Культ Афродиты 1

Афродита была олимпийской богиней красоты, любви и продолжения рода.

Ее культ был очень популярен в Древней Греции с многочисленными святынями и храмами по всей стране. Ее главными культовыми центрами в Греции были город Коринф на перешейке и остров Кифера у побережья Лакедемонии. За пределами Греции остров Кипр  славился своим Таинственным культом богини. Афродите также поклонялись с помощью частных ритуалов и молитв.

В классической скульптуре Афродита обычно изображалась обнаженной или частично раздетой женщиной, часто с руками, вытянутыми в жесте скромности. Первая обнаженная Афродита была создана художником Праксителем в 5 веке до н.э. как культовый идол города-государства Книд. В свое время это вызвало определенные споры, но стиль быстро стал нормой.

Изображение справа — Афродита «Венера Счастливая», греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана.

Основной культ

Каллимах. Фрагмент эпиграммы. 20. Афродите — Симона (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Каллимах/ Перевод Блуменаю Л. Грабарь-Пассек М.Е. Голубец Ю. Свиясов Е.Шульц Ю. Чистякова Н.Гаспаров М.Л.Иваница Г.) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Свое изображенье
Симона Афродите преподносит
И вместе ту повязку,
Которая ей груди целовала,
И факелы и тирсы,
С которыми в горах она блуждала».

 

 

Филострат Старший. Картины. Книга 2. 1. Певицы священных гимнов. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«В честь Афродиты, сияющей костью слоновой, поют; нежные девушки в нежных миртовых рощах. Руководит ими мудрая наставница и не очень еще престарелая. Еще остается известная свежесть юного возраста и на первых ее морщинах; они ведут за собою почтенную важность старости, но с ней сочетают и то, что осталось от зрелого возраста с пышной его красотою. Внешний вид Афродиты полон стыдливости; она – обнаженная и прекрасная; материал ее статуи – пластинки кости слоновой, пригнанные точно и плотно друг к другу. Богиню нельзя принять за нарисованную, она стоит перед нами такая, что хочется к ней прикоснуться. Хочешь, мы скажем несколько слов и о жертвеннике, делая на нем как бы свое возлияние этими речами. Много на нем благовонных курений, и мирры, и кассии; кажется мне, что тут веет любовным дыханьем Сапфо. Заслуживает похвалы это искусное оформленье картины: изображая кругом по рамке любимые нами ценные камни, художник сумел передать не только их цвет, но также их блеск, придав им прозрачность сиянья, как в глазу блестящая точка зрачка; а затем он позволяет нам как бы слышать самое пенье. Поют девушки; они поют, а наставница с упреком глядит на ту, что вышла из такта; она, ударяя в такт музыке в ладоши, вводит ее как следует в ритм песни. Одежда их скромная, такая, что им не будет мешать, если они, играя, захотят веселиться; крепко подпоясанный пояс; хитон, оставляющий обнаженным плечо; им нравится босыми стоять на мягкой траве и, утомившись, остывать на свежей росе; их платья – это настоящий луг ярких цветов и таких, что цвет одного подходит к другому. Все это нам передал дивно художник: тот кто не может красками нам передать природной гармонии, в картинах своих он не будет правдивым художником. Что касается внешности девушек, если об этом судить поручим Парису или иному какому судье, он, думаю я, придет в затруднение, какой приговор ему вынести, – настолько по красоте они могут спорить между собою, с руками, как нежные розы, волоокие, прекрасноланитные, как мед, сладкогласные» – так нежно их именует Сапфо. Ударяя им в тон на луке своем, играет Эрот, наклонив дугу лука, и звучно поет его тетива, давая основной тон, и во всем она похожа на лиру; а быстрые взоры бога, повсюду летая, как будто ритм какой-то дают. О чем же поют они? В картине мы можем найти кое-какие указания и на самую песню: они говорят: родилась Афродита из моря, принявшего семя неба – Урана. И остров, куда приплыла и вышла она, они пока еще не назвали, но, думаю я, назовут они Пафос; ее же рожденье они воспевают достаточно ясно; поднимая свой взор кверху, они тем говорят, что она родилась от неба – Урана; легким движеньем приподнятых рук они хотят указать, что она вышла из моря, а их улыбка означает тайну спокойной поверхности воды».

Афродита Венера, греко-римская мраморная статуя 1 век нашей эры, Лувр.
Афродита Венера, греко-римская мраморная статуя 1 век нашей эры, Лувр.

Культ В Аттике

I. Афины, Столица Аттики

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 8. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Неда­ле­ко от ста­туи Демо­сфе­на нахо­дит­ся храм Аре­са. В нем нахо­дят­ся две ста­туи Афро­ди­ты; ста­туя Аре­са — работы Алка­ме­на, а ста­тую Афи­ны создал какой-то паро­сец по име­ни Локр».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Побли­зо­сти [Афин] сто­ит храм Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной)74. Пер­вым наро­дом, кото­ро­му выпа­ло на долю почи­тать Ура­нию, были асси­рий­цы, а после асси­рий­цев из жите­лей Кип­ра — пафий­цы, а из фини­кий­цев — жите­ли Аска­ло­на в Пале­стине. От фини­кий­цев вос­при­ня­ли это покло­не­ние жите­ли Кифе­ры. У афи­нян ввел его Эгей, счи­тая, что отсут­ст­вие у него само­го детей — тогда у него еще их не было — и несча­стье с его сест­ра­ми про­изо­шло вслед­ст­вие гне­ва Ура­нии. Быв­шая в мое вре­мя ста­туя была сде­ла­на из парос­ско­го мра­мо­ра и была тво­ре­ни­ем Фидия. Но у афи­нян есть дем (округ) — Афмо­неи, и там гово­рят, что Пор­фи­ри­он, цар­ст­во­вав­ший до Актея, осно­вал у них храм Ура­нии. Но в демах гово­рят мно­го дру­го­го, совсем не похо­же­го на то, что рас­ска­зы­ва­ют живу­щие в горо­де».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 19. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Отно­си­тель­но местеч­ка, кото­рое назы­ва­ют «Сада­ми», и о хра­ме Афро­ди­ты у них нет ника­ко­го пре­да­ния; все рав­но как и о ста­туе Афро­ди­ты, кото­рая сто­ит неда­ле­ко от хра­ма; ее внеш­ний вид — четы­рех­уголь­ный, такой же, как и у герм. Над­пись объ­яс­ня­ет, что это Афро­ди­та Ура­ния (Небес­ная) — стар­шая из так назы­вае­мых Мойр (богинь Судь­бы). Ста­туя же Афро­ди­ты в «Садах» — работы Алка­ме­на и в Афи­нах — одна из немно­гих, осо­бен­но заслу­жи­ваю­щих вни­ма­ния».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 22. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Покло­не­ние Афро­ди­те Пан­де­мос (Все­на­род­ной) было введе­но Тесе­ем, когда он свел всех афи­нян из сель­ских демов в один город, рав­но и богине Пей­то (Убеж­де­ния)».

II. Пирей Город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У само­го же моря Конон выстро­ил храм Афро­ди­ты, после мор­ской победы над лакеде­мо­ня­на­ми око­ло Книда, нахо­дя­ще­го­ся на высту­пах Карии. Книдяне боль­ше все­го почи­та­ют Афро­ди­ту и у них име­ет­ся ряд хра­мов боги­ни. Из них самый древ­ний — Афро­ди­ты Дори­ти­ды (Даю­щей пло­до­ро­дие), затем — Акреи (Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин) и новей­ший, кото­рый все назы­ва­ют про­сто Книди­ей, а сами книдяне — Эвпло­ей (Доб­рой помощ­ни­цей в пла­ва­нии)».

 

III. Колиада мыс в Аттике

Страбон. География. Книга 9. 1. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вбли­зи Анафли­ста [в Аттике] рас­по­ло­же­ны свя­ти­ли­ще Пана и храм Афро­ди­ты Коли­а­ды»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут есть ста­туи Афро­ди­ты Коли­а­ды и так назы­вае­мых богинь Гене­тил­лид (Покро­ви­тель­ниц родов)».

IV. Ороп Деревня в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Амфиарая в Оропе, Аттика] Алтарь Чет­вер­тая часть жерт­вен­ни­ка посвя­ще­на Афро­ди­те и Пана­кии (Все­ис­це­ля­ю­щей), кро­ме того Иасо (Лече­нию), Гигиее (Здо­ро­вью) и Афине Пэо­нии (Цели­тель­ни­це)».

 

V. Кефис Река в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 37. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Даль­ше [река Кефис, по дороге в Элевсин, в Аттике] есть храм Афро­ди­те и перед ним сте­на из белых кам­ней, достой­ных осмот­ра».

Культ в Мегариде

I. Мегара Столица Мегарида

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 40. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За свя­щен­ным участ­ком, посвя­щен­ным Зев­су, если идти на акро­поль, кото­рый по име­ни Кара, сына Форо­нея, и в наше еще вре­мя назы­вал­ся Кари­ей, нахо­дит­ся храм Дио­ни­са Ник­те­лия (Ноч­но­го); есть еще и свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Эпи­стро­фии (Вызы­ваю­щей склон­ность)»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За хра­мом Дио­ни­са — храм Афро­ди­ты; ста­туя Афро­ди­ты сде­ла­на из сло­но­вой кости, а сама она носит про­зви­ще Пра­к­сис (Выпол­не­ние). Это — древ­ней­шая ста­туя в хра­ме. Ста­туи боги­ни Пей­то (Убеж­де­ния) и дру­гой, кото­рую они назы­ва­ют Паре­го­рон (Уго­ва­ри­ва­ние) — работы Пра­к­си­те­ля; работы же Ско­па­са — ста­туи Эрота (Люб­ви), Гиме­ро­са (Стра­сти) и Пото­са (Жела­ния), если раз­лич­ны и их функ­ции, так же как раз­лич­ны и их име­на».

Культ в Саламине

I. Саламин Столица Саламин

Овидий. Метаморфозы. 14. 759. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«На Сала­мине под­несь. Там есть и Вене­ры Смот­ря­щей Храм».

 

Культ в Эгине

I. Эгина Столица Эгины

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 29. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Соору­жен и храм Афро­ди­ты, а храм, нахо­дя­щий­ся у гава­ни на мысе [острова Эгина], выдаю­щем­ся в море, гово­рят, посвя­щен Гере».

Афродита «Венера-прародительница», греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, Лувр.
Афродита «Венера-прародительница», греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, Лувр.

Культ в Коринфии

I. Коринф Столица Коринфии

Пиндар. Отрывки. 122. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 184-185) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Девицы о многих гостях,
Служительницы богини Эова [Пейто],
В изобильном Коринфе
Воскуряющие на алтаре
Бледные слезы желтого ладана,
Мыслью уносясь
К небесной Афродите, матери любви»

 

Страбон. География. Книга 8. 6. 20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты было так бога­то, что име­ло боль­ше 1000 хра­мо­вых рабынь-гетер, кото­рых посвя­ща­ли богине как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны; и бла­го­да­ря этим жен­щи­нам город ста­но­вил­ся мно­го­люд­ным и бога­тел; так, напри­мер, капи­та­ны кораб­лей лег­ко рас­тра­чи­ва­ли здесь свои день­ги, и отсюда идет посло­ви­ца:

Не вся­ко­му в Коринф досту­пен путь.

Меж­ду про­чим, рас­ска­зы­ва­ют, что какая-то гете­ра в ответ на упре­ки одной жен­щи­ны в том, что она не любит работать или прясть шерсть, ска­за­ла: «Да, вот такая я, а все же за это корот­кое вре­мя я успе­ла сокру­шить уже три ткац­ких стан­ка [Непе­ре­во­ди­мая игра слов: букв. histús: 1) «ткац­кие стан­ки», 2) «мач­ты», 3) «капи­та­ны кораб­лей».]…

… На вер­шине нахо­дит­ся малень­кое свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты; ниже вер­ши­ны течет источ­ник Пире­на, хотя и не име­ю­щий сто­ка, но все­гда пол­ный про­зрач­ной питье­вой водой…

Во вся­ком слу­чае, когда Еври­пид гово­рит

Из вол­ною омы­то­го вкруг Акро­ко­рин­фа,
Гра­да — хол­ма Афро­ди­ты — свя­щен­но­го я при­хо­жу»

 

Страбон. География. Книга 12. 4. 36. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Неко­то­рые по обе­ту даже посто­ян­но живут здесь, при­но­ся жерт­вы богине. Оби­та­те­ли горо­да живут в рос­ко­ши, а все их земель­ные участ­ки — под вино­град­ни­ка­ми. Мно­же­ство жен­щин там тор­гу­ет сво­им телом; боль­шин­ство их посвя­ще­но богине. Ведь этот город в неко­то­ром смыс­ле явля­ет­ся малень­ким Корин­фом. Дей­ст­ви­тель­но, там бла­го­да­ря мно­же­ству гетер, посвя­щен­ных Афро­ди­те, посто­ян­но был боль­шой наплыв ино­стран­цев, справ­ляв­ших празд­ник. Куп­цы и вои­ны совер­шен­но рас­тра­чи­ва­ли там свои день­ги, так что о них пошла пого­вор­ка:

Не вся­ко­му в Коринф досту­пен путь».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 2. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Кен­хре­ях есть храм Афро­ди­ты и ее мра­мор­ная ста­туя»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 2. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед горо­дом [Коринф] нахо­дит­ся кипа­ри­со­вая роща, назы­вае­мая Кра­не­он. В ней — свя­щен­ный уча­сток Бел­ле­ро­фон­та и храм Афро­ди­ты Мела­ниды (Чер­ной)»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 2. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут [В Коринфе] же мед­ная ста­туя Апол­ло­на, назы­вае­мо­го Кла­рос­ским, и ста­туя Афро­ди­ты, тво­ре­ние Гер­мо­ге­на из Кифе­ры».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 4. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если идти в Акро­ко­ринф так назы­ва­ет­ся вер­ши­на горы, воз­вы­шаю­щей­ся над горо­дом; Бри­а­рей, когда он был тре­тей­ским судьей, отдал ее Гелио­су, а Гелиос, как гово­рят корин­фяне, усту­пил Афро­ди­те»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 5. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если под­нять­ся на самый Акро­ко­ринф, то увидишь там храм Афро­ди­ты; ее ста­туя изо­бра­жа­ет боги­ню воору­жен­ной; там есть ста­туи и Гелиоса и Эрота с луком».

 

 

Культ в Сикионии

I. Сикион столица Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 10. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Неда­ле­ко за ней(1) нахо­дит­ся дру­гой уча­сток, посвя­щен­ный Афро­ди­те, и в нем пер­вая ста­туя — это ста­туя Антио­пы; ведь ее сыно­вья были сики­он­цы, и сики­он­цы жела­ют, чтобы по детям и сама Антио­па при­над­ле­жа­ла им. А затем уже идет свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты; вхо­дят в него хра­мо­вая слу­жи­тель­ни­ца, кото­рой на все вре­мя запре­ще­но иметь сно­ше­ние с муж­чи­на­ми, и девуш­ка, еже­год­но выпол­ня­ю­щая обя­зан­ность жри­цы; эту девуш­ку назы­ва­ют лутро­фо­рой (совер­шаю­щей омо­ве­ние); всем же дру­гим, без исклю­че­ния, мож­но видеть боги­ню и молить­ся ей толь­ко с поро­га. Нахо­дя­щу­ю­ся здесь ста­тую сде­лал Канах, сики­о­нец, кото­рый изва­ял Апол­ло­на в милет­ских Диди­мах, а для фиван­цев — Апол­ло­на Исме­ния; она сде­ла­на из золота и сло­но­вой кости, а на голо­ве у нее полос. В одной руке она дер­жит мак, а в дру­гой — ябло­ко. При жерт­во­при­но­ше­ни­ях они сжи­га­ют бед­ра всех живот­ных, кро­ме сви­ней. Осталь­ные части жерт­вен­но­го мяса они сжи­га­ют на мож­же­ве­ло­вых дро­вах, а вме­сте с горя­щи­ми бед­ра­ми они сжи­га­ют и листья «педе­рота» («дето­люб», «мед­ве­жья лапа»). Это рас­те­ние, кото­рое рас­тет здесь на этом участ­ке под откры­тым небом и кото­ро­го нигде боль­ше нет — ни на сики­он­ской зем­ле, ни на какой-либо дру­гой. Листья его мень­ше листьев бука, но боль­ше чем у паду­ба; внеш­ний вид у них такой, как у листьев дуба, с одной сто­ро­ны, они отда­ют в чер­ноту, а с дру­гой — белые; по цве­ту они боль­ше все­го похо­жи на листья бело­го топо­ля».

II. Титан Деревня в Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 11. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В деревне Титан, Сикиония ] На фрон­тоне хра­ма изо­бра­жен Геракл и по кра­ям Ники (Победы); в пор­ти­ке сто­ят ста­туи Дио­ни­са и Гека­ты, Афро­ди­ты, Мате­ри богов и Тихи; все эти ста­туи — дере­вян­ные, из мра­мо­ра — толь­ко ста­туя Аскле­пия, име­ну­е­мо­го Гор­тин­ским».

Афродита "Венера Капитолийская", греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей, Афины.
Афродита «Венера Капитолийская», греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей, Афины.

Культ в Арголиде

I. Аргос Столица Арголиды

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 19. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Что каса­ет­ся дере­вян­ных ста­туй Афро­ди­ты и Гер­ме­са [найденных в храме Аполлона Ликейоса в городе Аргос], то они рас­ска­зы­ва­ют, что послед­няя — про­из­веде­ние Эпея52, а пер­вая — пожерт­во­ва­ние Гиперм­не­стры. Она, един­ст­вен­ная из доче­рей Даная, не испол­ни­ла при­ка­за­ние отца; поэто­му Данай отдал ее на суд (наро­да), счи­тая, что спа­се­ние Лин­кея явля­ет­ся для него лич­но небез­опас­ным, а так­же за то, что, не при­няв уча­стия вме­сте с сест­ра­ми в этом сме­лом деле, она тем уве­ли­чи­ла позор их зло­го умыс­ла. Она была суди­ма всем собра­ни­ем арги­вян и была оправ­да­на; за это она посвя­ти­ла ста­тую Афро­ди­те Нико­фо­ре (Победо­нос­ной)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 20. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«За теат­ром [в городе Аргос] нахо­дит­ся храм Афро­ди­ты и перед изо­бра­же­ни­ем боги­ни — рельеф­ное изо­бра­же­ние Теле­сил­лы, той, кото­рая писа­ла сти­хи…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 23. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Рядом нахо­дит­ся храм Дио­ни­са [в Аргосе] и Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 25. 15. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Доро­га, веду­щая из Аргоса в Ман­ти­нею, — не та, что и в Тегею, но начи­на­ет­ся от ворот, нахо­дя­щих­ся у Дира­са(1). На этой доро­ге соору­жен двой­ной храм, име­ю­щий один вход с запа­да, а дру­гой — с восто­ка. Око­ло послед­не­го сто­ит дере­вян­ная ста­туя Афро­ди­ты, а око­ло запад­но­го — ста­туя Аре­са. Гово­рят, что эти ста­туи посвя­ще­ны Поли­ни­ком и арги­вя­на­ми, кото­рые участ­во­ва­ли в похо­де, чтобы ото­мстить за него».

 

Афиней. Пир мудрецов. Книга 3. 95f — 96a. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 75):

 

«От том, что Афродите действительно приносится в жертву свинья, (96) свидетельствует в «Исторических записках» Каллимах или Зенодот: «Аргосцы жертвуют Афродите свинью, и даже сам праздник называется Свиным (‛Υστήρια)»».

II. Эпидавр город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 27. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В роще [[Асклепия в Эпидавре, Арголида] есть и храм Арте­ми­ды, и ста­туя Эпи­о­ны (Облег­чаю­щей боли), и свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты, и Феми­ды»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 29. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Соору­жен и храм Афро­ди­ты [в Эпидавре, Арголида]»

III. Тризин город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 32. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«По дру­гую сто­ро­ну участ­ка нахо­дит­ся так назы­вае­мый ста­дий Иппо­ли­та, а за ним храм Афро­ди­ты Катас­ко­пии (Под­гляды­ваю­щей), так как оттуда влюб­лен­ная в Иппо­ли­та Фед­ра смот­ре­ла на него, когда он зани­мал­ся гим­на­сти­кой. Там еще и теперь сто­ит мир­то­вое дере­во с про­ко­лоты­ми, как я писал рань­ше, листья­ми. Когда Фед­ра не зна­ла, что ей делать и не нахо­ди­ла ника­ко­го облег­че­ния от люб­ви, она изли­ва­ла свою ярость на листьях этой мир­ты».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 32. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В Тризине, Арголиде](Побли­зо­сти) мож­но видеть храм Иси­ды, а за ним храм Афро­ди­ты Акреи (Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин)»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 32. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Око­ло ска­лы [В Тризине, Арголиде] — храм Афро­ди­ты Ним­фии (Неве­сты), соору­жен­ный Тесе­ем, когда он взял в жены Еле­ну»

 

IV. Гермиона Город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 34. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Вокруг всей Гер­ми­о­ны воз­двиг­ну­та сте­на. В этом горо­де мно­го досто­при­ме­ча­тель­но­стей, достой­ных опи­са­ния; из них я счел наи­бо­лее достой­ны­ми упо­ми­на­ния сле­дую­щие: тут есть храм Афро­ди­ты Пон­тии (Мор­ской глу­би­ны), она же — Лиме­ния (Покро­ви­тель­ни­ца гава­ней), со ста­ту­ей из бело­го мра­мо­ра, очень боль­шой по раз­ме­рам и пре­крас­ной по рабо­те, она осо­бен­но достой­на осмот­ра. Есть и дру­гой храм Афро­ди­ты. Сре­ди поче­стей, кото­рые возда­ют­ся ей жите­ля­ми Гер­ми­о­ны, уста­нов­ле­на и сле­дую­щая: уста­нов­ле­но, чтобы девуш­ки, а рав­но и вдо­вы, соби­раю­щи­е­ся вто­рич­но вый­ти замуж, чтобы все они перед бра­ком при­но­си­ли здесь жерт­ву. Демет­ре Фер­ма­сии (Горя­чей) соору­же­ны хра­мы: один — на гра­ни­цах с Тре­зе­ном, как я об этом уже гово­рил, дру­гой — в самом горо­де».

 

V. Амимона Ручей в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 37. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У моря [У ручья Амимона в Арголиде] сто­ит мра­мор­ное изо­бра­же­ние Афро­ди­ты»

VI. Темения Деревня в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 38. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Теме­нии соору­жен храм Посей­до­на и вто­рой храм в честь Афро­ди­ты»

Афродита, греко-римская мраморная статуя 1 века н.э., Государственный Эрмитаж.
Афродита, греко-римская мраморная статуя 1 века н.э., Государственный Эрмитаж.

Культ в Лакедемонии

I. Спарта Столица Лакедомонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 12. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Око­ло Ски­а­ды нахо­дит­ся круг­лое зда­ние, а в нем — ста­туи Зев­са и Афро­ди­ты, нося­щие назва­ние «Олим­пий­ских»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 13. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Древ­нее дере­вян­ное изо­бра­же­ние они назы­ва­ют ста­ту­ей Афро­ди­ты Геры; у них поста­нов­ле­но, чтобы мате­ри при­но­си­ли жерт­вы богине за сво­их доче­рей при вступ­ле­нии их в брак».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 15. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если прой­ти немно­го даль­ше [в Спарте, Лакедомонии], будет неболь­шой холм, а на нем древ­ний храм и дере­вян­ное изо­бра­же­ние воору­жен­ной Афро­ди­ты. Из всех хра­мов, какие я знаю, толь­ко один этот име­ет вто­рой этаж и этот этаж посвя­щен Мор­фо (Даю­щей кра­соту): это про­зви­ще Афро­ди­ты; она сидит здесь под покры­ва­лом и с око­ва­ми на ногах; гово­рят, что эти око­вы нало­жил на нее Тин­да­рей, сим­во­ли­зи­руя эти­ми цепя­ми вер­ность жен сво­им мужьям. Что же каса­ет­ся дру­го­го рас­ска­за, буд­то Тин­да­рей эти­ми око­ва­ми нака­зал боги­ню за то, что, по его мне­нию, Афро­ди­та навлек­ла на его доче­рей один толь­ко позор, то я это­го совсем не допус­каю: ведь было бы крайне глу­по»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 17. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Поза­ди хра­ма Афи­ны Мед­но­дом­ной [в Спарте, Лакедомонии] есть храм Афро­ди­ты Ареи (Вои­тель­ни­цы); ее дере­вян­ное изо­бра­же­ние — самое древ­нее, какое толь­ко есть у элли­нов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 18. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Вбли­зи ста­туй Пав­са­ния [в Спарте, Лакедемонии] нахо­дит­ся изо­бра­же­ние Афро­ди­ты Амбо­ло­ге­ры (Отвра­щаю­щей ста­рость), постав­лен­ное соглас­но веща­нию бога»

 

II. Амиклы город в Лакедомонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 18. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Что же каса­ет­ся Ари­станд­ра парос­ско­го и Поли­кле­та аргос­ско­го, то пер­вый создал жен­щи­ну, дер­жа­щую лиру, — пред­по­ла­га­ют, что это Спар­та, — а Поли­клет — Афро­ди­ту, кото­рая так и назы­ва­ет­ся «Ами­клей­ская боги­ня».

 

III. Кра­ная Остров в Лакедомонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 22. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Про­тив Гити­о­на лежит ост­ров Кра­ная [у берегов Лакедомонии]; Гомер рас­ска­зы­ва­ет, что Алек­сандр, похи­тив Еле­ну, впер­вые соче­тал­ся с нею на этом ост­ро­ве. Про­тив это­го ост­ро­ва есть на мате­ри­ке храм Афро­ди­ты Миго­ни­ти­ды, и все это место назы­ва­ет­ся Миго­ни­ем (Соче­та­ни­ем). Гово­рят, этот храм постро­ил Алек­сандр; по взя­тии же Или­о­на, восемь лет спу­стя после раз­ру­ше­ния Трои, вер­нув­шись домой, Мене­лай соорудил око­ло Миго­ни­ти­ды ста­тую Феми­ды и боги­ни Пра­к­сиди­ки (Воз­мездия)»

IV. Кифера город в в Лакедомонии

Геродот. История. Книга 1. 105. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«В городе Аскалон в Сирии … [есть] свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Ура­нии [Это был зна­ме­ни­тый храм фили­стим­лян, посвя­щен­ный Астар­те (Иштар). Как я узнал из рас­спро­сов, это свя­ти­ли­ще — самое древ­нее из всех хра­мов этой боги­ни. Ведь свя­ти­ли­ще на Кип­ре осно­ва­но выхо­д­ца­ми оттуда, как утвер­жда­ют сами киприоты, а храм в Кифе­ре воз­двиг­ли фини­ки­яне, жите­ли Сирии Пале­стин­ской».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 23. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На Кифе­ре, у моря, нахо­дит­ся кора­бель­ная при­стань, Скан­дея, а самый город Кифе­ра отсто­ит от Скан­деи в глубь ост­ро­ва ста­ди­ев на десять. Храм Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной) счи­та­ет­ся самым свя­щен­ным, и из всех суще­ст­ву­ю­щих хра­мов Афро­ди­ты у элли­нов он самый древ­ний. Ста­туя же самой боги­ни — дере­вян­ная и пред­став­ля­ет ее воору­жен­ной».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Побли­зо­сти сто­ит храм Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной). Пер­вым наро­дом, кото­ро­му выпа­ло на долю почи­тать Ура­нию, были асси­рий­цы, а после асси­рий­цев из жите­лей Кип­ра — пафий­цы, а из фини­кий­цев — жите­ли Аска­ло­на в Пале­стине. От фини­кий­цев вос­при­ня­ли это покло­не­ние жите­ли Кифе­ры».

V. Тенар деревня в Лакедомонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 25. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Лакедомонии] Храм Афро­ди­ты со ста­ту­ей во весь рост из мра­мо­ра».

Культ В Мессении

I. Мессена Столица Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 14. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Лакеде­мо­няне преж­де все­го раз­ру­ши­ли Ито­му до осно­ва­ния, а затем, дви­нув­шись, ста­ли брать один за дру­гим и дру­гие горо­да. Из взя­той добы­чи они посвя­ти­ли Апол­ло­ну в Ами­к­лах мед­ные тре­нож­ни­ки; под пер­вым тре­нож­ни­ком сто­ит изо­бра­же­ние Афро­ди­ты, изо­бра­же­ние Арте­ми­ды — под вто­рым, а под третьим — Коры, доче­ри Демет­ры».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Мессене] Из хра­мов богов там есть храм Посей­до­на и дру­гой храм Афро­ди­ты».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология