Демон (Даймон)

ДЕ́МОН (Δαίμων), в греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, он молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает. В этом образе очевидны рудименты т. н. внезапного преанимизма (по терминологии Г. Узенера, демон — не что иное, как «бог данного мгновения»). Иногда олимпийские боги тоже называются демонами, но только в обобщённо-неопределённом смысле или в случае, когда бог не проявил себя индивидуально и скрывает своё имя. Демон непосредственно воздействует на человека, готовит беду, прельщает, насылает беды, зловещие сны. Демон направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, часто катастрофическим. Демон вызывает неожиданно ту или иную мысль. Иной раз демон действует благодетельно, встречается эпитет ὀλβιοδαίμων, «счастливодемонический». Демон приравнивается к судьбе, все события человеческой жизни находятся под его влиянием. Есть демон рождения, демон добра и зла, характер человека — его демон, каждому человеку в жизни достаётся свой демон. Демоны мыслятся также низшими божествами, посредниками между богами и людьми. У Гесиода поколение «золотого века» после своего исчезновения превратилось в «благостных демонов», которые охраняют людей и взирают на правые и неправые дела. В римской мифологии демону соответствует гений.

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гесиод. Теогония. 211. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой [Разрушение и Смерть].
Смерть родила она также [Танатос], и Сон [Гипнос], и толпу Сновидений [Ониры].
[Мрачная Ночь, ни к кому из богов не всходивши на ложе,]
Мома [Насмешку] потом родила и Печаль [Ойзис], источник страданий,

И Гесперид, — золотые, прекрасные яблоки холят
За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр [Судьбу] родила она также и Кер [Души умерших], беспощадно казнящих.
[Мойры — Клофо именуются, Лахесис, Атропос. Людям
Определяют они при рожденье несчастье и счастье.]

Тяжко карают они и мужей и богов за проступки,
И никогда не бывает, чтоб тяжкий их гнев прекратился
Раньше, чем полностью всякий виновный отплату получит.
Также еще Немесиду [Месть], грозу для людей земнородных,
Страшная Ночь родила, а за нею — Обман [Апата], Сладострастье [Филотес],

Старость [Герас], несущую беды, Эриду [Соперничество и Раздор] с могучей душою.
Грозной Эридою Труд порожден утомительный [Понос], также
Голод [Лимос], Забвенье [Лета] и Скорби [Альгея], точащие слезы у смертных,
Схватки жестокие[Hysminai], Битвы[Махай], Убийства [Φονος], мужей Избиенья[Андроктасяй],
Полные ложью слова [Neikea], Словопренья [Псевдея], Судебные [Логосы] Тяжбы [Амфиллогий],

И Ослепленье души с Беззаконьем [Дисномия], родные друг другу,
И, наиболее горя несущий мужам земнородным,
Орк, наказующий тех, кто солжет добровольно при клятве [Хоркос].

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 17. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

Эфир и День, и их братья и сестры, которые древними генеалогами62, именуются: Любовь, Обман, Страх, Труд, Зависть, Рок, Старость, Смерть, Мрак, Несчастье, Жалоба, Милость, Коварство, Упрямство, Парки, Геспериды, Сны, и которые все, как считают, рождены от Эреба63 и Ночи? Так что или и этих чудовищ до́лжно считать богами, или тех, кого мы назвали первыми, не считать”.

 

Орфический гимн LXXIII. Демону (фимиам, манна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 247) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

Демона я, предводителя, страх наводящего, кличу,

Дия Милихия, демона — жизни дарителя смертным,

Зевса великого, всепородителя, многоскитальца,

Мстителя зла, всецаря, дарящего щедро богатством!

Всякий дом, куда он ни вступит, цветет изобильем,

И от него же дома несчастливцев хиреют и чахнут.

Счастья и горя ключи у тебя ведь, блаженный, хранятся.

Ныне, святой, отгони далеко многостонные скорби,

Все, что ни есть на земле несущего в жизнь разрушенье!

Нам уготовь для сладостной жизни благую кончину!

 

 

Оцените статью
Античная мифология