Артемида была олимпийской богиней охоты и диких животных, а также покровительницей женщин и девушек.
В этой части описывается ее культ в центральной и северной Греции и на островах Эгейского моря. Возможно, ее самыми важными святынями в регионе были святыни Амаринфа в Эвбее и Калидон в Этолии. В Эгейском море святилище Аполлона на Делосе содержало важный культ богини. Критяне также относились к Артемиде с особым уважением, и ее иногда называли их божеством-покровителем.
Изображение справа — Артемида, греко-римская мраморная статуя, Археологические музеи Стамбула.
- КУЛЬТ В БЕОТИИ
- I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ
- II. АВЛИДА ГОРОД В БЕОТИИ
- III. ТАНАГРА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
- IV. КИРТОНА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
- V. ПЛАТЕИ ГОРОД В БЕОТИИ
- КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АМАРИНФ ДЕРЕВНЯ В ЭВБЕЕ
- II. МЫС АРТЕМИСИЙ & ДЕРЕВНЯ ГЕСТИЭЕ В ЭВБЕЕ
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СИКИОН, главный город Сикионии
- II. ТИТАН, город в Сикионии
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АРГОС, главный город Ароголиды
- II. КЛЕОНЫ, город в Арголиде
- III. ЛЕССА, поселение в Арголиде
- IV. ЭПИДАВР, город в Арголиде
- V. ТРЕЗЕН, город в Арголиде
- VI. БУПОРТМ, гора возле Гермионы в Арголиде
- VII. ГЕРМИОНА, город в Арголиде
- VIII. ПОНТИН, гора в Арголиде
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СПАРТА, главный город Лакедемонии, акрополь
- I. СПАРТА, столица Лакедемонии, нижняя часть города
- II. Рядом со СПАРТОЙ, столицей Лакедемонии
- III. АМИКЛЫ, город в Лакедемонии
- IV. ГИТИОН, город в Лакедемонии
- V. АКРИИ, город в Лакедемонии
- VI. МЫС ОНУГНАФОН в Лакедемонии
- VII. ЭПИДАВР ЛИМЕРА, город в Лакедемонии
- VIII. БРАCИЯ, город в Лакедемонии
- IX. ЛАС, город в Лакедемонии
- X. ГИППОЛА, город в Лакедемонии
- XI. ЛЕВКТРЫ, город в Лакедемонии
- КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ФЕРЫ, город в Мессении
- II. КОРОНА, город в Мессении
- III. МОФОНА, город в Мессении
- IV. ПИЛОС, город в Мессении
- V. КИПАРИССИИ, город в Мессении
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭЛИДА, главный город Элиды
- II. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде
- III. СКИЛЛУНТ, город в Элиде
- IV. ЛЕТРИНЫ, город в Элиде
- КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ГОРОД ДЕЛЬФЫ & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ
- II. ЛИЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
- III. ГИАНТОНПОЛИС ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
- IV. АНТИКИРА ГОРОД В ФОКИДЕ
- V. БУЛИС ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
- VI. КИРРА ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
- VII. ЭАНТИЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
- КУЛЬТ В ЛОКРАХ ОЗОЛЬСКИХ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АМФИССА СТОЛИЦА ЛОКР
- II. НАВПАКТ ГОРОД В ЛОКРАХ
- КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КАЛИДОН СТОЛИЦА ЭТОЛИИ
- КУЛЬТ В ФЕСАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ФЕРЫ СТОЛИЦА ФЕР В ФЕСАЛИИ
- КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- I. ДЕЛОС СТОЛИЦА ДЕЛОСА
- КУЛЬТ В НАКСОСЕ
- I. НАКСОС СТОЛИЦА НАКСОСА
- КУЛЬТ В ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. ГЕКАТОННЕСЫ ОСТРОВА РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ
- КУЛЬТ В САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА
- II. ХЕСИЙ ГОРОД В САМОСЕ
- КУЛЬТ В ИКАРЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. РОККА ДЕРЕВНЯ НА КРИТЕ
КУЛЬТ В БЕОТИИ
I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 17. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Поблизости есть храм Артемиды Эвклеи (Доброй славы). Эта статуя — творение Скопаса. Говорят, что внутри храма похоронены дочери Антипена: Андроклея и Алкида. Говорят, что когда должна была произойти битва у фиванцев и Геракла против жителей Орхомена, то к ним пришло божье слово, что будет на их стороне победа, если захочет добровольно убить себя тот, кто из граждан по роду является самым знатнейшим. Антипену, который особенно славился своими предками, было не очень по душе умирать за народ, но на это охотно решились его дочери: они убили себя и за это получили высокую честь. Напротив храма Артемиды Эвклеи стоит сделанный из мрамора лев, и говорят, что его посвятил Геракл, победив в бою орхоменцев и их царя Эргина, сына Климена».
II. АВЛИДА ГОРОД В БЕОТИИ
Феогнид. Элегии. 1. 11. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 271) (греческая элегия 6 в. до н. э.):
«Зевсова дочь, Артемида-охотница! Ты, что Атридом
Жертвой была почтена в час, как на Трою он шел, —
Жарким моленьям внемли, охрани от напастей! Тебе ведь
Это легко, для меня ж очень немалая вещь».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 19. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Там есть храм Артемиды и две статуи из белого мрамора; одна изображена с факелами в руках, другая в позе <охотницы>, пускающей стрелы. Говорят, когда эллины, повинуясь словам прорицания Калханта, хотели на этом алтаре принести в жертву Ифигению, то богиня вместо нее дала лань как жертвенное животное. В этом храме они хранят остатки ствола того платана, о котором Гомер упоминает в «Илиаде». Есть предание, что когда эллины стояли в Авлиде, то долгое время им не было попутного ветра; когда же этот попутный им ветер внезапно подул, то каждый стал приносить в жертву Артемиде тех животных, которые у него случайно были, без различия — и самок и самцов. И с того времени в Авлиде сохраняется обычай, что всякие жертвы приемлемы и законны. Там показывают и источник, около которого рос этот платан, а на ближнем холме — медный порог шатра Агамемнона. Перед храмом растут финиковые пальмы, дающие плоды, правда, не столь съедобные, как в Палестине, но в зрелом виде более вкусные, чем те, что родятся в Ионии».
Миф про Артемиду и Ифигению см.: Близкие Артемиды: Ифигения
III. ТАНАГРА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 20. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«К Танагрской области принадлежит и так называемый Делий [храм богов Делоса, Артемиды, Аполлона и Лето] ; в здешнем храме находятся изображения <Аполлона>, Артемиды и Латоны».
IV. КИРТОНА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 24. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Киртоне, Беотия есть] В храме стоят статуи Аполлона и Артемиды, обе в стоячей позе».
V. ПЛАТЕИ ГОРОД В БЕОТИИ
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Аристид. 20. 4. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. – М.: «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова) (греческий историк 1-2 вв. н. э.):
«Платейцы подняли тело с земли и похоронили его в храме Артемиды Эвклии, начертав на могильном камне следующий тетраметр:
Бег свершил Эвхид к Пифийцу и вернулся в тот же день.
«Эвклия» обыкновенно считается именем Артемиды, но некоторые утверждают, что она дочь Геракла и Мирто́ — дочери Менетия и сестры Патрокла — и умерла девушкой. Она пользуется почитанием у беотийцев и локрийцев: в каждом городе на площади стоит ее изображение и алтарь, и перед свадьбой ей приносят жертвы жених и невеста».
КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АМАРИНФ ДЕРЕВНЯ В ЭВБЕЕ
Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 183 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Меж островами какой тебе [Артемиде] мил, и какая вершина,
Град какой, и залив? [вероятно, Аулис и Амаринф]».
Страбон. География. Книга 10. 1. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«К этому городу принадлежит селение Амаринф, в 7 стадиях от городских стен. О былом могуществе эретрийцев свидетельствует столб, который они некогда воздвигли в святилище Артемиды Амаринфской. Начертанная на столбе надпись гласит, что они устраивали праздничную процессию с участием 3000 тяжеловооруженных воинов, 600 всадников и 60 колесниц. Власть эретрийцев распространялась на андросцев, теосцев, кеосцев и жителей других островов».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На Эвбее есть город Амаринф и тамошние жители почитают (Артемиду) Амарисию. Праздник Амарисии и афиняне справляют с не меньшей торжественностью, чем эвбейцы».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12. 34. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 2 октября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Народ Эретрии [в Эвбее] жертвует увечных животных Артемиде из Амаринфа»
II. МЫС АРТЕМИСИЙ & ДЕРЕВНЯ ГЕСТИЭЕ В ЭВБЕЕ
Геродот. История. Книга 7. 176. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Артемисий. Здесь из широкого Фракийского моря образуется узкий пролив, отделяющий остров Скиаф от Магнесии на материке. А за Евбейским проливом идет Артемисий, т. е. побережье [Артемисия], где стоит святилище Артемиды. [у берегов которых был уничтожен персидский флот]».
Геродот. История. Книга 8. 77. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Я не могу оспаривать правдивость изречений оракулов. Если предсказания недвусмысленны, я не хочу подвергать их сомнению. Вот, например, такое изречение:
Но когда берег святой со златым мечом Артемиды
До Киносуры морской съединят корабельной запрудой,
В спеси безумной разрушив прекрасный город Афины,
Славная Дика тогда смирит сына Дерзости Кора,
Буйного (мнится ему, что все покорил он под ноги),
Медь будет с медью сходиться. Арес же пучину
Кровью окрасит морскую….»
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Фемистокл. 8.1. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. – М.: «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова) (греческий историк 1-2 вв. н. э.):
«Артемисий — это берег Эвбеи за Гестиэей, обращенный к северу… В Артемисии есть небольшой храм Артемиды, именуемой «Восточная». Вокруг него растут деревья и кругом поставлены колонны из белого камня; если этот камень потереть рукою, то он принимает цвет и запах шафрана. На одной из колонн была следующая надпись элегическими стихами:
Множество всяких народов, из Азии дальней пришедших,
Чада Афин поразив на море этом в бою,
Памятник сей Артемиде поставили, деве-богине,
После того как все войско погибло мидян [Персов]».
КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СИКИОН, главный город Сикионии
Афиней. Пир мудрецов. Книга третья. 72b. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 103):
«В Сикионе же существует святилище Афины Колокасии [съедобных клубней]».
II. ТИТАН, город в Сикионии
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XI. 8 – XII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Титане [в Сикионии] есть храм и Афины, в который приносят изображение Корониды [матери Асклепия]; в этом храме древнее деревянное изображение Афины, но говорили, что и этот храм был поврежден молнией.
… Если спуститься с этого холма – храм ведь построен на холме, – то встречается жертвенник ветров…»
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АРГОС, главный город Ароголиды
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Храм Афины, называемой Сальпингой (Трубой), как говорят, был основан Гегелеем. Говорят, что этот Гегелей был сыном Тирсена и внуком Геракла от мидиянки (Омфалы). Тирсен первый изобрел сальпингу, а Гегелей, сын Тирсена, научил прибывших с Теменом дорян, как играть на этом инструменте, и что поэтому Афину они назвали «Трубою».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На противоположной стороне за этой могилой [Галиай в Арголиде] находится медное сооружение небольшого размера и на нем древние изображения Артемиды, Зевса и Афины».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Но вот в чем я с ними [аргивянами] не согласен: аргивяне говорят, что у них в Аргосе находится могила Деяниры, дочери Энея и Гелена, сына Приама, и что у них хранится то изображение Афины, которое, будучи похищено и увезено из Илиона, предрешило гибель этого города. Но Палладий – так называется это изображение – был, как известно, увезен Энеем в Италию…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Около этого храма Аполлона Дирадиота [в Аргосе] находится храм Афины, носящей название «Остроглядящей»; это дар Диомеда за то, что богиня некогда в битве под Илионом сняла с глаз его мрак…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На самой вершине акрополя Ларисы [в Аргосе] находится храм Зевса… Есть тут и храм Афины, заслуживающий осмотра».
II. КЛЕОНЫ, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут [в Клеонах, Арголида] есть храм Афины, в нем статуя работы Скиллида и Дипойна…»
III. ЛЕССА, поселение в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXV. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Аргосе]… находится поселение Лесса, в нем храм Афины и деревянная статуя, ничем не отличающаяся от той, которая находится в акрополе Ларисы [в городе Аргос]».
IV. ЭПИДАВР, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На акрополе [в Эпидавре, Арголида] есть деревянное изображение Афины, стоящее осмотра; эту Афину называют Киссеей (Из плюща)».
V. ТРЕЗЕН, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Во время его [Алфепа] царствования Афина и Посейдон, по их словам, вступили в спор за обладание этой страной [Трезеном], но, несмотря на спор, владеют ею сообща: так им приказал Зевс. Поэтому они чтут Афину под именем Полиады (Градохранительницы) и Сфениады (Могучей), а Посейдона под названием «Царя». И на древних монетах у них стоит изображение: трезубец и голова Афины».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На акрополе [Трезена] находится храм Афины, называемой Сфениадой (Могучей); деревянную статую богини сделал эгинец Каллон».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть у трезенцев [в Арголиде] и острова; один из них так близок к материку, что на него можно перейти вброд. Этот остров, называвшийся прежде Сферией, был назван Гиера (Священным) по следующей причине. На нем есть могила и памятник Сферу; говорят, этот Сфер был возницей Пелопа. На этот остров во исполнение сновидения, посланного Афиной, чтобы совершить погребальные возлияния этому герою, явилась [мифическая царевна] Эфра, и, когда она была тут, говорят, с ней сочетался Посейдон. Поэтому Эфра воздвигла здесь храм в честь Афины Апатурии и назвала этот остров Гиера (Священным), вместо Сферии. И у девушек Трезена установился обычай перед свадьбой посвящать свой пояс Афине Апатурии».
VI. БУПОРТМ, гора возле Гермионы в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Рядом с Гермионой, Арголиде, есть]… гора Бупортм (Бычий перевоз), сильно выдающаяся из Пелопоннеса в море. На Бупортме сооружен храм Деметре и ее дочери, сооружен храм и в честь Афины, наименование богини – Афина Промахорма (Воительница)».
VII. ГЕРМИОНА, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На этом месте некогда стоял древний город гермионян. Там и сейчас сохранилось несколько святынь: храм Посейдона на краю косы, а если идти от моря по направлению к возвышенности, то встретится храм Афины, а около него развалины стадия (стадиона); на нем, говорят, состязались сыновья Тиндарея. Там есть другой небольшой храм Афины с обвалившейся крышей».
VIII. ПОНТИН, гора в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… На вершине горы [Понтин] есть храм Афины Саитиды – от него остались одни только развалины…» [Афина была отождествлена с египетской богиней Нейт, которой поклонялись в городе Саис.]
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… [Мифический царь] Данай воздвиг храм в честь Афины на берегу Понтина [реки Понтин возле Лерны]».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СПАРТА, главный город Лакедемонии, акрополь
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVII. 2-4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Спарте много и других холмов, но тот, который поднимается выше других, они называют акрополем. На нем сооружен храм Афины, называемой Полиухос (Градопокровительницей); ее же называют они Меднодомной. Как они рассказывают, сооружение этого храма начал Тиндарей; когда он умер, его дети захотели докончить сооружение храма, и средства на это должна была дать добыча, полученная из (разрушенной) Афидны. Но и они оставили его недостроенным, и лишь много лет спустя лакедемоняне завершили его, сделав храм и статую Афины – и то и другое – из меди. Строителем был местный житель Гитиад. Этот Гитиад написал песнопения на дорическом наречии, в том числе и гимн этой богине. На меди, в виде рельефа, были изображены как многие из «трудов» Геракла, так и много других его подвигов, которые он совершил добровольно; затем подвиги сыновей Тиндарея, между прочим – похищение дочерей Левкиппа. Там есть изображение, как Гефест освобождает мать от оков… Тут же (барельеф): нимфы дают Персею, собирающемуся в Ливию для борьбы с Медузой, подарки: шапочку и (крылатые) сандалии, при помощи которых он будет перенесен по воздуху. Изображено здесь и рождение Афины, изображены также Амфитрита и Посейдон: эти (барельефы) – самые большие и, как мне кажется, наиболее заслуживают осмотра.
Есть там и второй храм Афины Эрганы (Работницы)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У жертвенника Афины Меднодомной стоят два изображения Павсания [исторический персонаж], начальствовавшего в битве при Платеях… Когда задуманные Павсанием планы [против своей страны] были раскрыты и он бежал в храм Афины Меднодомной, то он один из всех просивших о заступничестве не получил права на неприкосновенность именно потому, что против него было выдвинуто обвинение, что он не смог смыть с себя скверны убийства».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«По мнению Аристомена [исторический персонаж, предводитель мессенцев], добиться славы в битве даже ценою жизни не откажутся и другие люди; для себя же он считал прежде всего необходимым в самом начале войны чем-либо лично поразить лакедемонян, а на будущее время внушить им к себе еще больший страх. С этой целью, войдя ночью в Лакедемон, он положил у храма богини «Медного дома» [Афины] щит с посвятительной надписью: «Аристомен приносит богине дар из добычи спартанской».
Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. V. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… У лакедемонян еще до нашего времени имеется храм Афины Халкиойки (Меднодомной)…»
Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 10. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; цитируется по: [simposium]) (анонимные авторы 2 в. н. э.):
«… Cпартанский полководец Павсаний [исторический персонаж], получив от Ксеркса пятьсот талантов золота, задумал изменить Спарте. Когда это раскрылось, отец Павсания Агесилай преследовал его до храма Афины – Обитательницы Медного святилища. Заградив дверь камнем, он заставил сына умереть голодной смертью. А мать оставила труп сына без погребения. Так повествует Хрисерм в четвертой книге «Истории».
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга IX. 49. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«… [Спартанец Павсаний,] укрываясь в храме Афины Халкиэки, борясь с голодом и готовясь к мучительнейшей для человека кончине, он вспомнил Симонида и трижды воскликнул: «О кеосский гость, твои слова были исполнены мудрости, а я по неразумию не понял этого!»
[Этот храм в Спарте был главным зданием города и пристанищем искавших убежища.]
I. СПАРТА, столица Лакедемонии, нижняя часть города
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко отсюда [от площади в Спарте] храм Геи (Земли) и Зевса Агорея (Покровителя рынков), равно и храм Афины Агореи…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Там, где храм Мойр [в Спарте], у лакедемонян находится (храм) Гестии, Зевса Ксения (Покровителя иноземцев) и Афины Ксении (Покровительницы иноземцев)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[На дороге Афетаида (Выпускная) в Спарте есть…] священный участок Посейдона, его именуют Тенарским. Невдалеке – изображение Афины, которое, говорят, посвятили те, которые выселились в Италию, в Тарент».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За зданием бидиеев, на противоположной стороне улицы, стоит храм Афины; говорят, что Одиссей, победив в беге женихов Пенелопы, воздвиг здесь Афине статую и назвал ее Келевтией (Богиней дорог). Он основал три храма Афины Келевтии на некотором расстоянии один от другого».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если [в Спарте] идти от Дромоса (Бега) на восток, там будут тропинка и храм Афины, носящей название Аксиопены (Воздательницы по заслугам). Когда Геракл, выступив против Гиппокоонта и его сыновей, по заслугам отомстил им за то нападение, которое они своевольно позволили себе, он соорудил храм Афине, под названием «Воздательницы по заслугам», потому что древнейшие люди называли наказание «воздаянием». Если идти от Дромоса второй дорогой, то будет другой храм Афины. Говорят, что его основал Фер, сын Автесиона, внук Тисамена и правнук Ферсандра, когда он отправлял колонию на остров, который и ныне удержал название Феры по его имени…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если [в Спарте] идти к так называемому (холму) Альпиону, встречается храм Афины Офтальмитиды (Глазной); говорят, что этот храм основан Ликургом [исторический персонаж]; у него один глаз выбил Алкандр, потому что те законы, которые он провел, были не по душе Алкандру. Он бежал в это место, и сюда собрались лакедемоняне, чтобы защитить его, боясь, как бы у него Алкандр не погубил и уцелевшего глаза, поэтому он и построил здесь храм Афине Офтальмитиде».
II. Рядом со СПАРТОЙ, столицей Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти из Спарты в Аркадию, то на дороге под открытым небом стоит статуя Афины, так называемой Пареи…»
III. АМИКЛЫ, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от (храма Аполлона) Карнейского находится… алтарь Зевса Амбулия [Советника] и Афины Амбулии, а также Диоскуров, тоже Амбулиев».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIX. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Другая дорога [из Амикл] ведет в Ферапну; здесь у дороги находится деревянная статуя Афины Алеи».
IV. ГИТИОН, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Гитионе есть ворота, которые называются Касторидами (воротами Кастора), и на акрополе храм и статуя Афины».
V. АКРИИ, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В акрополе [Акрий] есть храм Афины, именуемой Кипарисовой. У подножия акрополя – развалины города, так называемых ахейских Паракипариссий [т. е. «живущих рядом с Афиной Кипарисовой»]».
VI. МЫС ОНУГНАФОН в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXII. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В двухстах стадиях от Асопа находится мыс, вдающийся в море; этот мыс называют Онугнафоном (Ослиной челюстью). Тут есть храм Афины, не имеющий статуи; нет на нем и потолка. Говорят, будто он был построен Агамемноном».
VII. ЭПИДАВР ЛИМЕРА, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Город [Эпидавр Лимера], расположенный недалеко от моря, выстроен на возвышенности и в нем заслуживают осмотра… храм Афины на акрополе…»
VIII. БРАCИЯ, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Брасиях есть небольшой мыс, слегка вдающийся в море, на нем стоят медные (бронзовые) статуи, не больше фута величиной, со шлемами на головах; я не знаю, считают ли их местные жители за Диоскуров или за Корибантов. Их всего три, а четвертой является статуя Афины».
IX. ЛАС, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Среди развалин [города Лас] находится храм Афины, именуемой Асией; по преданию, его воздвигли Полидевк и Кастор, вернувшись невредимыми из страны колхов; говорят, что и у колхов есть святилище Афины Асии. Я знаю, что сыновья Тиндарея принимали участие в походе вместе с Ясоном, а что колхи почитают Афину Асию, я это пишу потому, что слыхал об этом от жителей Ласа».
X. ГИППОЛА, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Развалины города Гипполы; среди них – храм Афины Гипполаитиды».
XI. ЛЕВКТРЫ, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXVI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На акрополе [города Левктры] стоит храм Афины с ее статуей».
КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ФЕРЫ, город в Мессении
Страбон. География. Книга VIII. IV. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 342) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Около Фер находится устье реки Недона; она течет через Лаконику и является рекой, отличной от Неды. Где-то здесь расположено известное святилище Афины Недусии. Также есть святилище Афины Недусии в Пеаессе, прозванной по какому-то месту под названием Недон…»
II. КОРОНА, город в Мессении
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXIV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… На акрополе же [города Корона] под открытым небом стоит тоже медная статуя Афины с вороной в руке [др.-греч. κορώνη – ворона]».
III. МОФОНА, город в Мессении
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Мофоне есть храм Афины Анемотиды (Владычицы ветров); говорят, что ее статую воздвиг и такое имя богине дал Диомед. Ветры, дуя сильнее обычного и несвоевременно, причиняли много бед стране; тогда Диомед помолился Афине и с тех пор из-за ветров не было в стране никаких несчастий».
IV. ПИЛОС, город в Мессении
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXVI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут [в Пилосе] есть храм Афины, прозванной Корифасийской, и так называемый дом Нестора».
V. КИПАРИССИИ, город в Мессении
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в Кипариссиях храм Аполлона и храм Афины с прозвищем Кипариссийской».
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭЛИДА, главный город Элиды
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). III. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Так как страна потеряла всех мужчин в зрелом возрасте [из-за войны с Гераклом], то элейские женщины, говорят, молились Афине, чтобы забеременеть им тотчас же, как только они сойдутся с мужчинами. Их молитва была исполнена, и они воздвигли храм в честь Афины, дав ей наименование Матери».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В этой [фриксейской] стране есть высокий холм с остроконечной верхушкой, а на нем – развалины города Фриксы и храм Афины, именуемой Кидонией. Сам храм не уцелел, но его жертвенник существовал еще и в мое время. Говорят, что это святилище богине основал Климен, потомок Геракла Идейского, и что Климен переселился из критской Кидонии, с реки Иардана. Элейцы говорят, что и Пелоп приносил жертвы этой Афине Кидонии, прежде чем он вступил в состязание с Эномаем».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXVI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В акрополе элейцев есть святилище Афины; в нем ее статуя, сделанная из слоновой кости и золота. Говорят, что это произведение Фидия. На ее шлеме изображен петух, так как петухи – птицы, наиболее склонные к боям; а может быть, и потому, что эта птица считается посвященной Афине Эргане».
II. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 5-6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Олимпии] четвертую и пятую жертву они приносят Артемиде и Афине Леитиде (Дающей добычу), шестую – (Афине) Эргане (Богине труда). Этой Эргане приносят жертву и потомки Фидия, так называемые чистильщики, получившие от элейцев почетную обязанность-привилегию – чистить статую Зевса [в большом храме] от всей оседающей грязи; они приносят ей жертву прежде, чем начинают чистить статую. Есть и другой алтарь Афины, недалеко от храма… Далее идет алтарь Гомонойи (Согласия) и вновь Афины, и еще Матери богов».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«При входе в так называемый Корабельный нос [на ипподроме в Гиппии] с одной стороны находится алтарь Ареса Гиппия, с другой – Афины Гиппии».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… С этой Фискоей сочетался Дионис и она родила от Диониса сына Наркея; когда он вырос, то он стал воевать с соседями и достиг огромной власти; говорят, что и храм Афины, именуемой Наркеей, основал он же [в Элиде]».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В храме Геры в Олимпии] Афина же со шлемом и копьем, держащая щит, говорят, произведение тоже лакедемонянина Медонта, который был братом Дорикпеда и учился у тех же мастеров».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XIX. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Мегарцы, пограничные с Аттикой, тоже выстроили сокровищницу и в нее поместили как посвящение богу сделанные из кедрового дерева небольшие фигурки, украшенные накладным золотом; они изображали битву Геракла с Ахелоем. Там были Зевс и Деянира, Ахелой и Геракл, и Арес, помогающий Ахелою. Там стояло изображение и Афины, как помощницы Геракла; теперь это изображение стоит в храме Геры, рядом с Гесперидами».
III. СКИЛЛУНТ, город в Элиде
Страбон. География. Книга VIII. III. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 326-327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«И святилище Афины Скиллунтии у Скиллунта, по соседству с Олимпией вблизи Феллона, принадлежит к числу известных святилищ [области Трифилия в Элиде]».
IV. ЛЕТРИНЫ, город в Элиде
Страбон. География. Книга VIII. III. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 326) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вблизи устья реки [Алфей в Элиде] находится священная роща Артемиды Алфионии… В святилище Артемиды Алфионии находятся весьма прославленные картины Клеанфа и Арегонта, коринфских мастеров: «Взятие Трои» и «Рождение Афины» Клеанфа».
КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ГОРОД ДЕЛЬФЫ & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 11. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Жители Книда доставили в Дельфы статуи, изображающие Триопа, основателя Книда, — он представлен стоящим рядом с конем, и (группу) Латоны, Аполлона и Артемиды, пускающих стрелы в Тития; Титий уже (смертельно) ранен».
II. ЛИЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 33. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Лилее есть театр, площадь и купальни; есть и святилище богов — одно Аполлона, другое — Артемиды; статуи изображают их в стоячей позе, работы аттической школы, из пентеликонского мрамора».
III. ГИАНТОНПОЛИС ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 35. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Почитают они [жители Гиантонполиса] больше всего Артемиду, и у них есть храм Артемиды. Но какая стоит там статуя, этого я сказать не могу, так как у них установлено открывать храм не больше двух раз в год. Они говорят, что какое бы из животных ни было посвящено Артемиде, оно вырастает в стаде без всяких болезней и более жирным, чем другие».
IV. АНТИКИРА ГОРОД В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 36. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если повернуть на Антикиру, то сначала дорога идет в гору; после подъема стадия в два местность становится ровной. На правой стороне дороги тут есть храм Артемиды, именуемой Диктинной. Жители Амброса чтут ее больше всего. Статуя ее эгинской работы и сделана из черного камня. Начиная от святилища Диктинны, вся дорога, вплоть до Антикиры, идет вниз. Говорят, что древнейшим именем этого города было название Кипарисе»
Павсаний. Описание Эллады. 10. 37. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Направо от города [Антикиры или Кипариса в Фокиде], приблизительно на расстоянии двух стадиев от него, есть высокая скала, составляющая часть горы; на ней воздвигнут храм Артемиды. (Статуя богини) — творение Праксителя; в правой руке она держит факел, на плечах у нее колчан, а слева у нее собака. Ростом эта статуя выше самой высокой женщины».
V. БУЛИС ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 37. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Булисе нет каких-либо замечательных сооружений, есть только два святилища богов — одно Артемиды, другое Диониса. Статуи их сделаны из дерева, но кто был их создатель, я не могу сказать даже предположительно».
VI. КИРРА ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 37. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть тут [в Кирре, Фокида] интересный для осмотра храм Аполлона, Артемиды и Латоны с их статуями огромной величины; по работе они аттической школы».
VII. ЭАНТИЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 38. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Немного выше [Эантия в Фокиде] за городом есть роща из кипарисов вперемежку с соснами; в роще — храм Артемиды с ее статуей. На стенах храма были картины, но от времени они так поблекли, что на них нельзя ничего разобрать».
КУЛЬТ В ЛОКРАХ ОЗОЛЬСКИХ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АМФИССА СТОЛИЦА ЛОКР
Павсаний. Описание Эллады. 10. 38. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«А вот в Эфесе, в храме Артемиды Эфесской, если идти по направлению к зданию с картинами, встретится за жертвенником так называемой Артемиды Прототронии (Первосидящей) каменная ограда; среди других изображений в этой ограде стоит на краю изображение женщины, работы Ройка; эфесцы называют ее Никтой (Ночью)».
II. НАВПАКТ ГОРОД В ЛОКРАХ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 38. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«есть и храм Артемиды с ее статуей из белого мрамора; она изображена в позе бросающей дротик; называют ее Этолийской».
КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КАЛИДОН СТОЛИЦА ЭТОЛИИ
Павсаний. Описание Эллады. 4. 31. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У калидонян Артемида, которую они чтут больше всех других богов, носит наименование Лафрия; получив Навпакт от афинян, мессенцы стали жить очень близко от пределов Этолии и потому заимствовали культ этой богини от калидонян. Внешний вид ее я опишу в другом месте(2). Наименование Лафрии проникло только к мессенцам и ахейцам из Патр»
Павсаний. Описание Эллады. 7. 18. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У жителей Патр на акрополе есть святилище Артемиды Лафрии29. Это имя богини иноземное, да и сама статуя привезена из другого места. Когда император Август снял население Калидона и всей остальной Этолии, чтобы весь этот этолийский народ тоже объединить в одном городе, в Никополе, выстроенном немного севернее Актия, тогда-то и жители Патр получили себе эту статую Артемиды Лафрии. Равным образом из тех статуй, которые были взяты из Этолии и у акарнанцев, большинство их было доставлено в Никополь, а жителям Патр Август подарил в числе всего другого из калидонской добычи также и статую Артемиды Лафрии, которой еще и в мое время поклоняются на акрополе Патр. Говорят, что это наименование Лафрия дано богине по имени одного фокидского гражданина; что Лафрий, сын Касталия, внук Дельфа, создал для калидонцев эту древнюю статую Артемиды; другие же утверждают, что гнев Артемиды, вызванный Энеем, с течением времени по отношению к калидонянам сделался мягче (элафротера), и в этом хотят видеть причину наименования богини Лафрией. Богиня изображена в виде охотницы и сделана из слоновой кости и золота, работы навпактийцев Менехма и Соида. Предполагают, что они жили немного позднее Канаха из Сикиона и Каллона из Эгины. Жители Патр каждый год совершают в честь Артемиды празднества, называемые Лафрии. [Павсаний продолжает описание культа Патр, см. Культ Артемиды в Ахайе]»
КУЛЬТ В ФЕСАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ФЕРЫ СТОЛИЦА ФЕР В ФЕСАЛИИ
Павсаний. Описание Эллады. 2. 23. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Аргивяне, подобно афинянам и сикионцам, тоже чтут Артемиду Ферею; и они также утверждают, что ее статуя привезена из фессалийских Фер».
КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
I. ДЕЛОС СТОЛИЦА ДЕЛОСА
Гомеровские гимны. I. К Аполлону Делосскому. 160. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 125-128) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Острова Делоса девы, прислужницы Феба-владыки,
Песнью хвалебной они Аполлона сначала прославят;
После, Лето помянув пышнокудрую и Артемиду
Стрелолюбивую, песни поют о мужах и о женах,
В древности живших»
Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 170 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Если же нимфы ведут вокруг тебя хороводы,
Будь то подле истоков египетской влаги Инопа [в Делосе]…
а дня между тем теченье продлится [то есть в середине лета]».
Страбон. География. Книга 10. 5. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Издавна, начиная с героических времен, Делос благодаря названным богам был окружен почетом, ибо миф рассказывает, что Латона избавилась от родовых мук, произведя там на свет Аполлона и Артемиду… Соседние острова, называемые Кикладами, прославили Делос, так как эти острова посылали в его честь от имени государства священных послов, устраивали жертвоприношения и хоры девушек и справляли на нем большие всенародные празднества. [то есть в честь Аполлона, Артемиды и Лето]».
КУЛЬТ В НАКСОСЕ
I. НАКСОС СТОЛИЦА НАКСОСА
Парфений. О любовных страстях. 9. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)
«В то время как милетяне вместе с союзниками напали на наксосцев… одна девушка (имя ей было Поликрита), оставленная по воле какого-то бога в святилище делосского Феба вблизи города, увлекла предводителя эрифрейцев Диогнета, который, командуя своим войском, выступал союзником милетян… Обуреваемый страстью, он много раз посылал за ней — ведь было бы нечестиво с его стороны овладеть ею в святилище, где она находилась как молящая о защите. Она же до поры до времени не принимала приходящих к ней. Когда он, наконец, стал сильно настаивать, она заявила, что не повинуется ему, если он не поклянется исполнить любую ее просьбу. Ничего не подозревая, Диогнет очень охотно поклялся Артемидой, что готов угодить девушке, чего бы она ни потребовала. Выслушав его клятву, Поликрита, схватив его за руку, настаивает, чтобы он предательством помог снять осаду»
КУЛЬТ В ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. ГЕКАТОННЕСЫ ОСТРОВА РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ
Страбон. География. Книга 13. 2. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В проливе между Азией и Лесбосом находятся около 20 или, по словам Тимосфена, 40 островков. Они называются составным именем Гекатоннесы, как Пелопоннес, причем в таких сочетаниях слов вторая буква ню обычно лишняя, как в именах Мионнес, Проконнес и Галоннес; поэтому Гекатоннесы — это как бы Аполлоннесы [острова Аполлона]; ведь Гекат — это Аполлон [а Артемида — Геката]. Действительно, по всему этому побережью вплоть до Тенедоса весьма распространено почитание Аполлона с прозвищами Сминфейского, Киллейского, Гринейского или с некоторыми другими. Вблизи этих островов расположена Пордоселена [самый большой из островов] с одноименным городом; перед этим городом лежит C. 619другой остров, больше ее и одноименный с ней; остров необитаем, но на нем находится храм, посвященный Аполлону [а также, предположительно, Артемиде и Лето]».
КУЛЬТ В САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА
Геродот. История. Книга 3. 48. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Периандр, сын Кипсела, отправил 300 сыновей знатных людей с острова Керкиры в Сарды к Алиатту для оскопления. Когда же коринфяне с этими мальчиками на борту пристали к Самосу, то самосцы, узнав, зачем их везут в Сарды, сначала научили детей искать убежища в святилище Артемиды, а затем не позволили насильно вытащить «умоляющих о защите» из святилища. А когда коринфяне не хотели давать детям пищи, то самосцы устроили праздник, который справляют еще и поныне. Каждый вечер, пока дети оставались в святилище как умоляющие о защите, самосцы водили хороводы и пляски девушек и юношей и во время плясок ввели в обычай приносить лепешки из сесама с медом, чтобы дети керкирян могли уносить их и есть. Это продолжалось до тех пор, пока коринфские стражи не уехали с острова, оставив детей. Затем самосцы отвезли детей назад на Керкиру».
II. ХЕСИЙ ГОРОД В САМОСЕ
Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 255 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Радуйся много, Хитона, держащая храмы и грады,
Ты что в Милете являешь себя! Ведь тобою ведомый
Некогда прибыл в тот край Нелей из Кекропова царства.
Первопрестольница ты хесийская [эпитет Артемиды на острове Самос]! Царь Агамемнон
Дар во храме твоем принес тебе, путь умоляяВновь открыть кораблям (ибо ветры ты оковала),
В оное время, как плыли суда ахейцев на грады[263]
Тевкров [Троянцев], бранью грозя Рамнусийской ради Елены».
КУЛЬТ В ИКАРЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 183 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Меж островами какой тебе [Артемиде] мил, и какая вершина,
Град какой, и залив? …
Меж островами — Долиха [остров Икара], средь градов мила тебе»
Страбон. География. Книга 14. 1. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На острове [Икария] находятся святилище Артемиды под названием Таврополий»
КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
Овидий. Фасты. Книга 3. 81. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Чтут кекропиды [Афиняне] Палладу, минойцы на Крите Диану»
I. РОККА ДЕРЕВНЯ НА КРИТЕ
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12. 22 / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«На Крите есть храм Артемиды Роккаи[23], как ее называют. Собаки здесь приходят в безумие. И когда их поражает эта болезнь, они бросаются с мыса в море головой вниз».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 14. 20 / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«мальчики были укушены бешеной собакой… [то есть зараженной бешенством] … Другие настаивали, что их нужно передать храму Артемиды Роккской, и что следует молить богиню исцелить их».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Каллимах. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Парфений. О любовных страстях. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Плутарх. / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
Римские
Список используемой литературы