Культ Артемиды — 4

Артемида была олимпийской богиней охоты и диких животных, а также покровительницей женщин и девушек.

На этой странице описывается ее культ в греческих колониях Анатолии, Причерноморья, Северной Африки и Италии. Ее культ часто сочетался с культом местных богинь или такие иностранные божества просто переименовывались в «Артемиды». Самой значимой из них была эфесская Артемида — древняя анатолийская богиня-мать, которую изображали с множеством яйцевидных грудей. Другая была богиней Херсонеса Таврического на Черном море (ныне Крым). Культ этих двух иноземных «Артемид» распространился по всему греческому миру.

Артемида Эфесская , греко-римская мраморная статуя, 2 век н.э., Археологический музей Эфеса.

Содержание
  1. КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  2. I. АДРАСТЕЯ ГОРОД В ТРОАДЕ
  3. II. АСТИРЫ ДЕРЕВНЯ В ТРОАДЕ
  4. КУЛЬТ В ТЕВТРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  5. I. ПИТАНА ГОРОД В ЭОЛИДЕ ТЕВТРАНИИ
  6. КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  7. I. СИПИЛА ГОРА В ЛИДИИ
  8. III. ГИГЕЯ ОЗЕРО В САРДАХ В ЛИДИИ
  9. IV. ЭФЕС ГОРОД В ЭОНИИ ЛИДИИ
  10. V. ПИГЕЛА, ПАНОРМО & ОРТИГИЯ ДЕРЕВНЯ РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ИОНИИ — ЛИДИИ
  11. VI. ОСТРОВ РЯДОМ С ГОРОЙ КОРАКАЙ РЯДОМ С КОЛОФОНОМ В ИОНИИ — КАРИИ
  12. КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  13. I. МАГНЕСИЯ ГОРОД В ИОНИИ — КАРИИ
  14. II. МИЛЕТ ГОРОД В ИОНИИ — КАРИИ
  15. III. АРТЕМИССИЙ МЫС РЯДОМ С ГОРОДОМ КАЛИНДА В КАРИИ
  16. IV. БАРГИЛИИ ДЕРЕВНЯ В КАРИИ
  17. КУЛЬТ В ПАМФИЛИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  18. I. ПЕРГА ГОРОД В ПАМФИЛИИ
  19. КУЛЬТ В ВИЗАНТИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  20. I. ВИЗАНТИЙ ГОРОД В БОСФОРЕ
  21. КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  22. КУЛЬТ В ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ (ЗАПАДНАЯ ЕВРОППА)
  23. I. ГЕРАКЛЕЯ ГОРОД В ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ (ЗАПАДНАЯ ЕВРОППА)
  24. КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  25. I. СИРАКУЗЫ ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  26. КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  27. I. РЯДОМ С КАПУИ ГОРОДОВ В КАМАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  28. КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  29. КУЛЬТ В ВЕНЕЦИИ (СЕВЕРНАЯ ИТАЛИЯ)
  30. I. ПЛЕМЯ ГЕНЕТЫ В ВЕНЕЦИИ
  31. КУЛЬТ В ГАЛЛИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  32. I. МАССАЛИЯ ГОРОД В ГАЛЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. АДРАСТЕЯ ГОРОД В ТРОАДЕ

Страбон, География. 13.1.13 (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«Город [Адрастея в Троаде] расположен между Приапом и Парием; под ним лежит равнина, названная его именем, где находится оракул Аполлона Актейского и Артемиды.»

II. АСТИРЫ ДЕРЕВНЯ В ТРОАДЕ

Страбон, География. 13.1.51 (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«Затем идут Астиры — селение [на берегу Адра­митт­ского залива в Троаде] со священным участком Артемиды Астиренской. »

 

Страбон, География.13.1.65(Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«К Мисии причисляют также соседнее поселение Астиры [на дороге] ; она была некогда городком, где в священном участке находилось святилище Артемиды Астирской, которым с благоговением заведовали антандрийцы, ближайшие соседи святилища. »

 

КУЛЬТ В ТЕВТРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ПИТАНА ГОРОД В ЭОЛИДЕ ТЕВТРАНИИ

Каллимах. Гимн 3. К Артемиде. 170 и далее. (Перевод: Блуменау Леонид Васильевич/ Источник: Александрийская поэзия. Каллимах. Издатель: Художественная литература. (1972). Автор: Грабарь-Пассек Мария Евгеньевна)(греческий поэт 3-й века до н. э.):

«Если же нимфы ведут вокруг тебя хороводы [на Делосе] . . . Иль у Питаны [в Эолиде или Лакедемонии] . . . а дня между тем теченье продлится [т. е. в середине лета].»

КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. СИПИЛА ГОРА В ЛИДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 6. 22.1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«То там есть следы святилища Артемиды, именуемой Кордаки [в Пизе в Элидн], потому что спутники Пелопа у храма этой богини справили праздник в честь победы Пелопа и сплясали местный танец жителей Сипила [в Лидии] кордак»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 7.6.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«[Исторически] лидиец Адраст частным образом, а не от имени всего своего государства, оказал помощь эллинам. В честь этого Адраста лидийцы поставили медную статую перед храмом Артемиды Персидской [в Лидии] и сделали на ней надпись, что Адраст умер, сражаясь против Леонната в защиту эллинов.»

 

III. ГИГЕЯ ОЗЕРО В САРДАХ В ЛИДИИ

Страбон, География. 13.4.5 (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«В 40 стадиях от города [Сарды в Лидии] лежит озеро, называемое Гомером Гигея и впоследствии переименованное в Колою; там находится святилище Артемиды Колоенской, которое считается великой святыней. Здесь, как передают, во время праздника пляшут жертвенные корзины; я, право, не знаю, почему предпочитают рассказывать небылицы вместо того, чтобы говорить правду.»

IV. ЭФЕС ГОРОД В ЭОНИИ ЛИДИИ

Эфесская Артемида, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя
Эфесская Артемида, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя

Геродот. История.1.26 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. До н. э.):

«Первым эллинским городом, на который он [Крез, царь Лидии, 6-й век до н. э.] напал, был Эфес. Когда Крез осадил Эфес, эфесцы посвятили свой город Артемиде и протянули канат от храма богини к городской стене. Расстояние же между старым городом, который был тогда осажден, и храмом было 7 стадий.»

 

Каллимах. Гимн 3. К Артемиде. 238 и далее. (Перевод: Блуменау Леонид Васильевич/ Источник: Александрийская поэзия. Каллимах. Издатель: Художественная литература. (1972). Автор: Грабарь-Пассек Мария Евгеньевна)(греческий поэт 3-й века до н. э.):

«И амазонок народ, возлюбивший брани, у брега,
Подле Эфеса поставил тебе [Артемида] кумир деревянный
В сень священного дуба, и жертвы Гиппо [королева Амазонок] сотворила.
Но остальные плясали вокруг, о, владычица Упис,
Бранную пляску сперва, щитами вращая, а после
Хоровод по кругу вели; пронзительный голос
Им подавала свирель, чтоб в лад они били стопами
(Ибо выдалбливать кость оленью [то есть, чтобы создать флейты] тогда не навыкли,
Как то Паллада во вред оленям измыслила). Эхо
До Берекинфа [во Фригии] неслось и до Сард, как топотом шумным
Землю разили они, и вторили звоном колчаны.
После ж вокруг кумира того воздвигся пространный
Храм [т. е. Эфесское святилище]; его божественней ввек не видело солнце,
Как и богатством обильней: легко и Пифо превзойдет он.»

 

Страбон, География.14. 1. 22 — 23 (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«Первым строителем храма [в Эфесе] Артемиды был Херсифрон, затем другое лицо его расширило. После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма. Свидетельством этого являются изданные тогда постановления. C. По словам Артемидора, Тимей из Тавромения, не зная об этих постановлениях и будучи завистливым и доносчиком (отчего его и прозвали Эпитимеем), утверждает, что эфесцы отстроили храм на средства, отданные им персами на хранение. Но у них не было в то время никаких денег на хранении, а если бы они и были, то сгорели бы вместе с храмом. А после пожара, когда крыша была разрушена, кто захотел бы держать какие-нибудь деньги в священной ограде под открытым небом? Александр [Великий], продолжает Артемидор, обещал эфесцам уплатить все бывшие и будущие издержки с тем условием, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя, но они не согласились; тем более они не захотели бы прославиться святотатством или ограблением храма. И Артемидор с похвалой отзывается об эфесце, который сказал царю15, что не подобает богу воздвигать храмы богам. После окончания постройки храма, который, как говорит Артемидор, был созданием Хирократа . . . большинство прочих посвятительных даров для украшения с.600 его было получено от местных художников в силу уважения их к святыне, тогда как алтарь, можно сказать, почти целиком был уставлен произведениями Праксителя. Впрочем, мне показывали несколько произведений Фрасона, которому принадлежат статуя Гекаты [то есть святилище Гекаты, или Артемиды Гекаты], восковая статуя Пенелопы и «старуха Евриклея». Жрецами при храме были евнухи, которые назывались мегабизами. Эфесцы постоянно приглашали из других мест некоторых лиц, достойных занимать эту высокую должность, и оказывали им великий почет; вместе с ними должны были быть жрицами девушки. В настоящее время только некоторые из этих обычаев соблюдаются, другие же вышли из употребления. Храм же остается местом убежища и теперь, хотя пределы убежища часто менялись; так, Александр [Великий] расширил их на 1 стадию, Митридат же пустил стрелу с угла крыши и думал, что длина ее полета немного превзойдет 1 стадию; наконец, Антоний удвоил это расстояние и включил в пределы убежища некоторую часть города. Однако такое расширение убежища оказалось вредным, так как отдавало город во власть преступных элементов; поэтому Август Цезарь снова отменил его. »

 

Страбон, География. 4.1.4. (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«Когда фокейцы, как передают, отплыли из родной страны [для колонизации Галлии], им был дан оракул, повелевавший взять себе проводника от Артемиды Эфесской. Некоторые из них высадились в Эфесе, чтобы разузнать, каким образом можно получить от богини то, что им велел оракул. Богиня явилась, говорят, во сне Аристархе, одной из самых уважаемых женщин города, и повелела ей отплыть вместе с фокейцами, взяв с собой одну копию [главной статуи Артемиды Эфесии] с изображения богини, которая находилась среди святынь; по исполнении этого, когда колония была уже окончательно устроена [Массилия в Галлии], фокейцы не только воздвигли святилище Артемиде, но и оказали Аристархе исключительную почесть, назначив ее жрицей; далее, в городах-колониях [Массилии] фокейцев население всюду воздает этой богине почести преимущественно перед всеми.»

 

Страбон, География. 8.7.5. (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«Река Селинунт . . . протекающей в Эфесе мимо Артемисия [храма Артемиды]»

 

Страбон, География. 14.1.5. (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«Святилище [храм Аполлона в Ионии] было сожжено Ксерксом, так же как и другие храмы [Ионии], кроме Эфесского. »

 

Страбон, География. 14.1.26 (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«За устьем Каистра идет озеро, образовавшееся от разлива моря, под названием Селинусия; рядом лежит другое озеро, соединяющееся с первым; оба озера приносят большие доходы. [т. е. за счет налогов, взимаемых с паломников к святилищу Артемиды в Эфесе] Эти озера, хотя и священные, цари отняли у богини, римляне же возвратили их назад. А государственные откупщики снова путем насилия овладели налогами, но в результате посольства Артемидора в Рим, как он сам говорит, ему удалось не только вернуть озера богине . . . В благодарность за это город воздвиг ему в храме золотую статую.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4.31.8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Все другие города именуют ее Артемидой Эфесской, и отдельные лица чтут ее выше всех других богов. Причиною этого, как мне кажется, является, во-первых, слава амазонок, которые, по преданию, воздвигли эту статую, и, во-вторых, то обстоятельство, что этот храм сооружен в древнейшие времена. Кроме этих двух причин еще три других сильно способствовали распространению ее славы, это — размеры храма, превосходящего все человеческие сооружения, процветание города Эфеса и то исключительное положение, которым пользуется здесь богиня.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 5.12.4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Занавес в Олимпии — шерстяной, украшенный пышными ассирийскими узорами и окрашенный финикийским пурпуром . . . Но этот занавес поднимается не кверху, на потолок, как в храме Артемиды Эфесской, но на тонких шнурах опускается на пол.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 5.19.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Наподобие этой и Каллифонт32 с Самоса в храме Артемиды Эфесской создал свою Эриду, нарисовав картину битвы у кораблей эллинов.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 6. 3.15. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Эфесцы в храме Артемиды поставили статуи в честь самого Лисандра, а также в честь Этеоника, Фарака и других спартанцев, совершенно неизвестных в эллинской истории.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 7.2.6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Но еще гораздо раньше, чем поселились здесь ионяне [поселение ионийцев в Эфесе], совершалось поклонение Артемиде Эфесской. По моему, по крайней мере, мнению, Пиндар не все точно знал, что касается служения богине, так как он утверждал, что ее храм основали амазонки, отправляясь походом на Афины и на Тесея. Правда, что уже тогда женщины с Фермодонта принесли жертвы эфесской богине, как в этом случае издавна зная это святилище, так равным образом и тогда, когда они бежали от Геракла; еще в более ранние времена некоторые из них, убегая от Диониса, пришли сюда в качестве молящих о защите. Ясно, что не амазонками основано это святилище; основателями были Корес, автохтон, и Эфес, — считают, что Эфес был сыном реки Каистра, — вот кто были основатели святилища, и по имени Эфеса дано и название городу.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 8.13.1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«В течение всей своей жизни [священники Артемиды Гимнии в Аркадии] должны соблюдать чистоту не только в половых сношениях, но и во всем остальном; ни в их купаньях и омовениях, ни в остальном образе жизни они не похожи на остальных людей; они даже не входят в дома частных лиц. Я знаю другой такой же случай, когда подобную жизнь, но не свыше года, проводят у эфесцев те, которые становятся гистиаторами (принимающими гостей) Артемиды Эфесской. Согражданами они называются эссенами.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 10.26.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«В храме Артемиды Эфесской Каллифонт Самосский нарисовал, как женщины приделывают гиалы панциря на Патрокле.»

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12.9 / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«И Аристофан в своем Тимпанисте: «Прелестные девы, дочери Лидии, резвятся и скачут, и в ладоши хлопают в храме Артемиды Огненой в Эфесе, то садясь на корточки, то снова распрямляясь, как припрыгивает трясогузка».»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 223. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

«Семь чудес света. Храм Дианы [Артемиды] в Эфесе, который построила амазонка Отрера [мифическая], супруга Марса.[Ареса]»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 225. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

«Те, кто первыми построили храмы богам . . . Амазонка Отрера, супруга Марса [Ареса], первая построила храм Дианы [Артемиды] в Эфесе, который потом царем …… восстановили.»

 

V. ПИГЕЛА, ПАНОРМО & ОРТИГИЯ ДЕРЕВНЯ РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ИОНИИ — ЛИДИИ

Страбон, География.14.1.20 (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«Далее [недалеко от Эфеса] следует городок Пигела со святилищем Артемиды Мунихии, основанный Агамемноном и заселенный частью его воинов . . . Потом идут гавань, называемая Панормом со святилищем Артемиды Эфесской, и город Эфес. На самом этом побережье, несколько выше моря, находится Ортигия — замечательный парк из разнообразных деревьев, в большинстве кипарисов. Через парк протекает река Кенхрий, где, как говорят, Латона купалась после родов [то есть после рождения Артемиды и Аполлона] . . . В этой местности несколько храмов: одни — древние, другие же воздвигнуты в позднейшие времена; в древних храмах находятся древние деревянные статуи, в храмах же позднейших — произведения Скопаса: Латона со скипетром, рядом с.599 с ней стоит Ортигия, держа в каждой руке по ребенку. Здесь ежегодно справляется торжественное празднество.»

VI. ОСТРОВ РЯДОМ С ГОРОЙ КОРАКАЙ РЯДОМ С КОЛОФОНОМ В ИОНИИ — КАРИИ

Страбон, География. 14.1. 29 (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«За Колофоном идут гора Коракий и островок, посвященный Артемиде, куда самки оленей добираются вплавь и рождают там, как полагают, детенышей.»

КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

Эфесская Артемида, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана
Эфесская Артемида, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана

I. МАГНЕСИЯ ГОРОД В ИОНИИ — КАРИИ

Страбон, География. 14.1.39 — 40 (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.):

«Первый город после Эфеса — это эолийская Магнесия . . .В современном городе есть святилище Артемиды Левкофриены, которое уступает эфесскому по величине храма и по числу посвятительных даров, но далеко превосходит его в смысле гармонии и с.606 искусного устройства священной ограды. По величине его священная ограда больше всех оград азиатских храмов, кроме эфесского [Артемиды] и дидимского [Аполлона]. »

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1.26.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Недалеко от статуи Олимпиодора [в Афинах] стоит медное изображение Артемиды, именуемой Левкофриной (Белобровой); воздвигли ее сыновья Фемистокла, так как магнеты, которыми управлял Фемистокл, получив эту область от <персидского> царя, почитают Артемиду Левкофрину.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.16.7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Тут были приношения Батикла из Магнесии, того самого, который создал трон Аполлона Амиклейского [Аполлона в Амиклае, Лакедемония], сделанные им как бы в дополнение к трону . . . статуя Артемиды Левкофрины.»

 

II. МИЛЕТ ГОРОД В ИОНИИ — КАРИИ

Каллимах. Гимн 3. К Артемиде. 225 и далее. (Перевод: Блуменау Леонид Васильевич/ Источник: Александрийская поэзия. Каллимах. Издатель: Художественная литература. (1972). Автор: Грабарь-Пассек Мария Евгеньевна)(греческий поэт 3-й века до н. э.):

«Радуйся много, Хитона [Артемида], держащая храмы и грады,
Ты, что в Милете являешь себя! Ведь тобою ведомый
Некогда прибыл в тот край Нелей [сын Кодроса, основатель Милета] из Кекропова царства [Аттика].»

 

Парфений. О любовных страстях. 9. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.):

«В то время как милетяне вместе с союзниками напали на наксосцев [исторически] . . . Между тем . . . [во время кампании] приближался праздник Фаргелий [то есть ионийского праздника Аполлона и Артемиды, проводимого в начале лета], когда они пьют много неразведенного вина и делают большие расходы, не считаясь с деньгами.»

 

III. АРТЕМИССИЙ МЫС РЯДОМ С ГОРОДОМ КАЛИНДА В КАРИИ

Страбон. География.14.2.2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[В Карии] находится залив под названием Главк с хорошими гаванями; затем идет Артемисий — мыс и святилище; далее — священный участок Латоны; над ним и над морем, в 60 стадиях от моря, лежит город Калинда.»

 

IV. БАРГИЛИИ ДЕРЕВНЯ В КАРИИ

Страбон. География.14.2.20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Недалеко от Баргилий [в Карии напротив острова Кос] есть святилище Артемиды Киндиады, которое, согласно поверью, никогда не орошается дождем. Когда-то здесь было и местечко Киндия.»

КУЛЬТ В ПАМФИЛИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ПЕРГА ГОРОД В ПАМФИЛИИ

Каллимах. Гимн 3. К Артемиде. 183 и далее. (Перевод: Блуменау Леонид Васильевич/ Источник: Александрийская поэзия. Каллимах. Издатель: Художественная литература. (1972). Автор: Грабарь-Пассек Мария Евгеньевна)(греческий поэт 3-й века до н. э.):

«Меж островами какой тебе [Артемиде] мил? . . . Град какой? . . . средь градов мила тебе Перга [в Памфилии]. «

 

Страбон. География.14.4.2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Потом идет река Кестр [в Памфилии], а в 60 стадиях вверх по ее течению лежит город Перга; вблизи Перги на возвышенном месте находится святилище Артемиды Пергейской, где ежегодно справляют общенародный праздник.»

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. 1.30 (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 7) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«[Поэтесса Дамофила сочинила] песнопения во славу Артемиды Пергейской сумела совместить эолийский лад с памфилийским «

КУЛЬТ В ВИЗАНТИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ВИЗАНТИЙ ГОРОД В БОСФОРЕ

Геродот. История. Книга 4. 87. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Затем, обозрев и Боспор, царь [персидский царь Дарий, 6-й год до н. э., построил мост через Босфор] повелел воздвигнуть на берегу два столпа из белого мрамора и на одном высечь ассирийскими письменами, а на другом эллинскими имена всех народов, которых он вел с собой . . . Впоследствии же византийцы привезли столпы в свой город и употребили их на постройку алтаря Артемиды Орфосии. Только одна каменная глыба осталась у храма Диониса в Византии, на ней были ассирийские письмена.»

КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

Клавдий Элиан. О мире животных.12.39 / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности):

«Галия, дочь Сибариса, вошла в рощу Артемиды (роща эта была во Фригии [или Мизии]), когда божественный змей явился перед ней — и был он необъятных размеров — и возлёг с ней. От этого союза произошли офиогены (Ophiogeneis — змееродные) первого поколения.»

КУЛЬТ В ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ (ЗАПАДНАЯ ЕВРОППА)

Аристофан. Лягушки. 1274 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

«[Из истории Ифигении:] Подходят к вратам Артемиды священные пчелы»

I. ГЕРАКЛЕЯ ГОРОД В ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ (ЗАПАДНАЯ ЕВРОППА)

Страбон. География.7.4.2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«На этом месте [мысе Херсонеса Таврического] расположен город гераклейцев (колония гераклейцев на Понте), который также называется Херсонесом . . . В городе есть святилище Девы [Таврической Артемиды] (какого-то божества). В 100 стадиях перед городом находится мыс, названный по имени этого божества Парфением, с храмом божества и его статуей.»

 

Страбон. География.12.2.3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Эти священные обряды — обряды Артемиды Таврополос [здесь отождествляется с каппадокийской богиней], по-видимому, перенесли сюда [в Коману в Каппадокии, Малая Азия] из таврической Скифии Орест и его сестра Ифигения.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1.23.7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Там есть святилище [в Афинах] Артемиды Бравронии; статуя ее — творение Праксителя, имя же богине дано от дема Браврона. В Бравроне есть ее древнее деревянное изображение, как говорят, Артемиды Таврической.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1.33.1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«От Марафона с одной стороны (на расстоянии ста стадиев) находится Браврон, где, по преданию, высадилась Ифигения, дочь Агамемнона, бежавшая от тавров, везя с собой изображение Артемиды; оставив здесь изображение, она отправилась в Афины, а затем в Аргос. И действительно, тут есть древнее деревянное изображение Артемиды; кто из варваров, по моему мнению, имеет это изображение, об этом я расскажу в другом месте.»

 

Павсаний. Описание Эллады.3.16.7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Место, называемое Лимнеоном [в Лакедемонии] , является храмом Артемиды Ортии. Тут находится ее деревянное изображение, которое, говорят, некогда Орест и Ифигения похитили из Тавриды. По рассказам лакедемонян, оно было перенесено в их город Орестом, который тут и царствовал. И мне кажется этот рассказ более вероятным, чем рассказ афинян. Какой смысл был Ифигении оставлять эту статую в Бравроне? И почему афиняне, когда они готовились покинуть эту страну, не взяли с собой на корабль и этой статуи? А ведь еще и доныне так широко распространено и имя и почитание этой Таврической богини, что каппадокийцы, живущие у Эвксинского понта (Черного моря), утверждают, что эта статуя находится у них; претендуют на обладание ею и те мидийцы, у которых есть храм Артемиды Анаитиды. И вот мы должны верить, что афиняне спокойно отнеслись к тому, что эта статуя стала добычей мидийцев! Ведь из Браврона она была увезена в Сузы, а впоследствии Селевк подарил ее жителям сирийской Лаодикеи и они владеют ею до сих пор Что деревянная статуя Артемиды Ортии (Прямостоящей) в Лакедемоне привезена от варваров, свидетельством мне служит следующее: во-первых, нашедшие эту статую Астрабак и Алопек, дети Ирба, сына Амфисфена, внука Амфиклея, правнука Агиса, тотчас сошли с ума; во-вторых, когда спартанцы-лимнаты, жители Киносур, Месои и Питаны, стали приносить ей жертву, они были доведены до ссоры, а затем и до взаимных убийств, и в то время, как многие умерли у самого алтаря, остальные погибли от болезни. После этого им было сообщено божье слово — орошать жертвенник человеческой кровью. Прежде приносили в жертву того, на которого указывал жребий, но Ликург заменил это бичеванием эфебов, и алтарь стал таким образом орошаться человеческой кровью. При этом присутствовала жрица, держа в руках деревянное изображение. Будучи маленьким по величине, это изображение было очень легким, но если бывает, что бичующие бьют эфеба слабо, щадя или его красоту или его высокое положение, тогда для жрицы это деревянное изображение становится тяжелым и она с трудом может его держать; она начинает тогда обвинять бичующих и говорит, что из-за них она чувствует тяжесть. Так продолжают удовлетворять человеческой кровью эту статую после таврических жертвоприношений.»

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. 6.20 (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 7) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Не плеткой, но людскою кровью, коей кропят алтарь [Артемиды в Спарте]: у скифов людей убивали, однако просвещенные лакедемоняне заменили столь жестокую жертву [человеческую] состязанием в стойкости»

Чтобы узнать МИФ об Артемиде и Ифигении, см. БЛИЗКИЕ АРТЕМИДЫ: ИФИГЕНИЯ.

КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. СИРАКУЗЫ ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. 5.3. 4 — 6. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Миф гласит, что вместе с Корой [Персефоной] росли здесь удостоившиеся наряду с ней [на острове Сицилия] сохранить девственность Афина и Артемида, и все вместе богини собирали цветы и ткали пеплос для своего отца Зевса. Из-за совместного времяпровождения и дружбы все они особенно полюбили этот остров, и каждая получила здесь отдельную область: Афина — у Гимера, где нимфы в угоду Афине заставили забить теплые источники во время прибытия сюда Геракла, а местные жители посвятили ей город и местность, до сих пор называемую Афиней; Артемида же получила от богов остров в Сиракузах, который, в соответствии с прорицаниями, люди стали называть в ее честь Ортигией, причем на этом острове нимфы [Наяды] в угоду Артемиде заставили забить из земли очень большой источник, называемый Аретуза. В этом источнике и в древние времена водилось множество крупной рыбы, и в наши времена здесь продолжает обитать рыба, которая считается священной [для Артемиды] и запретной для людей.»

КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. РЯДОМ С КАПУИ ГОРОДОВ В КАМАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Павсаний. Описание Эллады. 5.12.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Но сам видел череп слона в Кампании [в Италии] в храме Артемиды; храм находится от Капуи на расстоянии тридцати стадий, а эта Капуя является столицей Кампании.»

 

КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

Римскую богиню Диану отождествляли с Артемидой. Считалось, что ее главная святыня в Арикии имела греческое или скифское происхождение.

Страбон. География.4.1.5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

««Ксоанон» Артемиды [Дианы], что на Авентинском холме [в Риме], римляне воздвигли по тому же образцу, что и ксоанон, находящийся у массалиотов [греческой колонии в Галлии].»

 

Страбон. География.5. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«За Албанской горой идет Арикия — город на Аппиевой дороге [недалеко от Рима] . . . налево от дороги, если идти из Арикии, находится святилище Артемиды [Дианы], которое называют «Рощей Артемиды». Святилище Арикийской Артемиды, как говорят, точное воспроизведение храма Артемиды Таврополос [в Скифии], и, действительно, в ее священных обрядах преобладают начала варварское и скифское. Так, например, жрецом ее выбирают только беглого раба, своей рукой убившего прежнего жреца. Поэтому жрец всегда опоясан мечом, ожидая нападения и готовый защищаться. Святилище стоит в священной роще, перед ним — озеро, похожее на море, а вокруг возвышается сплошной, чрезвычайно высокий гребень гор, охватывающий святилище и водоем в полой и глубокой котловине. Можно видеть самые источники, из которых наполняется озеро (один из них — Эгерия — назван по имени какого-то божества), но выходы [источников] в самом озере незаметны, хотя они показываются дальше вне котловины, где и выходят на поверхность. Поблизости от этих мест находится Албанская гора, далеко превосходящая высотой святилище Артемиды и окружающие гребни гор, хотя они также достаточно высокие и крутые. «

 

Павсаний. Описание Эллады. 2.27.4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ипполита, умершего вследствие проклятия отца его Тесея, воскресил Асклепий, однако, вернувшись опять к жизни, Ипполит не счел нужным простить отца; презрев его просьбы, он ушел в Италию к жителям Ариции, сделался там царем и отделил в честь Артемиды [Дианы] священный участок, где и до моего времени наградою для победителя при состязании в единоборстве была жреческая должность при храме богини. Но это состязание не разрешалось никому из свободных, а только рабам, бежавшим от своих господ.»

 

КУЛЬТ В ВЕНЕЦИИ (СЕВЕРНАЯ ИТАЛИЯ)

I. ПЛЕМЯ ГЕНЕТЫ В ВЕНЕЦИИ

Страбон. География.5. 1. 9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Однако история сообщает, что генеты [северная Италия] воздавали некоторые почести [мифическому герою] Диомеду . . . приносят еще теперь в жертву белого коня и показывают 2 священных участка: один — Геры Аргивской, другой — Артемиды Этолийской. К этим фактам, как это и естественно, добавляют чудесные рассказы, а именно: в этих священных рощах дикие звери становятся ручными, а олени пасутся в одном стаде с волками; звери позволяют даже людям приближаться и ласкать их, а собаки оставляют преследование дичи, если она находит здесь убежище.»

 

КУЛЬТ В ГАЛЛИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МАССАЛИЯ ГОРОД В ГАЛЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География.4.1.4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Массалия основана фокейцами и расположена в скалистой местности. Гавань ее лежит у подошвы скалы, имеющей вид театра и обращенной к югу . . . На мысе стоят Эфесий [храм Артемиды Эфесии], а также святилище Аполлона Дельфинского. Последнее является общим святилищем всех ионийцев, тогда как Эфесий — храм, посвященный только Артемиде Эфесской: когда фокейцы, как передают, отплыли из родной страны, им был дан оракул, повелевавший взять себе проводника от Артемиды Эфесской. Некоторые из них высадились в Эфесе, чтобы разузнать, каким образом можно получить от богини то, что им велел оракул. Богиня явилась, говорят, во сне Аристархе, одной из самых уважаемых женщин города, и повелела ей отплыть вместе с фокейцами, взяв с собой одну копию [главной статуи Артемиды Эфесии] с изображения богини, которая находилась среди святынь; по исполнении этого, когда колония была уже окончательно устроена, фокейцы не только воздвигли святилище Артемиде, но и оказали Аристархе исключительную почесть, назначив ее жрицей; далее, в городах-колониях [Массалии] фокейцев население всюду воздает этой богине почести преимущественно перед всеми и сохраняет ксоанон [примитивные деревянные изображения, которые, как предполагалось, первоначально упали с небес] по тому же образцу, а также и все прочие обычаи такими же, как они были заведены в метрополии.»

 

Страбон. География.4.1.5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Города] основанные ими [жителями Массилии] в Иберии против иберов. Они научили иберов отеческому культу Артемиды Эфесской, так что те совершают жертвоприношения по греческому обряду.»

 

Страбон. География.4.1.8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Они [массилиоты] воздвигли и там святилище Артемиды Эфесской [то есть в устье Роданоса в южной Галлии], отвоевав кусок земли у реки, где устье ее образует остров.»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология