Гнев Афродиты — 1

Афродита была олимпийской богиней любви, красоты, удовольствия и продолжения рода.

На этой странице описывается гнев богини, направленный против тех, кто презирал ее поклонение или не давал ей положенного. Самые известные из этих историй включают юношу Ипполита, который отверг любовь и проклятие нечестивых лемнийских женщин.

Изображение справа — Афродита с зеркалом в руках, 4 век до н.э., Лувр.

ГНЕВ АФРОДИТЫ: ЖЕНЩИНЫ ЛЕМНОСА

МЕСТО: Лемнос (греческий остров в Эгейском море)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IX. (17). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 19) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Случилось так, что [когда аргонавты прибыли на Лемнос] на острове Лемносе в это время совершенно не было мужчин и правила островом Гипсипила, дочь Тоанта. Причина была такова. Лемносские женщины отказались почитать богиню Афродиту, и та в возмездие наделила их зловонием. Поэтому их мужья, захватив в плен женщин из близлежащей области Фракии, сделали этих пленниц своими наложницами. Оскорбленные женщины Лемноса перебили своих отцов и мужей…»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга девятая. 338-352. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 188-189) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«… Виноградом прославленный Лемнос, где в прежние годы

страшную гибель мужам уготовили местные жены

в гневе великом на тех, кто законных супруг не почтивши,

пленниц фракийских на ложе к себе приводил еженощно,

коих копьем и отвагой в невольниц своих обратили,

опустошенью предавши отважных фракийцев владенья.

Ревностью мучимы страшно, исполнились яростной злобой

против супругов те жены и каждая в собственном доме

мужа своею рукой обрекла на жестокую участь,

жалости в сердце не зная. Всегда помрачается разум –

мужа, жены ли, – когда неразумная ревность им правит,

неодолимых несчастий бессчётной толпой удручённым.

Вот и они над супругами страшное зло совершили,

в сердце оставив своем лишь решимость да гнев негасимый,

так что в единую ночь овдовел по вине их весь город».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 15. Лемниянка. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 37):

«На острове Лемносе женщины несколько лет не совершали священнодействий Венере [Афродиты]. Из-за ее гнева мужья их взяли себе жен-фракиянок и забыли о прежних. А лемниянки по наущению той же Венеры сговорились и тайно убили всех мужчин, которые там были, все, кроме Гипсипилы, которая посадила своего отца Фоанта на корабль…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга тринадцатая. 399-401. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«А победитель поплыл в тот край, где жила Ипсипила

Древле и славный Тоант, в ту гнусную землю, убийством

Громкую стольких мужей…»

Подробные описания этой истории имеются в источниках:

Стаций. Фиваида. Книга пятая;

Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга вторая.

 

ГНЕВ АФРОДИТЫ: ИППОЛИТ

МЕСТО: Трезен, Арголида (Южная Греция)

Эта история стала сюжетом пьесы Еврипида «Ипполит» (здесь не цитируется).

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Трезене, Арголида:] По другую сторону участка находится так называемый стадий Ипполита, а за ним храм Афродиты Катаскопии (Подглядывающей), так как оттуда влюбленная в Ипполита Федра смотрела на него, когда он занимался гимнастикой. Там еще и теперь стоит миртовое дерево с проколотыми, как я писал раньше, листьями. Когда Федра не знала, что ей делать и не находила никакого облегчения от любви, она изливала свою ярость на листьях этой мирты. Есть тут и могила Федры, отстоящая недалеко от могилы Ипполита; она представляет насыпной холм недалеко от этой мирты…»

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга шестая. 3. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 118-119) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Поистине, Ипполит обижал Афродиту и потому-то, пожалуй, ни любострастию не поддался, ни любовным влечением никогда обуян не был, так что был нрав его груб и жесток, а этот юноша [Тимасион] говорит, что почитает богиню, и все же не ответил на страстные домогательства, но, убоявшись самой богини, бежал, дабы уберечься от порочной любви. Попросту отвергнуть одного из богов, как Ипполит отверг Афродиту, – это я не называю смиренномудрием…»

 

ГНЕВ АФРОДИТЫ: ПАСИФАЯ

МЕСТО: Крит (греческий остров в Средиземном море)

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 40. Пасифая. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 64):

«Пасифая, дочь Солнца [Гелиоса], жена Миноса, несколько лет не совершала священнодействий богине Венере [Афродите]. За это Венера наслала на нее нечестивую любовь. Она полюбила быка и <не подпускала к нему коров, чтобы> другая не полюбила того, кого она сама любила. Когда туда явился изгнанный Дедал, она попросила его помочь ей. Он сделал ей деревянную корову, обтянутую шкурой настоящей коровы, и в ней она сошлась с быком. Забеременев от него, она родила Минотавра, у которого была бычья голова, а нижняя часть тела человеческая».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 148. Вулкан [Гефест]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 181):

«… Солнцу [Гелиосу] и его потомству [возможно, здесь имеются также в виду Пасифая и Кирка] за то, что он рассказал Вулкану [Гефесту о прелюбодеянии его жены Афродиты с Аресом (Марсом)], Венера [Афродита] всегда была враждебна».

 

Сенека. Федра. 113-128. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 38) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Так вот он, материнский [Пасифаи] роковой недуг!

В леса зовет весь род наш страсть преступная.

Тебя теперь жалею, мать: недугом злым

Объята, стад свирепого вожатого [критского быка]

Ты дерзко полюбила…

Венера [Афродита] роду Солнца [Гелиоса] ненавистного

Давно за цепи мстит свои и Марсовы [Ареса],

Потомков Феба [Гелиоса] отягчая гнусными

Пороками. Из Миноид никто еще

Любви не ведал легкой: всех их грех влечет».

Для получения дополнительной информации об этой богине см. ПАСИФАЯ

ГНЕВ АФРОДИТЫ: ТИНДАРЕЙ

МЕСТО: Спарта, Лакедемония (Южная Греция)

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 176. Схолии к Еврипиду, «Орест», 249: «Да, царь Тиндар породой дочерей /Себе добыл в Элладе злую славу» (пер. И.Анненского). (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 145) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Стесихор рассказывает, что, принося жертвы богам, Тиндарей забыл почтить Афродиту, и разгневанная богиня сделала так, что его дочери выходили замуж дважды и трижды и покидали своих супругов… Гесиод же говорит:

… Милоулыбчивая Афродита,

Это проведав, во гневе послала им славу худую.

Так удалилась Тимандра, оставив супруга Эхема,

С мужем Филеем, который блаженным бессмертным любезен;

Так, с Агамемноном богоподобным расставшись, Эгисфа

К ложу взяла Клитеместра и худшего мужа избрала;

Так Менелай светлокудрый Еленою был обесславлен».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XV. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Спарте есть]… древний храм и деревянное изображение вооруженной Афродиты… она сидит здесь под покрывалом и с оковами на ногах; говорят, что эти оковы наложил на нее [мифический царь] Тиндарей, символизируя этими цепями верность жен своим мужьям. Что же касается другого рассказа, будто Тиндарей этими оковами наказал богиню за то, что, по его мнению, Афродита навлекла на его дочерей один только позор, то я этого совсем не допускаю: ведь было бы крайне глупо, сделав из кедра изображение и дав ему имя Афродиты, думать, что можно в (нем) наказывать богиню».

Окончание этого мифа см. «АФРОДИТА И ОБОЛЬЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ»

ГНЕВ АФРОДИТЫ: МЕНЕЛАЙ

МЕСТО: Спарта, Лакедемония (Южная Греция)

Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). IV. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):

«Это было из-за негодования Афродиты на Менелая, который обещал богине гекатомбу за брак [с Еленой], и не пожертвовал её».

Окончание этого мифа см. «АФРОДИТА И ОБОЛЬЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ»

ГНЕВ АФРОДИТЫ: СЫНОВЬЯ ГАЛИИ

МЕСТО: Родос (греческий остров в Эгейском море)

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 55. (4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«…Посейдон полюбил сестру тельхинов Галию и имел от союза с ней шестерых сыновей… На остров прибыла по пути из Кифер на Кипр Афродита, но встретила враждебный прием со стороны сыновей Посейдона, отличавшихся заносчивостью и дерзостью. Рaзгнeвaннaя богиня наслала на них безумие, и те изнасиловали собственную мать [Галию], а также причинили много зла местным жителям. Узнав о случившемся, Посейдон упрятал сыновей из-за учиненного ими бесчестия под землю, и [с тех пор] они зовутся «восточными демонами», Галия же бросилась в море…»

Для получения дополнительной информации о «восточных демонах» см. ВОСТОЧНЫЕ ДЕМОНЫ

ГНЕВ АФРОДИТЫ: ДОЧЕРИ КИНИРА

МЕСТО: Кипр (остров в восточном Средиземноморье)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XIV. (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 71) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Кинир с большим числом людей переселился на остров Кипр и основал там город Пафос. Он женился там на Метарме, дочери кипрского царя Пигмалиона, и у него родились Оксипор и Адонис, а кроме них, дочери Орседика, Лаогора и Бресия. Эти девушки навлекли

на себя гнев Афродиты, сожительствуя с чужими мужьями; свою жизнь они окончили в Египте».

См. близкий по теме миф: «ГНЕВ АФРОДИТЫ: МИРРА (СМИРНА)»

ГНЕВ АФРОДИТЫ: КЕРАСТЫ

МЕСТО: Кипр (остров в восточном Средиземноморье)

Овидий. Метаморфозы. Книга десятая. 220-237. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Если же ты, Амафунт, изобильный металлами, спросишь,

Горд ли он тем, что родил Пропетид, – он откажется, так же

Как и от тех, у которых рога – в стародавнее время –

Были на лбу, – от чего получили прозванье керастов.

Возле ворот их стоял Юпитера [Зевса] Гостеприимца

С прошлым печальным алтарь. Как завидит пришелец, что пятна

Крови на камне его, он думает: тут зарезают

Богу телят сосунков да двухлетних овец амафунтских.

Путник сам жертвой бывал. Оскорбясь несказанным служеньем,

Милые грады свои и змеиные долы Венера [Афродита]

Бросить готова была, – «Но места мне любезные, грады

Чем согрешили мои? Чем они-то, – сказала, – преступны?

Лучше уже покарать изгнаньем безбожное племя,

Смертью иль ссылкою, – нет, чем-нибудь меж изгнаньем и смертью.

Среднее что же найду, как не казнь превращением вида?»

И между тем как она колебалась, во что изменить их,

Взор на рога навела и решила: рога им оставим.

И в косовзорых коров их большие тела обратила».

 

ГНЕВ АФРОДИТЫ: ПРОПЕТИДЫ

МЕСТО: Кипр (остров в восточном Средиземноморье)

Овидий. Метаморфозы. Книга десятая. 220-244. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Если же ты, Амафунт [город на Кипре], изобильный металлами, спросишь,

Горд ли он тем, что родил Пропетид, – он откажется…

Все же срамных Пропетид смел молвить язык, что Венера [Афродита]

Не божество. И тогда, говорят, из-за гнева богини,

Первыми стали они торговать красотою телесной.

Стыд потеряли они, и уже их чело не краснело:

Камнями стали потом, но не много притом изменились.

Видел их Пигмалион [царь Кипра], как они в непотребстве влачили

Годы свои».

 

ГНЕВ АФРОДИТЫ: ГИППОМЕН

МЕСТО: Беотия (Центральная Греция)

О предыстории этого мифа см. «БЛАГОСКЛОННОСТЬ АФРОДИТЫ: ГИППОМЕН»

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 185. Аталанта. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 222):

«[Афродита помогла Гиппомену победить на состязаниях в беге Аталанту и таким образом получить право жениться на ней:]

Когда он [Гиппомен] вез ее [Аталанту] на родину, то, забыв, что он победил благодаря благодеянию Венеры [Афродиты], он не оказал ей благодарности. Венера была разгневана и, когда он приносил жертву Юпитеру [Зевсу] Победителю на горе Парнасе, он загорелся страстью и возлег с женой в святилище. За это Юпитер превратил их во льва и львицу, которым боги отказывают в радостях Венеры [древние греки считали, что львы спариваются не друг с другом, а только с леопардами]».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга десятая. 680-704. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Девушка [Аталанта] обойдена: награду увел победитель [Гиппомен].

Я ль не достойна была, о Адонис, и благодарений,

И фимиамов его? Но несчастный забыл благодарность

[Афродите – за помощь в соревновании],

Не воскурил фимиам; я [Афродита], конечно, разгневалась тотчас

И, на презренье сердясь, чтоб впредь мне не знать унижений

Меры решаю принять и на эту чету ополчаюсь.

Раз проходят они мимо храма [Реи-]Кибелы, который

Ей в посвященье возвел Эхион [один из фиванских спартов] знаменитый в тенистой

Чаще лесов. Отдохнуть захотели от долгой дороги.

И охватила в тот миг Гиппомена не вовремя жажда

Совокупления, в нем возбужденная нашим наитьем.

Было близ храма едва освещенное место глухое,

Вроде пещеры. Над ним был свод из пемзы природной, –

Веры старинной приют, а в нем деревянных немало

Изображений богов стародавних жрецы посбирали.

Входят туда и деяньем срамным оскверняют святыню.

И божества отвратили глаза. Башненосная Матерь [Рея-Кибела]

Думала их погрузить – виноватых – в стигийские воды:

Казнь показалась легка. И тотчас рыжею гривой

Шеи у них обросли, а пальцы в когти загнулись.

Стали плечами зверей человечьи их плечи. Вся тяжесть

В грудь перешла, и хвост повлачился, песок подметая.

Злость выражает лицо; не слова издают, а рычанье.

Служит им спальнею лес. Свирепостью всех устрашая,

Зубом смиренным – два льва – сжимают поводья Кибелы».

 

ГНЕВ АФРОДИТЫ: НИС

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 198. Нис. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 238-239):

У Ниса, сына… царя Мегар, был на голове, как говорят, пурпурный волос. Ему было предсказано, что он будет царствовать столько, сколько сбережет этот волос. Когда Минос, сын Юпитера [Зевса], пришел воевать с ним, Сцилла, дочь Ниса, по внушению Венеры [Афродиты] полюбила его и, чтобы он победил, отрезала у спящего отца роковой волос. Поэтому Нис был побежден Миносом. Когда Минос возвращался на Крит, Сцилла просила его, чтобы он увез ее с собой, как обещал. Он сказал, что святая земля Крита не примет такого преступления. Она бросилась в море, чтобы отец не догнал ее. Нис же, когда преследовал дочь, превратился в птицу галиаэта [возможно, Ареса], то есть скопу, а его дочь Сцилла в рыбу [возможно, Афродиту], которую называют губаном [древние греки называли ее морской птицей], и еще и теперь, когда эта птица увидит, как плывет эта рыба, она бросается в воду, хватает ее и разрывает когтями».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология