Культ Афродиты 2

Афродита была олимпийской богиней любви, красоты и продолжения рода.

Она владела многочисленными святынями и храмами по всей Греции. На этой странице описывается культ богини на северо-западе Пелопоннеса, в центральной и северной Греции и в греческих колониях. Ее самым важным культовым центром в Средиземноморье, возможно, был остров Кипр, где в ее честь совершались мистерии. Киприанка Афродита была тесно связана с финикийской богиней Астартой на материковой части Сирии.

Фотографии некоторых из ее знаменитых культовых статуй представлены ниже, в том числе Венера Капуанская и Венера Каллипига «Дивнозадой».

Изображение справа — Афродита «Венера Капуанская», греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.

Содержание
  1. Культ в Элиде
  2. I. Элида столица Элиды
  3. II. Темнос деревня в Элиде
  4. III. Деревня Олимпия & святилище в Элиде
  5. IV. Киллена село в Элиде
  6. Культ в Ахее
  7. I. Патры столица Ахеи
  8. II. Эгион город в Ахее
  9. III. Бура Деревня в Ахее
  10. IV. Эгира город в Ахее
  11. Культ в Аркадии
  12. I. Мегалополь Столица Аркадии
  13. II. Мелангея деревня в Аркадии
  14. III. Мантинея город в Аркадии
  15. IV. Анхи­зия гора в Аркадии
  16. V. Орхомен деревня в Аркадии
  17. VI. Псо­фид городв в Аркадии
  18. VII. Тев­фида деревня в Аркадии
  19. VIII. Ака­ке­сия деревня в Аркадии
  20. IX. Котил деревня в Аркадии
  21. X. Тегея город в Аркадии
  22. Культ в Беотии
  23. I. Фивы столица Беотии
  24. II. Танагра, деревня в Беотии
  25. III. Феспия деревня в Беотии
  26. Культ в Фокиде
  27. I. Эантия деревня в Фокиде
  28. Культ в Локрах Озольских
  29. I. Навпакт столица Локра
  30. Культ в Фессалии
  31. I. Метрополь столица Гестиеотиды в Фессалии
  32. Культ в Делосе
  33. I. Делос столица в Делоса
  34. Культ на острове Кос
  35. I. Кос столица Кос
  36. Культ во Фракии
  37. I. Абидос город на Галлипольском полуострове
  38. Культ в Тевфрании (Малая Азия)
  39. I. Возле Антандра в Тевфрании
  40. Культ в Мисии (Малая Азия)
  41. I. Апатур город в Мисии
  42. Культ в Памфилии (Малая Азия)
  43. I. Горы в Памфилии
  44. Культ в Карии (Малая Азия)
  45. I. Книд город в Дорисе — Кария
  46. Культ в Лидии (Малая Азия)
  47. I. Сардис столица Лидии
  48. Культ на Кипре
  49. Фестиваль Адония
  50. I. Пафос столица Кипра
  51. II. Аматунт город на Кипре
  52. III. Лапаф город на Кипре
  53. IV. Олимп гора на Кипре
  54. V. Залив Педа­лий на Кипре
  55. Культ в Египте
  56. I. Зефирий мыс в Египте
  57. II. Фарос остров в Египте
  58. Культ в Ливии
  59. I. Кирена город в Ливии
  60. Культ в Сицилии
  61. I. Эрикс город в Сицилии
  62. Культ венеры в Лации
  63. I. Рим столица Империи
  64. II. Ардея город в Риме в Лации
  65. Культ в Галлии
  66. Пиренеи горы в Галлии

Культ в Элиде

Страбон. География. Книга 8. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вся стра­на напол­не­на хра­ма­ми Арте­ми­ды, Афро­ди­ты и нимф, рас­по­ло­жен­ны­ми в свя­щен­ных рощах, где обыч­но мно­го цве­тов вслед­ст­вие изоби­лия воды».

 

I. Элида столица Элиды

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 21 — 23. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Вене­ра пер­вая была рож­де­на боги­ней День от Неба. Ее храм мы виде­ли в Элиде».

II. Темнос деревня в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 13. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если перей­ти реку Герм, то в Темне есть изо­бра­же­ние Афро­ди­ты, сде­лан­ное из ство­ла рас­ту­ще­го еще мир­то­во­го дере­ва: у нас в памя­ти наро­да сохра­ни­лось пре­да­ние, что Пелоп посвя­тил его Афро­ди­те, ста­ра­ясь снис­кать милость боги­ни и про­ся ее согла­сить­ся на его брак с Гип­по­да­ми­ей».

 

III. Деревня Олимпия & святилище в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 20. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Рядом с хра­мом Или­тии — раз­ва­ли­ны хра­ма Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной); и здесь при­но­сят жерт­вы на ее алта­рях».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 25. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«За гале­ре­ей, постро­ен­ной из добы­чи от кор­кир­цев, поза­ди нее нахо­дит­ся храм Афро­ди­ты, а под откры­тым небом неда­ле­ко от хра­ма — ее свя­щен­ный уча­сток. Ста­туя той Афро­ди­ты, кото­рая постав­ле­на в хра­ме и кото­рую они назы­ва­ют Ура­ни­ей (Небес­ной) сде­ла­на из сло­но­вой кости и золота; она — про­из­веде­ние Фидия; Афро­ди­та сто­ит, опи­ра­ясь одной ногой на чере­па­ху. Свя­щен­ный же уча­сток вто­рой Афро­ди­ты окру­жен огра­дой, а внут­ри это­го участ­ка сде­ла­на терра­са, на кото­рой сто­ит мед­ная ста­туя Афро­ди­ты, сидя­щей на мед­ном коз­ле. Это тво­ре­ние Ско­па­са. Эту ста­тую назы­ва­ют ста­ту­ей Афро­ди­ты Пан­де­мос (Все­на­род­ной). Отно­си­тель­но зна­че­ния чере­па­хи и коз­ла выска­зы­вать свое мне­ние я пре­до­став­ляю желаю­щим».

IV. Киллена село в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 26. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Кил­лене есть свя­ти­ли­ща богов, одно — Аскле­пия, дру­гое — Афро­ди­ты».

 

Культ в Ахее

I. Патры столица Ахеи

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 20. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Неда­ле­ко от теат­ра нахо­дят­ся храм Неме­зиды и вто­рой храм — Афро­ди­ты; в них сто­ят огром­ные по вели­чине, сде­лан­ные из бело­го мра­мо­ра, их ста­туи».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 21. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Пат­рах, не очень дале­ко от свя­ти­ли­ща Посей­до­на, нахо­дит­ся храм Афро­ди­ты. Одну из двух ее ста­туй поко­ле­ни­ем рань­ше мое­го вре­ме­ни рыба­ки выта­щи­ли сетя­ми из моря. Очень близ­ко от гава­ни сто­ят мед­ные ста­туи: одна — Аре­са, дру­гая — Апол­ло­на. Ста­туя Афро­ди­ты — у нее есть тоже свя­щен­ный уча­сток рядом с гава­нью — сде­ла­на из дере­ва, кро­ме лица и око­неч­но­стей рук и ног, кото­рые из мра­мо­ра. [11] Есть у них око­ло моря еще и роща; в ней есть очень удоб­ные дорож­ки, и во всех отно­ше­ни­ях это очень при­ят­ное место в лет­нюю пору. В этой роще сто­ят хра­мы богов: один — Апол­ло­на, дру­гой — Афро­ди­ты. И их ста­туи сде­ла­ны из мра­мо­ра. Рядом с рощей нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Демет­ры: она и ее дочь изо­бра­же­ны сто­я­щи­ми, а ста­туя Геи (Зем­ли) в позе сидя­щей».

 

II. Эгион город в Ахее

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 24. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Эги­оне на мор­ском бере­гу нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты»

 

III. Бура Деревня в Ахее

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 25. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В нем [Бура, деревня в Ахее] есть храм Демет­ры, дру­гой храм, общий Афро­ди­те и Дио­ни­су, и еще храм Или­тии. Их ста­туи сде­ла­ны из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра, тво­ре­ние афи­ня­ни­на Эвклида. Демет­ра изо­бра­же­на в оде­я­нии. Выстро­ен здесь храм и Иси­де».

 

IV. Эгира город в Ахее

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 26. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Осо­бен­но здесь почи­та­ют Ура­нию [Афродиту], но в ее свя­ти­ли­ще не име­ет пра­ва вой­ти ни один чело­век; в храм же боги­ни, кото­рую назы­ва­ют Сирий­ской, мож­но вхо­дить, но в опре­де­лен­ные дни, при этом про­из­ведя вся­кие уста­нов­лен­ные очи­ще­ния, меж­ду про­чим, и в отно­ше­нии пищи».

Афродита «Венера Мазарини», греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Музей Дж. Пола Гетти.
Афродита «Венера Мазарини», греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Музей Дж. Пола Гетти.

Культ в Аркадии

I. Мегалополь Столица Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 31. 5 — 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Внут­ри огра­ды свя­ти­ли­ща Вели­ких богинь нахо­дит­ся так­же храм Афро­ди­ты. Перед вхо­дом в него сто­ят древ­ние ксо­а­ны[4] (дере­вян­ные ста­туи) Геры, Апол­ло­на и Муз; гово­рят, они пере­ве­зе­ны сюда из Тра­пезун­та. [6] Ста­туи же, нахо­дя­щи­е­ся в хра­ме, сде­лал Дамо­фонт: это выре­зан­ный из дере­ва Гер­мес и ксо­ан Афро­ди­ты, толь­ко у нее руки, лицо и ступ­ни ног сде­ла­ны из мра­мо­ра. Они совер­шен­но пра­виль­но, как мне кажет­ся, дали богине эпи­тет Маха­ни­ти­да (Изо­бре­та­тель­ни­ца): <ведь> ради Афро­ди­ты и ее дел боль­ше все­го изо­бре­те­но людь­ми вся­ких хит­ро­стей и при­ду­ма­ны хит­рые обман­ные речи».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 32. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть тут раз­ва­ли­ны и хра­ма Афро­ди­ты; остал­ся толь­ко про­на­ос и ста­туи чис­лом три: одна из них носит назва­ние Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной), дру­гая — Пан­де­мос (Все­на­род­ной), а третьей не дано ника­ко­го назва­ния»

II. Мелангея деревня в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 6. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если идти даль­ше из Мелан­гей [В Аркадии], то на рас­сто­я­нии от горо­да при­бли­зи­тель­но ста­ди­ев семи есть так назы­вае­мый источ­ник Мели­а­стов; эти Мели­а­сты совер­ша­ют здесь свои оргии (тор­же­ст­вен­ное бого­слу­же­ние) в честь Дио­ни­са, и око­ло источ­ни­ка есть поме­ще­ние, мега­рон, <где эти оргии совер­ша­ют­ся>, а рав­но и храм Афро­ди­ты Мела­ниды (Чер­ной)»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 6. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если идти даль­ше из Мелан­гей, то на рас­сто­я­нии от горо­да при­бли­зи­тель­но ста­ди­ев семи есть так назы­вае­мый источ­ник Мели­а­стов; эти Мели­а­сты совер­ша­ют здесь свои оргии (тор­же­ст­вен­ное бого­слу­же­ние) в честь Дио­ни­са, и око­ло источ­ни­ка есть поме­ще­ние, мега­рон, <где эти оргии совер­ша­ют­ся>, а рав­но и храм Афро­ди­ты Мела­ниды (Чер­ной). Это наиме­но­ва­ние боги­ня полу­чи­ла не по чему ино­му, как толь­ко пото­му, что у людей сово­куп­ле­ния про­ис­хо­дят не так, как у живот­ных, обыч­но днем, но по боль­шей части ночью».

III. Мантинея город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 9. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Поза­ди теат­ра есть раз­ва­ли­ны хра­ма в честь Афро­ди­ты, нося­щей эпи­тет Сим­ма­хии (Союз­ни­цы), и ее ста­туя; име­ю­ща­я­ся на пьеде­ста­ле над­пись гла­сит, что воз­двиг­ла ее дочь Пасея Никип­па. Это свя­ти­ли­ще ман­ти­ней­цы выстро­и­ли в память преж­ней сво­ей сов­мест­ной с рим­ля­на­ми мор­ской победы при Актии».

IV. Анхи­зия гора в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 12. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У моги­лы Анхи­за нахо­дят­ся раз­ва­ли­ны хра­ма Афро­ди­ты, и у жите­лей Анхи­зии про­хо­дит гра­ни­ца меж­ду Ман­ти­не­ей и Орхо­ме­ном».

V. Орхомен деревня в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 13. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Заслу­жи­ва­ют осмот­ра здесь [Город Орхомен в Аркадии] источ­ник, из кото­ро­го жите­ли полу­ча­ют воду, и хра­мы Посей­до­на и Афро­ди­ты; их ста­туи сде­ла­ны из мра­мо­ра».

VI. Псо­фид городв в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В горо­де Псо­фиде есть свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты, име­ну­е­мой Эри­ки­ной, в мое вре­мя от него оста­лись толь­ко раз­ва­ли­ны; гово­рят, что его постро­и­ли сыно­вья Псо­фиды. Это пре­да­ние вполне веро­ят­ное: есть и в Сици­лии свя­ти­ли­ще <Афро­ди­ты> Эри­ки­ны в зем­ле Эрик­са, очень чти­мое еще с самых древ­них вре­мен и по сво­е­му богат­ству не усту­паю­щее хра­му в Пафо­се».

VII. Тев­фида деревня в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 28. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Кро­ме того, в Тев­фиде есть еще храм Афро­ди­ты и Арте­ми­ды».

VIII. Ака­ке­сия деревня в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть тут и алтарь Аре­са, есть и изо­бра­же­ния Афро­ди­ты в хра­ме — одно из бело­го мра­мо­ра, дру­гое, более древ­нее из них, из дере­ва».

IX. Котил деревня в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 41. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Над хра­мом Апол­ло­на Эпи­ку­рия есть местеч­ко, нося­щее имя Котил, и в нем есть Афро­ди­та «в Коти­ле»: тут сто­ит ей храм, — но кры­ша на нем про­ва­ли­лась, — и сто­ит ее ста­туя».

X. Тегея город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть в Тегее [Аркадия]… храм Афро­ди­ты, име­ну­е­мой Пафос­ской. Этот храм был осно­ван Лаоди­кой, кото­рая, как я уже ска­зал рань­ше(2), была доче­рью Ага­пе­но­ра, быв­ше­го пред­во­ди­те­лем арка­дян во вре­мя похо­да на Трою, и жила на Пафо­се».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 48. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На пло­ща­ди Тегеи, по фор­ме очень похо­жей на кир­пич, есть храм Афро­ди­ты, кото­рый так и назы­ва­ет­ся «Храм Афро­ди­ты на кир­пи­че»; в нем есть мра­мор­ное изо­бра­же­ние боги­ни».

Афродита, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж.
Афродита, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж.

Культ в Беотии

I. Фивы столица Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 16. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Фивах есть дере­вян­ные ста­туи Афро­ди­ты, столь древ­ние, что, по их пре­да­ни­ям, они явля­ют­ся посвя­ти­тель­ным даром Гар­мо­нии и что сде­ла­ны они из дере­вян­ных укра­ше­ний, быв­ших на носу кораб­ля Кад­ма. Этих Афро­дит назы­ва­ют — одну Ура­ни­ей (Небес­ной), дру­гую — Пан­де­мос (Все­на­род­ной), а третью — Апо­стро­фи­ей (Отвра­щаю­щей). Эти назва­ния дала Гар­мо­ния. Назва­ние Ура­нии дано богине в знак чистой люб­ви, лишен­ной чув­ст­вен­ной похо­ти, Пан­де­мос — в знак обще­ния меж­ду пола­ми и, нако­нец, третье назва­ние Апо­стро­фии — с тем, чтобы она мог­ла отвра­щать чело­ве­че­ский род от без­за­кон­ных стра­стей и без­рас­суд­ных поступ­ков. Зна­ла Гар­мо­ния, что мно­го подоб­но­го совер­ше­но сре­ди вар­ва­ров, мно­го дру­го­го реша­лись уже совер­шать и у элли­нов, о чем впо­след­ст­вии было опи­са­но в сти­хах: так, напри­мер, о мате­ри Адо­ни­са, о Фед­ре, доче­ри Мино­са, о фра­кий­це Терее».

II. Танагра, деревня в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 2. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Тана­г­ре [Беотия], рядом с хра­мом Дио­ни­са, есть три хра­ма: один Феми­ды, дру­гой Афро­ди­ты и тре­тий храм Апол­ло­на, а вме­сте с ним и Арте­ми­ды и Лато­ны [Лето]».

III. Феспия деревня в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 27. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут есть и Афро­ди­та, про­из­веде­ние того же Пра­к­си­те­ля, и изо­бра­же­ние Фри­ны. Обе — и Фри­на и боги­ня — изва­я­ны из мра­мо­ра. В дру­гом месте есть свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Мела­ниды (Чер­ной), театр и пло­щадь, заслу­жи­ваю­щие осмот­ра».

 

Культ в Фокиде

I. Эантия деревня в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 38. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Эантии есть святилище Афродиты»

 

Культ в Локрах Озольских

I. Навпакт столица Локра

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 38. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Афродите воздается поклонение в пещере. Молятся ей по разным причинам, но особенно к ней обращаются с молитвами вдовы, прося богиню о новом браке».

Афродита «Венера Каллипига», греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.
Афродита «Венера Каллипига», греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.

Культ в Фессалии

I. Метрополь столица Гестиеотиды в Фессалии

Страбон. География. Книга 9. 5. 17. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Мет­ро­поль же рань­ше объ­еди­нил­ся из трех незна­чи­тель­ных город­ков; впо­след­ст­вии к нему при­со­еди­ни­лось несколь­ко дру­гих месте­чек, сре­ди кото­рых была и Ифо­ма. C. 438Так, Кал­ли­мах в сво­их «Ямбах» гово­рит, что «из всех Афро­дит (ибо есть не одна боги­ня с таким име­нем) Афро­ди­та Каст­ни­е­ти­да пре­вос­хо­дит всех муд­ро­стью, так как толь­ко она одна при­ни­ма­ет в жерт­ву сви­ней». Конеч­но, он был весь­ма уче­ным чело­ве­ком (боль­ше вся­ко­го дру­го­го) и всю свою жизнь, как он сам гово­рил, желал посвя­тить подоб­ным мифам. Одна­ко позд­ней­шие писа­те­ли дока­за­ли, что не толь­ко одна Афро­ди­та, но несколь­ко при­ня­ли этот обряд; сре­ди этих богинь была и Афро­ди­та Мет­ро­поль­ская; один из горо­дов, соеди­нив­ших­ся в одно посе­ле­ние с этим горо­дом, пере­дал Мет­ро­по­лю этот онфу­рий­ский обряд».

 

Культ в Делосе

I. Делос столица в Делоса

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 40. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У делос­цев есть неболь­шой ксо­ан Афро­ди­ты, у кото­рой пра­вая рука попор­че­на от вре­ме­ни, вни­зу же вме­сто ног у нее четы­рех­уголь­ная колон­на. [4] Думаю я, что эту ста­тую Ари­ад­на полу­чи­ла от Деда­ла, и когда она после­до­ва­ла за Тесе­ем, то она захва­ти­ла из дому и это изо­бра­же­ние. Делос­цы гово­рят, что, лишив­шись Ари­ад­ны, Тесей посвя­тил этот ксо­ан боги­ни Апол­ло­ну Делос­ско­му для того, чтобы, при­ве­зя его домой, при виде его, неволь­но вспо­ми­ная об Ари­адне, он не испы­ты­вал бы все новых стра­да­ний от этой люб­ви».

Культ на острове Кос

I. Кос столица Кос

Страбон. География. Книга 14. 2. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Там же была и Афро­ди­та Ана­дио­ме­на [Выхо­дя­щая из моря], теперь при­не­сен­ная в дар Боже­ст­вен­но­му Цеза­рю в Риме, так как Август посвя­тил отцу изо­бра­же­ние его родо­на­чаль­ни­цы [Афродиты]»

 

Культ во Фракии

I. Абидос город на Галлипольском полуострове

Мусей. Геро и Леандр. / Пер. М. Дриневич под ред. Μ. Е. Грабарь-Пассек (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы. – М.: Наука, 1964. – С. 78):

 

«Часто она [Геро жрица Афродиты в Абидосе] и Эрота с Кипридой [Афродитой] небесной молила,
Жертвы неся им, недаром боясь огневого колчана»

«Крадущаяся Афродита», греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, Британский музей.
«Крадущаяся Афродита», греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, Британский музей.

Культ в Тевфрании (Малая Азия)

I. Возле Антандра в Тевфрании

Страбон. География. Книга 13. 1. 51. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Гар­га­ры же рас­по­ло­же­ны на мысе, обра­зу­ю­щем так назы­вае­мый соб­ст­вен­но Адра­митт­ский залив… Адра­митт­ским зали­вом назы­ва­ют толь­ко часть его, заклю­чен­ную меж­ду мысом, где рас­по­ло­же­ны Гар­га­ры, и мысом под назва­ни­ем Пир­ра, где нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты. Шири­на вхо­да в залив от мыса до мыса состав­ля­ет пере­езд в 120 ста­дий. — Внут­ри зали­ва рас­по­ло­же­ны Антандр с воз­вы­шаю­щей­ся над ним горой под назва­ни­ем Алек­сан­дрия (где, как гово­рят, про­ис­хо­дил суд Пари­са над боги­ня­ми)»

 

Культ в Мисии (Малая Азия)

I. Апатур город в Мисии

Страбон. География. Книга 11. 2. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«При въезде в Коро­кон­да­ми­ти­ду нахо­дят­ся зна­чи­тель­ный город Фана­го­рия, Кепы, Гер­мо­насса и Апа­тур — свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты. Фана­го­рия и Кепы рас­по­ло­же­ны на упо­мя­ну­том ост­ро­ве при вхо­де в озе­ро с левой сто­ро­ны, а осталь­ные горо­да — за Гипа­ни­сом в Синдской обла­сти. В Синдской обла­сти есть место Гор­ги­пия — цар­ская сто­ли­ца син­дов, неда­ле­ко от моря, а так­же Або­ра­ка… Есть в Фана­го­рии зна­ме­ни­тое свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Апа­ту­рос. Для объ­яс­не­ния пер­во­на­чаль­но­го зна­че­ния эпи­те­та боги­ни при­во­дят некий миф о том, как боги­ня, когда на нее здесь напа­ли гиган­ты, позва­ла на помощь Герак­ла и спря­та­ла его в какой-то пеще­ре; затем, при­ни­мая гиган­тов пооди­ноч­ке, она отда­ва­ла сво­их вра­гов Герак­лу, чтобы ковар­но, обма­ном [По-гре­че­ски apatē] убить их».

Культ в Памфилии (Малая Азия)

I. Горы в Памфилии

Каллимах. Фрагмент эпиграммы (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) (Источник: Каллимах. Перевод Блуменаю Л. Грабарь-Пассек М.Е. Голубец Ю. Свиясов Е.;Шульц Ю. Чистякова Н.Гаспаров М.Л. Иваница Г.) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Так, Кал­ли­мах в сво­их «Ямбах» гово­рит, что «из всех Афро­дит (ибо есть не одна боги­ня с таким име­нем) Афро­ди­та Каст­ни­е­ти­да пре­вос­хо­дит всех муд­ро­стью, так как толь­ко она одна при­ни­ма­ет в жерт­ву сви­ней»

 

Культ в Карии (Малая Азия)

I. Книд город в Дорисе — Кария

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Книдяне боль­ше все­го почи­та­ют Афро­ди­ту и у них име­ет­ся ряд хра­мов боги­ни. Из них самый древ­ний — Афро­ди­ты Дори­ти­ды (Даю­щей пло­до­ро­дие), затем — Акреи (Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин) и новей­ший, кото­рый все назы­ва­ют про­сто Книди­ей, а сами книдяне — Эвпло­ей (Доб­рой помощ­ни­цей в пла­ва­нии)».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 6. 40. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Некий человек решил, будто влюблен в изваяние нагой Афродиты, — такой кумир воздвигнут в Книде. Итак, этот влюбленный подносил истукану дары, твердя, что подарит еще больше, ибо намерен жениться. В иных обстоятельствах Аполлоний счел бы все это просто нелепостью, однако обитатели Книда не разделяли такого мнения, но, напротив, утверждали, что богиня воссияет ярче прежнего, ежели заведет себе любовника. Тогда Аполлоний решил изгнать из святилища подобные глупости и на вопрос горожан, намерен ли он исправить что-нибудь в порядке жертвоприношений и обетов, отвечал: «Я намерен вправить вам глаза, а что до храмовых обрядов, то пусть будут, как были!» Затем, призвав к себе развратного мечтателя, он спросил: «Почитаешь ли ты богов сущими?» Тот отвечал, что почитает-де их сущими и даже влюблен в богиню, супружества коей домогается, надеясь вскоре сыграть свадьбу. «Это стихотворцы заморочили тебе голову, — возразил Аполлоний, — сказками о всяких Пе-леях и Анхизах, женившихся на богинях! А вот я касательно всех этих любовных дел знаю одно: боги любятся с богами, люди с людьми, звери — со зверями, и так повсюду подобное влечется к подобному ради сходного с родителями и здорового потомства. У созданий несходных и разнопородных никакого супружества и никакой любви получиться не может — вспомни об Иксионе и перестань мечтать о чуждой возлюбленной! Иксион на картинках катится по небу на пыточном колесе, а тебе, ежели не уйдешь ты из храма, по всей земле будет погибель — и тогда уж не жалуйся, что боги осудили тебя несправедливо». Этой речью Аполлоний утихомирил безумие так называемого влюбленного, и тот покинул святилище, прежде принеся жертву, дабы простила его богиня».

Культ в Лидии (Малая Азия)

I. Сардис столица Лидии

Птолемей Хенн. Новая история для многознающих. (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4. Переводчик: Мещанский Д.В.) (Греческий писатель. II века н. э.)

«Крез [Царь Лидии], как говорят, был зачат во время праздника Афродиты, когда лидийцы проводят шествие и украшают богиню своим богатством».

Афродита, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя
Афродита, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя

Культ на Кипре

Геродот. История. Книга 1. 199. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Самый же позор­ный обы­чай у вави­ло­нян вот какой. Каж­дая вави­ло­нян­ка одна­жды в жиз­ни долж­на садить­ся в свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты и отда­вать­ся [за день­ги] чуже­стран­цу. Мно­гие жен­щи­ны, гор­дясь сво­им богат­ст­вом, счи­та­ют недо­стой­ным сме­ши­вать­ся с [тол­пой] осталь­ных жен­щин. Они при­ез­жа­ют в закры­тых повоз­ках в сопро­вож­де­нии мно­же­ства слуг и оста­нав­ли­ва­ют­ся око­ло свя­ти­ли­ща. Боль­шин­ство же жен­щин посту­па­ет вот как: в свя­щен­ном участ­ке Афро­ди­ты сидит мно­же­ство жен­щин с повяз­ка­ми из вере­воч­ных жгу­тов на голо­ве. Одни из них при­хо­дят, дру­гие ухо­дят. Пря­мые про­хо­ды разде­ля­ют по всем направ­ле­ни­ям тол­пу ожидаю­щих жен­щин. По этим-то про­хо­дам ходят чуже­зем­цы и выби­ра­ют себе жен­щин. Сидя­щая здесь жен­щи­на не может воз­вра­тить­ся домой, пока какой-нибудь чуже­стра­нец не бро­сит ей в подол день­ги и не соеди­нит­ся с ней за пре­де­ла­ми свя­щен­но­го участ­ка. Бро­сив жен­щине день­ги, он дол­жен толь­ко ска­зать: «При­зы­ваю тебя на слу­же­ние богине Милит­те!». Милит­той же асси­рий­цы назы­ва­ют Афро­ди­ту. Пла­та может быть сколь угод­но малой. Отка­зы­вать­ся брать день­ги жен­щине не доз­во­ле­но, так как день­ги эти свя­щен­ные. Девуш­ка долж­на идти без отка­за за пер­вым чело­ве­ком, кто бро­сил ей день­ги. После сои­тия, испол­нив свя­щен­ный долг богине, она ухо­дит домой и затем уже ни за какие день­ги не овла­де­ешь ею вто­рич­но. Кра­са­ви­цы и стат­ные девуш­ки ско­ро ухо­дят домой, а без­образ­ным при­хо­дит­ся дол­го ждать, пока они смо­гут выпол­нить обы­чай. И дей­ст­ви­тель­но, иные долж­ны оста­вать­ся в свя­ти­ли­ще даже по три-четы­ре года [Обы­чай свя­щен­ной хра­мо­вой про­сти­ту­ции опи­сан у Геро­до­та непра­виль­но. Свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей на служ­бе боги­ни Иштар зани­ма­лись толь­ко девуш­ки — жри­цы боги­ни Иштар (при­над­ле­жав­шие, прав­да, к знат­ней­шим семьям Вави­ло­на), а вовсе не все девуш­ки-вави­ло­нян­ки.]. Подоб­ный это­му обы­чай суще­ст­ву­ет так­же в неко­то­рых местах на Кип­ре».

 

Геродот. История. Книга 1. 105. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«В городе Аска­лон в Сирии… свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Ура­нии [Это был зна­ме­ни­тый храм фили­стим­лян, посвя­щен­ный Астар­те (Иштар).]. Как я узнал из рас­спро­сов, это свя­ти­ли­ще — самое древ­нее из всех хра­мов этой боги­ни. Ведь свя­ти­ли­ще на Кип­ре осно­ва­но выхо­д­ца­ми оттуда, как утвер­жда­ют сами киприоты, а храм в Кифе­ре воз­двиг­ли фини­ки­яне, жите­ли Сирии Пале­стин­ской».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Побли­зо­сти сто­ит храм Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной). Пер­вым наро­дом, кото­ро­му выпа­ло на долю почи­тать Ура­нию, были асси­рий­цы, а после асси­рий­цев из жите­лей Кип­ра — пафий­цы, а из фини­кий­цев — жите­ли Аска­ло­на в Пале­стине».

 

Фестиваль Адония

Овидий. Метаморфозы. Книга 10. 724. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«[После смерти Адониса Афродита объявляет, что она установит праздник траура на Кипре:]
Слез, Адо­нис, моих; тво­ей повто­ре­нье кон­чи­ны [Намек на празд­не­ства в честь Адо­ни­са]
Изо­бра­зит, что ни год, мой плач над тобой неутеш­ный!»
[то есть во время празднования фестиваля Адония]

 

I. Пафос столица Кипра

Гомеровские гимны. IV. К Афродите. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149, 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Быстро примчавшись на Кипр, низошла она в храм свой душистый
В Пафосе: есть у нее там алтарь благовонный и роща»

 

Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Пале­паф [На кипре]; послед­ний при­бли­зи­тель­но в 10 ста­ди­ях над морем с кора­бель­ной сто­ян­кой и древним свя­ти­ли­щем Афро­ди­ты Пафии. Затем сле­ду­ют мыс Зефи­рия с кора­бель­ной сто­ян­кой и дру­гая Арси­ноя, так­же с кора­бель­ной сто­ян­кой, со свя­ти­ли­щем и свя­щен­ным участ­ком. Непо­да­ле­ку от моря нахо­дит­ся Гиеро­ке­пида. Далее идет Пафос, осно­ван­ный Ага­пе­но­ром, с гава­нью и пре­крас­но постро­ен­ны­ми свя­ти­ли­ща­ми. Город нахо­дит­ся на рас­сто­я­нии 60 ста­дий пути по суше от Пале­па­фа; на этой доро­ге муж­чи­ны и жен­щи­ны из дру­гих горо­дов еже­год­но схо­дят­ся на тор­же­ст­вен­ные про­цес­сии к Пале­па­фу; неко­то­рые счи­та­ют от Пафо­са до Алек­сан­дрии 3600 ста­дий. После Пафо­са сле­ду­ет Ака­мант. После Ака­ман­та на восток идет мор­ской путь к горо­ду Арси­ное и к свя­щен­но­му участ­ку Зев­са. Далее идет город Солы с гава­нью, рекой и свя­ти­ли­щем Афро­ди­ты и Иси­ды»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 5. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Под­няв­шей­ся бурей Ага­пе­нор и кораб­ли арка­дян были зане­се­ны на Кипр; там Ага­пе­нор сде­лал­ся стро­и­те­лем горо­да Пафо­са и воз­двиг храм Афро­ди­ты в Палай Пафо­се (в Ста­ром Пафо­се); до тех пор боги­ня при­ни­ма­ла покло­не­ние от жите­лей Кип­ра в местеч­ке, назы­вае­мом Гол­ги».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть в Тегее так­же храм Демет­ры и Коры, кото­рых назы­ва­ют Кар­по­фо­ра­ми (Пло­до­но­ся­щи­ми), а побли­зо­сти — храм Афро­ди­ты, име­ну­е­мой Пафос­ской. Этот храм был осно­ван Лаоди­кой, кото­рая, как я уже ска­зал рань­ше, была доче­рью Ага­пе­но­ра, быв­ше­го пред­во­ди­те­лем арка­дян во вре­мя похо­да на Трою, и жила на Пафо­се».

 

Афиней. Пир мудрецов. Книга 3. 84c. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 75):

 

«[Эриф Мелибея]
— А вот гранаты.
— Прелесть.
— Это дерево Посажено на Кипре Афродитою.
— О, чтимая Бербея!»
[Бербея была кипрским Была кипрским эпитетом Афродиты.]

 

Афиней. Пир мудрецов. Книга 3. 95f — 96a. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 75):

 

«Антифан в «Коринфянке»:

— Как? Афродиту чтить свиной конечностью?
— Забыл, хозяин, что богиня Кипрская
Так любит всех свиней на этом острове,
Что и навозом у нее питаются
Не свиньи, а быки».

[От том, что Афродите действительно приносится в жертву свинья, свидетельствует в «Исторических записках» Каллимах или Зенодот: «Аргосцы жертвуют Афродите свинью, и даже сам праздник называется Свиным (‛Υστήρια)».]

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 10. 243. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Празд­ник Вене­ры [Афродиты] настал, справ­ля­е­мый всюду на Кип­ре.
Воз­ле свя­тых алта­рей с золоты­ми кру­ты­ми рога­ми
Пада­ли туши телиц, в бело­снеж­ную за́клан­ных шею».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 10. 560. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Попри­ще есть, — Тама­зей­ским его назы­ва­ют тузем­цы, —
Кипр­ской зем­ли наи­луч­ший кусок. Ста­рин­ные люди
Мне посвя­ти­ли его и реши­ли, как дар бла­го­че­стья,
К хра­му при­дать мое­му. Посреди его дере­во бле­щет
Золо­то­гла­во, горят шеле­стя­щие золо­том вет­ви.
Ябло­ка три золотых я с него сорва­ла и яви­лась,
Их же в руке при­нес­ла; не зри­ма никем, им одним лишь,
К юно­ше я подо­шла и что с ними делать вну­ши­ла».

 

Апулей. Золотой осёл. Книга 11. 218. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. 192) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

 

«[Афродита] вечным плодородием человеческий род умножая, ныне на Пафосе священном».

II. Аматунт город на Кипре

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 41. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть на Кип­ре город Ама­тунт, а в нем есть древ­ний храм Адо­ни­са и Афро­ди­ты. Гово­рят, что в этом хра­ме хра­нит­ся оже­ре­лье, неко­гда дан­ное Гар­мо­нии; его назы­ва­ют оже­ре­льем Эри­фи­лы, так как она полу­чи­ла его в пода­рок, про­дав за него сво­его мужа. Дети Фегея посвя­ти­ли его в Дель­фы; каким обра­зом оно попа­ло в их руки, мною уже рас­ска­за­но, когда я опи­сы­вал исто­рию Арка­дии. Из Дельф его похи­ти­ли фокей­ские тира­ны. Но мне лич­но кажет­ся, что оно нахо­дит­ся вовсе не в Ама­тун­те, в хра­ме Адо­ни­са. В Ама­тун­те хра­нит­ся оже­ре­лье, состо­я­щее из зеле­ных кам­ней, оправ­лен­ных в золо­то. А то оже­ре­лье, кото­рое было дано Эри­фи­ле, по сло­вам Гоме­ра, было золо­тое».

III. Лапаф город на Кипре

Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«В этом про­ме­жут­ке нахо­дит­ся город Лапаф… Далее идет Афро­ди­сий [Святилище Афродиты], где ост­ров узок, так как пере­езд до Сала­ми­на равен 70 ста­ди­ям».

IV. Олимп гора на Кипре

Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Рядом с Карпасией на Кипре] Затем идут мыс и гора, вер­ши­на кото­рой назы­ва­ет­ся Олим­пом. На ней нахо­дит­ся храм Афро­ди­ты Акрей­ской, недо­ступ­ный для жен­щин, кото­рым запре­ще­но даже смот­реть на него».

 

V. Залив Педа­лий на Кипре

Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Потом сле­ду­ют город Арси­ноя и гавань. Затем дру­гая гавань — Лев­кол­ла. Далее — мыс Педа­лий, над кото­рым воз­вы­ша­ет­ся ска­ли­стый высо­кий тра­пе­цие­вид­ный холм, посвя­щен­ный Афро­ди­те»

Афродита, греко-римская мраморная статуя, Лувр
Афродита, греко-римская мраморная статуя, Лувр

Культ в Египте

I. Зефирий мыс в Египте

Посидипп. 12. Храм Арсинои-Киприды (Переводчик: Блуменаю Л. Шульц Ю. Голубец Ю.) (Греческий поэт. 310 г. до н.э)

«[Эпиграмма, составленная Птолемеем II в честь основания святыни его жены Арсинои. Здание представляло собой часовню с изображением Арсинои, которой поклонялись здесь как Арсинои-Афродите: она стояла на мысе Зефирион, между Александрой и Канопусом.]

Я — на фаросской земле, у принильского устья Канопа,
Волны в изножье моем всюду кипят, волнорез
Тянется к краю ливийских песков, обильных стадами,
Тянется дамба моя вдоль к италийским ветрам.
Здесь меня воздвиг Калликрат, Арсинои-Киприды
Царственным именем храм он достославный назвал.
Но сюда, к Зефирите, чистые эллинов дщери,
Слух Афродиты склонить вы отправляйтесь скорей!
С ними мужи, бороздящие море! Наварх наш построил
Храм, защиту для всех ныне от всяческих бурь».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 24. ЛЕВ (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

 

«Математик Конон с Самоса и Каллимах называют Волосами Береники. Когда Птолемей вступил в брак со своей сестрой Береникой [около 243 г. до н.э.],, дочерью Птолемея и Арсинои, и спустя короткое время отправился на завоевание Азии, Береника дала обет, что она острижет свои волосы, если Птолемей вернется победителем. Она исполнила свое обещание и посвятила волосы в храм Венеры-Арсинои Зефиритидской, но на другой день они исчезли. Это привело царя в ярость, но математик Конон, как мы сказали выше, стремясь добиться царского расположения, объявил, что он разглядел волосы среди созвездий, и указал на семь звезд, не входивших ни в одно созвездие, которые, по его словам, и есть ее волосы».

II. Фарос остров в Египте

Геродот. История. Книга 2. 112. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Есть в этом свя­щен­ном участ­ке Про­тея храм, назы­вае­мый хра­мом «чуже­зем­ной Афро­ди­ты». Как я пред­по­ла­гаю, это — храм Еле­ны, доче­ри Тин­да­рея. Во-пер­вых, пото­му, что по ска­за­нию, кото­рое мне сооб­щи­ли, Еле­на жила у Про­тея, а во-вто­рых, отто­го, что этот храм назы­ва­ет­ся хра­мом «чуже­зем­ной Афро­ди­ты». Ведь ни один дру­гой храм в Егип­те не носит тако­го назва­ния».

 

Культ в Ливии

I. Кирена город в Ливии

Геродот. История. Книга 2. 181. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Так вот, он [Амасис Египетский фараон C 5-года до н. Э.] взял себе в супру­ги девуш­ку по име­ни Лади­ку, кото­рая, как одни гово­рят, была доче­рью Бат­та, по дру­гим же, — Арке­си­лая или даже знат­но­го граж­да­ни­на Кри­то­бу­ла. Одна­ко, разде­ляя с супру­гой ложе, Ама­сис не мог сой­тись с нею, хотя еще схо­дил­ся с дру­ги­ми жен­щи­на­ми. И так как это повто­ря­лось не раз, то Ама­сис ска­зал Лади­ке: «Жен­щи­на! Ты меня совер­шен­но окол­до­ва­ла! Ничто уже не спа­сет тебя от самой лютой каз­ни, кото­рую когда-либо испы­та­ла жен­щи­на!». Хотя Лади­ка отри­ца­ла свою вину, Ама­сис не сме­нил свой гнев на милость. Тогда Лади­ка при­нес­ла обет Афро­ди­те посвя­тить в Кире­ну ста­тую богине, если Ама­сис сой­дет­ся с ней в эту ночь (ведь в этом одном было ее спа­се­ние). И дей­ст­ви­тель­но, после это­го обе­та Ама­сис тот­час же сошел­ся с ней и с тех пор, вся­кий раз как при­хо­дил, имел сно­ше­ние с ней, и потом очень полю­бил ее. Лади­ка же испол­ни­ла свой обет богине. Она веле­ла изва­ять ста­тую и ото­сла­ла ее в Кире­ну. Когда я был там, ста­туя была еще цела и сто­я­ла [в хра­ме] за горо­дом Кире­ной. Эту Лади­ку Кам­бис после заво­е­ва­ния Егип­та, узнав от нее самой, кто она, ото­слал в Кире­ну, не при­чи­нив обиды».

Афродита "Венера Таврическая", греко-римская мраморная статуя II век н.э., Государственный Эрмитаж.
Афродита «Венера Таврическая», греко-римская мраморная статуя II век н.э., Государственный Эрмитаж.

Культ в Сицилии

I. Эрикс город в Сицилии

Страбон. География. Книга 6. 2. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Насе­лен так­же Эрикс — высо­кий холм с весь­ма чти­мым свя­ти­ли­щем Афро­ди­ты. В древ­ние вре­ме­на свя­ти­ли­ще было пол­но хра­мо­вых рабынь, кото­рых посвя­ща­ли по обе­ту жите­ли Сици­лии и мно­гие ино­стран­цы. Теперь, одна­ко, свя­ти­ли­ще, как и само посе­ле­ние26, опу­сте­ло и тол­па хра­мо­вых слу­жи­те­лей поки­ну­ла его. В Риме есть храм — копия хра­ма этой боги­ни, свя­ти­ли­ще так назы­вае­мой Вене­ры Эри­ки­ны перед Кол­лин­ски­ми ворота­ми с заме­ча­тель­ным хра­мом и пор­ти­ком вокруг него… Сира­ку­зы и Эрикс воз­двиг­ну­ты на море как две твер­ды­ни»

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В горо­де Псо­фиде есть свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты, име­ну­е­мой Эри­ки­ной, в мое вре­мя от него оста­лись толь­ко раз­ва­ли­ны; гово­рят, что его постро­и­ли сыно­вья Псо­фиды. Это пре­да­ние вполне веро­ят­ное: есть и в Сици­лии свя­ти­ли­ще <Афро­ди­ты> Эри­ки­ны в зем­ле Эрик­са, очень чти­мое еще с самых древ­них вре­мен и по сво­е­му богат­ству не усту­паю­щее хра­му в Пафо­се».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 10. 50. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):

 

«Слышал я, мол, в Эриксе, где конечно же знаменитый храм Афродиты (тамошних голубей и их особенности я упоминал ранее) имеет запасы золота, огромные запасы серебра, ожерелий и перстней большой цены; и что страх перед богиней обеспечивает им безопасность от грабителей и неприкосновенность; и что люди древних времён всегда почитали вышеупомянутую богиню и ее сокровища с благоговением и трепетом. Но я узнал, что Гамилькар карфагенянин ограбил сокровищницу, переплавил золото и серебро, а затем раздал позорные награды воинам. И за эти деяния он перенес самые болезненные и тяжкие муки и был казнен распятием, в то время как все его сообщники и соучастники в нечестивом святотатстве погибли насильственной и страшной смертью. И его родина, которая до это была столь процветающей, и которая славилась выше большинства стран, после того как священные предметы были доставлены, была порабощена. Но хотя эти впечатляющие факты не имеют отношения к нашей нынешней теме, но те, что уместны в этом обсуждении, сейчас будут предъявлены.
Каждый день в течение всего года народ Эрикса и чужестранцы приносят жертвы богине. И самый большой алтарь находится на открытом воздухе, и на нем предлагаются многие жертвы, и весь день и в ночи на нем горит огонь. Рассвет начинает очистку, и по–прежнему алтарь не показывает никаких следов угля, пепла, полусожженных чурок, но покрыт росой и свежей травой, которая вырастает за ночь. И священные жертвы из каждого стада приходят и встают перед алтарём по собственному желанию; это богиня в первую очередь приводит их, а во вторую, это возможность и желание платить со стороны жертвователя. В любом случае, если вы хотите принести в жертву овцу, и вдруг, о чудо! овца стоит у алтаря, и вы должны начать торжественное омовение. Но если вы человек состоятельный и хотите пожертвовать одну корову или даже больше чем одну, тогда ни пастух не обжулит вас, взимая слишком много, ни вы ни разочаруете его, ибо богиня видит, что купля–продажа справедлива, и если вы заплатили достаточно, то приобретете ее благосклонность. Если однако вы хотите купить по более низкой цене, чем должно, вы заплатите свои деньги зря — животное уйдет, и вы не сможете принести жертву.
Вот что касается особенностей животных Эрикса в дополнение к тем, о которых я упоминал ранее».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 1. 15. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«В сици­лий­ском горо­де Эри­ке, где нахо­дит­ся зна­ме­ни­тое свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты, справ­ля­ют празд­ник Ана­го­гий в честь пере­се­ле­ния боги­ни из Сици­лии в Ливию. Тогда голу­би отсюда исче­за­ют, точ­но они сопут­ст­ву­ют богине в ее стран­ст­вии, а в осталь­ное вре­мя, как извест­но, ста­я­ми кру­жат­ся над хра­мом Афро­ди­ты».

 

Культ венеры в Лации

I. Рим столица Империи

Страбон. География. Книга 6. 2. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«В Риме есть храм — копия хра­ма этой боги­ни [Афродиты], свя­ти­ли­ще так назы­вае­мой Вене­ры Эри­ки­ны перед Кол­лин­ски­ми ворота­ми с заме­ча­тель­ным хра­мом и пор­ти­ком вокруг него»

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 7. 32. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Император [Домициан в Риме] был в масличном венке, ибо как раз перед тем приносил жертву Афине в Адонисовом дворе, а двор этот весь был уставлен цветочными горшками — такие цветы ассирияне растят у себя дома под крышей, готовя их к Адописовым игрищам [в честь Афродиты и Адониса]».

II. Ардея город в Риме в Лации

Страбон. География. Книга 5. 3. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Побли­зо­сти от Ардеи есть так­же храм Афро­ди­ты, где лати­ны справ­ля­ют все­на­род­ные празд­ни­ки. Сам­ни­ты разо­ри­ли эту мест­ность, и хотя сохра­ни­лись толь­ко остат­ки горо­дов, но и они ста­ли зна­ме­ни­ты пре­бы­ва­ни­ем Энея и свя­щен­ны­ми обряда­ми (по пре­да­нию) тех вре­мен».

Культ в Галлии

Пиренеи горы в Галлии

Страбон. География. Книга 4. 1. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«От этой реки мор­ское побе­ре­жье про­сти­ра­ет­ся до свя­ти­ли­ща Афро­ди­ты Пире­ней­ской. Это свя­ти­ли­ще слу­жит гра­ни­цей меж­ду этой про­вин­ци­ей — Нар­бо­ни­ти­дой — и Ибе­рий­ской стра­ной».
[Вероятно, это культ местной богини, а не греческой Афродиты или римской Венеры.]

 

Страбон. География. Книга 4. 1. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Бере­го­вая линия начи­ная отсюда глу­бо­ко вда­ет­ся в берег и обра­зу­ет до свя­щен­но­го участ­ка Афро­ди­ты (т. е. мыса Пире­не­ев)»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология