Культ Артемиды — 3

Артемида была олимпийской богиней охоты и диких животных, а также покровительницей женщин и девушек.

В этой части описывается ее культ в центральной и северной Греции и на островах Эгейского моря. Возможно, ее самыми важными святынями в регионе были святыни Амаринфа в Эвбее и Калидон в Этолии. В Эгейском море святилище Аполлона на Делосе содержало важный культ богини. Критяне также относились к Артемиде с особым уважением, и ее иногда называли их божеством-покровителем.

Изображение справа — Артемида, греко-римская мраморная статуя, Археологические музеи Стамбула.

Содержание
  1. КУЛЬТ В БЕОТИИ
  2. I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ
  3. II. АВЛИДА ГОРОД В БЕОТИИ
  4. III. ТАНАГРА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
  5. IV. КИРТОНА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
  6. V. ПЛАТЕИ ГОРОД В БЕОТИИ
  7. КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  8. I. АМАРИНФ ДЕРЕВНЯ В ЭВБЕЕ
  9. II. МЫС АРТЕМИСИЙ & ДЕРЕВНЯ ГЕСТИЭЕ В ЭВБЕЕ
  10. КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  11. I. СИКИОН, главный город Сикионии
  12. II. ТИТАН, город в Сикионии
  13. КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  14. I. АРГОС, главный город Ароголиды
  15. II. КЛЕОНЫ, город в Арголиде
  16. III. ЛЕССА, поселение в Арголиде
  17. IV. ЭПИДАВР, город в Арголиде
  18. V. ТРЕЗЕН, город в Арголиде
  19. VI. БУПОРТМ, гора возле Гермионы в Арголиде
  20. VII. ГЕРМИОНА, город в Арголиде
  21. VIII. ПОНТИН, гора в Арголиде
  22. КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  23. I. СПАРТА, главный город Лакедемонии, акрополь
  24. I. СПАРТА, столица Лакедемонии, нижняя часть города
  25. II. Рядом со СПАРТОЙ, столицей Лакедемонии
  26. III. АМИКЛЫ, город в Лакедемонии
  27. IV. ГИТИОН, город в Лакедемонии
  28. V. АКРИИ, город в Лакедемонии
  29. VI. МЫС ОНУГНАФОН в Лакедемонии
  30. VII. ЭПИДАВР ЛИМЕРА, город в Лакедемонии
  31. VIII. БРАCИЯ, город в Лакедемонии
  32. IX. ЛАС, город в Лакедемонии
  33. X. ГИППОЛА, город в Лакедемонии
  34. XI. ЛЕВКТРЫ, город в Лакедемонии
  35. КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  36. I. ФЕРЫ, город в Мессении
  37. II. КОРОНА, город в Мессении
  38. III. МОФОНА, город в Мессении
  39. IV. ПИЛОС, город в Мессении
  40. V. КИПАРИССИИ, город в Мессении
  41. КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  42. I. ЭЛИДА, главный город Элиды
  43. II. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде
  44. III. СКИЛЛУНТ, город в Элиде
  45. IV. ЛЕТРИНЫ, город в Элиде
  46. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  47. I. ГОРОД ДЕЛЬФЫ & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ
  48. II. ЛИЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
  49. III. ГИАНТОНПОЛИС ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
  50. IV. АНТИКИРА ГОРОД В ФОКИДЕ
  51. V. БУЛИС ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
  52. VI. КИРРА ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
  53. VII. ЭАНТИЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
  54. КУЛЬТ В ЛОКРАХ ОЗОЛЬСКИХ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  55. I. АМФИССА СТОЛИЦА ЛОКР
  56. II. НАВПАКТ ГОРОД В ЛОКРАХ
  57. КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  58. I. КАЛИДОН СТОЛИЦА ЭТОЛИИ
  59. КУЛЬТ В ФЕСАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  60. I. ФЕРЫ СТОЛИЦА ФЕР В ФЕСАЛИИ
  61. КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  62. I. ДЕЛОС СТОЛИЦА ДЕЛОСА
  63. КУЛЬТ В НАКСОСЕ
  64. I. НАКСОС СТОЛИЦА НАКСОСА
  65. КУЛЬТ В ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  66. I. ГЕКАТОННЕСЫ ОСТРОВА РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ
  67. КУЛЬТ В САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  68. I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА
  69. II. ХЕСИЙ ГОРОД В САМОСЕ
  70. КУЛЬТ В ИКАРЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  71. КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  72. I. РОККА ДЕРЕВНЯ НА КРИТЕ

КУЛЬТ В БЕОТИИ

I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 17. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Побли­зо­сти есть храм Арте­ми­ды Эвклеи (Доб­рой сла­вы). Эта ста­туя — тво­ре­ние Ско­па­са. Гово­рят, что внут­ри хра­ма похо­ро­не­ны доче­ри Анти­пе­на: Анд­ро­клея и Алкида. Гово­рят, что когда долж­на была про­изой­ти бит­ва у фиван­цев и Герак­ла про­тив жите­лей Орхо­ме­на, то к ним при­шло божье сло­во, что будет на их сто­роне победа, если захо­чет доб­ро­воль­но убить себя тот, кто из граж­дан по роду явля­ет­ся самым знат­ней­шим. Анти­пе­ну, кото­рый осо­бен­но сла­вил­ся сво­и­ми пред­ка­ми, было не очень по душе уми­рать за народ, но на это охот­но реши­лись его доче­ри: они уби­ли себя и за это полу­чи­ли высо­кую честь. Напро­тив хра­ма Арте­ми­ды Эвклеи сто­ит сде­лан­ный из мра­мо­ра лев, и гово­рят, что его посвя­тил Геракл, победив в бою орхо­мен­цев и их царя Эрги­на, сына Кли­ме­на».

 

II. АВЛИДА ГОРОД В БЕОТИИ

Феогнид. Элегии. 1. 11. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 271) (греческая элегия 6 в. до н. э.):

«Зевсова дочь, Артемида-охотница! Ты, что Атридом
Жертвой была почтена в час, как на Трою он шел, —
Жарким моленьям внемли, охрани от напастей! Тебе ведь
Это легко, для меня ж очень немалая вещь».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 19. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Там есть храм Арте­ми­ды и две ста­туи из бело­го мра­мо­ра; одна изо­бра­же­на с факе­ла­ми в руках, дру­гая в позе <охот­ни­цы>, пус­каю­щей стре­лы. Гово­рят, когда элли­ны, пови­ну­ясь сло­вам про­ри­ца­ния Кал­хан­та, хоте­ли на этом алта­ре при­не­сти в жерт­ву Ифи­ге­нию, то боги­ня вме­сто нее дала лань как жерт­вен­ное живот­ное. В этом хра­ме они хра­нят остат­ки ство­ла того пла­та­на, о кото­ром Гомер упо­ми­на­ет в «Илиа­де». Есть пре­да­ние, что когда элли­ны сто­я­ли в Авлиде, то дол­гое вре­мя им не было попут­но­го вет­ра; когда же этот попут­ный им ветер вне­зап­но подул, то каж­дый стал при­но­сить в жерт­ву Арте­ми­де тех живот­ных, кото­рые у него слу­чай­но были, без раз­ли­чия — и самок и сам­цов. И с того вре­ме­ни в Авлиде сохра­ня­ет­ся обы­чай, что вся­кие жерт­вы при­ем­ле­мы и закон­ны. Там пока­зы­ва­ют и источ­ник, око­ло кото­ро­го рос этот пла­тан, а на ближ­нем хол­ме — мед­ный порог шат­ра Ага­мем­но­на. Перед хра­мом рас­тут фини­ко­вые паль­мы, даю­щие пло­ды, прав­да, не столь съе­доб­ные, как в Пале­стине, но в зре­лом виде более вкус­ные, чем те, что родят­ся в Ионии».

Миф про Артемиду и Ифи­ге­нию см.: Близкие Артемиды: Ифигения

III. ТАНАГРА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 20. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«К Тана­гр­ской обла­сти при­над­ле­жит и так назы­вае­мый Делий [храм богов Делоса, Артемиды, Аполлона и Лето] ; в здеш­нем хра­ме нахо­дят­ся изо­бра­же­ния <Апол­ло­на>, Арте­ми­ды и Лато­ны».

 

IV. КИРТОНА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 24. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В Киртоне, Беотия есть] В хра­ме сто­ят ста­туи Апол­ло­на и Арте­ми­ды, обе в сто­я­чей позе».

V. ПЛАТЕИ ГОРОД В БЕОТИИ

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Аристид. 20. 4. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. – М.: «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова) (греческий историк 1-2 вв. н. э.):

«Пла­тей­цы под­ня­ли тело с зем­ли и похо­ро­ни­ли его в хра­ме Арте­ми­ды Эвклии, начер­тав на могиль­ном камне сле­дую­щий тет­ра­метр:

Бег свер­шил Эвхид к Пифий­цу и вер­нул­ся в тот же день.

«Эвк­лия» обык­но­вен­но счи­та­ет­ся име­нем Арте­ми­ды, но неко­то­рые утвер­жда­ют, что она дочь Герак­ла и Мир­то́ — доче­ри Мене­тия и сест­ры Патрок­ла — и умер­ла девуш­кой. Она поль­зу­ет­ся почи­та­ни­ем у бео­тий­цев и локрий­цев: в каж­дом горо­де на пло­ща­ди сто­ит ее изо­бра­же­ние и алтарь, и перед свадь­бой ей при­но­сят жерт­вы жених и неве­ста».

 

КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АМАРИНФ ДЕРЕВНЯ В ЭВБЕЕ

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 183 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Меж островами какой тебе [Артемиде] мил, и какая вершина,
Град какой, и залив? [вероятно, Аулис и Амаринф]».

 

Страбон. География. Книга 10. 1. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«К это­му горо­ду при­над­ле­жит селе­ние Ама­ринф, в 7 ста­ди­ях от город­ских стен. О былом могу­ще­стве эре­трий­цев свиде­тель­ст­ву­ет столб, кото­рый они неко­гда воз­двиг­ли в свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Ама­ринф­ской. Начер­тан­ная на стол­бе над­пись гла­сит, что они устра­и­ва­ли празд­нич­ную про­цес­сию с уча­сти­ем 3000 тяже­ло­во­ору­жен­ных вои­нов, 600 всад­ни­ков и 60 колес­ниц. Власть эре­трий­цев рас­про­стра­ня­лась на анд­рос­цев, тео­сцев, кеосцев и жите­лей дру­гих ост­ро­вов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На Эвбее есть город Ама­ринф и тамош­ние жите­ли почи­та­ют (Арте­ми­ду) Ама­ри­сию. Празд­ник Ама­ри­сии и афи­няне справ­ля­ют с не мень­шей тор­же­ст­вен­но­стью, чем эвбей­цы».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12. 34. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 2 октября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Народ Эретрии [в Эвбее] жертвует увечных животных Артемиде из Амаринфа»

 

II. МЫС АРТЕМИСИЙ & ДЕРЕВНЯ ГЕСТИЭЕ В ЭВБЕЕ

Геродот. История. Книга 7. 176. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Арте­ми­сий. Здесь из широ­ко­го Фра­кий­ско­го моря обра­зу­ет­ся узкий про­лив, отде­ля­ю­щий ост­ров Скиаф от Маг­не­сии на мате­ри­ке. А за Евбей­ским про­ли­вом идет Арте­ми­сий, т. е. побе­ре­жье [Арте­ми­сия], где сто­ит свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды. [у берегов которых был уничтожен персидский флот]».

 

Геродот. История. Книга 8. 77. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Я не могу оспа­ри­вать прав­ди­вость изре­че­ний ора­ку­лов. Если пред­ска­за­ния недву­смыс­лен­ны, я не хочу под­вер­гать их сомне­нию. Вот, напри­мер, такое изре­че­ние:
Но когда берег свя­той со зла­тым мечом Арте­ми­ды
До Кино­су­ры мор­ской съе­ди­нят кора­бель­ной запрудой,
В спе­си безум­ной раз­ру­шив пре­крас­ный город Афи­ны,
Слав­ная Дика тогда сми­рит сына Дер­зо­сти Кора,
Буй­но­го (мнит­ся ему, что все поко­рил он под ноги),
Медь будет с медью схо­дить­ся. Арес же пучи­ну
Кро­вью окра­сит мор­скую….»

 

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Фемистокл. 8.1. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. – М.: «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова) (греческий историк 1-2 вв. н. э.):

«Арте­ми­сий — это берег Эвбеи за Гести­эей, обра­щен­ный к севе­ру… В Арте­ми­сии есть неболь­шой храм Арте­ми­ды, име­ну­е­мой «Восточ­ная». Вокруг него рас­тут дере­вья и кру­гом постав­ле­ны колон­ны из бело­го кам­ня; если этот камень поте­реть рукою, то он при­ни­ма­ет цвет и запах шафра­на. На одной из колонн была сле­дую­щая над­пись эле­ги­че­ски­ми сти­ха­ми:

Мно­же­ство вся­ких наро­дов, из Азии даль­ней при­шед­ших,
Чада Афин пора­зив на море этом в бою,
Памят­ник сей Арте­ми­де поста­ви­ли, деве-богине,
После того как все вой­ско погиб­ло мидян [Персов]».

 

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН, главный город Сикионии

Афиней. Пир мудрецов. Книга третья. 72b. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 103):

«В Сикионе же существует святилище Афины Колокасии [съедобных клубней]».

II. ТИТАН, город в Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XI. 8 – XII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Титане [в Сикионии] есть храм и Афины, в который приносят изображение Корониды [матери Асклепия]; в этом храме древнее деревянное изображение Афины, но говорили, что и этот храм был поврежден молнией.

… Если спуститься с этого холма – храм ведь построен на холме, – то встречается жертвенник ветров…»

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АРГОС, главный город Ароголиды

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Храм Афины, называемой Сальпингой (Трубой), как говорят, был основан Гегелеем. Говорят, что этот Гегелей был сыном Тирсена и внуком Геракла от мидиянки (Омфалы). Тирсен первый изобрел сальпингу, а Гегелей, сын Тирсена, научил прибывших с Теменом дорян, как играть на этом инструменте, и что поэтому Афину они назвали «Трубою».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На противоположной стороне за этой могилой [Галиай в Арголиде] находится медное сооружение небольшого размера и на нем древние изображения Артемиды, Зевса и Афины».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Но вот в чем я с ними [аргивянами] не согласен: аргивяне говорят, что у них в Аргосе находится могила Деяниры, дочери Энея и Гелена, сына Приама, и что у них хранится то изображение Афины, которое, будучи похищено и увезено из Илиона, предрешило гибель этого города. Но Палладий – так называется это изображение – был, как известно, увезен Энеем в Италию…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Около этого храма Аполлона Дирадиота [в Аргосе] находится храм Афины, носящей название «Остроглядящей»; это дар Диомеда за то, что богиня некогда в битве под Илионом сняла с глаз его мрак…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На самой вершине акрополя Ларисы [в Аргосе] находится храм Зевса… Есть тут и храм Афины, заслуживающий осмотра».

 

II. КЛЕОНЫ, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут [в Клеонах, Арголида] есть храм Афины, в нем статуя работы Скиллида и Дипойна…»

III. ЛЕССА, поселение в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXV. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Аргосе]… находится поселение Лесса, в нем храм Афины и деревянная статуя, ничем не отличающаяся от той, которая находится в акрополе Ларисы [в городе Аргос]».

IV. ЭПИДАВР, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На акрополе [в Эпидавре, Арголида] есть деревянное изображение Афины, стоящее осмотра; эту Афину называют Киссеей (Из плюща)».

V. ТРЕЗЕН, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Во время его [Алфепа] царствования Афина и Посейдон, по их словам, вступили в спор за обладание этой страной [Трезеном], но, несмотря на спор, владеют ею сообща: так им приказал Зевс. Поэтому они чтут Афину под именем Полиады (Градохранительницы) и Сфениады (Могучей), а Посейдона под названием «Царя». И на древних монетах у них стоит изображение: трезубец и голова Афины».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На акрополе [Трезена] находится храм Афины, называемой Сфениадой (Могучей); деревянную статую богини сделал эгинец Каллон».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть у трезенцев [в Арголиде] и острова; один из них так близок к материку, что на него можно перейти вброд. Этот остров, называвшийся прежде Сферией, был назван Гиера (Священным) по следующей причине. На нем есть могила и памятник Сферу; говорят, этот Сфер был возницей Пелопа. На этот остров во исполнение сновидения, посланного Афиной, чтобы совершить погребальные возлияния этому герою, явилась [мифическая царевна] Эфра, и, когда она была тут, говорят, с ней сочетался Посейдон. Поэтому Эфра воздвигла здесь храм в честь Афины Апатурии и назвала этот остров Гиера (Священным), вместо Сферии. И у девушек Трезена установился обычай перед свадьбой посвящать свой пояс Афине Апатурии».

 

VI. БУПОРТМ, гора возле Гермионы в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Рядом с Гермионой, Арголиде, есть]… гора Бупортм (Бычий перевоз), сильно выдающаяся из Пелопоннеса в море. На Бупортме сооружен храм Деметре и ее дочери, сооружен храм и в честь Афины, наименование богини – Афина Промахорма (Воительница)».

VII. ГЕРМИОНА, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На этом месте некогда стоял древний город гермионян. Там и сейчас сохранилось несколько святынь: храм Посейдона на краю косы, а если идти от моря по направлению к возвышенности, то встретится храм Афины, а около него развалины стадия (стадиона); на нем, говорят, состязались сыновья Тиндарея. Там есть другой небольшой храм Афины с обвалившейся крышей».

VIII. ПОНТИН, гора в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… На вершине горы [Понтин] есть храм Афины Саитиды – от него остались одни только развалины…» [Афина была отождествлена с египетской богиней Нейт, которой поклонялись в городе Саис.]

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… [Мифический царь] Данай воздвиг храм в честь Афины на берегу Понтина [реки Понтин возле Лерны]».

 

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА, главный город Лакедемонии, акрополь

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVII. 2-4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Спарте много и других холмов, но тот, который поднимается выше других, они называют акрополем. На нем сооружен храм Афины, называемой Полиухос (Градопокровительницей); ее же называют они Меднодомной. Как они рассказывают, сооружение этого храма начал Тиндарей; когда он умер, его дети захотели докончить сооружение храма, и средства на это должна была дать добыча, полученная из (разрушенной) Афидны. Но и они оставили его недостроенным, и лишь много лет спустя лакедемоняне завершили его, сделав храм и статую Афины – и то и другое – из меди. Строителем был местный житель Гитиад. Этот Гитиад написал песнопения на дорическом наречии, в том числе и гимн этой богине. На меди, в виде рельефа, были изображены как многие из «трудов» Геракла, так и много других его подвигов, которые он совершил добровольно; затем подвиги сыновей Тиндарея, между прочим – похищение дочерей Левкиппа. Там есть изображение, как Гефест освобождает мать от оков… Тут же (барельеф): нимфы дают Персею, собирающемуся в Ливию для борьбы с Медузой, подарки: шапочку и (крылатые) сандалии, при помощи которых он будет перенесен по воздуху. Изображено здесь и рождение Афины, изображены также Амфитрита и Посейдон: эти (барельефы) – самые большие и, как мне кажется, наиболее заслуживают осмотра.

Есть там и второй храм Афины Эрганы (Работницы)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У жертвенника Афины Меднодомной стоят два изображения Павсания [исторический персонаж], начальствовавшего в битве при Платеях… Когда задуманные Павсанием планы [против своей страны] были раскрыты и он бежал в храм Афины Меднодомной, то он один из всех просивших о заступничестве не получил права на неприкосновенность именно потому, что против него было выдвинуто обвинение, что он не смог смыть с себя скверны убийства».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«По мнению Аристомена [исторический персонаж, предводитель мессенцев], добиться славы в битве даже ценою жизни не откажутся и другие люди; для себя же он считал прежде всего необходимым в самом начале войны чем-либо лично поразить лакедемонян, а на будущее время внушить им к себе еще больший страх. С этой целью, войдя ночью в Лакедемон, он положил у храма богини «Медного дома» [Афины] щит с посвятительной надписью: «Аристомен приносит богине дар из добычи спартанской».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. V. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… У лакедемонян еще до нашего времени имеется храм Афины Халкиойки (Меднодомной)…»

 

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 10. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; цитируется по: [simposium]) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«… Cпартанский полководец Павсаний [исторический персонаж], получив от Ксеркса пятьсот талантов золота, задумал изменить Спарте. Когда это раскрылось, отец Павсания Агесилай преследовал его до храма Афины – Обитательницы Медного святилища. Заградив дверь камнем, он заставил сына умереть голодной смертью. А мать оставила труп сына без погребения. Так повествует Хрисерм в четвертой книге «Истории».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга IX. 49. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«… [Спартанец Павсаний,] укрываясь в храме Афины Халкиэки, борясь с голодом и готовясь к мучительнейшей для человека кончине, он вспомнил Симонида и трижды воскликнул: «О кеосский гость, твои слова были исполнены мудрости, а я по неразумию не понял этого!»

[Этот храм в Спарте был главным зданием города и пристанищем искавших убежища.]

 

I. СПАРТА, столица Лакедемонии, нижняя часть города

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Недалеко отсюда [от площади в Спарте] храм Геи (Земли) и Зевса Агорея (Покровителя рынков), равно и храм Афины Агореи…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Там, где храм Мойр [в Спарте], у лакедемонян находится (храм) Гестии, Зевса Ксения (Покровителя иноземцев) и Афины Ксении (Покровительницы иноземцев)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[На дороге Афетаида (Выпускная) в Спарте есть…] священный участок Посейдона, его именуют Тенарским. Невдалеке – изображение Афины, которое, говорят, посвятили те, которые выселились в Италию, в Тарент».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За зданием бидиеев, на противоположной стороне улицы, стоит храм Афины; говорят, что Одиссей, победив в беге женихов Пенелопы, воздвиг здесь Афине статую и назвал ее Келевтией (Богиней дорог). Он основал три храма Афины Келевтии на некотором расстоянии один от другого».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если [в Спарте] идти от Дромоса (Бега) на восток, там будут тропинка и храм Афины, носящей название Аксиопены (Воздательницы по заслугам). Когда Геракл, выступив против Гиппокоонта и его сыновей, по заслугам отомстил им за то нападение, которое они своевольно позволили себе, он соорудил храм Афине, под названием «Воздательницы по заслугам», потому что древнейшие люди называли наказание «воздаянием». Если идти от Дромоса второй дорогой, то будет другой храм Афины. Говорят, что его основал Фер, сын Автесиона, внук Тисамена и правнук Ферсандра, когда он отправлял колонию на остров, который и ныне удержал название Феры по его имени…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если [в Спарте] идти к так называемому (холму) Альпиону, встречается храм Афины Офтальмитиды (Глазной); говорят, что этот храм основан Ликургом [исторический персонаж]; у него один глаз выбил Алкандр, потому что те законы, которые он провел, были не по душе Алкандру. Он бежал в это место, и сюда собрались лакедемоняне, чтобы защитить его, боясь, как бы у него Алкандр не погубил и уцелевшего глаза, поэтому он и построил здесь храм Афине Офтальмитиде».

 

II. Рядом со СПАРТОЙ, столицей Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти из Спарты в Аркадию, то на дороге под открытым небом стоит статуя Афины, так называемой Пареи…»

III. АМИКЛЫ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Недалеко от (храма Аполлона) Карнейского находится… алтарь Зевса Амбулия [Советника] и Афины Амбулии, а также Диоскуров, тоже Амбулиев».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIX. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Другая дорога [из Амикл] ведет в Ферапну; здесь у дороги находится деревянная статуя Афины Алеи».

IV. ГИТИОН, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Гитионе есть ворота, которые называются Касторидами (воротами Кастора), и на акрополе храм и статуя Афины».

V. АКРИИ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В акрополе [Акрий] есть храм Афины, именуемой Кипарисовой. У подножия акрополя – развалины города, так называемых ахейских Паракипариссий [т. е. «живущих рядом с Афиной Кипарисовой»]».

VI. МЫС ОНУГНАФОН в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXII. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В двухстах стадиях от Асопа находится мыс, вдающийся в море; этот мыс называют Онугнафоном (Ослиной челюстью). Тут есть храм Афины, не имеющий статуи; нет на нем и потолка. Говорят, будто он был построен Агамемноном».

VII. ЭПИДАВР ЛИМЕРА, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Город [Эпидавр Лимера], расположенный недалеко от моря, выстроен на возвышенности и в нем заслуживают осмотра… храм Афины на акрополе…»

VIII. БРАCИЯ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Брасиях есть небольшой мыс, слегка вдающийся в море, на нем стоят медные (бронзовые) статуи, не больше фута величиной, со шлемами на головах; я не знаю, считают ли их местные жители за Диоскуров или за Корибантов. Их всего три, а четвертой является статуя Афины».

IX. ЛАС, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Среди развалин [города Лас] находится храм Афины, именуемой Асией; по преданию, его воздвигли Полидевк и Кастор, вернувшись невредимыми из страны колхов; говорят, что и у колхов есть святилище Афины Асии. Я знаю, что сыновья Тиндарея принимали участие в походе вместе с Ясоном, а что колхи почитают Афину Асию, я это пишу потому, что слыхал об этом от жителей Ласа».

X. ГИППОЛА, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Развалины города Гипполы; среди них – храм Афины Гипполаитиды».

XI. ЛЕВКТРЫ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXVI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На акрополе [города Левктры] стоит храм Афины с ее статуей».

КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФЕРЫ, город в Мессении

Страбон. География. Книга VIII. IV. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 342) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Около Фер находится устье реки Недона; она течет через Лаконику и является рекой, отличной от Неды. Где-то здесь расположено известное святилище Афины Недусии. Также есть святилище Афины Недусии в Пеаессе, прозванной по какому-то месту под названием Недон…»

II. КОРОНА, город в Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXIV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… На акрополе же [города Корона] под открытым небом стоит тоже медная статуя Афины с вороной в руке [др.-греч. κορώνη – ворона]».

III. МОФОНА, город в Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Мофоне есть храм Афины Анемотиды (Владычицы ветров); говорят, что ее статую воздвиг и такое имя богине дал Диомед. Ветры, дуя сильнее обычного и несвоевременно, причиняли много бед стране; тогда Диомед помолился Афине и с тех пор из-за ветров не было в стране никаких несчастий».

IV. ПИЛОС, город в Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXVI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут [в Пилосе] есть храм Афины, прозванной Корифасийской, и так называемый дом Нестора».

V. КИПАРИССИИ, город в Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть в Кипариссиях храм Аполлона и храм Афины с прозвищем Кипариссийской».

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭЛИДА, главный город Элиды

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). III. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Так как страна потеряла всех мужчин в зрелом возрасте [из-за войны с Гераклом], то элейские женщины, говорят, молились Афине, чтобы забеременеть им тотчас же, как только они сойдутся с мужчинами. Их молитва была исполнена, и они воздвигли храм в честь Афины, дав ей наименование Матери».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В этой [фриксейской] стране есть высокий холм с остроконечной верхушкой, а на нем – развалины города Фриксы и храм Афины, именуемой Кидонией. Сам храм не уцелел, но его жертвенник существовал еще и в мое время. Говорят, что это святилище богине основал Климен, потомок Геракла Идейского, и что Климен переселился из критской Кидонии, с реки Иардана. Элейцы говорят, что и Пелоп приносил жертвы этой Афине Кидонии, прежде чем он вступил в состязание с Эномаем».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXVI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В акрополе элейцев есть святилище Афины; в нем ее статуя, сделанная из слоновой кости и золота. Говорят, что это произведение Фидия. На ее шлеме изображен петух, так как петухи – птицы, наиболее склонные к боям; а может быть, и потому, что эта птица считается посвященной Афине Эргане».

 

II. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 5-6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Олимпии] четвертую и пятую жертву они приносят Артемиде и Афине Леитиде (Дающей добычу), шестую – (Афине) Эргане (Богине труда). Этой Эргане приносят жертву и потомки Фидия, так называемые чистильщики, получившие от элейцев почетную обязанность-привилегию – чистить статую Зевса [в большом храме] от всей оседающей грязи; они приносят ей жертву прежде, чем начинают чистить статую. Есть и другой алтарь Афины, недалеко от храма… Далее идет алтарь Гомонойи (Согласия) и вновь Афины, и еще Матери богов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«При входе в так называемый Корабельный нос [на ипподроме в Гиппии] с одной стороны находится алтарь Ареса Гиппия, с другой – Афины Гиппии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… С этой Фискоей сочетался Дионис и она родила от Диониса сына Наркея; когда он вырос, то он стал воевать с соседями и достиг огромной власти; говорят, что и храм Афины, именуемой Наркеей, основал он же [в Элиде]».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В храме Геры в Олимпии] Афина же со шлемом и копьем, держащая щит, говорят, произведение тоже лакедемонянина Медонта, который был братом Дорикпеда и учился у тех же мастеров».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XIX. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Мегарцы, пограничные с Аттикой, тоже выстроили сокровищницу и в нее поместили как посвящение богу сделанные из кедрового дерева небольшие фигурки, украшенные накладным золотом; они изображали битву Геракла с Ахелоем. Там были Зевс и Деянира, Ахелой и Геракл, и Арес, помогающий Ахелою. Там стояло изображение и Афины, как помощницы Геракла; теперь это изображение стоит в храме Геры, рядом с Гесперидами».

 

III. СКИЛЛУНТ, город в Элиде

Страбон. География. Книга VIII. III. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 326-327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«И святилище Афины Скиллунтии у Скиллунта, по соседству с Олимпией вблизи Феллона, принадлежит к числу известных святилищ [области Трифилия в Элиде]».

IV. ЛЕТРИНЫ, город в Элиде

Страбон. География. Книга VIII. III. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 326) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Вблизи устья реки [Алфей в Элиде] находится священная роща Артемиды Алфионии… В святилище Артемиды Алфионии находятся весьма прославленные картины Клеанфа и Арегонта, коринфских мастеров: «Взятие Трои» и «Рождение Афины» Клеанфа».

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ГОРОД ДЕЛЬФЫ & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 11. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Жители Книда доставили в Дельфы статуи, изображающие Триопа, основателя Книда, — он представлен стоящим рядом с конем, и (группу) Латоны, Аполлона и Артемиды, пускающих стрелы в Тития; Титий уже (смертельно) ранен».

II. ЛИЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 33. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Лилее есть театр, площадь и купальни; есть и святилище богов — одно Аполлона, другое — Артемиды; статуи изображают их в стоячей позе, работы аттической школы, из пентеликонского мрамора».

III. ГИАНТОНПОЛИС ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 35. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Почитают они [жители Гиантонполиса] больше всего Артемиду, и у них есть храм Артемиды. Но какая стоит там статуя, этого я сказать не могу, так как у них установлено открывать храм не больше двух раз в год. Они говорят, что какое бы из животных ни было посвящено Артемиде, оно вырастает в стаде без всяких болезней и более жирным, чем другие».

IV. АНТИКИРА ГОРОД В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 36. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если повернуть на Антикиру, то сначала дорога идет в гору; после подъема стадия в два местность становится ровной. На правой стороне дороги тут есть храм Артемиды, именуемой Диктинной. Жители Амброса чтут ее больше всего. Статуя ее эгинской работы и сделана из черного камня. Начиная от святилища Диктинны, вся дорога, вплоть до Антикиры, идет вниз. Говорят, что древнейшим именем этого города было название Кипарисе»

 

Павсаний. Описание Эллады. 10. 37. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Направо от города [Антикиры или Кипариса в Фокиде], приблизительно на расстоянии двух стадиев от него, есть высокая скала, составляющая часть горы; на ней воздвигнут храм Артемиды. (Статуя богини) — творение Праксителя; в правой руке она держит факел, на плечах у нее колчан, а слева у нее собака. Ростом эта статуя выше самой высокой женщины».

V. БУЛИС ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 37. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Булисе нет каких-либо замечательных сооружений, есть только два святилища богов — одно Артемиды, другое Диониса. Статуи их сделаны из дерева, но кто был их создатель, я не могу сказать даже предположительно».

 

VI. КИРРА ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 37. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть тут [в Кирре, Фокида] интересный для осмотра храм Аполлона, Артемиды и Латоны с их статуями огромной величины; по работе они аттической школы».

 

VII. ЭАНТИЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 38. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Немного выше [Эантия в Фокиде] за городом есть роща из кипарисов вперемежку с соснами; в роще — храм Артемиды с ее статуей. На стенах храма были картины, но от времени они так поблекли, что на них нельзя ничего разобрать».

КУЛЬТ В ЛОКРАХ ОЗОЛЬСКИХ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АМФИССА СТОЛИЦА ЛОКР

Павсаний. Описание Эллады. 10. 38. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«А вот в Эфесе, в храме Артемиды Эфесской, если идти по направлению к зданию с картинами, встретится за жертвенником так называемой Артемиды Прототронии (Первосидящей) каменная ограда; среди других изображений в этой ограде стоит на краю изображение женщины, работы Ройка; эфесцы называют ее Никтой (Ночью)».

 

II. НАВПАКТ ГОРОД В ЛОКРАХ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 38. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«есть и храм Артемиды с ее статуей из белого мрамора; она изображена в позе бросающей дротик; называют ее Этолийской».

 

КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КАЛИДОН СТОЛИЦА ЭТОЛИИ

Павсаний. Описание Эллады. 4. 31. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У калидо­нян Арте­ми­да, кото­рую они чтут боль­ше всех дру­гих богов, носит наиме­но­ва­ние Лаф­рия; полу­чив Нав­пакт от афи­нян, мес­сен­цы ста­ли жить очень близ­ко от пре­де­лов Это­лии и пото­му заим­ст­во­ва­ли культ этой боги­ни от калидо­нян. Внеш­ний вид ее я опи­шу в дру­гом месте(2). Наиме­но­ва­ние Лаф­рии про­ник­ло толь­ко к мес­сен­цам и ахей­цам из Патр»

 

Павсаний. Описание Эллады. 7. 18. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У жите­лей Патр на акро­по­ле есть свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Лаф­рии29. Это имя боги­ни ино­зем­ное, да и сама ста­туя при­ве­зе­на из дру­го­го места. Когда импе­ра­тор Август снял насе­ле­ние Калидо­на и всей осталь­ной Это­лии, чтобы весь этот это­лий­ский народ тоже объ­еди­нить в одном горо­де, в Нико­по­ле, выстро­ен­ном немно­го север­нее Актия, тогда-то и жите­ли Патр полу­чи­ли себе эту ста­тую Арте­ми­ды Лаф­рии. Рав­ным обра­зом из тех ста­туй, кото­рые были взя­ты из Это­лии и у акар­нан­цев, боль­шин­ство их было достав­ле­но в Нико­поль, а жите­лям Патр Август пода­рил в чис­ле все­го дру­го­го из калидон­ской добы­чи так­же и ста­тую Арте­ми­ды Лаф­рии, кото­рой еще и в мое вре­мя покло­ня­ют­ся на акро­по­ле Патр. Гово­рят, что это наиме­но­ва­ние Лаф­рия дано богине по име­ни одно­го фокид­ско­го граж­да­ни­на; что Лаф­рий, сын Каста­лия, внук Дель­фа, создал для калидон­цев эту древ­нюю ста­тую Арте­ми­ды; дру­гие же утвер­жда­ют, что гнев Арте­ми­ды, вызван­ный Эне­ем, с тече­ни­ем вре­ме­ни по отно­ше­нию к калидо­ня­нам сде­лал­ся мяг­че (элаф­ро­те­ра), и в этом хотят видеть при­чи­ну наиме­но­ва­ния боги­ни Лаф­ри­ей. Боги­ня изо­бра­же­на в виде охот­ни­цы и сде­ла­на из сло­но­вой кости и золота, работы нав­пак­тий­цев Менех­ма и Соида. Пред­по­ла­га­ют, что они жили немно­го позд­нее Кана­ха из Сики­о­на и Кал­ло­на из Эги­ны. Жите­ли Патр каж­дый год совер­ша­ют в честь Арте­ми­ды празд­не­ства, назы­вае­мые Лаф­рии. [Павсаний продолжает описание культа Патр, см. Культ Артемиды в Ахайе]»

 

КУЛЬТ В ФЕСАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФЕРЫ СТОЛИЦА ФЕР В ФЕСАЛИИ

Павсаний. Описание Эллады. 2. 23. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Арги­вяне, подоб­но афи­ня­нам и сики­он­цам, тоже чтут Арте­ми­ду Ферею; и они так­же утвер­жда­ют, что ее ста­туя при­ве­зе­на из фес­са­лий­ских Фер».

Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, Пергамский музей
Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, Пергамский музей

КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. ДЕЛОС СТОЛИЦА ДЕЛОСА

Гомеровские гимны. I. К Аполлону Делосскому. 160. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 125-128) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Острова Делоса девы, прислужницы Феба-владыки,
Песнью хвалебной они Аполлона сначала прославят;
После, Лето помянув пышнокудрую и Артемиду
Стрелолюбивую, песни поют о мужах и о женах,
В древности живших»

 

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 170 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Если же нимфы ведут вокруг тебя хороводы,
Будь то подле истоков египетской влаги Инопа [в Делосе]…
а дня между тем теченье продлится [то есть в середине лета]».

 

Страбон. География. Книга 10. 5. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Издав­на, начи­ная с геро­и­че­ских вре­мен, Делос бла­го­да­ря назван­ным богам был окру­жен поче­том, ибо миф рас­ска­зы­ва­ет, что Лато­на изба­ви­лась от родо­вых мук, про­из­ведя там на свет Апол­ло­на и Арте­ми­ду… Сосед­ние ост­ро­ва, назы­вае­мые Кикла­да­ми, про­сла­ви­ли Делос, так как эти ост­ро­ва посы­ла­ли в его честь от име­ни государ­ства свя­щен­ных послов, устра­и­ва­ли жерт­во­при­но­ше­ния и хоры деву­шек и справ­ля­ли на нем боль­шие все­на­род­ные празд­не­ства. [то есть в честь Аполлона, Артемиды и Лето]».

КУЛЬТ В НАКСОСЕ

I. НАКСОС СТОЛИЦА НАКСОСА

Парфений. О любовных страстях. 9. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)

 

«В то вре­мя как миле­тяне вме­сте с союз­ни­ка­ми напа­ли на нак­сос­цев… одна девуш­ка (имя ей было Поли­кри­та), остав­лен­ная по воле како­го-то бога в свя­ти­ли­ще делос­ско­го Феба вбли­зи горо­да, увлек­ла пред­во­ди­те­ля эри­фрей­цев Дио­гне­та, кото­рый, коман­дуя сво­им вой­ском, высту­пал союз­ни­ком миле­тян… Обу­ре­вае­мый стра­стью, он мно­го раз посы­лал за ней — ведь было бы нече­сти­во с его сто­ро­ны овла­деть ею в свя­ти­ли­ще, где она нахо­ди­лась как моля­щая о защи­те. Она же до поры до вре­ме­ни не при­ни­ма­ла при­хо­дя­щих к ней. Когда он, нако­нец, стал силь­но наста­и­вать, она заяви­ла, что не пови­ну­ет­ся ему, если он не покля­нет­ся испол­нить любую ее прось­бу. Ниче­го не подо­зре­вая, Дио­гнет очень охот­но поклял­ся Арте­ми­дой, что готов уго­дить девуш­ке, чего бы она ни потре­бо­ва­ла. Выслу­шав его клят­ву, Поли­кри­та, схва­тив его за руку, наста­и­ва­ет, чтобы он пре­да­тель­ст­вом помог снять оса­ду»

КУЛЬТ В ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. ГЕКАТОННЕСЫ ОСТРОВА РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ

Страбон. География. Книга 13. 2. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В про­ли­ве меж­ду Ази­ей и Лес­бо­сом нахо­дят­ся око­ло 20 или, по сло­вам Тимо­сфе­на, 40 ост­ров­ков. Они назы­ва­ют­ся состав­ным име­нем Гека­тон­не­сы, как Пело­пон­нес, при­чем в таких соче­та­ни­ях слов вто­рая бук­ва ню обыч­но лиш­няя, как в име­нах Мион­нес, Про­кон­нес и Галон­нес; поэто­му Гека­тон­не­сы — это как бы Апол­лон­не­сы [ост­ро­ва Апол­ло­на]; ведь Гекат — это Апол­лон [а Артемида — Геката]. Дей­ст­ви­тель­но, по все­му это­му побе­ре­жью вплоть до Тенедо­са весь­ма рас­про­стра­не­но почи­та­ние Апол­ло­на с про­зви­ща­ми Смин­фей­ско­го, Кил­лей­ско­го, Гри­ней­ско­го или с неко­то­ры­ми дру­ги­ми. Вбли­зи этих ост­ро­вов рас­по­ло­же­на Пор­до­се­ле­на [самый большой из островов] с одно­имен­ным горо­дом; перед этим горо­дом лежит C. 619дру­гой ост­ров, боль­ше ее и одно­имен­ный с ней; ост­ров необи­та­ем, но на нем нахо­дит­ся храм, посвя­щен­ный Апол­ло­ну [а также, предположительно, Артемиде и Лето]».

 

КУЛЬТ В САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА

Геродот. История. Книга 3. 48. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Пери­андр, сын Кип­се­ла, отпра­вил 300 сыно­вей знат­ных людей с ост­ро­ва Кер­ки­ры в Сар­ды к Али­ат­ту для оскоп­ле­ния. Когда же корин­фяне с эти­ми маль­чи­ка­ми на бор­ту при­ста­ли к Само­су, то самос­цы, узнав, зачем их везут в Сар­ды, сна­ча­ла научи­ли детей искать убе­жи­ща в свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды, а затем не поз­во­ли­ли насиль­но выта­щить «умо­ля­ю­щих о защи­те» из свя­ти­ли­ща. А когда корин­фяне не хоте­ли давать детям пищи, то самос­цы устро­и­ли празд­ник, кото­рый справ­ля­ют еще и поныне. Каж­дый вечер, пока дети оста­ва­лись в свя­ти­ли­ще как умо­ля­ю­щие о защи­те, самос­цы води­ли хоро­во­ды и пляс­ки деву­шек и юно­шей и во вре­мя пля­сок вве­ли в обы­чай при­но­сить лепеш­ки из сеса­ма с медом, чтобы дети кер­ки­рян мог­ли уно­сить их и есть. Это про­дол­жа­лось до тех пор, пока коринф­ские стра­жи не уеха­ли с ост­ро­ва, оста­вив детей. Затем самос­цы отвез­ли детей назад на Кер­ки­ру».

II. ХЕСИЙ ГОРОД В САМОСЕ

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 255 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«Радуйся много, Хитона, держащая храмы и грады,
Ты что в Милете являешь себя! Ведь тобою ведомый
Некогда прибыл в тот край Нелей из Кекропова царства.
Первопрестольница ты хесийская [эпитет Артемиды на острове Самос]! Царь Агамемнон
Дар во храме твоем принес тебе, путь умоляя

Вновь открыть кораблям (ибо ветры ты оковала),
В оное время, как плыли суда ахейцев на грады[263]
Тевкров [Троянцев], бранью грозя Рамнусийской ради Елены».

КУЛЬТ В ИКАРЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 183 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Меж островами какой тебе [Артемиде] мил, и какая вершина,
Град какой, и залив? …
Меж островами — Долиха [остров Икара], средь градов мила тебе»

 

Страбон. География. Книга 14. 1. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«На ост­ро­ве [Ика­рия] нахо­дят­ся свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды под назва­ни­ем Тав­ро­по­лий»

 

КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

Овидий. Фасты. Книга 3. 81. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Чтут кек­ро­пиды [Афи­няне] Пал­ла­ду, миной­цы на Кри­те Диа­ну»

 

I. РОККА ДЕРЕВНЯ НА КРИТЕ

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12. 22 / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«На Крите есть храм Артемиды Роккаи[23], как ее называют. Собаки здесь приходят в безумие. И когда их поражает эта болезнь, они бросаются с мыса в море головой вниз».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 14. 20 / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«мальчики были укушены бешеной собакой… [то есть зараженной бешенством] … Другие настаивали, что их нужно передать храму Артемиды Роккской, и что следует молить богиню исцелить их».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология