Афродита была олимпийской богиней любви, красоты и продолжения рода.
Она владела многочисленными святынями и храмами по всей Греции. На этой странице описывается культ богини на северо-западе Пелопоннеса, в центральной и северной Греции и в греческих колониях. Ее самым важным культовым центром в Средиземноморье, возможно, был остров Кипр, где в ее честь совершались мистерии. Киприанка Афродита была тесно связана с финикийской богиней Астартой на материковой части Сирии.
Фотографии некоторых из ее знаменитых культовых статуй представлены ниже, в том числе Венера Капуанская и Венера Каллипига «Дивнозадой».
Изображение справа — Афродита «Венера Капуанская», греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.
- Культ в Элиде
- I. Элида столица Элиды
- II. Темнос деревня в Элиде
- III. Деревня Олимпия & святилище в Элиде
- IV. Киллена село в Элиде
- Культ в Ахее
- I. Патры столица Ахеи
- II. Эгион город в Ахее
- III. Бура Деревня в Ахее
- IV. Эгира город в Ахее
- Культ в Аркадии
- I. Мегалополь Столица Аркадии
- II. Мелангея деревня в Аркадии
- III. Мантинея город в Аркадии
- IV. Анхизия гора в Аркадии
- V. Орхомен деревня в Аркадии
- VI. Псофид городв в Аркадии
- VII. Тевфида деревня в Аркадии
- VIII. Акакесия деревня в Аркадии
- IX. Котил деревня в Аркадии
- X. Тегея город в Аркадии
- Культ в Беотии
- I. Фивы столица Беотии
- II. Танагра, деревня в Беотии
- III. Феспия деревня в Беотии
- Культ в Фокиде
- I. Эантия деревня в Фокиде
- Культ в Локрах Озольских
- I. Навпакт столица Локра
- Культ в Фессалии
- I. Метрополь столица Гестиеотиды в Фессалии
- Культ в Делосе
- I. Делос столица в Делоса
- Культ на острове Кос
- I. Кос столица Кос
- Культ во Фракии
- I. Абидос город на Галлипольском полуострове
- Культ в Тевфрании (Малая Азия)
- I. Возле Антандра в Тевфрании
- Культ в Мисии (Малая Азия)
- I. Апатур город в Мисии
- Культ в Памфилии (Малая Азия)
- I. Горы в Памфилии
- Культ в Карии (Малая Азия)
- I. Книд город в Дорисе — Кария
- Культ в Лидии (Малая Азия)
- I. Сардис столица Лидии
- Культ на Кипре
- Фестиваль Адония
- I. Пафос столица Кипра
- II. Аматунт город на Кипре
- III. Лапаф город на Кипре
- IV. Олимп гора на Кипре
- V. Залив Педалий на Кипре
- Культ в Египте
- I. Зефирий мыс в Египте
- II. Фарос остров в Египте
- Культ в Ливии
- I. Кирена город в Ливии
- Культ в Сицилии
- I. Эрикс город в Сицилии
- Культ венеры в Лации
- I. Рим столица Империи
- II. Ардея город в Риме в Лации
- Культ в Галлии
- Пиренеи горы в Галлии
Культ в Элиде
Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вся страна наполнена храмами Артемиды, Афродиты и нимф, расположенными в священных рощах, где обычно много цветов вследствие изобилия воды».
I. Элида столица Элиды
Цицерон. О природе богов. Книга 3. 21 — 23. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Венера первая была рождена богиней День от Неба. Ее храм мы видели в Элиде».
II. Темнос деревня в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 13. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если перейти реку Герм, то в Темне есть изображение Афродиты, сделанное из ствола растущего еще миртового дерева: у нас в памяти народа сохранилось предание, что Пелоп посвятил его Афродите, стараясь снискать милость богини и прося ее согласиться на его брак с Гипподамией».
III. Деревня Олимпия & святилище в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 20. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Рядом с храмом Илитии — развалины храма Афродиты Урании (Небесной); и здесь приносят жертвы на ее алтарях».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 25. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За галереей, построенной из добычи от коркирцев, позади нее находится храм Афродиты, а под открытым небом недалеко от храма — ее священный участок. Статуя той Афродиты, которая поставлена в храме и которую они называют Уранией (Небесной) сделана из слоновой кости и золота; она — произведение Фидия; Афродита стоит, опираясь одной ногой на черепаху. Священный же участок второй Афродиты окружен оградой, а внутри этого участка сделана терраса, на которой стоит медная статуя Афродиты, сидящей на медном козле. Это творение Скопаса. Эту статую называют статуей Афродиты Пандемос (Всенародной). Относительно значения черепахи и козла высказывать свое мнение я предоставляю желающим».
IV. Киллена село в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 26. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Киллене есть святилища богов, одно — Асклепия, другое — Афродиты».
Культ в Ахее
I. Патры столица Ахеи
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 20. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от театра находятся храм Немезиды и второй храм — Афродиты; в них стоят огромные по величине, сделанные из белого мрамора, их статуи».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 21. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Патрах, не очень далеко от святилища Посейдона, находится храм Афродиты. Одну из двух ее статуй поколением раньше моего времени рыбаки вытащили сетями из моря. Очень близко от гавани стоят медные статуи: одна — Ареса, другая — Аполлона. Статуя Афродиты — у нее есть тоже священный участок рядом с гаванью — сделана из дерева, кроме лица и оконечностей рук и ног, которые из мрамора. [11] Есть у них около моря еще и роща; в ней есть очень удобные дорожки, и во всех отношениях это очень приятное место в летнюю пору. В этой роще стоят храмы богов: один — Аполлона, другой — Афродиты. И их статуи сделаны из мрамора. Рядом с рощей находится святилище Деметры: она и ее дочь изображены стоящими, а статуя Геи (Земли) в позе сидящей».
II. Эгион город в Ахее
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 24. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Эгионе на морском берегу находится святилище Афродиты»
III. Бура Деревня в Ахее
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 25. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В нем [Бура, деревня в Ахее] есть храм Деметры, другой храм, общий Афродите и Дионису, и еще храм Илитии. Их статуи сделаны из пентеликонского мрамора, творение афинянина Эвклида. Деметра изображена в одеянии. Выстроен здесь храм и Исиде».
IV. Эгира город в Ахее
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 26. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Особенно здесь почитают Уранию [Афродиту], но в ее святилище не имеет права войти ни один человек; в храм же богини, которую называют Сирийской, можно входить, но в определенные дни, при этом произведя всякие установленные очищения, между прочим, и в отношении пищи».

Культ в Аркадии
I. Мегалополь Столица Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 31. 5 — 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Внутри ограды святилища Великих богинь находится также храм Афродиты. Перед входом в него стоят древние ксоаны[4] (деревянные статуи) Геры, Аполлона и Муз; говорят, они перевезены сюда из Трапезунта. [6] Статуи же, находящиеся в храме, сделал Дамофонт: это вырезанный из дерева Гермес и ксоан Афродиты, только у нее руки, лицо и ступни ног сделаны из мрамора. Они совершенно правильно, как мне кажется, дали богине эпитет Маханитида (Изобретательница): <ведь> ради Афродиты и ее дел больше всего изобретено людьми всяких хитростей и придуманы хитрые обманные речи».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 32. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть тут развалины и храма Афродиты; остался только пронаос и статуи числом три: одна из них носит название Афродиты Урании (Небесной), другая — Пандемос (Всенародной), а третьей не дано никакого названия»
II. Мелангея деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 6. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти дальше из Мелангей [В Аркадии], то на расстоянии от города приблизительно стадиев семи есть так называемый источник Мелиастов; эти Мелиасты совершают здесь свои оргии (торжественное богослужение) в честь Диониса, и около источника есть помещение, мегарон, <где эти оргии совершаются>, а равно и храм Афродиты Меланиды (Черной)»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 6. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти дальше из Мелангей, то на расстоянии от города приблизительно стадиев семи есть так называемый источник Мелиастов; эти Мелиасты совершают здесь свои оргии (торжественное богослужение) в честь Диониса, и около источника есть помещение, мегарон, <где эти оргии совершаются>, а равно и храм Афродиты Меланиды (Черной). Это наименование богиня получила не по чему иному, как только потому, что у людей совокупления происходят не так, как у животных, обычно днем, но по большей части ночью».
III. Мантинея город в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 9. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Позади театра есть развалины храма в честь Афродиты, носящей эпитет Симмахии (Союзницы), и ее статуя; имеющаяся на пьедестале надпись гласит, что воздвигла ее дочь Пасея Никиппа. Это святилище мантинейцы выстроили в память прежней своей совместной с римлянами морской победы при Актии».
IV. Анхизия гора в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 12. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У могилы Анхиза находятся развалины храма Афродиты, и у жителей Анхизии проходит граница между Мантинеей и Орхоменом».
V. Орхомен деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 13. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Заслуживают осмотра здесь [Город Орхомен в Аркадии] источник, из которого жители получают воду, и храмы Посейдона и Афродиты; их статуи сделаны из мрамора».
VI. Псофид городв в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В городе Псофиде есть святилище Афродиты, именуемой Эрикиной, в мое время от него остались только развалины; говорят, что его построили сыновья Псофиды. Это предание вполне вероятное: есть и в Сицилии святилище <Афродиты> Эрикины в земле Эрикса, очень чтимое еще с самых древних времен и по своему богатству не уступающее храму в Пафосе».
VII. Тевфида деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 28. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Кроме того, в Тевфиде есть еще храм Афродиты и Артемиды».
VIII. Акакесия деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть тут и алтарь Ареса, есть и изображения Афродиты в храме — одно из белого мрамора, другое, более древнее из них, из дерева».
IX. Котил деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 41. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над храмом Аполлона Эпикурия есть местечко, носящее имя Котил, и в нем есть Афродита «в Котиле»: тут стоит ей храм, — но крыша на нем провалилась, — и стоит ее статуя».
X. Тегея город в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в Тегее [Аркадия]… храм Афродиты, именуемой Пафосской. Этот храм был основан Лаодикой, которая, как я уже сказал раньше(2), была дочерью Агапенора, бывшего предводителем аркадян во время похода на Трою, и жила на Пафосе».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 48. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На площади Тегеи, по форме очень похожей на кирпич, есть храм Афродиты, который так и называется «Храм Афродиты на кирпиче»; в нем есть мраморное изображение богини».

Культ в Беотии
I. Фивы столица Беотии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 16. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Фивах есть деревянные статуи Афродиты, столь древние, что, по их преданиям, они являются посвятительным даром Гармонии и что сделаны они из деревянных украшений, бывших на носу корабля Кадма. Этих Афродит называют — одну Уранией (Небесной), другую — Пандемос (Всенародной), а третью — Апострофией (Отвращающей). Эти названия дала Гармония. Название Урании дано богине в знак чистой любви, лишенной чувственной похоти, Пандемос — в знак общения между полами и, наконец, третье название Апострофии — с тем, чтобы она могла отвращать человеческий род от беззаконных страстей и безрассудных поступков. Знала Гармония, что много подобного совершено среди варваров, много другого решались уже совершать и у эллинов, о чем впоследствии было описано в стихах: так, например, о матери Адониса, о Федре, дочери Миноса, о фракийце Терее».
II. Танагра, деревня в Беотии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 2. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Танагре [Беотия], рядом с храмом Диониса, есть три храма: один Фемиды, другой Афродиты и третий храм Аполлона, а вместе с ним и Артемиды и Латоны [Лето]».
III. Феспия деревня в Беотии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 27. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут есть и Афродита, произведение того же Праксителя, и изображение Фрины. Обе — и Фрина и богиня — изваяны из мрамора. В другом месте есть святилище Афродиты Меланиды (Черной), театр и площадь, заслуживающие осмотра».
Культ в Фокиде
I. Эантия деревня в Фокиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 38. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Эантии есть святилище Афродиты»
Культ в Локрах Озольских
I. Навпакт столица Локра
Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 38. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Афродите воздается поклонение в пещере. Молятся ей по разным причинам, но особенно к ней обращаются с молитвами вдовы, прося богиню о новом браке».

Культ в Фессалии
I. Метрополь столица Гестиеотиды в Фессалии
Страбон. География. Книга 9. 5. 17. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Метрополь же раньше объединился из трех незначительных городков; впоследствии к нему присоединилось несколько других местечек, среди которых была и Ифома. C. 438Так, Каллимах в своих «Ямбах» говорит, что «из всех Афродит (ибо есть не одна богиня с таким именем) Афродита Кастниетида превосходит всех мудростью, так как только она одна принимает в жертву свиней». Конечно, он был весьма ученым человеком (больше всякого другого) и всю свою жизнь, как он сам говорил, желал посвятить подобным мифам. Однако позднейшие писатели доказали, что не только одна Афродита, но несколько приняли этот обряд; среди этих богинь была и Афродита Метропольская; один из городов, соединившихся в одно поселение с этим городом, передал Метрополю этот онфурийский обряд».
Культ в Делосе
I. Делос столица в Делоса
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 40. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У делосцев есть небольшой ксоан Афродиты, у которой правая рука попорчена от времени, внизу же вместо ног у нее четырехугольная колонна. [4] Думаю я, что эту статую Ариадна получила от Дедала, и когда она последовала за Тесеем, то она захватила из дому и это изображение. Делосцы говорят, что, лишившись Ариадны, Тесей посвятил этот ксоан богини Аполлону Делосскому для того, чтобы, привезя его домой, при виде его, невольно вспоминая об Ариадне, он не испытывал бы все новых страданий от этой любви».
Культ на острове Кос
I. Кос столица Кос
Страбон. География. Книга 14. 2. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Там же была и Афродита Анадиомена [Выходящая из моря], теперь принесенная в дар Божественному Цезарю в Риме, так как Август посвятил отцу изображение его родоначальницы [Афродиты]»
Культ во Фракии
I. Абидос город на Галлипольском полуострове
Мусей. Геро и Леандр. / Пер. М. Дриневич под ред. Μ. Е. Грабарь-Пассек (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы. – М.: Наука, 1964. – С. 78):
«Часто она [Геро жрица Афродиты в Абидосе] и Эрота с Кипридой [Афродитой] небесной молила,
Жертвы неся им, недаром боясь огневого колчана»

Культ в Тевфрании (Малая Азия)
I. Возле Антандра в Тевфрании
Страбон. География. Книга 13. 1. 51. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Гаргары же расположены на мысе, образующем так называемый собственно Адрамиттский залив… Адрамиттским заливом называют только часть его, заключенную между мысом, где расположены Гаргары, и мысом под названием Пирра, где находится святилище Афродиты. Ширина входа в залив от мыса до мыса составляет переезд в 120 стадий. — Внутри залива расположены Антандр с возвышающейся над ним горой под названием Александрия (где, как говорят, происходил суд Париса над богинями)»
Культ в Мисии (Малая Азия)
I. Апатур город в Мисии
Страбон. География. Книга 11. 2. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«При въезде в Корокондамитиду находятся значительный город Фанагория, Кепы, Гермонасса и Апатур — святилище Афродиты. Фанагория и Кепы расположены на упомянутом острове при входе в озеро с левой стороны, а остальные города — за Гипанисом в Синдской области. В Синдской области есть место Горгипия — царская столица синдов, недалеко от моря, а также Аборака… Есть в Фанагории знаменитое святилище Афродиты Апатурос. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на нее здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой-то пещере; затем, принимая гигантов поодиночке, она отдавала своих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом [По-гречески apatē] убить их».
Культ в Памфилии (Малая Азия)
I. Горы в Памфилии
Каллимах. Фрагмент эпиграммы (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) (Источник: Каллимах. Перевод Блуменаю Л. Грабарь-Пассек М.Е. Голубец Ю. Свиясов Е.;Шульц Ю. Чистякова Н.Гаспаров М.Л. Иваница Г.) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Так, Каллимах в своих «Ямбах» говорит, что «из всех Афродит (ибо есть не одна богиня с таким именем) Афродита Кастниетида превосходит всех мудростью, так как только она одна принимает в жертву свиней»
Культ в Карии (Малая Азия)
I. Книд город в Дорисе — Кария
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Книдяне больше всего почитают Афродиту и у них имеется ряд храмов богини. Из них самый древний — Афродиты Доритиды (Дающей плодородие), затем — Акреи (Владычицы горных вершин) и новейший, который все называют просто Книдией, а сами книдяне — Эвплоей (Доброй помощницей в плавании)».
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 6. 40. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Некий человек решил, будто влюблен в изваяние нагой Афродиты, — такой кумир воздвигнут в Книде. Итак, этот влюбленный подносил истукану дары, твердя, что подарит еще больше, ибо намерен жениться. В иных обстоятельствах Аполлоний счел бы все это просто нелепостью, однако обитатели Книда не разделяли такого мнения, но, напротив, утверждали, что богиня воссияет ярче прежнего, ежели заведет себе любовника. Тогда Аполлоний решил изгнать из святилища подобные глупости и на вопрос горожан, намерен ли он исправить что-нибудь в порядке жертвоприношений и обетов, отвечал: «Я намерен вправить вам глаза, а что до храмовых обрядов, то пусть будут, как были!» Затем, призвав к себе развратного мечтателя, он спросил: «Почитаешь ли ты богов сущими?» Тот отвечал, что почитает-де их сущими и даже влюблен в богиню, супружества коей домогается, надеясь вскоре сыграть свадьбу. «Это стихотворцы заморочили тебе голову, — возразил Аполлоний, — сказками о всяких Пе-леях и Анхизах, женившихся на богинях! А вот я касательно всех этих любовных дел знаю одно: боги любятся с богами, люди с людьми, звери — со зверями, и так повсюду подобное влечется к подобному ради сходного с родителями и здорового потомства. У созданий несходных и разнопородных никакого супружества и никакой любви получиться не может — вспомни об Иксионе и перестань мечтать о чуждой возлюбленной! Иксион на картинках катится по небу на пыточном колесе, а тебе, ежели не уйдешь ты из храма, по всей земле будет погибель — и тогда уж не жалуйся, что боги осудили тебя несправедливо». Этой речью Аполлоний утихомирил безумие так называемого влюбленного, и тот покинул святилище, прежде принеся жертву, дабы простила его богиня».
Культ в Лидии (Малая Азия)
I. Сардис столица Лидии
Птолемей Хенн. Новая история для многознающих. (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4. Переводчик: Мещанский Д.В.) (Греческий писатель. II века н. э.)
«Крез [Царь Лидии], как говорят, был зачат во время праздника Афродиты, когда лидийцы проводят шествие и украшают богиню своим богатством».

Культ на Кипре
Геродот. История. Книга 1. 199. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!». Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года [Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно. Священной проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки — жрицы богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона), а вовсе не все девушки-вавилонянки.]. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Кипре».
Геродот. История. Книга 1. 105. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«В городе Аскалон в Сирии… святилище Афродиты Урании [Это был знаменитый храм филистимлян, посвященный Астарте (Иштар).]. Как я узнал из расспросов, это святилище — самое древнее из всех храмов этой богини. Ведь святилище на Кипре основано выходцами оттуда, как утверждают сами киприоты, а храм в Кифере воздвигли финикияне, жители Сирии Палестинской».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Поблизости стоит храм Афродиты Урании (Небесной). Первым народом, которому выпало на долю почитать Уранию, были ассирийцы, а после ассирийцев из жителей Кипра — пафийцы, а из финикийцев — жители Аскалона в Палестине».
Фестиваль Адония
Овидий. Метаморфозы. Книга 10. 724. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[После смерти Адониса Афродита объявляет, что она установит праздник траура на Кипре:]
Слез, Адонис, моих; твоей повторенье кончины [Намек на празднества в честь Адониса]
Изобразит, что ни год, мой плач над тобой неутешный!»
[то есть во время празднования фестиваля Адония]
I. Пафос столица Кипра
Гомеровские гимны. IV. К Афродите. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149, 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Быстро примчавшись на Кипр, низошла она в храм свой душистый
В Пафосе: есть у нее там алтарь благовонный и роща»
Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Палепаф [На кипре]; последний приблизительно в 10 стадиях над морем с корабельной стоянкой и древним святилищем Афродиты Пафии. Затем следуют мыс Зефирия с корабельной стоянкой и другая Арсиноя, также с корабельной стоянкой, со святилищем и священным участком. Неподалеку от моря находится Гиерокепида. Далее идет Пафос, основанный Агапенором, с гаванью и прекрасно построенными святилищами. Город находится на расстоянии 60 стадий пути по суше от Палепафа; на этой дороге мужчины и женщины из других городов ежегодно сходятся на торжественные процессии к Палепафу; некоторые считают от Пафоса до Александрии 3600 стадий. После Пафоса следует Акамант. После Акаманта на восток идет морской путь к городу Арсиное и к священному участку Зевса. Далее идет город Солы с гаванью, рекой и святилищем Афродиты и Исиды»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 5. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Поднявшейся бурей Агапенор и корабли аркадян были занесены на Кипр; там Агапенор сделался строителем города Пафоса и воздвиг храм Афродиты в Палай Пафосе (в Старом Пафосе); до тех пор богиня принимала поклонение от жителей Кипра в местечке, называемом Голги».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в Тегее также храм Деметры и Коры, которых называют Карпофорами (Плодоносящими), а поблизости — храм Афродиты, именуемой Пафосской. Этот храм был основан Лаодикой, которая, как я уже сказал раньше, была дочерью Агапенора, бывшего предводителем аркадян во время похода на Трою, и жила на Пафосе».
Афиней. Пир мудрецов. Книга 3. 84c. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 75):
«[Эриф Мелибея]
— А вот гранаты.
— Прелесть.
— Это дерево Посажено на Кипре Афродитою.
— О, чтимая Бербея!»
[Бербея была кипрским Была кипрским эпитетом Афродиты.]
Афиней. Пир мудрецов. Книга 3. 95f — 96a. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 75):
«Антифан в «Коринфянке»:
— Как? Афродиту чтить свиной конечностью?
— Забыл, хозяин, что богиня Кипрская
Так любит всех свиней на этом острове,
Что и навозом у нее питаются
Не свиньи, а быки».[От том, что Афродите действительно приносится в жертву свинья, свидетельствует в «Исторических записках» Каллимах или Зенодот: «Аргосцы жертвуют Афродите свинью, и даже сам праздник называется Свиным (‛Υστήρια)».]
Овидий. Метаморфозы. Книга 10. 243. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Праздник Венеры [Афродиты] настал, справляемый всюду на Кипре.
Возле святых алтарей с золотыми крутыми рогами
Падали туши телиц, в белоснежную за́кланных шею».
Овидий. Метаморфозы. Книга 10. 560. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Поприще есть, — Тамазейским его называют туземцы, —
Кипрской земли наилучший кусок. Старинные люди
Мне посвятили его и решили, как дар благочестья,
К храму придать моему. Посреди его дерево блещет
Золотоглаво, горят шелестящие золотом ветви.
Яблока три золотых я с него сорвала и явилась,
Их же в руке принесла; не зрима никем, им одним лишь,
К юноше я подошла и что с ними делать внушила».
Апулей. Золотой осёл. Книга 11. 218. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. 192) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
«[Афродита] вечным плодородием человеческий род умножая, ныне на Пафосе священном».
II. Аматунт город на Кипре
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 41. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть на Кипре город Аматунт, а в нем есть древний храм Адониса и Афродиты. Говорят, что в этом храме хранится ожерелье, некогда данное Гармонии; его называют ожерельем Эрифилы, так как она получила его в подарок, продав за него своего мужа. Дети Фегея посвятили его в Дельфы; каким образом оно попало в их руки, мною уже рассказано, когда я описывал историю Аркадии. Из Дельф его похитили фокейские тираны. Но мне лично кажется, что оно находится вовсе не в Аматунте, в храме Адониса. В Аматунте хранится ожерелье, состоящее из зеленых камней, оправленных в золото. А то ожерелье, которое было дано Эрифиле, по словам Гомера, было золотое».
III. Лапаф город на Кипре
Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В этом промежутке находится город Лапаф… Далее идет Афродисий [Святилище Афродиты], где остров узок, так как переезд до Саламина равен 70 стадиям».
IV. Олимп гора на Кипре
Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[Рядом с Карпасией на Кипре] Затем идут мыс и гора, вершина которой называется Олимпом. На ней находится храм Афродиты Акрейской, недоступный для женщин, которым запрещено даже смотреть на него».
V. Залив Педалий на Кипре
Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Потом следуют город Арсиноя и гавань. Затем другая гавань — Левколла. Далее — мыс Педалий, над которым возвышается скалистый высокий трапециевидный холм, посвященный Афродите»

Культ в Египте
I. Зефирий мыс в Египте
Посидипп. 12. Храм Арсинои-Киприды (Переводчик: Блуменаю Л. Шульц Ю. Голубец Ю.) (Греческий поэт. 310 г. до н.э)
«[Эпиграмма, составленная Птолемеем II в честь основания святыни его жены Арсинои. Здание представляло собой часовню с изображением Арсинои, которой поклонялись здесь как Арсинои-Афродите: она стояла на мысе Зефирион, между Александрой и Канопусом.]
Я — на фаросской земле, у принильского устья Канопа,
Волны в изножье моем всюду кипят, волнорез
Тянется к краю ливийских песков, обильных стадами,
Тянется дамба моя вдоль к италийским ветрам.
Здесь меня воздвиг Калликрат, Арсинои-Киприды
Царственным именем храм он достославный назвал.
Но сюда, к Зефирите, чистые эллинов дщери,
Слух Афродиты склонить вы отправляйтесь скорей!
С ними мужи, бороздящие море! Наварх наш построил
Храм, защиту для всех ныне от всяческих бурь».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 24. ЛЕВ (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):
«Математик Конон с Самоса и Каллимах называют Волосами Береники. Когда Птолемей вступил в брак со своей сестрой Береникой [около 243 г. до н.э.],, дочерью Птолемея и Арсинои, и спустя короткое время отправился на завоевание Азии, Береника дала обет, что она острижет свои волосы, если Птолемей вернется победителем. Она исполнила свое обещание и посвятила волосы в храм Венеры-Арсинои Зефиритидской, но на другой день они исчезли. Это привело царя в ярость, но математик Конон, как мы сказали выше, стремясь добиться царского расположения, объявил, что он разглядел волосы среди созвездий, и указал на семь звезд, не входивших ни в одно созвездие, которые, по его словам, и есть ее волосы».
II. Фарос остров в Египте
Геродот. История. Книга 2. 112. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Есть в этом священном участке Протея храм, называемый храмом «чужеземной Афродиты». Как я предполагаю, это — храм Елены, дочери Тиндарея. Во-первых, потому, что по сказанию, которое мне сообщили, Елена жила у Протея, а во-вторых, оттого, что этот храм называется храмом «чужеземной Афродиты». Ведь ни один другой храм в Египте не носит такого названия».
Культ в Ливии
I. Кирена город в Ливии
Геродот. История. Книга 2. 181. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Так вот, он [Амасис Египетский фараон C 5-года до н. Э.] взял себе в супруги девушку по имени Ладику, которая, как одни говорят, была дочерью Батта, по другим же, — Аркесилая или даже знатного гражданина Критобула. Однако, разделяя с супругой ложе, Амасис не мог сойтись с нею, хотя еще сходился с другими женщинами. И так как это повторялось не раз, то Амасис сказал Ладике: «Женщина! Ты меня совершенно околдовала! Ничто уже не спасет тебя от самой лютой казни, которую когда-либо испытала женщина!». Хотя Ладика отрицала свою вину, Амасис не сменил свой гнев на милость. Тогда Ладика принесла обет Афродите посвятить в Кирену статую богине, если Амасис сойдется с ней в эту ночь (ведь в этом одном было ее спасение). И действительно, после этого обета Амасис тотчас же сошелся с ней и с тех пор, всякий раз как приходил, имел сношение с ней, и потом очень полюбил ее. Ладика же исполнила свой обет богине. Она велела изваять статую и отослала ее в Кирену. Когда я был там, статуя была еще цела и стояла [в храме] за городом Киреной. Эту Ладику Камбис после завоевания Египта, узнав от нее самой, кто она, отослал в Кирену, не причинив обиды».

Культ в Сицилии
I. Эрикс город в Сицилии
Страбон. География. Книга 6. 2. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Населен также Эрикс — высокий холм с весьма чтимым святилищем Афродиты. В древние времена святилище было полно храмовых рабынь, которых посвящали по обету жители Сицилии и многие иностранцы. Теперь, однако, святилище, как и само поселение26, опустело и толпа храмовых служителей покинула его. В Риме есть храм — копия храма этой богини, святилище так называемой Венеры Эрикины перед Коллинскими воротами с замечательным храмом и портиком вокруг него… Сиракузы и Эрикс воздвигнуты на море как две твердыни»
Павсаний. Описание Эллады. 8. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В городе Псофиде есть святилище Афродиты, именуемой Эрикиной, в мое время от него остались только развалины; говорят, что его построили сыновья Псофиды. Это предание вполне вероятное: есть и в Сицилии святилище <Афродиты> Эрикины в земле Эрикса, очень чтимое еще с самых древних времен и по своему богатству не уступающее храму в Пафосе».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 10. 50. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):
«Слышал я, мол, в Эриксе, где конечно же знаменитый храм Афродиты (тамошних голубей и их особенности я упоминал ранее) имеет запасы золота, огромные запасы серебра, ожерелий и перстней большой цены; и что страх перед богиней обеспечивает им безопасность от грабителей и неприкосновенность; и что люди древних времён всегда почитали вышеупомянутую богиню и ее сокровища с благоговением и трепетом. Но я узнал, что Гамилькар карфагенянин ограбил сокровищницу, переплавил золото и серебро, а затем раздал позорные награды воинам. И за эти деяния он перенес самые болезненные и тяжкие муки и был казнен распятием, в то время как все его сообщники и соучастники в нечестивом святотатстве погибли насильственной и страшной смертью. И его родина, которая до это была столь процветающей, и которая славилась выше большинства стран, после того как священные предметы были доставлены, была порабощена. Но хотя эти впечатляющие факты не имеют отношения к нашей нынешней теме, но те, что уместны в этом обсуждении, сейчас будут предъявлены.
Каждый день в течение всего года народ Эрикса и чужестранцы приносят жертвы богине. И самый большой алтарь находится на открытом воздухе, и на нем предлагаются многие жертвы, и весь день и в ночи на нем горит огонь. Рассвет начинает очистку, и по–прежнему алтарь не показывает никаких следов угля, пепла, полусожженных чурок, но покрыт росой и свежей травой, которая вырастает за ночь. И священные жертвы из каждого стада приходят и встают перед алтарём по собственному желанию; это богиня в первую очередь приводит их, а во вторую, это возможность и желание платить со стороны жертвователя. В любом случае, если вы хотите принести в жертву овцу, и вдруг, о чудо! овца стоит у алтаря, и вы должны начать торжественное омовение. Но если вы человек состоятельный и хотите пожертвовать одну корову или даже больше чем одну, тогда ни пастух не обжулит вас, взимая слишком много, ни вы ни разочаруете его, ибо богиня видит, что купля–продажа справедлива, и если вы заплатили достаточно, то приобретете ее благосклонность. Если однако вы хотите купить по более низкой цене, чем должно, вы заплатите свои деньги зря — животное уйдет, и вы не сможете принести жертву.
Вот что касается особенностей животных Эрикса в дополнение к тем, о которых я упоминал ранее».
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 1. 15. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«В сицилийском городе Эрике, где находится знаменитое святилище Афродиты, справляют праздник Анагогий в честь переселения богини из Сицилии в Ливию. Тогда голуби отсюда исчезают, точно они сопутствуют богине в ее странствии, а в остальное время, как известно, стаями кружатся над храмом Афродиты».
Культ венеры в Лации
I. Рим столица Империи
Страбон. География. Книга 6. 2. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В Риме есть храм — копия храма этой богини [Афродиты], святилище так называемой Венеры Эрикины перед Коллинскими воротами с замечательным храмом и портиком вокруг него»
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 7. 32. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Император [Домициан в Риме] был в масличном венке, ибо как раз перед тем приносил жертву Афине в Адонисовом дворе, а двор этот весь был уставлен цветочными горшками — такие цветы ассирияне растят у себя дома под крышей, готовя их к Адописовым игрищам [в честь Афродиты и Адониса]».
II. Ардея город в Риме в Лации
Страбон. География. Книга 5. 3. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Поблизости от Ардеи есть также храм Афродиты, где латины справляют всенародные праздники. Самниты разорили эту местность, и хотя сохранились только остатки городов, но и они стали знамениты пребыванием Энея и священными обрядами (по преданию) тех времен».
Культ в Галлии
Пиренеи горы в Галлии
Страбон. География. Книга 4. 1. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«От этой реки морское побережье простирается до святилища Афродиты Пиренейской. Это святилище служит границей между этой провинцией — Нарбонитидой — и Иберийской страной».
[Вероятно, это культ местной богини, а не греческой Афродиты или римской Венеры.]
Страбон. География. Книга 4. 1. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Береговая линия начиная отсюда глубоко вдается в берег и образует до священного участка Афродиты (т. е. мыса Пиренеев)»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Каллимах. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
- Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
- Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947. – №№ 1-4; 1948. – №№ 1-4; 1949. – №№ 1-4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
- Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
Список используемой литературы