Зевс

Зевс – царь богов. Он сам – бог неба, погоды, закона и порядка, судьбы и рока, царской власти. Зевса изображали величественным, зрелым мужчиной с сильным, крепким телом и тёмной бородой. Обычные атрибуты бога – это молния, царский скипетр и орёл.

Изображение справа — Зевс с орлом и молнией, 5 век до н.э., Лувр.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ЗЕВС
РодителиКронос и Рея
ЖенаГера
Бог чегоНебо, погода, цари, судьба
ДомГора Олимп
СимволУдар молнии
Священные животныеОрел, бык
Священные растенияДуб, оливковое дерево
СвитаГермес, Ника, Кратос, Фемида, Мойры, Оры
Другие ИменаКроний, Кронион
Римское имяЮпитер
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΖευςZeusZeusJupiter, JoveЮпитер

МИФЫ

  • Зевс был младшим ребёнком титана Кроноса и титаниды Реи. Кронос пожирал каждого ребёнка, которого Рея производила на свет. Только Зевс избежал такой участи благодаря тому, что мать унесла его и спрятала. Кроносу она поднесла вместо Зевса камень, завёрнутый в пелёнки. Читать далее.
  • Зевса растили тайно на горе Дикте, расположенной на острове Крит. Его воспитательницами были нимфы, которые кормили младенца молоком козы Амалфеи. Зевса охраняли также воины куреты. Они заглушали плач ребёнка тем, что били в свои щиты, пока исполняли боевой танец. Читать дальше.
  • Когда Зевс достиг совершеннолетия, он заручился поддержкой богини мудрости Метиды. Она подала титану Кроносу волшебный напиток. От действия этого напитка Кронос изрыгнул всех молодых богов, которых он проглотил раньше. Читать дальше.
  • Зевс освободил из бездны Тартара шесть гигантов-циклопов, сыновей Урана, который олицетворял небо. В благодарность за это циклопы (также киклопы) выковали молнии и вооружили этим оружием Зевса. Великаны Гекатонхейры  помогали богу во время нападения на титанов. Они швыряли в Кроноса и его союзников валуны. В конце концов титаны были побеждены. Их заключили в тюрьме глубоко под землёй. Читать далее.
  • После того, как боги-титаны пали, Зевс и его братья бросили жребий. Так они разделили между собой Вселенную, чтобы каждый правил одной из её частей. Зевс стал править небесами, Посейдон – морем, а Аид – подземным миром.
  • Зевс проглотил свою первую жену Метиду, беременную от него. Он сделал это, т.к. оракул открыл ему, что сыну Метиды суждено свернуть отца и занять его место царя богов. Ребёнком Зевса и Метиды же оказалась Афина. Она родилась в животе Зевса, а затем вышла из его головы. Читать далее.
  • Зевс женился на своей сестре Гере, царице неба. Перед этим он соблазнил её в облике кукушки. Однако бог и богиня неба постоянно ссорились. Поэтому их брак нельзя назвать образцовым и полным согласия. Читать дальше.
  • Прометей создал расу людей и затем дал им огонь, украденный у небесных богов. Зевс разгневался на этот поступок и в ответ на него приказал создать первую женщину Пандору. Её отправили на землю вместе с сосудом, полным бед. Эти бедствия должны были принести людям страдания. Самого Прометея схватили и приковали к скале. Орёл постоянно прилетал к Прометею, чтобы мучить его. Читать дальше.
  • Богиню земли Гею разгневало то, что олимпийские боги заточили титанов в Тартаре. Она убедила гигантов восстать против богов. Гиганты осадили небесную крепость, но Зевс смог сразить их царя и других великанов при помощи смертоносных молний. Читать дальше.
  • Гея породила ещё одного гиганта, Тифона, самого чудовищного в своём роде. Гея послала его напасть на Олимп. Остальные боги сбежали, в то время как Зевс проиграл в бою с Тифоном. Монстр вырвал сухожилия из рук и ног бога, сделав того совершенно беспомощным. Позже бог Пан выкрал обратно сухожилия и вернул богу силу. Восстановившись, Зевс в новом бою победил Тифона и заключил его под вулканом Этна. Читать больше.
  • Зевс соблазнил многих смертных женщин, для чего он принимал разные облики. Он явился к Леде в облике лебедя, к Европе в виде быка, к Данае – как золотой дождь. Алкмену он посетил, превратившись в её собственного мужа, перед Каллисто принял вид богини Артемиды, перед Антиопой – облик сатира. Читать дальше.
  • Любимым смертным сыном Зевса был Геракл. Бог помогал ему во время испытаний и подвигов. В конце концов, Зевс принял Геракла на Олимпе, тоже сделав его богом.
  • Зевс наказывал самых ужасных преступников, которые проявляли непочтительность по отношению к богам и совершали злодеяние против них. В список таких преступников входит Танталос, укравший с неба амброзию, Ликаон, который подал во время пира богам человеческое мясо, Иксион, попытавшийся овладеть богиней Герой, женой Зевса. Ещё один – Саломней, притворявшийся Зевсом и таким образом лишил богов того почитания, которое им предназначалось.
  • Множество других мифов в подробном изложении можно найти на последующих страницах.

СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ

Главный символ Зевса, который отличает его от других богов – его стилизованная молния, которой он взмахивал, как копьём. Среди других атрибутов Зевса – царский скипетр, трон, орёл, небольшая фигурка Ники (крылатой богини победы) и эгида (защитная накидка из козьей шкуры). Обычно бог был одет в длинную рубашку (хитон) и плащ (гиматий), но иногда его изображали обнажённым. Его голова часто была украшена венком из оливковых листьев.

Ниже – некоторые примеры изображений с атрибутами Зевса, на которых видно, как они изображались в греческом искусстве:

img_zeus_attributes_lightning1

Молния Зевса

img_zeus_attributes_lightning2

Молния Зевса

img_zeus_attributes_throne

Трон бога Зевса

img_zeus_attributes_wreath

Венок Зевса из оливковых листьев

СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ

Священными животными Зевса были орёл и бык. В мифах в образе орла он похищает юношу Ганимеда, а в образе быка – деву Европу.

Его священные растения – это вечнозелёный каменный дуб и оливковое дерево. В городе Додона находился древний оракул, жрецы которого для предсказаний вдохновлялись, слушая шелест листьев священного дуба. Во время Олимпийских игр на головы победителям возлагали венки из оливковых листьев, которые собирали в священной роще Зевса.

Ниже – примеры того, как священных животных бога изображали в Древней Греции, а также фото священных растений.

img_zeus_animals_eagle

Орёл.

img_zeus_animals_bull

Бык Зевса.

 

Каменный дуб.

 

Оливковое дерево.

СВИТА ЗЕВСА

Так как Зевс играл роль царя богов, ему прислуживало множество младших божеств.

Его трон охраняли четыре крылатых духа, две – женского пола, и ещё два – мужского. Их звали Кратос (Сила), Зел (Соперничество), Ника (Победа) и Бия (Мощь). Бия и Кратос были сильными физически блюстителями порядка, им поручали такие задания, как поимка и пленение титана Прометея. Ника управляла колесницей Зевса. Часто она сопровождала его, принимая небольшие размеры, и выступала в роли кого-то наподобие божественного фамильяра.

Личным вестником Зевса был бог Гермес. Он играл роль дипломата, посланника и главного посредника, передающего волю богов.

Его посланницей была Ирида, крылатая богиня радуги. Она просто дословно передавала сообщения и приносила другим богам приказы.

Главной советницей Зевса была Фемида, богиня закона и порядка, которая сидела возле его трона. Фемиду сопровождали шесть её дочерей от Зевса – три Мойры (богини судьбы) и три Оры (богини времён года). Все вместе эти богини были ответственны за то, чтобы во Вселенной царил порядок. Фемиде также было поручено созывать всех богов на собрания при дворе Зевса.

Сестра Зевса Гестия, богиня-дева, тоже жила в его дворце. Там она присматривала за божественным огнём, который вечно горел в очаге в центре зала.

Богиня мудрости Метида была, возможно, самой необычной спутницей Зевса. Зевс проглотил её целиком, чтобы избежать исполнения пророчества, в котором его свергает сын Метиды. С тех пор богиня жила в его животе. Древние греки верили, что вместилищем мыслей и эмоций был скорее живот, чем мозг. Поэтому Зевс, сделав Метиду частью себя, успешно внедрил в свой разум мудрую советчицу. В той или иной форме она продолжала существовать внутри бога, причём до такой степени, что смогла родить там Афину, одеть её в броню и вооружить. После этого Афина родилась второй раз – из головы Зевса.

Ганимед и богиня Геба были виночерпиями Зевса. Во время пиршеств богов они подавали амброзию и нектар.

Крылатые Гарпии, известные как «гончие Зевса», были жестокими существами. Бог поручал им похищать смертных или мучить их.

Крылатый конь Пегас нёс на себе молнии Зевса. Четыре других бессмертных лошади везли его колесницу по небу.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Кронос & Рея (Homer Iliad 15.187, Hesiod Theogony 453, Apollodorus 1.4, Diodorus Siculus 5.68.1, et al)

Дети

Смотрит страницу Семья Зевса

Родители

Кронос и Рея – титан и титанида, дети Урана (бог неба) и Геи (богини земли). Кронос покровительствовал времени, но первоначально был богом земледелия. Рея – богиня земли, мать богов, великая мать. Кронос и Рея упоминаются в следующих произведениях античных авторов: в «Илиаде» Гомера (15.187), «Теогонии» Гесиода (453), у Аполлодора (1.4), Диодора Сицилийского (5.68.1) и других.

Потомки

У Зевса было множество детей от богинь, нимф, смертных женщин. Потомкам женщин посвящены отдельные разделы.

Зевс был сыном титанов Кроноса (Крона) и Реи, а также внуком Урана (Неба) и Геи (богини земли). Он брат таких богов, как Посейдон (покровитель морей и всех источников), Аида (бога подземного мира и мёртвых), Геры (царица богов, покровительница женщин, семьи), Деметры (богиня плодородия и земледелия) и Гестии (богиня домашнего очага).

Зевс женился на своей сестре, богине неба Гере. Гера родила от него трёх детей – бога войны, кровожадного Ареса, Гебу, прекрасную богиню юности, которая подавала нектар богам на пирах, и Илифию, богиню родов, без которой не может появиться на свет ни один ребёнок.

У Зевса были и другие богини-спутницы, среди которых:

  • его сестра Деметра, мать Персефоны;
  • двоюродные сёстры бога – Метида, мать Афины; Лето, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду; плеяда Майя, мать Гермеса;
  • его тёти – титанида Диона (мать Афродиты), Фемида (её дети – Мойры, богини судьбы, и Горы, отвечающие за времена года) и Мнемозина, мать Муз;
  • его потомок Семела, дочь Кадма, основателя Фив, мать Диониса.

Также Зевс был отцом бесчисленных смертных царей и героев. Самые известные из них – это Персей, победивший Медузу Горгону, Геракл, совершивший 12 подвигов, и Елена Троянская. Читать дальше.

Ниже график, который показывает основное генеалогическое древо семейства Зевса.

Фамильное древо Зевса (2)

Более детальное семейное древо Зевса, куда включены все его бессмертные возлюбленные и дети, можно найти по этой ссылке.

СЛОВАРЬ

ЗЕВС (Ζεύς) Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо», др.-инд. deva — «бог», dyaus — «небо» (Дьяус), греч.Ζεύς, род. п. Διός «Зевс, бог ясного неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что все существует». З. — сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис — лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500).Возмужавший З. вывел своих братьев и сестер из утробы Крона (493- 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение З. громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар (Неs. Theog. 674-735; Apollod. I 2, 1).Три брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов З. — Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Hom. II. IX 457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия.

Зевс, 5 век до н.э.,Государственное античное собрание
Зевс, 5 век до н.э., Государственное античное собрание

В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстает Гея и насылает на него свое порождение — Тифона, но З. побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820-868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому — навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится еще более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — З.). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими еще до Крона и Реи, Эвриному и Офиона — по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496-511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. II. I 396-406). 3. — новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рожденным Землей, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209-214). Именно по совету Геи — земли и Урана — неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца (Hes. Theog. 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную и Прометею (Aeschyl. Prom. 167-177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея (IV 805-809), З. способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга З. — богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. — уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о., З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. — Аполлон и Артемида. Третья по счету, но первая по значению жена Гера — богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901-923). Так 3. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца З. на Крите. З. все еще пользуется своим древнейшим орудием — громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. II. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), 3. «дождит», по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей 3. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили 3. пролиться дождем над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).З. Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. II. V 877 след.). Он дает людям законы (Deinosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. 0. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого (Мах. Туг. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. «родовой» (Pind. O1. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией — «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух — «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn. 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. Ill 391 е). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. О. R. 1767). 3. — помощник воинов (Hom. Н. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 — Imperator), «воинский» (Hero-dot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ, 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учрежден специальный культ (Paus. I 18, 9).З. Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. П. V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле — с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. Ill I, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне — змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З. превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным З. на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met. I 246-380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231-233). Троянская война — тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие (Hom. П. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b-c) З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает все более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256-264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d -322d). З., который мыслился «огнем», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. Ill 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами, Theog. 881-885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают монотеистические черты.Атрибуты З. — эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов — исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. З. соответствует римский Юпитер.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; его же, Античная мифология в ее исторической развитии, М., 1957, с. 89-267 («Критский Зевс»); Cook А. В., Zeus. A study in ancient religion, v. 1-3, Camb., 1914-40; Diеls Н., Zeus, «Archiv für Religionswissenschaft», 1923/24, Bd 22; Wilamowitz-Moellendorff U. vоn, Zeus, в сб.: Vorträge der Bibliothek Warburg, В.- Lpz., 1926; Sjövall Н., Zeus im altgriechischen Hauskult, Lund, 1931; Nilssоn М. P., Vater Zeus, «Archiv für Religionswissenschaft», 1938, Bd 35, № 1-2, S. 156-71; Aеbli D., Klassischer Zeus, Münch., 1971; Кеrеnуi К., Zeus und Hera, Leiden. 1972 (Studies in the history of religions, Suppl. to «Numen», № 20); Simon Е., Der frühe Zeus, в сб.: Acta ot the 2-nd International Colloq. on Aegean Prehistory, 1972. А. Ф. Лосев. До нас дошли культовые статуи З., изображающие его на троне со всеми атрибутами власти. В числе произведений античной пластики: «З. Отриколи», многочисленные рельефы [на восточном фронтоне Парфенона — сцена «Рождение Афины из головы З.»; на фризе Парфенона — сцена «Панафинейское шествие» (З. среди олимпийцев); на восточном фризе Пергамского алтаря сцена «Битва З. с гигантами» и др.].В живописи 16-18 вв. особой популярностью пользовались сцены, связанные с мифами о Данае, Европе, Ио, Леде. В этот же период распространены были и такие сюжеты, как «Юпитер со спящей Антиопой» (картины Корреджо, Тициана, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Я. Йорданса, Рембрандта и др.), «Юпитер и Каллисто» (картины П. П. Рубенса, Н. Пуссена, Ф. Буше и др.), «Юпитер и Семела» (картины Тинторетто, Б. Спрангера, Гверчино и др.). Случаи обращения к мифу в европейской пластике единичны (Я. Сансовино и др.).

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Зевс с Молнией 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Зевс с Молнией 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Зевс и Гигант Порфирион 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Европа и Зевс в роли быка 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Европа и Зевс в образе быка 4 век до н.э.

Апулийская вазопись Леда и Зевс в образе лебедя 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Даная и Зевс в роли Душа 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Европа и Зевс в образе быка 5 век до н.э.

Вазопись Даная и Зевс в роли Душа 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гера, Зевс, Ника, Афина 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гера, Зевс, Афина 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Афродита и Зевс 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Рождение Диониса, Зевсом 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Оры, Зевс, Гера 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Геба или Ирида, Зевс, Гера 5 век до н.э.

Вазопись Тифон и Зевс 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ганимед и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ганимед и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ганимед и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ганимед и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ганимед и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ганимед и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ганимед и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ганимед, Зевс, Гестия 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Нимфа Эгина и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Нимфа Эгина и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ирида и Зевс 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фемида, Зевс, Гермес, Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Эос, Фетида, Зевс, Психостазия 5 век до н.э.

Вазопись Прометей или Зевс и Орел 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ника и колесница Зевса 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Европа Зевс и бык. Антиохия 2-й — 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Европа и Зевс как Бык. Спарта

Греко римская мозаика Европа и Зевс как Бык. Aplomata

Греко римская мозаика Леда и Зевс как Лебедь. Куклия. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Леда и Зевс как Лебедь. Испания.

Греко римская мозаика Антиопа и Зевс в образе сатира. Зевгма. 1-2 в н.э.

Греко римская мозаика Антиопа и Зевс в образе сатира. Зевгма.

Греко римская мозаика Антиопа и Зевс в образе Быка. Арль. 1-2 в н.э.

Греко римская мозаика Антиопа и Зевс в образе Быка. Стабии. 1 в н.э.

Греко римская мозаика Ганимед и Зевс в образе орла. Гадрумет

Греко римская мозаика Ганимед и Зевс в образе орла. Пафос. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Ганимед и Зевс в образе орла. Рим

Греко римская мозаика Ганимед и Зевс в образе орла. Антиох. 4 век н.э.

 

Греко римская фреска Европа и Зевс в роли Быка. Помпеи. 1 век до н.э.

 

Греко Римская скульптура — Зевс. Юпитер

 

Греко Римская скульптура — Зевс Юпитер

 

Греко Римская скульптура — Зевс Юпитер Вероспи

 

Греко Римская скульптура — Зевс Юпитер Тонанс

 

Греко Римская скульптура — Зевс Юпитер

 

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

 

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

 

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

 

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

 

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

 

Вазопись Майя, младенец Гермес, Аполлон 6 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Кронос, Рея, Камень Омфал 5 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Рождение Диониса 5 век до н.э.

 

Апулийская вазопись Рождение Диониса 4 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Гея, Афина, Эрихтоний 5 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Аргус Паноптес, Гермес 5 век до н.э.

 

Вазопись Жертвоприношение Алкмены 4 век до н.э.

 

Чернофигурная вазопись Арес, Кикн, Геракл 6 век до н.э.

 

Чернофигурная вазопись Геракл Афина и Зевс 6 век до н.э.

 

Греко римская мозаика Юпитер как четверг. Орбе. 3-й век н.э.

 

Греко римская мозаика Европа и Астипалея. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология