполлона и Артемиды, но все же вскоре после этого бесплодие сильно поразило тегеатскую землю; <в ответ на их обращение к богу> было получено из Дельф вещание: «Совершать плач по Скефру». Поэтому во время праздника Аполлона Агиея среди других обрядов в честь Скефра они совершают следующий: жрица Артемиды преследует кого-либо из присутствующих, как будто она — Артемида, преследующая Леймона».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти из Тегеи в Лаконику… то встретим святилище Артемиды, именуемой Лимнатидой (Богиней озер), статуя ее сделана из эбенового (черного) дерева. Стиль, каким она сделана, эллины называют эгинским(5). Приблизительно стадиях в десяти отсюда есть развалины храма Артемиды Кнакеатиды».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Список используемой литературы
Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.