Культ Артемиды — 1

Артемида была олимпийской богиней охоты и диких животных, а также покровительницей женщин и девушек.

Ей широко поклонялись в Греции с многочисленными святынями и храмами, разбросанными по всей сельской местности. в этой части описывается ее культ на юге и востоке Пелопоннеса. Ее самыми знаменитыми святынями в регионе были святыни Браурона в Аттике и Кария в Лакедемонии.

В классической греческой скульптуре Артемиду изображали молодой женщиной или девушкой с завязанными назад волосами, обычно вооруженной луком и стрелами. Иногда ее сопровождала охотничья собака или олень.

Изображение справа — Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя 1 век нашей эры, Лувр.

Содержание
  1. КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)
  2. КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  3. I. АФИНЫ, главный город Аттики
  4. II. МУНИХИЯ, город в Аттике
  5. III. ЗОСТЕР, город в Аттике
  6. IV. ФЛИЯ И МИРРИНУНТ, города в Аттике
  7. V. АФМОНИЯ, город в Аттике
  8. VI. БРАВРОН, город в Аттике
  9. VII. ЭЛЕВСИН, город в Аттике
  10. КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  11. I. МЕГАРЫ, главный город Мегариды
  12. II. ПАГИ, город в Мегариде
  13. КУЛЬТ НА САЛАМИНЕ (остров в заливе Сароникос, Южная Греция)
  14. I. САЛАМИН, главный город Саламина
  15. КУЛЬТ НА ЭГИНЕ (остров в заливе Сароникос, Южная Греция)
  16. I. ЭГИНА, главный город Эгины
  17. КУЛЬТ В КОРИНФИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  18. I. КОРИНФ, главный город Коринфики
  19. КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  20. I. СИКИОН, главный город Сикионии
  21. II. ФЛИУНТ, город в Сикионии
  22. КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  23. I. АРГОС, главный город Арголиды
  24. II. ЛИКОНА, гора в Арголиде
  25. III. ОРНЕИ, город в Арголиде
  26. IV. ЭПИДАВР, город в Арголиде
  27. V. КОРИФ, гора в Арголиде
  28. VI. ТРЕЗЕН, город в Арголиде
  29. КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  30. I. СПАРТА,главный город Лакедемонии
  31. II. ЛИМНЫ, город в Лакедемонии
  32. III. ТАЙГЕТ, горы в Лакедемонии
  33. IV. КАРИИ, местность в Лакедемонии
  34. V. АМИКЛЫ, город в Лакедемонии
  35. VI. ДЕРЕЙОН, местность в Лакедемонии
  36. VII. ДОРОГА В АРКАДИЮ в Лакедемонии
  37. VIII. МАРИЙ, город в Лакедемонии
  38. IX. БОЙИ, город в Лакедемонии
  39. X. ЭПИДАВР ЛИМЕРА, город в Лакедемонии
  40. XI. ГИПСЫ, местность в Лакедемонии
  41. XII. ПИРРИХ, город в Лакедемонии
  42. XIII. ТЕВФРОНА, город в Лакедемонии
  43. XIV. АЛАГОНИЯ, город в Лакедемонии
  44. КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  45. I. МЕССЕНА, главный город Мессении
  46. II. КОРОНА, город в Мессении
  47. III. МОФОНА, город в Мессении

КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)

Каллимах. Эпиграммы. 21. Артемиде – Филарета. / Пер. Ю. Шульца. (Источник: Греческая эпиграмма. – СПб.: Наука, 1993; цит. по: simposium) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«Здесь, Артемида, тебе эта статуя – дар Филареты.

Ты же, подарок приняв, деве защитницей будь!»

 

Филострат Старший. Картины. Книга I. 28. Охотники. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Из описания картины, изображающей охотников:]

Двигаясь дальше, охотники запоют в честь Артемиды-охотницы [богини охоты] хвалебную песню, ведь там ее храм и статуя, ставшая гладкой от времени; возле нее прибиты головы диких кабанов и медведей; около храма пасутся на воле животные: олени, волки и зайцы; все они ручные и не боятся людей. Помолившись, они приступают к охоте».

 

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ, главный город Аттики

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XIX. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Кто переходит здесь (по мосту) Илис, тот вступает в местечко [район Афин], называемое Агры (Охота) с храмом Артемиды Агротеры (Охотницы); говорят, что здесь некогда, придя с Делоса, охотилась Артемида; поэтому и ее статуя имеет лук».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIII. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Там [в Афинах] есть святилище Артемиды Бравронии; статуя ее – творение Праксителя, имя же богине дано от дема Браврона. В Бравроне есть ее древнее деревянное изображение, как говорят, Артемиды Таврической».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXVI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Недалеко от статуи Олимпиодора стоит медное изображение Артемиды, именуемой Левкофриной (Белобровой); воздвигли ее сыновья Фемистокла, так как магнеты, которыми управлял Фемистокл, получив эту область от (персидского) царя, почитают Артемиду Левкофрину».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тем, кто идет по направлению к ней [к Академии], встречается ограда Артемиды и в ней грубые изображения Аристы и Каллисты (Лучшей и Прекраснейшей): как я лично думаю, да это подтверждается и гимнами Памфа, – это прозвище самой Артемиды; передаваемый о них другой рассказ я хотя и знаю, но обхожу молчанием».

 

Плутарх. Фемистокл и Камилл. Фемистокл. 24 / Перевод С. И. Соболевского. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

 

«Он [исторический деятель Афин] навлек на себя неудовольствие народа также и постройкой храма Артемиды, которую он назвал «Лучшей советницей», намекая этим на то, что он подал городу и всем эллинам самый лучший совет, и к тому же построил этот храм близ своего дома в Мелите, куда теперь палачи бросают тела казненных и куда выносят платья и петли удавившихся и убитых. В храме Лучшей советницы еще в наше время находилась также маленькая статуя Фемистокла; видно, что у него была не только душа, но и наружность героя».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга II. 25. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Шестой день месяца таргелия [мая-июня], как говорят, был счастливым не только для афинян, но и для других эллинов… Персы потерпели поражение [в 490 г. до н. э.] и афиняне по обету Мильтиада принесли в жертву Агротере триста коз…»

[Мильтиад поклялся ежегодно приносить в жертву одну козу за каждого перса, убитого в сражении, но, поскольку убитых оказалось очень много, число коз ограничилось пятьюстами. Победа при Марафоне отмечалась 6-го боэдромиона, и на этот день приходился также праздник Артемиды.]

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга V. 16. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Один мальчик на глазах кого-то, кто был вместе с ним в храме [в Афинах], поднял золотой листик, отвалившийся от венка Артемиды. Судьи положили перед ним на выбор игрушки, кости и подобранный листик. Мальчик предпочел всему золото. Поэтому он был приговорен к смерти как храмовый вор; судьи не снизошли к его возрасту и назначили кару сообразно проступку».

 

II. МУНИХИЯ, город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. I. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть у афинян и другая гавань в Мунихии с храмом Артемиды Мунихийской…»

III. ЗОСТЕР, город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… На Зостере, у моря [есть] – жертвенник Афины и Аполлона, Артемиды и Латоны. Говорят, что Латона не родила здесь детей, но, как собирающаяся родить, развязала свой пояс и потому этому месту дано это имя [«пояс»]».

 

IV. ФЛИЯ И МИРРИНУНТ, города в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… У флийцев же и у мирринусиев – у первых есть жертвенники Аполлона Дионисодота (Дионисом данного) и Артемиды Селасфоры (Светоносной), Диониса Антия (Весеннего цветения), нимф Исменид и Геи (Земли)…»

V. АФМОНИЯ, город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Афмонейцы же почитают Амарисийскую Артемиду. Путем расспросов эксегетов (толкователей) относительно этих богинь, я не нашел у них никакого ясного ответа, моя же личная догадка такова. На Эвбее есть город Амаринф и тамошние жители почитают (Артемиду) Амарисию. Праздник Амарисии и афиняне справляют с не меньшей торжественностью, чем эвбейцы. Вот каким путем, думаю я, богиня получила это имя у афмонейцев…»

VI. БРАВРОН, город в Аттике

Геродот. История. Книга VI. Эрато. 138. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 311) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Жившие тогда [в 6 в. до н. э.] на Лемносе пеласги хотели отомстить афинянам. Пеласги xoрoшo знали, когда афиняне справляют празднества, и, снарядив 50-весельные суда, устроили засаду афинским женщинам во время празднества Артемиды в Бравроне. Похитив отсюда много женщин, они отплыли с ними на Лемнос и там сделали их своими наложницами».

 

Гимны Каллимаха. VI. К Артемиде. 170-182 / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 153) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Если же нимфы ведут вокруг тебя хороводы [на Делосе]…

Иль когда, о богиня, ты к Алам идешь Арафанским [то есть в Браврон],

Бросив Скифский предел и обычаи тавров отринув…

Ведь бог солнцезарный,

С неба такой хоровод приметив, коней остановит,

Залюбовавшись; а дня между тем теченье продлится

[т. е. наступит середина лета]».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«От Марафона с одной стороны (на расстоянии ста стадиев) находится Браврон, где, по преданию, высадилась Ифигения, дочь Агамемнона, бежавшая от тавров, везя с собой изображение Артемиды; оставив здесь изображение, она отправилась в Афины, а затем в Аргос. И действительно, тут есть древнее деревянное изображение Артемиды; кто из варваров, по моему мнению, имеет это изображение, об этом я расскажу в другом месте».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLVI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Мы знаем, что и персидский царь Ксеркс, сын Дария, помимо всего прочего, что он увез из города афинян, взял с собой из Браврона статую бравронской Артемиды…»

 

VII. ЭЛЕВСИН, город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVIII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У элевсинцев есть храм Триптолема, есть храм и Артемиды Пропилеи (Хранительницы входа) и Посейдона Отца».

Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, музей Кьярамонти, музеи Ватикана
Артемида-Диана, греко-римская мраморная статуя, музей Кьярамонти, музеи Ватикана

 

КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАРЫ, главный город Мегариды

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XL. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Недалеко от этого водоема [Сифнидских нимф] есть древний храм. В наше время в нем стоят статуи римских императоров и медное изображение Артемиды, называемой Сотерой (Спасительницей). Говорят, что отряд из войска Мардония [исторический персонаж], сделав набег на Мегариду, хотел опять вернуться в Фивы к Мардонию, но, по воле Артемиды, во время пути их захватила ночь; они сбились с дороги и попали в гористую местность. Когда они попытались узнать, нет ли поблизости неприятельского войска и для этого стали пускать стрелы, то ближайшая скала, пораженная ими, издала стон, а они вновь стали стрелять еще с большим рвением. В конце концов они истратили все свои стрелы, полагая, что они стреляют во врагов. Наступил день и появились мегарцы, и они, тяжеловооруженные, сражаясь с безоружными и даже не имеющими достаточно стрел, перебили многих из них. За это они воздвигли статую Артемиде Сотере (Спасительнице). Там же находятся изваяния так называемых «Двенадцати богов» говорят, что это произведение Праксителя; сама же Артемида – творение Стронгилиона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XLI. 4-5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Недалеко от памятника Гилла есть храм Исиды и рядом с ним Аполлона и Артемиды. Говорят, что его воздвиг Алкафой, убив так называемого киферонского льва… Сын Пелопа Алкафой… одолел дикого зверя и, когда стал царем, построил это святилище, назвав Артемиду Агротерой (Помощницей в охоте) и Аполлона Агреем (Охотником).

Да послужит же этот рассказ на память об Алкафое и льве, убив которого на Кифероне или в каком-либо другом месте, он воздвиг храм Артемиды Агротеры и Аполлона Агрея».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XLIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если спускаться с площади [Мегар] той дорогой, которую называют «Прямой», то по правую руку будет храм Аполлона Простатерия (Защитника); его можно найти, немного свернув с дороги. В нем стоят статуя Аполлона, достойная осмотра, Артемиды и Латоны и другие изображения [созданные Праксителем]…»

 

II. ПАГИ, город в Мегариде

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XLIV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Пагах оставалось (и до нашего времени) заслуживающее осмотра медное изображение Артемиды Сотеры (Спасительницы), одинаковое по величине и по виду, ничем не отличающееся от того, какое есть у мегарцев».

КУЛЬТ НА САЛАМИНЕ (остров в заливе Сароникос, Южная Греция)

I. САЛАМИН, главный город Саламина

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На Саламине с одной стороны есть храм Артемиды…»

КУЛЬТ НА ЭГИНЕ (остров в заливе Сароникос, Южная Греция)

I. ЭГИНА, главный город Эгины

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Недалеко друг от друга стоят храмы [в главном городе острова Эгина]: один – Аполлона, другой – Артемиды и третий из них – Диониса. Аполлону поставлена деревянная статуя местного изготовления в виде обнаженной фигуры; на Артемиде, равно как и на Дионисе, – одежда…»

КУЛЬТ В КОРИНФИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ, главный город Коринфики

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. II. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На агоре (главной площади [Коринфа]), где особенно много святилищ, находятся статуя Артемиды, называемой Эфесской…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. III. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Налево при входе (в [коринфскую] купальню) стоит статуя Посейдона, а за ним Артемиды на охоте».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. VII. 6-7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если идти из храма Диониса по направлению к площади [Коринфа], то направо находится храм Артемиды Лимнайи (Озерной). При первом взгляде ясно, что крыша у него обрушилась, что же касается находившейся там статуи, то нельзя ничего сказать, перенесена ли она в другое место или тут погибла каким-либо образом.

По пути на площадь есть храм богини Пейто (Убеждения), тоже без статуи. Это поклонение богине Пейто установлено, как говорит легенда, по следующему случаю: убив Пифона, Аполлон и Артемида прибыли в Эгиалею, чтобы получить очищение. Тут их охватило чувство страха – это место и теперь называется Фобосом (Ужасом), – и тогда они направились на Крит к Карманору; жителей же Эгиалеи поразила болезнь, и прорицатели велели им умилостивить Аполлона и Артемиду. И вот они послали с молениями семь юношей и семь девушек к реке Сифасу; и говорят, что боги, которых они убедили, прибыли на акрополь, и то место, куда они первый раз вступили, и есть место храма богини Пейто. Подобного рода обряд совершается еще и поныне: в праздник Аполлона юноши идут к реке Сифасу и, приведя богов в храм Пейто, они затем вновь, говорят, уводят их в храм Аполлона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. IX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«За святилищем Арата [в Коринфе] находится жертвенник Посейдону Истмийскому; тут же статуя Зевса Мейлихия (Милостивого) и Артемиды, называемой «Отеческой» обе эти статуи сделаны без всякого искусства: статуя Зевса Мейлихия похожа на пирамиду, а статуя Артемиды – на колонну».

 

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН, главный город Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. X. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если войти в храм Асклепия [в Сикионе] с другого входа, то там по одну сторону входа находится статуя Пана в сидячем положении, а по другую стоит Артемида».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. X. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если отсюда подняться к гимнасию, то на правой стороне будет храм Артемиды Фереи; говорят, что ее деревянное изображение было доставлено из Фер. Этот гимнасий выстроил им Клиний, и в нем еще и сейчас воспитываются эфебы (юноши). Тут находится и статуя Артемиды, сделанная из белого мрамора; она отделана только от бедер…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«По преданиям, [мифический царь] Эпопей же воздвиг и ближайший храм в честь Аполлона и Артемиды…»

 

II. ФЛИУНТ, город в Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На акрополе [Флиунта] есть еще и другая священная ограда Деметры, а в ней – храм и статуя Деметры и ее дочери. Изображение же Артемиды – а тут есть медная статуя и Артемиды – мне кажется очень древним».

Артемида , греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Лувр
Артемида , греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Лувр

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АРГОС, главный город Арголиды

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XIX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед храмом [Аполлона в Аргосе] находится трон, на котором скульптурные рельефы изображают бой быка с волком, а вместе с ними изображена девушка, бросающая камень в быка. Считают, что эта девушка – Артемида. Все это – приношения [мифического царя] Даная, как и стоящие рядом колонны из… (и) деревянные изображения Зевса и Артемиды».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Храм же Артемиды [в Аргосе], называемой Пейто (Убеждение), посвящен богине Гипермнестрой, после того как она победила отца на суде, которому ей пришлось подвергнуться из-за Линкея».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На противоположной стороне за этой могилой [мифических последовательниц Диониса, которые воевали с Персеем в Аргосе] находится медное сооружение небольшого размера и на нем древние изображения Артемиды, Зевса и Афины».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Аргивяне [жители Аргоса], подобно афинянам и сикионцам, тоже чтут Артемиду Ферею; и они также утверждают, что ее статуя привезена из фессалийских Фер».

 

II. ЛИКОНА, гора в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Дороги из Аргоса идут в разные места Пелопоннеса, между прочим через Аркадию к Тегее. Направо находится гора Ликона, покрытая прекрасными кипарисовыми деревьями. На вершине горы воздвигнуты храм Артемиды Ортии (Прямостоящей) и статуи Аполлона, Латоны и Артемиды, сделанные из белого мрамора [Поликлетом]».

 

III. ОРНЕИ, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Орнеях есть храм Артемиды и ее деревянная статуя в стоячем положении и другой храм, посвященный всем богам вместе».

IV. ЭПИДАВР, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXVII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В роще есть и храм Артемиды…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В самом городе Эпидавре имеются следующие достопримечательности… Храмы, находящиеся в городе… Диониса, а другой – Артемиды; Артемида представлена как бы находящейся на охоте».

 

V. КОРИФ, гора в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXVIII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На вершине горы Корифеи [гора Кориф, Корифум возле города Асин в Арголиде] находится храм Артемиды, о котором в своих песнях упоминает и Телесилла».

VI. ТРЕЗЕН, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXX. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Говорят, что он [царь Сарон] воздвиг храм Артемиде Саронийской у моря болотистого и настолько мелкого, что его поэтому называют Псифейским болотом. Сарон очень любил охотиться; и вот однажды, заметив лань, он стал преследовать ее; спасаясь от него, она в бегстве бросилась в море, а вслед за ней бросился и он. Лань уплыла далеко от берега, а Сарон, не желая упустить добычу, войдя в азарт, погнался за ней и очутился в открытом и глубоком море; там он попал в тяжелое положение, волны стали его захлестывать, и он утонул. Его труп был выброшен у Псифейского болота, и они похоронили его в роще Артемиды внутри священной ограды, и с этих пор болотистую часть моря в этом месте они стали вместо Псифей называть Саронийским заливом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На площади Трезена находится храм со статуей Артемиды Сотеры (Спасительницы). Говорят, что его соорудил Тесей и назвал богиню Сотерой после того, как он, победив Астериона [Минотавра], сына Миноса, вернулся с Крита».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXI. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Поблизости от театра [в Трезене, Арголида] стоит храм Артемиды Ликейской (Волчьей); построил его Ипполит. Относительно прозвища я ничего не мог узнать у местных эксегетов, но предполагаю, что или Ипполит прогнал волков, много вредивших Трезенской области, или что такое прозвище Артемиды существовало у амазонок, от которых он происходил по матери…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXII. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Недалеко отсюда стоит [в Трезене] храм Артемиды Саронийской, о котором я уже упоминал в своем рассказе.

Вот что еще надо прибавить: они ежегодно справляют праздник Саронии в честь Артемиды».

Артемида 1 век н.э., Лувр
Артемида 1 век н.э., Лувр

 

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА, главный город Лакедемонии

Страбон. География. Книга VIII. IV. 9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 343) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Святилище Артемиды в Лимнах [город в Лакедемонии]… По имени этих Лимн названо святилище Артемиды в Спарте – Лимнеон».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XI. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У спартанцев на площади стоят статуи Аполлона Пифаея, Артемиды и Латоны».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Около так называемых Фрурий (Сторожевой пост [в Спарте]) есть храм Артемиды…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Здесь [в Спарте] есть также храмы богов Посейдона Гиппокурия (Воспитателя коней) и Артемиды Эгинеи, а если повернуть назад к Лесхе, то будет храм Артемиды Иссоры, называемой также Лимнайей (Владычицей вод), но это, собственно, не Артемида, а Бритомартис (Богиня охоты) критян…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если [в Спарте] идти дальше от Дромоса, то будет храм Диоскуров и Харит, а затем храм Илитии, Аполлона Карнея и Артемиды Гегемоны (Водительницы)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Относительно Артемиды Кнагии [почитаемой в Спарте] рассказывают следующее. Говорят, что спартанский уроженец Кнагии участвовал в походе на Афидну вместе с Диоскурами, был в битве взят в плен и, проданный на Крит, был рабом там, где у критян храм Артемиды; через некоторое время он бежал оттуда вместе с девушкой жрицей, которая бежала, захватив изображение (богини). Поэтому и называется, как они говорят, эта Артемида Кнагией».

 

II. ЛИМНЫ, город в Лакедемонии

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 170-182 / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 153) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Если же нимфы ведут вокруг тебя хороводы [на Делосе],

Будь то подле истоков египетской влаги Инопа,

Иль у Питаны (затем, что твоя Питана!) и в Лимнах [в Лакедемонии]…

Бог солнцезарный,

С неба такой хоровод приметив, коней остановит,

Залюбовавшись; а дня между тем теченье [в середине лета] продлится».

 

Страбон. География. Книга VIII. IV. 9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 343) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Святилище Артемиды в Лимнах (где мессенцы, как думают, оскорбили девушек, пришедших на жертвоприношение) находится на границе Лаконики и Мессении, где оба племени сообща справляют всенародное празднество и приносят жертву; после оскорбления девушек, когда мессенцы отказались дать удовлетворение, говорят, началась война. По имени этих Лимн названо святилище Артемиды в Спарте – Лимнеон».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVI. 6-7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Место, называемое Лимнеоном [в Лакедемонии], является храмом Артемиды Ортии. Тут находится ее деревянное изображение, которое, говорят, некогда Орест и Ифигения похитили из Тавриды. По рассказам лакедемонян, оно было перенесено в их город Орестом, который тут и царствовал… Что деревянная статуя Артемиды Ортии (Прямостоящей) в Лакедемоне привезена от варваров, свидетельством мне служит следующее: во-первых, нашедшие эту статую Астрабак и Алопек, дети Ирба, сына Амфисфена, внука Амфиклея, правнука Агиса, тотчас сошли с ума; во-вторых, когда спартанцы-лимнаты, жители Киносур, Месои и Питаны, стали приносить ей жертву, они были доведены до ссоры, а затем и до взаимных убийств, и в то время, как многие умерли у самого алтаря, остальные погибли от болезни.

После этого им было сообщено божье слово – орошать жертвенник человеческой кровью. Прежде приносили в жертву того, на которого указывал жребий, но Ликург заменил это бичеванием эфебов, и алтарь стал таким образом орошаться человеческой кровью. При этом присутствовала жрица, держа в руках деревянное изображение. Будучи маленьким по величине, это изображение было очень легким, но если бывает, что бичующие бьют эфеба слабо, щадя или его красоту или его высокое положение, тогда для жрицы это деревянное изображение становится тяжелым и она с трудом может его держать; она начинает тогда обвинять бичующих и говорит, что из-за них она чувствует тяжесть. Так продолжают удовлетворять человеческой кровью эту статую после таврических жертвоприношений. Ее же называют не только Ортией, но и Лигодесмой (Связанной ивой), так как она была найдена в кусте ив, и ивовые ветки, охватившие ее кругом, поддерживали статую прямо».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. II. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Телекл [исторический персонаж] погиб от руки мессенцев в храме Артемиды, а этот храм был воздвигнут на границе Лаконики и Мессении, в местечке, называемом Лимны (Озера)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. IV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На границах Мессении есть святилище Артемиды, именуемой Лимнатидой (Владычицей озер); из дорян одни только мессенцы и лакедемоняне совместно владели этим святилищем. Лакедемоняне рассказывают, что над их девушками, явившимися на праздник, мессенцы совершили насилие, а их царя Телекла, происходящего (по восходящей линии) от Архелая, Агесилая, Дорисса, Лабота, Эхестрата, Агиса и пытавшегося им помешать, убили. Более того, изнасилованные девушки из-за стыда, как говорят, наложили на себя руки».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга шестая. 20. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 132-133) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Тут Феспесион [египетский мудрец], желая переменить предмет беседы, спросил Аполлония [Тианского, языческого пророка 1 в. н. э.] о лаконских плетях – правда ли, что спартанцев секут принародно? «Еще как секут, Феспеспон! – отвечал Аполлоний, – а особенно – именитых и почтенных… Обряд бичевания совершается в угожденье Артемиде Скифской и, как говорят, установлен вещими предначертаниями, ну, а перечить богам, по-моему, – сущее безрассудство». – «Не слишком мудрыми выходят по словам твоим, Аполлоний, эллинские боги, ежели велят они плеткой упражнять благородство!» — «Не плеткой, но людскою кровью, коей кропят алтарь: у скифов людей убивали, однако просвещенные лакедемоняне заменили столь жестокую жертву состязанием в стойкости – это не смертельно, а первины крови богине по-прежнему достаются». – «Тогда почему вы не приносите в жертву Артемиде чужеземцев? У скифов был и такой обычай!» – «Потому что никакой эллин не станет в точности подражать дикарским нравам».

 

III. ТАЙГЕТ, горы в Лакедемонии

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 183-188 / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 153) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«Меж островами какой тебе мил, и какая вершина…

Горы Тайгета милы…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Местность между Талетом [вершиной горной цепи Тайгет] и Эворой называется Ферами (Охотой); говорят, что Латона с вершин Тайгета (смотрела на охоту своей дочери Артемиды)…»

[Горы Тайгет были посвящены Артемиде, поэтому культовый миф мог быть связан с ее рождением.]

 

IV. КАРИИ, местность в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. X. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Карий – местность, посвященная Артемиде и Нимфам, и тут под открытым небом стоит статуя Артемиды Кариатидской; тут лакедемонские девушки каждый год устраивают хоры и у них есть местный установленный танец».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Днем он [Анаксандр, исторический персонаж] устроил засаду на девушек, которые в Кариях совершали торжественный хоровод в честь Артемиды, и всех тех, отцы которых отличались богатством или знатностью, он взял в плен и увел в мессенскую деревню…»

 

V. АМИКЛЫ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVIII. 5-6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Амиклах есть следующие достопримечательности: на стеле изображен атлет, искусный в пентатле (в пятиборье) по имени Энет… Итак, здесь есть его изображение, есть затем и медные треножники… Под первым треножником стояла статуя Афродиты, под вторым – Артемиды… Тут были приношения Батикла из Магнесии, того самого, который создал трон Аполлона Амиклейского, сделанные им как бы в дополнение к трону изображения Харит и статуя Артемиды Левкофрины».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Лакедемоняне… стали брать один за другим и другие города. Из взятой добычи они посвятили Аполлону в Амиклах медные треножники; под первым треножником стоит изображение Афродиты, изображение Артемиды – под вторым, а под третьим – Коры, дочери Деметры».

 

VI. ДЕРЕЙОН, местность в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Дерейон, где под открытым небом стоит статуя Артемиды Дереатиды; около нее – источник, который называют Аноном».

 

VII. ДОРОГА В АРКАДИЮ в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Дальше по дороге [из Спарты в Аркадию] – … святилище Мисийской Артемиды».

VIII. МАРИЙ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Марий – другой из [городов] Элевтеролаконов… Здесь есть древний храм, общий для всех богов, и вокруг него роща с большим количеством водоемов. Эти водоемы находятся и в храме Артемиды».

IX. БОЙИ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXII. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За этим мысом в материк вдается так называемый Бойатийский залив, и в глубине этого залива стоит город Бойи. Его построил один из Гераклидов – Бой, и, как говорят, свел сюда население из трех городов – Этиды, Афродисиады и Сиды… Выселенные из этих городов стали искать, где им поселиться. И им было от бога пророчество, что Артемида укажет, где им следует поселиться. Когда они вышли на землю, то перед ними явился заяц, и этого зайца они признали своим путеводителем; когда он скрылся в миртовом кусте, они основали город там, где был миртовый куст; и до сих пор они почитают эту мирту, а Артемиду называют Сотерой (Спасительницей)».

 

X. ЭПИДАВР ЛИМЕРА, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«По дороге, ведущей из Бойев в Эпидавр Лимеру, находится храм Артемиды Лимнатиды (Владычицы озер). Город, расположенный недалеко от моря, выстроен на возвышенности…»

XI. ГИПСЫ, местность в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… В местечке Гипсах, уже в пределах Спарты, есть храм Асклепия и Артемиды, именуемой Дафнией (Владычица лавра). У моря, на мысу, находится храм Артемиды Диктинны (Владычицы сетей), и в честь нее каждый год они справляют празднество».

XII. ПИРРИХ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Из богов в их земле [городе Пиррих] имеют святилища Артемида, именуемая Астратеей, потому что амазонки прекратили здесь свой дальнейший поход (стратею), и Аполлон Амазонии; обе статуи деревянные и поставлены, говорят, фермодонтскими женщинами [амазонками]».

XIII. ТЕВФРОНА, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если от Пирриха спуститься к морю, то там будет Тевфрона. Первым поселившимся здесь человеком называют афинянина Тевфранта. Из богов они больше всего почитают Артемиду Иссору. Тут есть водоем Найя».

XIV. АЛАГОНИЯ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXVI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Алагония; этот городок я уже упоминал в числе [городов] Элевтеролаконов. Осмотра заслуживают здесь святилища Диониса и Артемиды».

КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕССЕНА, главный город Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXI. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Работы того же Дамофонта у мессенцев статуя (Артемиды), именуемая Лафрией. Почитание ее установлено у них по следующему поводу. У калидонян Артемида, которую они чтут больше всех других богов, носит наименование Лафрия; получив Навпакт от афинян, мессенцы стали жить очень близко от пределов Этолии и потому заимствовали культ этой богини от калидонян. Внешний вид ее я опишу в другом месте. Наименование Лафрии проникло только к мессенцам и ахейцам из Патр…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Но наибольшее количество статуй и наиболее достойных обозрения дает нам храм Асклепия [в Мессене]: там находятся отдельной группой статуи самого бога и его детей, отдельно группа Аполлона и муз, отдельно… Тиха и Артемида Фосфора (Светоносная)».

 

II. КОРОНА, город в Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXIV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут [в Короне] есть храмы: Артемиды, так называемой Пайдотрофы (Детокормилицы), Диониса и Асклепия…»

 

III. МОФОНА, город в Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть здесь [в Мофоне, Мессения] и храм Артемиды и в колодце вода, смешанная со смолой, с виду совершенно похожая на кизикское (ирисовое) масло; вода имеет вполне одинаковый с ним и цвет и запах».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

 

Оцените статью
Античная мифология