Мифы о Артемиде — 2

Артемида была олимпийской богиней охоты, диких животных, детей и рождения.

Эта часть содержит общие мифы о богине, включая ее появление в приключениях Геракла и ее роль в Троянской войне.

Изображение справа — Геракл, керинейская лань и Артемида, 6 век до н.э., Британский музей.

АРТЕМИДА И ЖИЗНЬ БОГОВ

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. 11-25 / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 129-130) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[В доме Зевса на Олимпе]

Сменными хорами песнь начинают прекрасные Музы…

Пышноволосые девы Хариты [Грации], веселые Оры [Времена года],

Зевсова дочь Афродита, Гармония, юная Геба,

За руки взявшись, водить хоровод начинают веселый.

Не безобразная с ними танцует, не малая с виду, –

Ростом великая, видом дивящая всех Артемида,

Стрелолюбивая дева, родная сестра Аполлона.

С ними же здесь веселятся и Apec могучий, и зоркий

Аргоубийца [Гермес]. А Феб-Аполлон на кифаре играет,

Дивно, высоко шагая. Вокруг него блещет сиянье,

Быстрые ноги мелькают, и пышные вьются одежды».

 

Гомеровские гимны. XXVII. К Артемиде. 13-19 / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 173) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«… [Артемида] направляется к дому великому милого брата

Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской.

Чтобы из Муз и Харит хоровод устроить прекрасный.

Там она вешает лук свой с концами загнутыми, стрелы,

Тело приятно украсив, вперед выступает пред всеми

И хоровод зачинает. И пеньем бессмертным богини

Славят честную Лето…»

 

Пиндар. Дифирамбы. IV. 70b=79. Дифирамб фиванцам. «Нисхождение Геракла, или Кербер». (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1980. – С. 200) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Ныне же новые врата

Раскрыты священным хороводам…

…Зная,

Что за праздник готовят Бромию [Дионису]

Под скиптром Зевса

Ураниды [небесные богини] в небесном дворце,

Пред державной Матерью богов

Первыми грянут тимпаны…

Быстрая приспеет Артемида из уединений своих,

Львиный род

Приводя к вакхическому неистовству,

Ибо и звериным стаям в хоровом кругу

Радуется Бромий [Дионис]».

 

Стаций. Ахиллеида. 1. 344 (Источник: Стаций, Публий Папиний. Ахиллеида / Под общ. ред. А.В. Подосинова. – М.: Импэто, 2011) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Так же, когда и Геката [Артемида], устав от девичьих колчанов
К брату [Аполлону на гору Олимп] с отцом [Зевсу] возвращается – мать [Лето] идет за ней следом,
Руки ее прикрывает и обнаженные плечи,
Лук и колчан убирает, снимает ей чуждое платье,
Рада она прибрать волос растрепанных пряди»

 

АРТЕМИДА И ПОДВИГИ ГЕРАКЛА

Артемида, Аполлон, Геракл и Афина, 6 век до н.э., Государственное античное собрание
Артемида, Аполлон, Геракл и Афина, 6 век до н.э., Государственное античное собрание

I. БОРЬБА ГЕРАКЛА И АПОЛЛОНА ЗА ТРЕНОЖНИК

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XIII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть тут [в Дельфах скульптурная] группа: Геракл и Аполлон держатся за треножник и готовы вступить в борьбу из-за него. Латона и Артемида успокаивают гнев Аполлона, Афина удерживает Геракла».

II. ГЕРАКЛ И КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ

Гомер. Одиссея. Песнь шестая. 102-104. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 486) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Так стрелоносная, ловлей в горах, веселясь, Артемида

Многовершинный Тайгет [в Лакедемонии, где обитает керинейская лань] и крутой Эримант [в Аркадии, где обитает эриманфский вепрь] обегает.

Смерть нанося кабанам и лесным легконогим оленям…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. V. (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 34) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Третьим подвигом Эврисфей назначил Гераклу принести живой в Микены Керинейскую лань. Обитала эта лань в Ойное: была она золоторогой и принадлежала богине Артемиде. Поэтому Геракл, не желая ее поранить или убить, преследовал ее целый год, пока преследуемое животное, изнемогая от усталости, не взбежало на гору, так называемый Артемисий, и оттуда спустилось к реке Ладону. Когда лань уже была готова переправиться через реку, Геракл захватил ее, ранив выстрелом из лука. Взвалив ее на плечи, Геракл со своей ношей поспешил через Аркадию. Артемида вместе с Аполлоном встретилась ему на пути и, отбирая лань, стала бранить его за то, что он убил посвященное ей животное. Геракл же сослался на необходимость, говоря, что виновником всему является Эврисфей. Смягчив гнев богини, Геракл принес животное еще живым в Микены».

Для получения дополнительной информации об этом животном см. КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ

III. ГЕРАКЛ И СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ

Одним из подвигов Геракла было изгнание птиц-людоедов с озера Стимфал. Похоже, они были священными для богини озера Артемиды.

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Стимфале есть древний храм Артемиды Стимфалийской; ее статуя – деревянная, большая часть которой вызолочена. На вершине храма изображены птицы стимфалиды…»

Для получения дополнительной информации см. СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ

IV ГЕРАКЛ И ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ

Еще одним подвигом Геракла стала поимка вепря (кабана), разорявшего сельские угодья Эриманфа в Аркадии. Очевидно, вепрь, как керинейская лань и стимфалийские птицы, был одним из священных животных Артемиды.

Гомер. Одиссея. Песнь шестая. 102-104. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 486) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Так стрелоносная, ловлей в горах, веселясь, Артемида

Многовершинный Тайгет [в Лакедемонии, где обитает керинейская лань] и крутой Эримант [в Аркадии, где обитает эриманфский вепрь] обегает.

Смерть нанося кабанам и лесным легконогим оленям…»

Для получения дополнительной информации об этом кабане см. ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ

V. АРТЕМИДА И ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРОМЕТЕЯ

Лето и ее дети Аполлон и Диана [Артемида] обратились к Зевсу с просьбой позволить Гераклу освободить Прометея из его долгой неволи.

Для получения дополнительной информации об этом титане см. ПРОМЕТЕЙ

Афина, Геракл, Аполлон и Артемида, 6 век до н.э., Античное собрание
Афина, Геракл, Аполлон и Артемида, 6 век до н.э., Античное собрание

АРТЕМИДА И ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

I. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИФИГЕНИИ

Когда царь Агамемнон собрал в Авлиде греческий флот, Артемида наслала на море безветрие, не позволяя грекам отправиться к Трое. Прорицатель Калхант сказал, что богиня разгневалась на Агмемнона и требует принести ей в жертву Ифигению – старшую дочь царя.

Про МИФ об Артемиде, Агамемноне и Ифигении см.:

(1) ГНЕВ АРТЕМИДЫ: АГАМЕМНОН & АТРЕЙ

(2) БЛИЗКИЕ АРТЕМИДЫ: ИФИГЕНИЯ

II. АРТЕМИДА ИСЦЕЛЯЕТ РАНЕННОГО ЭНЕЯ

В «Илиаде» троянский герой Эней был ранен Диомедом. Аполлон вытащил его с поля боя и доставил в свой храм, где Артемида и Лето ухаживали за ним.

Гомер. Илиада. Песнь пятая. Подвиги Диомеда. 445-448. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 97) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Феб же, Энея похитив из толпищ, его полагает

В собственном храме своем, на вершине святого Пергама [в Трое],

Там Анхизиду [Энею] и Лета и стрелолюбивая Феба [Артемида]

Сами в великом святилище мощь и красу возвращали».

 

III. АРТЕМИДА СРАЖАЕТСЯ С ГЕРОЙ

После гибели Патрокла Ахиллес вернулся на войну. Зевс снова позволил богам вернуться в Трою, чтобы поддерживать смертных. Затем началась схватка между разными богами. Артемида выступила против Геры и была ею побита.

Гомер. Илиада. Песнь двадцатая. Битва богов. 23-40. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 334) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Зевс говорит богам:]

Вы же, о боги,

Ныне шествуйте все к ополченьям троян и ахеян;

Тем и другим поборайте, которым желаете каждый.

Так он вещал – и возжег неизбежную брань меж богами,

К брани, душой несогласные, боги с небес понеслися.

К ратям троян устремился Арей, шеломом блестящий,

Феб, не стригущий власов, Артемида, гордая луком,

Лета, стремительный Ксанф [речной бог] и с улыбкой прелестной Киприда [Афродита]».

 

Гомер. Илиада. Песнь двадцать первая. Приречная битва. 470-513. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 357-358) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«[В схватке богов у Трои Аполлон отказался сражаться с Посейдоном:]

«Тут Аполлона сестра, Артемида, зверей господыня,

Шумом ловитв веселящаясь, гневно его укоряла:

«Ты убегаешь, стрелец! и царю Посейдону победу

Всю оставляешь, даешь ненаказанно славой гордиться?

Что ж, малодушный, ты носишь сей лук, для тебя бесполезный?

С сей я поры чтоб твоих не слыхала в чертогах Кронида

Гордых похвал, как, бывало, ты хвалишься между богами

С Энносигеем, земли колебателем, выйти на битву».

Так говорила; сестре не ответствовал Феб сребролукий

Но раздражилася Гера, супруга почтенная Зевса,

И словами жестокими так Артемиду язвила:

«Как, бесстыдная псица, и мне уже ныне ты смеешь

Противостать? Но тебе я тяжелой противницей буду,

Гордая луком! Тебя лишь над смертными женами львицей

Зевс поставил, над ними свирепствовать дал тебе волю.

Лучше и легче тебе поражать по горам и долинам

Ланей и диких зверей, чем с сильнейшими в крепости спорить.

Если ж ты хочешь изведать и брани, теперь же узнаешь,

Сколько тебя я сильнее, когда на меня ты дерзаешь!»

Так лишь сказала и руки богини своею рукою

Левой хватает, а правою, лук за плечами сорвавши,

Луком, с усмешкою горькою, бьет вкруг ушей Артемиду:

Быстро она отвращаясь, рассыпала звонкие стрелы

И, наконец, убежала в слезах.

…Лета сбирала и лук и из тула

Врознь по песчаным зыбям разлетевшиесь легкие стрелы.

Все их собравши, богиня пошла за печальною дщерью.

Та же взошла на Олимп, в меднозданный чертог громовержца;

Села, слезы лия, на колени родителя дева;

Риза на ней благовонная вся трепетала. Кронион [Зевс]

К сердцу дочерь прижал и вещал к ней с приятной усмешкой:

«Дочь моя милая! кто из бессмертных тебя дерзновенно

Так оскорбил, как бы явное ты сотворила злодейство?»

Зевсу прекрасновенчанная ловли царица вещала:

«Гера, твоя супруга, родитель, меня оскорбила,

Гера, от коей и распря и брань меж богами пылает».

Афродита, Менелай, Парис и Артемида,5 века до н.э., Лувр
Афродита, Менелай, Парис и Артемида, 5 века до н.э., Лувр

АРТЕМИДА И ИНДИЙСКАЯ ВОЙНА ДИОНИСА

Когда боги восстали друг против друга из-за индийской войны Диониса, Артемида выступила в битве против Геры и потерпела поражение.

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXII. 99-113. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 307) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Дева ж Эриния, скрыта под чуждым обличьем, по знаку

Геры с отрогов спустилась, чтоб выйти с Вакхом на битву

[по приказу Геры, которая свела Диониса (Вакха) с ума].

Приступом злого безумья охваченного Диониса

Артемида узрела – безумье прогнать возжелала:

Но с высоты поднебесной, гневом ее устрашая,

Гера взгремела громами».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXVI. 27-45. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 338-339) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Вот на Геру напала союзница горного Вакха

[когда боги ополчились друг против друга во время войны Диониса с индийцами],

Горная Артемида, лук напрягла огромный,

Выстрелить в цель готова – но нападенье предвидя,

Гера облако Зевса схватила и быстро прикрылась

Им как будто щитом. Меча стрелу за стрелою,

Свищущую сквозь воздух по направлению к цели,

Не попала в богиню Лучница, опустошивши

Тул: под облаком скрылась неуязвимым другая!

Как разъяренная стая журавлиная, бились

Жала снарядов воздушных один за другим об округлый

Щит, ударяясь безвредно в облак темный, безвидный;

И не единой раны укрытая не получила!

Вот подняла она вихорь воздуха ледяного,

Длани подъявши, метнула глыбу замерзшую Гера

И Артемиду сразила сим ледяным снарядом!

Крепкозданный сей дрот преломил ее лук с тетивою,

Битвы не прекратила Дия-супруга, в средину

Прямо груди Артемиду уметила, тул покатился

Прочь по земле от удара этого мощного дрота…»

АРТЕМИДА И РОЖДЕНИЕ ИАКХА

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 849-944. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 489-491) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Вот появился младенец первый [Иакх] на свет

[рожденный Аврой – спутницей Артемиды], ибо речи

Артемиды родящим в схватках всегда помогают,

Вот уж двоим подарила жизнь упорная Авра…

Вспрыгнула дочерь Леланта [Авра] на резвые ноги мгновенно,

Гневом ярым пылая, словно косматая львица

Неумолимая, в воздух подбросила, ветрам добычу

Вырвав из пастей звериных, единого из младенцев

[рожденных в результате ее изнасилования]!

Грянулся новорожденный оземь, упав головою

На основанье скалистое, прах вкруг себя воздымая.

После схватила тельце, и, разорвавши, сожрала

Плоть, которую должно любить материнской любовью!

Устрашившись деянья матери бессердечной,

Лучница Артемида схватила другого ребенка

И устремилася в чащу с бременем непривычным!

Лучница [Артемида] гнев свой смирила, кинулася по дебрям

В поисках следа Лиэя [Диониса], любившего горные чащи,

Новорожденное чадо Авры к груди прижимая,

Странное бремя во дланях неся… И вот уж стыдливо

Передает младенца сородичу Дионису».

ПРЕЛЮДИЮ к этому мифу см. ГНЕВ АРТЕМИДЫ: АВРА.

Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этих богах см. также ИАКХ и АУРА.

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология