Культ Артемиды — 2

Артемида была олимпийской богиней охоты и диких животных, а также покровительницей женщин и девушек.

На этой странице описывается ее культ на северо-западе Пелопоннеса. У нее было множество святынь на холмах Аркадии и Ахеи, наиболее важными из которых, возможно, были ее храмы в Патрах и на озере Стимфал. Во всем регионе ей обычно поклонялись как озерной богине — божеству, которое обеспечивало охотников и рыбаков обильным уловом.

Несколько изображений ниже изображают богиню как Артемиду Агротеру «Охотницу» — изображение с натягиванием лука, популярное на Пелопоннесе.

Изображение справа — Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, Капитолийские музеи.

Содержание
  1. КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  2. I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
  3. II. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
  4. III. СКИЛЛУНТ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
  5. IV. ПИСА ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
  6. V. ЛЕТРИНЫ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
  7. VI. ГЕЛОС РЕКА В ЭЛИДЕ
  8. VII. СЕЛИНУНТ РЕКА В ЭЛИДЕ
  9. КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  10. I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ
  11. II. ЭГИОН ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
  12. III. ЭГИР ГОРОД В АХЕЕ
  13. IV. ФЕЛЛОИ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
  14. V. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
  15. КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  16. I. МЕГАЛОПОЛИС СТОЛИЦА АРКАДИИ
  17. II. ГОРА АРТЕМИСИОН В АРКАДИИ
  18. III. ВОЗЛЕ ОРХОМЕНА ГОРОДА В АРКАДИИ
  19. IV. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ
  20. V. ГОРА КРАФИДА В АРКАДИИ
  21. VI. ЛУСЫ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  22. VII. АЗАНИЙСКИЕ ГОРЫ В АРКАДИИ
  23. VIII. СТИМФАЛ ГОРОД В АРКАДИИ
  24. IX. АЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  25. X. КАФИЯ & ГОРА КНАКАЛ. ДЕРЕВНЯ И ГОРА В АРКАДИИ
  26. XI. ТЕВФЕЙ И ДЕРЕВНЯ ТЕВФИДА НА ГРАНИЦЕ АРКАДИИ И ЭЛИДЫ
  27. XII. СКИАДИС ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  28. XIII. ЗОЙТИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  29. XIV. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ ТРИКОЛОН В АРКАДИИ
  30. XV. ЛИКОИ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  31. XVI. АКАКЕСИЙ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  32. XVII. ФИГАЛИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  33. XVIII. ОРЕСФАСИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
  34. XIX. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Вся стра­на напол­не­на хра­ма­ми Арте­ми­ды, Афро­ди­ты и нимф, рас­по­ло­жен­ны­ми в свя­щен­ных рощах, где обыч­но мно­го цве­тов вслед­ст­вие изоби­лия воды».

I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 23. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Кто хочет из гим­на­сия прой­ти к купаль­ням, тот дол­жен идти доро­гой по ули­це Мол­ча­ния, мимо свя­ти­ли­ща Арте­ми­ды Фило­ме­ра­кии (Дру­га юно­шей). Богине дан такой эпи­тет вслед­ст­вие ее сосед­ства с гим­на­си­ем».

 

II. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В сво­ем рас­ска­зе я про­сле­жу их в том поряд­ке, в каком элей­цы счи­та­ют сво­им дол­гом при­но­сить жерт­вы на этих алта­рях. Преж­де все­го при­но­сят жерт­ву Гестии, затем Зев­су Олим­пий­ско­му… Третья жерт­ва, и при этом на одном алта­ре, уста­нов­ле­на в честь <Зев­са Лаэта и Посей­до­на Лаэта>… чет­вер­тую и пятую жерт­ву они при­но­сят Арте­ми­де и Афине Леи­ти­де (Даю­щей добы­чу), шестую — <Афине> Эргане (Богине труда)… Есть и дру­гой алтарь Афи­ны, неда­ле­ко от хра­ма, и рядом с ним алтарь Арте­ми­ды, четы­рех­уголь­ный, чуть-чуть сужи­ваю­щий­ся квер­ху. После ука­зан­ных мною богов они при­но­сят жерт­вы Алфею и Арте­ми­де на одном жерт­вен­ни­ке. При­чи­ну это­го объ­яс­нил и Пин­дар в сво­ей оде, и я об этом буду писать, рас­ска­зы­вая о летри­ней­цах».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 4 — 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За пре­де­ла­ми Аль­ти­са, но напра­во от Лео­нидео­на, соору­жен алтарь Арте­ми­ды Аго­реи (Покро­ви­тель­ни­цы рын­ков)… Наверх от этой гале­реи напра­во будет жерт­вен­ник Арте­ми­де; а если идти обрат­но по ули­це шест­вий в Аль­тис, то поза­ди Герей­о­на (хра­ма Геры) будут жерт­вен­ни­ки реки Кла­дея и Арте­ми­ды, после них алтарь Апол­ло­на, чет­вер­тый — Арте­ми­ды, име­ну­е­мой Кок­ко­ка (Дару­ю­щая пло­до­ро­дие), и пятый — Апол­ло­на Фер­мия. поче­му Арте­ми­ду назы­ва­ют Кок­ко­ка, никто мне это­го объ­яс­нить не мог… Перед две­ря­ми При­та­нея нахо­дит­ся жерт­вен­ник Арте­ми­ды Агро­те­ры (Охот­ни­цы)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 17. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В хра­ме Геры [В Олимпии] … Апол­лон и Арте­ми­да; пер­вые сидят одна про­тив дру­гой».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 19. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди изображений, изображенных на груди Кипсела, посвященной в Олимпии, была крылатая Артемида] Далее, не знаю, на каком осно­ва­нии, Арте­ми­да пред­став­ле­на с кры­лья­ми на пле­чах33; пра­вой рукой она дер­жит бар­са, а дру­гой рукой — льва. [Аналогичное изображение Артемиды можно найти на сохранившейся вазе Франсуа]»

III. СКИЛЛУНТ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 6. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Посе­лив­шись в Скил­лун­те, Ксе­но­фонт отвел свя­щен­ный уча­сток и выстро­ил храм со свя­ти­ли­щем в честь Арте­ми­ды Эфес­ской. [6] В Скил­лун­те есть хоро­шая охота на диких живот­ных, на диких сви­ней и оле­ней».

IV. ПИСА ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 22. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если прой­ти от этой моги­лы при­бли­зи­тель­но ста­дий, то там есть следы свя­ти­ли­ща Арте­ми­ды, име­ну­е­мой Кор­да­ки, пото­му что спут­ни­ки Пело­па[1] у хра­ма этой боги­ни спра­ви­ли празд­ник в честь победы Пело­па и спля­са­ли мест­ный танец жите­лей Сипи­ла кор­дак».

V. ЛЕТРИНЫ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ

Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Вбли­зи устья реки [река Алфей в Элиде] нахо­дит­ся свя­щен­ная роща Арте­ми­ды Алфи­о­нии или Алфи­усы (ибо эпи­тет пишет­ся и так, и этак), на рас­сто­я­нии око­ло 80 ста­дий от Олим­пии. В честь этой боги­ни, так же как и в честь Арте­ми­ды Эла­фии и Арте­ми­ды Даф­нии, в Олим­пии справ­ля­ет­ся еже­год­ное празд­не­ство. Вся стра­на напол­не­на хра­ма­ми Арте­ми­ды, Афро­ди­ты и нимф, рас­по­ло­жен­ны­ми в свя­щен­ных рощах, где обыч­но мно­го цве­тов вслед­ст­вие изоби­лия воды. Мно­го свя­ти­лищ Гер­ме­са нахо­дит­ся на доро­гах и хра­мов Посидо­на на мысах. В свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Алфи­о­нии нахо­дят­ся весь­ма про­слав­лен­ные кар­ти­ны Кле­ан­фа и Аре­гон­та, коринф­ских масте­ров: «Взя­тие Трои» и «Рож­де­ние Афи­ны» Кле­ан­фа и «Арте­ми­да, уно­ся­ща­я­ся на гри­фе».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 22. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В мое вре­мя зда­ний тут [в Летрине] оста­лось мало; но в хра­ме сохра­ни­лась ста­туя Арте­ми­ды Алфе­еи. Гово­рят, что такое наиме­но­ва­ние дано богине по сле­дую­ще­му пово­ду: Алфей влю­бил­ся в Арте­ми­ду, но, влю­бив­шись и поняв, что ни убеж­де­ни­я­ми, ни прось­ба­ми ему не скло­нить ее на брак, он решил­ся овла­деть боги­ней наси­ли­ем; он явил­ся в Летри­ны на ноч­ной празд­ник, справ­ля­е­мый самой Арте­ми­дой и ним­фа­ми, кото­рые, весе­лясь, при­со­еди­ни­лись к ней и сопро­вож­да­ли ее на празд­ни­ке; но Арте­ми­да, подо­зре­вая Алфея в злом умыс­ле, выма­за­ла лицо гря­зью и илом как у себя, так и у тех нимф, кото­рые тут были; и когда при­шел Алфей, он не мог отли­чить Арте­ми­ду от дру­гих и вер­нул­ся, не выпол­нив сво­его наме­ре­ния, так как он так и не узнал Арте­ми­ды. Поэто­му летри­ней­цы назва­ли боги­ню Алфе­е­ей за любовь к ней Алфея; а элей­цы, у кото­рых иско­ни была друж­ба с летри­ней­ца­ми, те обряды, кото­рые были у них уста­нов­ле­ны в честь Арте­ми­ды Эла­фи­еи, пере­нес­ли в Летри­ны и поста­но­ви­ли совер­шать их в честь Арте­ми­ды Алфе­еи, и таким обра­зом с тече­ни­ем вре­ме­ни одер­жал верх обы­чай, чтобы боги­ню Алфе­ею име­но­вать Эла­фи­е­ей. Эла­фи­е­ей же элей­цы назы­ва­ют боги­ню, как мне кажет­ся, из-за охоты на оле­ней (эла­фой). Сами же они утвер­жда­ют, что была мест­ная житель­ни­ца, по име­ни Эла­фи­он, и, как они гово­рят, она была кор­ми­ли­цей Арте­ми­ды».

VI. ГЕЛОС РЕКА В ЭЛИДЕ

Страбон. География. Книга 8. 3. 25. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Гело­са, то одни назы­ва­ют так какой-то уча­сток близ Алфея [река в Элиде]… боло­то близ Ало­рия, где было свя­ти­ли­ще Элей­ской Арте­ми­ды, кото­рое нахо­ди­лось под вла­стью аркад­цев, ибо они зани­ма­ли там жре­че­ские долж­но­сти».

 

VII. СЕЛИНУНТ РЕКА В ЭЛИДЕ

Страбон. География. Книга 8. 7. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Река Сели­нунт; она носит одно имя с рекой, про­те­каю­щей в Эфе­се мимо Арте­ми­сия, а так­же с рекой в нынеш­ней Элиде, кото­рая течет мимо местеч­ка, куп­лен­но­го Ксе­но­фон­том, по его сло­вам17, для Арте­ми­ды по пове­ле­нию ора­ку­ла».

КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, Старый музей
Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, Старый музей

I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 4. 31. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Наиме­но­ва­ние Лаф­рии [Артемиды] про­ник­ло [от калидо­на в Это­лии] толь­ко к мес­сен­цам и ахей­цам из Патр»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 18. 8 — 13. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У жите­лей Патр на акро­по­ле есть свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Лаф­рии29. Это имя боги­ни ино­зем­ное, да и сама ста­туя при­ве­зе­на из дру­го­го места. Когда импе­ра­тор Август снял насе­ле­ние Калидо­на и всей осталь­ной Это­лии, чтобы весь этот это­лий­ский народ тоже объ­еди­нить в одном горо­де, в Нико­по­ле, выстро­ен­ном немно­го север­нее Актия, тогда-то и жите­ли Патр полу­чи­ли себе эту ста­тую Арте­ми­ды Лаф­рии. Рав­ным обра­зом из тех ста­туй, кото­рые были взя­ты из Это­лии и у акар­нан­цев, боль­шин­ство их было достав­ле­но в Нико­поль, а жите­лям Патр Август пода­рил в чис­ле все­го дру­го­го из калидон­ской добы­чи так­же и ста­тую Арте­ми­ды Лаф­рии, кото­рой еще и в мое вре­мя покло­ня­ют­ся на акро­по­ле Патр. Гово­рят, что это наиме­но­ва­ние Лаф­рия дано богине по име­ни одно­го фокид­ско­го граж­да­ни­на; что Лаф­рий, сын Каста­лия, внук Дель­фа, создал для калидон­цев эту древ­нюю ста­тую Арте­ми­ды; дру­гие же утвер­жда­ют, что гнев Арте­ми­ды, вызван­ный Эне­ем, с тече­ни­ем вре­ме­ни по отно­ше­нию к калидо­ня­нам сде­лал­ся мяг­че (элаф­ро­те­ра), и в этом хотят видеть при­чи­ну наиме­но­ва­ния боги­ни Лаф­ри­ей. Боги­ня изо­бра­же­на в виде охот­ни­цы и сде­ла­на из сло­но­вой кости и золота, работы нав­пак­тий­цев Менех­ма и Соида. Пред­по­ла­га­ют, что они жили немно­го позд­нее Кана­ха из Сики­о­на и Кал­ло­на из Эги­ны. 7. Жите­ли Патр каж­дый год совер­ша­ют в честь Арте­ми­ды празд­не­ства, назы­вае­мые Лаф­рии, во вре­мя кото­рых они при­но­сят жерт­вы по мест­но­му обы­чаю. Кру­гом у алта­ря они вби­ва­ют колья еще зеле­ные, каж­дый в 16 лок­тей дли­ной, а в середи­ну на жерт­вен­ник они нава­ли­ва­ют самых сухих дров. При наступ­ле­нии празд­ни­ка они дела­ют и под­ход к жерт­вен­ни­ку совер­шен­но ров­ным, зава­ли­вая зем­лей сту­пе­ни жерт­вен­ни­ка. Празд­ник откры­ва­ет­ся бле­стя­щей и вели­ко­леп­ной про­цес­си­ей в честь Арте­ми­ды; ее жри­ца, девуш­ка, едет в кон­це про­цес­сии на колес­ни­це, запря­жен­ной ланя­ми30. Жерт­во­при­но­ше­ние же у них уста­нов­ле­но совер­шать во вре­мя это­го празд­ни­ка толь­ко на сле­дую­щий день, при­чем и част­ные лица не мень­ше, чем государ­ство, при­ла­га­ют все уси­лия к тому, чтобы празд­ник был пыш­ным и тор­же­ст­вен­ным. Бро­са­ют на жерт­вен­ник живых птиц из тех, кото­рых употреб­ля­ют в пищу, и вся­ких дру­гих жерт­вен­ных живот­ных, кро­ме того, диких сви­ней, оле­ней и косуль; дру­гие при­но­сят вол­чат и мед­ве­жат, а иные и взрос­лых живот­ных. На алтарь кла­дут так­же пло­ды куль­ти­ви­ро­ван­ных фрук­то­вых дере­вьев. После это­го под­жи­га­ют­ся дро­ва. Я видел здесь, как мед­веди и дру­гие живот­ные, лишь толь­ко огонь начи­нал охва­ты­вать дро­ва, бро­са­лись за заго­род­ку, и неко­то­рым уда­ва­лось силою про­рвать­ся; но те, кото­рые их при­ве­ли сюда, вновь застав­ля­ют их вер­нуть­ся на костер. И никто не пом­нит, чтобы какой-либо зверь тро­нул хоть одно­го из при­сут­ст­ву­ю­щих».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 19. 1 — 20. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Меж­ду хра­мом Арте­ми­ды Лаф­рии и жерт­вен­ни­ком воз­двиг­нут могиль­ный холм Эври­пи­ла. Кто он был такой и поче­му при­был он в эту зем­лю, я, конеч­но, об этом сооб­щу, но сна­ча­ла я рас­ска­жу, како­во было поло­же­ние дел у жите­лей этой обла­сти перед при­бы­ти­ем сюда Эври­пи­ла. Когда ионяне засе­ля­ли Арою, Антию и Меса­тис, у них был общий храм и свя­щен­ный уча­сток Арте­ми­ды, име­ну­е­мой Три­кла­ри­ей. И каж­дый год ионяне устра­и­ва­ли в честь ее празд­ник и ноч­ное бде­ние. Долж­ность жри­цы при богине нес­ла девуш­ка до тех пор, пока она не зна­ла мужа. 2. Гово­рят, как-то при­шлось выпол­нять обя­зан­ность жри­цы боги­ни Коме­то́, девуш­ке заме­ча­тель­ной кра­соты. Слу­чи­лось так, что в нее влю­бил­ся Мела­нипп, пре­вос­хо­див­ший сво­их сверст­ни­ков кра­сотой лица и дру­ги­ми каче­ства­ми. Когда он рав­ным обра­зом добил­ся люб­ви девуш­ки, Мела­нипп стал сва­тать ее у отца. Но обыч­но ста­ро­сти свой­ст­вен­но про­ти­вить­ся мно­гим жела­ни­ям юно­сти, а так­же осо­бен­но оста­вать­ся глу­хи­ми к стра­да­ни­ям их юной люб­ви. То же слу­чи­лось тогда и с Мела­нип­пом: пол­ный жела­нья женить­ся на желав­шей того же Коме­то́, он встре­тил холод­ный отказ в этом и со сто­ро­ны сво­их роди­те­лей и со сто­ро­ны роди­те­лей Коме­то́. Тогда в печаль­ном романе Мела­нип­па под­твер­ди­лось то, что под­твер­жда­лось мно­го раз и в дру­гих слу­ча­ях, а имен­но: что люб­ви свой­ст­вен­но нару­шать зако­ны люд­ские и попи­рать почте­ние к богам. Так и тогда Коме­то́ и Мела­нипп насла­ди­лись пол­но­стью в самом хра­ме Арте­ми­ды сво­ей страст­ной любо­вью. Они соби­ра­лись и в даль­ней­шем поль­зо­вать­ся хра­мом все так же, как сво­им брач­ным чер­то­гом, но вне­зап­но гнев Арте­ми­ды обру­шил­ся на людей: зем­ля пере­ста­ла при­но­сить пло­ды, их пора­зи­ли необыч­ные болез­ни со смерт­ны­ми слу­ча­я­ми, более часты­ми, чем преж­де. Когда при этих бед­ст­ви­ях они при­бег­ли к помо­щи боже­ст­вен­но­го откро­ве­ния в Дель­фах, то Пифия откры­ла пре­ступ­ле­ние Мела­нип­па и Коме­то́; и веле­ние бога было — их самих при­не­сти в жерт­ву Арте­ми­де и затем каж­дый год при­но­сить богине в жерт­ву девуш­ку и юно­шу, кото­рые были самы­ми кра­си­вы­ми. Из-за это­го жерт­во­при­но­ше­ния река у хра­ма Арте­ми­ды Три­кла­рии полу­чи­ла назва­ние Аме­ли­ха (Неми­ло­сти­вая), а рань­ше у нее не было ника­ко­го назва­ния. Достой­на сожа­ле­ния судь­ба юно­шей и деву­шек, кото­рые гиб­ли как жерт­вы богине из-за Мела­нип­па и Коме­то́, сами непо­вин­ные ни в чем, достой­ны сожа­ле­ния и их род­ст­вен­ни­ки; Мела­нип­па же и Коме­то́ я счи­таю не испы­тав­ши­ми тако­го чув­ства несча­стья: ведь для чело­ве­ка одно толь­ко рав­но­цен­но жиз­ни — испы­тать сча­стье в объ­я­ти­ях люби­мо­го суще­ства. 3. Гово­рят, что чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния Арте­ми­де пре­кра­ти­лись сле­дую­щим обра­зом. Еще рань­ше наро­ду было пред­ска­за­но из Дельф, что в их зем­лю при­будет ино­зем­ный царь, везя с собой ино­зем­ное боже­ство; он-то и пре­кра­тит все, что тво­рит­ся при жерт­вах Арте­ми­де Три­кла­рии. Когда Или­он был взят и элли­ны дели­ли добы­чу, Эври­пил, сын Эве­мо­на [получил сундук с изображением Диониса, которое свело его с ума]… Под­няв­шись оттуда в Дель­фы, он спро­сил боже­ст­вен­но­го ука­за­ния отно­си­тель­но сво­ей болез­ни. И, гово­рят, ему было дано пред­ска­за­ние: там, где он встре­тит людей, при­но­ся­щих чуж­дые <элли­нам> жерт­вы, там водру­зить и ларец, и само­му посе­лить­ся. Ветер при­гнал кораб­ли Эври­пи­ла к мор­ско­му бере­гу воз­ле Арои. Вый­дя на берег, он попал в тот момент, когда юно­шу и девуш­ку вели к алта­рю Арте­ми­ды Три­кла­рии в жерт­ву. И тут нетруд­но было ему понять <сло­ва бога> о жерт­во­при­но­ше­нии: и мест­ным жите­лям при­шло на память пред­ска­за­ние, когда они увида­ли царя, кото­ро­го преж­де они не виде­ли, и отно­си­тель­но лар­ца они поня­ли, что в нем заклю­ча­ет­ся некий бог. Так пре­кра­ти­лась болезнь у Эври­пи­ла, а у жив­ших там эти <кро­ва­вые> жерт­вы богине, а реке было дано ее тепе­ре­ш­нее назва­ние Мели­ха (Мило­сти­вая). Неко­то­рые рань­ше писа­ли, что выше­ска­зан­ное слу­чи­лось не с Эври­пи­лом из Фес­са­лии, но с Эври­пи­лом, сыном Декса­ме­на, цар­ст­во­вав­ше­го в Олене. Они хотят думать, что этот Эври­пил ходил похо­дом с Герак­лом на Или­он и полу­чил этот ларец от Герак­ла. Обо всем осталь­ном и эти гово­рят так же, как и дру­гие… С дру­гой сто­ро­ны, и сами жите­ли Патр не пом­нят дру­го­го Эври­пи­ла, кро­ме сына Эве­мо­на, и каж­дый год, вся­кий раз как справ­ля­ют празд­не­ство в честь Дио­ни­са, они чест­ву­ют его жерт­ва­ми как героя… Бог, кото­рый нахо­дит­ся в лар­це [Дионис], име­ну­ет­ся Эсим­не­том (Вла­ды­кой); тех, кото­рые слу­жат спе­ци­аль­но ему, все­го девять чело­век, их выби­ра­ет народ по их досто­ин­ству из чис­ла всех граж­дан; столь­ко же выби­ра­ет­ся и жен­щин. В празд­нич­ную ночь один толь­ко раз выно­сит нару­жу жрец этот ларец. Это осо­бен­ность и тор­же­ст­вен­ный акт спе­ци­аль­но этой ночи. Кро­ме того, часть моло­дых людей, детей мест­ных жите­лей, укра­сив свои голо­вы вен­ка­ми из коло­сьев, спус­ка­ет­ся к реке Мели­ху: неко­гда так укра­ша­лись те, кого вели на жерт­ву Арте­ми­де. В наше же вре­мя они скла­ды­ва­ют свои вен­ки из коло­сьев у ста­туи боги­ни и, омыв­шись в реке, вновь воз­ла­га­ют на себя вен­ки, но уже из плю­ща и так идут к хра­му Эсим­не­та. Так уста­нов­ле­но у них совер­шать это тор­же­ст­вен­ное слу­же­ние. В свя­щен­ной огра­де Арте­ми­ды Лаф­рии есть еще храм Афи­ны, име­ну­е­мой Все­а­хей­ской, ее ста­туя сде­ла­на из сло­но­вой кости и золота».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 20. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если в Пат­рах идти даль­ше по пло­ща­ди, где сто­ит свя­ти­ли­ще Апол­ло­на, то в кон­це ее есть ворота… Напро­тив пло­ща­ди и по тому же про­хо­ду есть свя­щен­ный уча­сток Арте­ми­ды и храм Лим­на­ти­ды (Вла­ды­чи­цы озе­ра)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 22. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Неда­ле­ко от горо­да Патр есть река Мелих и свя­ти­ли­ще боги­ни Три­кла­рии [Артемиде], в кото­ром нет ни одной ста­туи».

II. ЭГИОН ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 24. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Эги­оне [в Ахее] око­ло пло­ща­ди есть храм, общий для Апол­ло­на Арте­ми­ды, на самой же пло­ща­ди есть свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды, кото­рая изо­бра­же­на в виде стре­ля­ю­щей из лука».

 

III. ЭГИР ГОРОД В АХЕЕ

Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, Государственное античное собрание.
Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, Государственное античное собрание.

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 26. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Гипе­ре­сий­цы пере­ме­ни­ли имя сво­е­му горо­ду на насто­я­щее, в честь этих коз, а там, где лег­ла самая кра­си­вая из коз, быв­шая вожа­ком ста­да, они выстро­и­ли свя­ти­ли­ще Арте­ми­де Агро­те­ре (Охот­ни­це), пола­гая, что эту хит­рость про­тив сики­он­цев они при­ду­ма­ли не без помо­щи Арте­ми­ды… Сре­ди памят­ни­ков в Эги­ре, заслу­жи­ваю­щих опи­са­ния… Храм Арте­ми­ды и ее ста­туя — это работа наше­го вре­ме­ни; слу­жи­тель­ни­цей ее явля­ет­ся девуш­ка, пока не насту­пит для нее вре­мя заму­же­ства. Сто­ит в этом хра­ме и древ­няя ста­туя, как гово­рят эги­ра­ты, Ифи­ге­нии, доче­ри Ага­мем­но­на. Если они гово­рят об этом прав­ду, то ясно, что в древ­но­сти храм этот был постро­ен в честь Ифи­ге­нии».

 

IV. ФЕЛЛОИ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 26. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Мест­ность вокруг Фел­лои очень удоб­на для раз­веде­ния вино­гра­да. Там, где поч­ва каме­ни­ста, рас­тут дубы и водит­ся дичь, оле­ни и дикие сви­ньи. [11] Фел­лою нуж­но счи­тать в чис­ле тех эллин­ских город­ков, кото­рые осо­бен­но бога­ты проточ­ной водой. В ней есть свя­ти­ли­ща богов: Дио­ни­са и Арте­ми­ды. Ста­туя Арте­ми­ды сде­ла­на из меди и изо­бра­жа­ет боги­ню, как бы выни­маю­щей стре­лу из кол­ча­на; а у Дио­ни­са ста­туя рас­кра­ше­на кино­ва­рью. Если спу­стить­ся из Эги­ры к гава­ни и вновь идти даль­ше, то напра­во от доро­ги будет свя­ти­ли­ще <Арте­ми­ды> Агро­те­ры, где, гово­рят, лег­ла коза, <о чем я рас­ска­зы­вал выше>».

V. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 27. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Над этим хра­мом Афи­ны есть обне­сен­ная сте­ною роща Арте­ми­ды, име­ну­е­мой Соте­рой (Спа­си­тель­ни­цей), клят­ва кото­рой счи­та­ет­ся самой тор­же­ст­вен­ной; сюда вход запре­щен всем, исклю­чая жре­цов, а жре­цы выби­ра­ют­ся из мест­ных жите­лей глав­ным обра­зом по знат­но­сти рода… Око­ло хра­ма Апол­ло­на есть храм Арте­ми­ды. Боги­ня изо­бра­же­на пус­каю­щей стре­лу».

 

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАЛОПОЛИС СТОЛИЦА АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В ней у мега­ло­по­ли­тан­цев нахо­дят­ся при­сут­ст­вен­ные места, и таких зда­ний там выстро­е­но шесть; в одном из них сто­ит ста­туя Арте­ми­ды Эфес­ской»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В Мегалополисе] нахо­дит­ся храм Зев­са, име­ну­е­мо­го Соте­ром (Спа­си­те­лем). Храм этот со всех сто­рон окру­жен колон­на­ми. Рядом с Зев­сом, вос­седаю­щим на троне, с одной сто­ро­ны сто­ит фигу­ра Мега­ло­по­ля, а с дру­гой, левой, ста­туя Арте­ми­ды Соте­ры (Спа­си­тель­ни­цы). Эти ста­туи изва­я­ли из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра афи­няне Кефи­со­дот46 и Ксе­но­фонт».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 31. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Перед вхо­дом [храма Деметры в Мегалополисе] име­ют­ся два рельеф­ных изо­бра­же­ния: одно — Арте­ми­ды, дру­гое — Аскле­пия и Гиги­еи (Здо­ро­вья)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 32. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В этой части горо­да [МЕгалополиса], к восто­ку, есть холм, а на нем храм Арте­ми­ды Агро­те­ры (Охот­ни­цы), тоже при­но­ше­ние [Царя XI века до н. э] Ари­сто­де­ма».

II. ГОРА АРТЕМИСИОН В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 25. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Даль­ше за Эно­ей нахо­дит­ся гора Арте­ми­си­он и на вер­шине горы храм Арте­ми­ды. В этой горе нахо­дят­ся исто­ки реки Ина­ха. Дей­ст­ви­тель­но, тут есть источ­ни­ки, но вода течет неда­ле­ко».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 6. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Вто­рой путь у́же, чем тот, что я сей­час опи­сал, и ведет через Арте­ми­си­он [в Аркадии]. Я уже рань­ше упо­ми­нал об этой горе, что на ней есть храм и изо­бра­же­ние Арте­ми­ды; нахо­дят­ся здесь так­же и исто­ки реки Ина­ха. Этот Инах на всем про­тя­же­нии этой доро­ги через горы явля­ет­ся гра­ни­цей меж­ду Арго­лидой и обла­стью горо­да Ман­ти­неи».

III. ВОЗЛЕ ОРХОМЕНА ГОРОДА В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 5. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть храм Арте­ми­ды, назы­вае­мой Гим­ни­ей, нахо­дя­щий­ся на гра­ни­це Орхо­ме­на [в Аркадии], побли­зо­сти от Ман­ти­неи. С самых древ­них вре­мен чтут все арка­дяне Арте­ми­ду Гим­нию6. Долж­ность жри­цы боги­ни в то вре­мя, к кото­ро­му отно­сит­ся мой рас­сказ, испол­ня­ла еще невин­ная девуш­ка. Как ни ста­рал­ся Ари­сто­крат <соблаз­нить> эту девуш­ку, он все вре­мя полу­чал от нее отказ. В кон­це кон­цов, когда она бежа­ла от него в храм к ста­туе Арте­ми­ды, он обес­че­стил ее там. Когда этот дерз­но­вен­ный его посту­пок стал изве­стен сре­ди наро­да, то арка­дяне его поби­ли кам­ня­ми, и с это­го вре­ме­ни был изме­нен закон: вме­сто девуш­ки они дают Арте­ми­де в каче­стве жри­цы жен­щи­ну, имев­шую уже в доста­точ­ной мере обще­ние с муж­чи­на­ми».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 13. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Орхо­мен­ской обла­сти [в Аркадии], нале­во от доро­ги, веду­щей от Анхи­зии, на склоне горы сто­ит свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Гим­нии (Чест­ву­е­мой гим­на­ми). И ман­ти­ней­цы при­ни­ма­ют уча­стие…(1) жри­цу и жре­ца, кото­рые в тече­ние всей сво­ей жиз­ни долж­ны соблюдать чистоту не толь­ко в поло­вых сно­ше­ни­ях, но и во всем осталь­ном; ни в их купа­ньях и омо­ве­ни­ях, ни в осталь­ном обра­зе жиз­ни они не похо­жи на осталь­ных людей; они даже не вхо­дят в дома част­ных лиц. Я знаю дру­гой такой же слу­чай, когда подоб­ную жизнь, но не свы­ше года, про­во­дят у эфес­цев те, кото­рые ста­но­вят­ся гисти­а­то­ра­ми (при­ни­маю­щи­ми гостей) Арте­ми­ды Эфес­ской. Сограж­да­на­ми они назы­ва­ют­ся эссе­на­ми14. Празд­не­ство в честь Арте­ми­ды Гим­нии совер­ша­ет­ся еже­год­но. У жите­лей Орхо­ме­на древ­ний город был на вер­шине горы… Совсем рядом с горо­дом есть ксо­ан (дере­вян­ное изо­бра­же­ние) Арте­ми­ды; оно сто­ит в дуп­ле боль­шо­го кед­ра, и от это­го кед­ра самую боги­ню назы­ва­ют Кед­ре­а­тис (Кед­ро­вая)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 12. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Кро­ме тех дорог, о кото­рых я упо­мя­нул, есть еще две доро­ги, кото­рые ведут в Орхо­мен [в Аркадии]; на одной из них есть так назы­вае­мый ста­ди­он Лада­са[3], на кото­ром Ладас упраж­нял­ся в беге. Рядом с ним нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды»

IV. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 14. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У Одис­сея про­па­ли лоша­ди; отыс­ки­вая их, он обхо­дил всю зем­лю элли­нов, и там, где он их нашел в зем­ле фене­а­тов, он осно­вал храм в честь Арте­ми­ды и назвал ее Гев­рип­пой (Нахо­ди­тель­ни­цей коней), посвя­тил и ста­тую Посей­до­ну Гип­пию».

V. ГОРА КРАФИДА В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 15. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За хра­мом Апол­ло­на Пифий­ско­го [в Эгирее, Ахайе], прой­дя немно­го по фене­ат­ской зем­ле, попа­дешь на доро­гу, кото­рая ведет к горе Кра­фиде. На этой горе нахо­дят­ся исто­ки реки Кра­фиды… На горе Кра­фиде нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Пиро­нии (Огне­ви­цы); еще в древ­ней­шие вре­ме­на арги­вяне бра­ли у этой боги­ни огонь для сво­их <жерт­во­при­но­ше­ний во вре­мя> Лер­ней­ских празд­неств».

 

VI. ЛУСЫ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 233 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«Также и Пройт [царь Тиринфа] два храма тебе, богиня, воздвигнул:
Первый «Девичьей» [эпитет Артемиды], когда ему в дом ты дев воротила,
Что в Азанийских блуждали горах; второй же, на Лусах [в Аркадии], —
«Кроткой» [эпитет Артемиды], затем, что у чад его отняла ты свирепость.
[Дочери Пройта были сведены с ума Дионисом, но излечены Меламподом в Лусой.]»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 18. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«в мое вре­мя не оста­лось даже раз­ва­лин Лус. Когда Мелам­под заста­вил доче­рей Пре­та[4] спу­стить­ся в Лусы, он исце­лил их в хра­ме Арте­ми­ды; вслед­ст­вие это­го кли­то­рий­цы назы­ва­ют эту Арте­ми­ду Геме­ра­си­ей (Укро­щаю­щей)».

 

VII. АЗАНИЙСКИЕ ГОРЫ В АРКАДИИ

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 233 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Также и Пройт [царь Тиринфа] два храма тебе, богиня, воздвигнул:
Первый «Девичьей» [эпитет Артемиды], когда ему в дом ты дев воротила,
Что в Азанийских блуждали горах; второй же, на Лусах [в Аркадии], —
«Кроткой» [эпитет Артемиды], затем, что у чад его отняла ты свирепость.
[Святилище Азании, вероятно, было одним из тех, что описаны Павсанием в этом регионе ниже.]»

 

VIII. СТИМФАЛ ГОРОД В АРКАДИИ

Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя
Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 22. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Стим­фа­ле есть древ­ний храм Арте­ми­ды Стим­фа­лий­ской; ее ста­туя — дере­вян­ная, боль­шая часть кото­рой вызо­ло­че­на. На вер­шине хра­ма изо­бра­же­ны пти­цы стим­фа­лиды; было труд­но уста­но­вить — сде­ла­ны их изо­бра­же­ния из дере­ва или из гип­са, но, насколь­ко я могу судить, они, кажет­ся, ско­рее сде­ла­ны из дере­ва, чем из гип­са. Там же есть и ста­туи деву­шек, сде­лан­ные из бело­го мра­мо­ра, с нога­ми в виде пти­чьих28; сто­ят они поза­ди хра­ма. [8] 6. Гово­рят, что еще в наше вре­мя про­изо­шло здесь сле­дую­щее чудо. При про­веде­нии празд­ни­ка в Стим­фа­ле в честь Арте­ми­ды Стим­фа­лий­ской ста­ли не всё совер­шать с над­ле­жа­щей тща­тель­но­стью, опус­кая мно­гие из обрядов, уста­нов­лен­ных для это­го празд­ни­ка. И вот лес, упав­ший и сне­сен­ный к устью той пучи­ны, по кото­рой река Стим­фал ухо­дит под зем­лю, заго­ро­дил доступ воде в это отвер­стие, и от это­го, гово­рят, обра­зо­ва­лось озе­ро вме­сто доли­ны, пло­ща­дью в 400(4) ста­ди­ев. [9] Гово­рят так­же, что в это вре­мя охот­ник пре­сле­до­вал убе­гаю­щую от него лань, что она бро­си­лась от него в эту сто­я­чую воду и что охот­ник в пылу пре­сле­до­ва­ния после­до­вал за ней и поплыл. И вот пучи­на погло­ти­ла сна­ча­ла лань, а потом и охот­ни­ка. Гово­рят, что за ними после­до­ва­ла под зем­лю и вода реки, так что вся стим­фа­лий­ская рав­ни­на в один день осво­бо­ди­лась от сто­я­чей воды. И с тех пор они справ­ля­ют празд­ник в честь Арте­ми­ды с боль­шим усер­ди­ем».

IX. АЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 23. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За Стим­фа­лом нахо­дит­ся Алея… Тут нахо­дят­ся свя­ти­ли­ща богов: Арте­ми­ды Эфес­ской и Афи­ны Алеи»

X. КАФИЯ & ГОРА КНАКАЛ. ДЕРЕВНЯ И ГОРА В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 23. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У кафи­ей­цев есть свя­ти­ли­ща Посей­до­на и Арте­ми­ды, име­ну­е­мой Кна­ка­ле­си­ей. [4] Есть у них и гора Кна­кал, где они еже­год­но совер­ша­ют мисте­рии в честь Арте­ми­ды».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 23. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«При­бли­зи­тель­но на рас­сто­я­нии ста­дия от Кафии нахо­дит­ся местеч­ко Кон­ди­леи (Шиш­ки). Тут есть роща, посвя­щен­ная Арте­ми­де, и ее храм. В древ­но­сти эта боги­ня назы­ва­лась Кон­ди­ле­а­ти­дской; гово­рят, что пере­име­но­ва­на была боги­ня по сле­дую­ще­му пово­ду. Груп­па детей — сколь­ко их было, никто не пом­нит, — игра­ла око­ло хра­ма боги­ни. Най­дя верев­ку, дети при­вя­за­ли ее на шею ста­туи и ста­ли гово­рить, что Арте­ми­да уда­ви­лась31. [7] Когда кафи­ей­цам ста­ло извест­но, что сде­ла­но детьми, они поби­ли их кам­ня­ми. За такой посту­пок на их жен­щин напа­ла болезнь: дети у них рож­да­лись до сро­ка мерт­во­рож­ден­ны­ми. Это про­дол­жа­лось до тех пор, пока Пифия не пред­пи­са­ла им похо­ро­нить <уби­тых> детей и каж­дый год при­но­сить им жерт­вы как геро­ям, так как уби­ты они были неспра­вед­ли­во. Соглас­но это­му веле­нию, кафи­ей­цы совер­ша­ют все это и до нынеш­не­го вре­ме­ни; кро­ме того, боги­ню в Кон­ди­ле­ях они назва­ли на осно­ва­нии это­го Апан­хо­ме­ной (Удав­лен­ни­цей), гово­ря, что и это пере­име­но­ва­ние вхо­ди­ло в при­ка­за­ние, дан­ное им божьим веща­ни­ем».

 

XI. ТЕВФЕЙ И ДЕРЕВНЯ ТЕВФИДА НА ГРАНИЦЕ АРКАДИИ И ЭЛИДЫ

Страбон. География. Книга 8. 3. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В этом город­ке [Тев­фей в Элиде] есть свя­ти­ли­ще Неми­дий­ской Арте­ми­ды».

 

«Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 28. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Кро­ме того, в Тев­фиде [В Аркадии] есть еще храм Афро­ди­ты и Арте­ми­ды».

XII. СКИАДИС ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 35. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«13 ста­ди­ев от Мега­ло­по­ля до так назы­вае­мо­го местеч­ка Скиа­дис, где нахо­дят­ся раз­ва­ли­ны хра­ма Арте­ми­ды Скиа­ди­ти­ды; гово­рят, его постро­ил Ари­сто­дем, когда он был тира­ном».

XIII. ЗОЙТИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 35. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Зой­тии остал­ся толь­ко храм Демет­ры и Арте­ми­ды»

XIV. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ ТРИКОЛОН В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 35. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если дер­жать­ся из Три­ко­лон пря­мо­го пути, иду­ще­го напра­во, то преж­де все­го кру­тая доро­га при­ведет к источ­ни­ку, назы­вае­мо­му Кру­на­ми (Клю­ча­ми); спу­стив­шись же даль­ше ста­ди­ев на 30 от Крун, встре­тишь моги­лу Кал­ли­сто́. Это высо­кая зем­ля­ная насыпь, на кото­рой рас­тет мно­го дич­ков, но мно­го и пло­до­вых дере­вьев. На вер­шине это­го хол­ма нахо­дит­ся храм Арте­ми­ды, име­ну­е­мой Кал­ли­стой (Пре­крас­ней­шей). Мне кажет­ся, что <поэт> Памф, кото­рый пер­вым в сво­их поэ­мах назвал этим име­нем Арте­ми­ду, заим­ст­во­вал его у арка­дян».

XV. ЛИКОИ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 36. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У подош­вы этой горы есть следы нахо­див­ше­го­ся здесь преж­де горо­да Ликои и храм Арте­ми­ды, а так­же мед­ная ста­туя Арте­ми­ды Лико­ати­ды».

 

XVI. АКАКЕСИЙ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В 4 ста­ди­ях от Ака­ке­сия нахо­дит­ся храм Дес­пой­ны (Вла­ды­чи­цы). Отсюда пер­вым по пути встре­ча­ет­ся храм Арте­ми­ды Геге­мо­ны (Руко­во­ди­тель­ни­цы) с ее мед­ной ста­ту­ей, дер­жа­щей факе­лы. На мой взгляд, в ней при­бли­зи­тель­но футов шесть. Отсюда вход в свя­щен­ную огра­ду Дес­пой­ны. [Внутри ограды] С одной сто­ро­ны око­ло Демет­ры — Арте­ми­да, наки­нув­шая на себя шку­ру лани, с кол­ча­ном через пле­чо; в одной руке она дер­жит све­тиль­ник, а в дру­гой — двух змей. У ног Арте­ми­ды лежит соба­ка из поро­ды охот­ни­чьих».

 

XVII. ФИГАЛИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 39. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фига­лия лежит в мест­но­сти, высо­ко под­ни­маю­щей­ся и почти всюду отвес­ной; у них даже сте­ны постро­е­ны по обры­ву; но если под­нять­ся наверх, то этот холм пред­став­ля­ет глад­кое и ров­ное пла­то. Там у них есть храм Арте­ми­ды Соте­ры (Спа­си­тель­ни­цы), а в нем ста­туя Арте­ми­ды из бело­го мра­мо­ра. Из это­го хра­ма у них уста­нов­ле­но совер­шать тор­же­ст­вен­ное шест­вие».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 41. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ста­ди­ях в 12 вверх от Фига­лии [в Аркадии] нахо­дят­ся горя­чие источ­ни­ки, и неда­ле­ко от них в Неду впа­да­ет река Лимакс; там, где сли­ва­ют­ся их воды, сто­ит храм Эври­но­мы, чти­мый с древ­ней­ших вре­мен и мало­до­ступ­ный вслед­ст­вие гори­стой, суро­вой мест­но­сти. Око­ло него густо и мно­го вырос­ло кипа­ри­сов. Фига­лей­ский народ убеж­ден, что Эври­но­ма — это эпи­тет Арте­ми­ды… Каж­дый год в один и тот же день они откры­ва­ют две­ри хра­ма Эври­но­мы. Все же осталь­ное вре­мя у них уста­нов­ле­но, чтобы этот храм не сто­ял откры­тым».

 

XVIII. ОРЕСФАСИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 44. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«За Гемо­ни­я­ми напра­во, посреди дру­гих раз­ва­лин горо­да Орес­фа­сия, оста­лись еще как памят­ник ста­ри­ны колон­ны хра­ма Арте­ми­ды; эту Арте­ми­ду назы­ва­ли Жри­цей».

XIX. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 47. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У теге­а­тов есть [святилище Артемиды]… Что же каса­ет­ся Арте­ми­ды Геге­мо­ны (Води­тель­ни­цы), то <теге­а­ты> пере­да­ют сле­дую­щий рас­сказ. Тира­ном в Орхо­мене был Ари­сто­ме­лид. Он влю­бил­ся в одну девуш­ку из Тегеи и, каким-то обра­зом завла­дев ею, пору­чил сто­ро­жить ее Хро­нию. Но преж­де чем ее при­ве­ли к тира­ну, она лиши­ла себя жиз­ни из-за стра­ха и сты­да, что же каса­ет­ся Хро­ния, то Арте­ми­да, явив­шись к нему в виде­нии, побуди­ла его на вос­ста­ние про­тив Ари­сто­ме­лида; убив его и убе­жав в Тегею, он выстро­ил здесь храм в честь Арте­ми­ды».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Гово­рят, что теге­а­ты воз­двиг­ли ста­тую Апол­ло­ну Аги­ею (Покро­ви­те­лю дорог) по сле­дую­ще­му пово­ду. Они рас­ска­зы­ва­ют, что Апол­лон и Арте­ми­да ходи­ли по всей стране и нака­зы­ва­ли людей, кото­рые не ока­за­ли ника­ко­го вни­ма­ния Латоне в то вре­мя, когда она, бере­мен­ная ими, блуж­дая по всей зем­ле, при­шла в эту стра­ну. И вот, когда боги при­шли в стра­ну теге­а­тов, то сын Теге­а­та Ске­фр, подой­дя к Апол­ло­ну, стал тай­но раз­го­ва­ри­вать с ним. Тогда Лей­мон, дру­гой из сыно­вей Теге­а­та, поду­мав, что Ске­фр гово­рит, жалу­ясь на него, напал на бра­та и убил его. Лей­мо­на тот­час же постиг­ло воз­мездие за убий­ство: он был пора­жен стре­лой Арте­ми­ды; хотя Теге­ат и Мэра немед­лен­но при­нес­ли жерт­вы в честь Апол­ло­на и Арте­ми­ды, но все же вско­ре после это­го бес­пло­дие силь­но пора­зи­ло теге­ат­скую зем­лю; <в ответ на их обра­ще­ние к богу> было полу­че­но из Дельф веща­ние: «Совер­шать плач по Ске­ф­ру». Поэто­му во вре­мя празд­ни­ка Апол­ло­на Аги­ея сре­ди дру­гих обрядов в честь Ске­ф­ра они совер­ша­ют сле­дую­щий: жри­ца Арте­ми­ды пре­сле­ду­ет кого-либо из при­сут­ст­ву­ю­щих, как буд­то она — Арте­ми­да, пре­сле­дую­щая Лей­мо­на».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти из Тегеи в Лако­ни­ку… то встре­тим свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды, име­ну­е­мой Лим­на­ти­дой (Боги­ней озер), ста­туя ее сде­ла­на из эбе­но­во­го (чер­но­го) дере­ва. Стиль, каким она сде­ла­на, элли­ны назы­ва­ют эгин­ским(5). При­бли­зи­тель­но ста­ди­ях в деся­ти отсюда есть раз­ва­ли­ны хра­ма Арте­ми­ды Кнаке­а­ти­ды».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

 

Оцените статью
Античная мифология